Слайд 1Мониторинг качества образования
Методология оценочных процедур и экспертизы.
Слайд 2Квалиметрия образования.
Квалиметрия – наука об измерении и оценке качества в
системе наук об обществе, природе, человеке.
Квалиметрия человека - основа
квалиметрии образования. Идеал качества человека («образ качества человека») определяет идеал качества образования (Субетто А.И., 2006).
Слайд 3Иван Александрович Ильин
«…И готовить восстановление России – значит прежде
всего готовить самого себя к качественному служению Родине, готовить свой
характер, свой разум, свое чувство, свою волевую идею. Имя этой идеи – русское качество».
Слайд 4Проблемы квалиметрии человека
антропотипологии как «ядерную проблему» квалиметрии человека
квалиметрия здоровья
квалиметрия интеллекта
популяционная
квалиметрия
квалиметрия человека-профессионала
социальная квалиметрия
Слайд 5Принципы квалиметрии
Методы, приемы и средства оценивания качества продукции должны учитывать
интересы как потребителей, так и производителей
Приоритет в выборе определяющих показателей
для оценки качества продукции всегда на стороне потребителей
Слайд 6Принципы квалиметрии
Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без
наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих
свойств и качества в целом
Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего уровня, определяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.
Слайд 7Принципы квалиметрии
Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей
Обычно оценивается
качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с
ее назначением.
Слайд 8Главное противоречие квалиметрии человека и образования
Противоречие между социал-дарвинистской (рыночно-конкурентной) и
кооперационной (программно-нормативной, солидаристской) моделями качества человека и качества образования.
М. Е.
Кельмович против «критерия успешности» идеи «получения преимущества одного человека над другим». Образование должно гарантировать становление «Человека в Человеке».
И. А. Колесникова о значении гуманитарной парадигмы в обеспечении качества образования.
С.Л. Братченко о значении гуманитарной экспертизы образования.
Слайд 9К. Д. Ушинский
« Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
надо прежде всего знать его во всех отношениях … каков
он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями»
Слайд 10Сущность человеческого качества
Индивид – представитель рода человеческого
Личность – порождение социокультурного
контекста, « социализированный индивид»
Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания,
« активный деятель»
Индивидуальность – отражение уникальности, неповторимости человека в сочетании индивидных, личностных, субъектных проявлений
Слайд 12Гуманитарная экспертиза по С. Л. Братченко
Гуманитарная экспертиза образования (ГЭО) -
это особый, гуманистический по своим ценностям и гуманитарный по своей
методологии, способ познания педагогической реальности с целью выявления и осмысления гуманитарно-гуманистических аспектов ("человеческого измерения") конкретных образовательных ситуаций.
Слайд 13Особенности ГЭО
Изучение действительности с точки зрения человека и во имя
человека, это попытка увидеть мир в его « человеческом измерении»
Важным
является не столько выявление фактов, сколько изучение отношения к этим фактам, смысл, который они приобретают для человека
Смещение акцента с выведения общих законов на поиск индивидуального, особенного
Критерием оценки является не соответствие эталонам, а глубина постижения (проблема валидности экспертизы»)
Признание сложности, противоречивости, неисчерпаемости, и постоянной изменчивости человеческого в человеке
Слайд 14Проблемы оценивания
И. А. Зимняя (1993) – самооценивание субъекта учебного процесса
как «интериоризированная внешняя оценка»
Теория зеркала А. Смита, К. Маркса.
Положение Л.
С. Выготского
Разграничение «самооценивания» как процесса и «самооценки» как личностного результата
Утверждение связи самооценки человека и уровня его притязаний, где реалистичность последнего соотносится с адекватностью первого»
Слайд 15Опросники
Группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов
и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.
Регламентация,
объективизация процедуры обследования;
Стандартизация;
Надежность;
Валидность;
Недостатки – «прозрачность», т.е. возможность сильного эффекта социальной желательности.
.
Слайд 16Методы гуманитарной экспертизы
Основные
Беседа
Наблюдение
Групповая дискуссия
Игровые методы
Герменевтические методы
Дополнительные
Тесты
Эксперимент
Стандартизованные
опросы
Слайд 17«Идеальный эксперт» по Братченко С. Л.
Личностные качества (личностная зрелость,
порядочность, нравственная зрелость, креативность, толерантность, способность к децентрации, наблюдательность, корректность,
тактичность, деликатность, независимость, принципиальность)
Коммуникативная компетентность
Методологическая и методическая грамотность
Профессиональная подготовка
Практический опыт работы в образовании.
Слайд 18Этапы проведения мониторинговых исследований
1 этап – подготовительный (постановка цели, определение
объекта, установка сроков проведения, изучение соответствующей литературы, изучение имеющегося опыта,
разработка инструментария для проведения мониторинга)
2 этап – практическая часть мониторинга (сбор информации)
3 этап – систематизация полученной (информации, анализ имеющихся данных, разработка рекомендаций и предложений).
Слайд 19Проблемы распространения мониторинговой информации
Неверие в возможности мониторинга, обращение к нему
лишь в качестве дани «моде» или по указанию «свыше»
Преувеличенное представление
руководителя о собственной информированности во всех областях
Принятие решений на основе наиболее доступной информации, невосприимчивость к информации, противоречащей или не совпадающей с наиболее доступной
Ориентация на ограниченный круг источников информации, чрезмерное доверие только им
Лень и безынициативность руководителя
Нечеткость в понятиях, применяемых при составлении заданий мониторинга, нечеткость в целях и результатах
Футурофобия – боязнь заглянуть в будущее
Психологическая установка руководителя на благоприятные результаты
Боязнь новых проблем, которые придется решать.
Слайд 20Библиография
Субетто А. И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление,
развитие, проблемы и перспективы. – М.,2006.
Баева И. А. Психологическая безопасность
в образовании: Монография. – СПб.,2002.
Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования: Учебное пособие., Владивосток, 2004.
Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М..1999.