Разделы презентаций


Моральные дилеммы цифровой эпохи

Содержание

Дилемма -  умозаключение, содержащее два исключающих друг друга положения, не допускающих возможности третьего Моральная или этическая дилемма – это ситуация, ставящая под сомнение мораль человека (так как вынуждает его согласиться с чуждыми ему моральными принципами): «Допустимо

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Моральные дилеммы цифровой эпохи

Моральные дилеммы цифровой эпохи

Слайд 2Дилемма -  умозаключение, содержащее два исключающих друг друга положения, не допускающих возможности третьего

Моральная или этическая дилемма – это ситуация, ставящая под сомнение мораль человека

(так как вынуждает его согласиться с чуждыми ему моральными принципами): «Допустимо ли спасти множество жизней ценой одной?». Что более важно и ценно?
Дилемма -  умозаключение, содержащее два исключающих друг друга положения, не допускающих возможности третьего Моральная или этическая дилемма – это ситуация, ставящая

Слайд 3Философская аксиология– раздел философии, предметом которого являются ценности (с греч.

аксио – ценность). и т.д.
Основные представители: М.Шелер, В.Дильтей, Ф.Ницше,

М.Хайдеггер, А.Маслоу, Э.Тоффлер и т.д.
Ценность – это все, что для нас важно
Ценность не находится в объекте, она формируется в сознании субъекта и выражает его устойчивое отношение к предмету
Ценности нужны, чтобы усовершенствовать социальную реальность. Это регулятив
Важнейшие из них - Мораль и нравственность
Философская аксиология– раздел философии, предметом которого являются ценности (с греч. аксио – ценность). и т.д.  Основные

Слайд 4Зачем нужны мораль, нравственность?
Человек ориентируется на высший смысл, личность

самосовершенствуется
(Б. Спиноза, Л. Толстой)
Межчеловеческие отношения упорядочиваются и гармонизируются
(Т.

Гоббс, французские просветители, К. Маркс)
Человек и общество обретают целостность и счастье
(Аристотель)
Зачем нужны мораль, нравственность? Человек ориентируется на высший смысл, личность самосовершенствуется (Б. Спиноза, Л. Толстой) Межчеловеческие отношения упорядочиваются

Слайд 5Этика (с др.-греч. «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования

которой являются нравственность и мораль
Мораль (с лат. moralitas, термин введён

Цицероном от лат. mores «общепринятые традиции») — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, добре и зле; совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Это внешняя система регуляции поведения на основании должного
Нравственность — это внутренняя система регуляции человеческого поведения на основании должного
Нравственная норма – правило поведения, обязательный для всех нравственный закон



Этика (с др.-греч. «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль Мораль (с

Слайд 6Основные этические направления

Основные этические направления

Слайд 7Источник морального
поведения
Гетерономная
теория
Автономная
теория
Источник морали – вне самой морали

а) природа;


б) общественные отношения;
в) Бог.

Источник морали – в ней самой.
Автономия, самозаконность
морали

делают ее независимой
от внешних принципов
Источник моральногоповеденияГетерономная теорияАвтономнаятеория Источник морали – вне самой моралиа) природа; б) общественные отношения;в) Бог.Источник морали – в

Слайд 8Гетерономная теория (1)
Может ли быть Природа источником морали? А образцом?
Франц

де Вааль
Франц де Вааль : может, ведь наблюдения за приматами


показывают наличие у них сложного социального поведения,
включающего в себя действия по сохранению группы. Мораль
эволюционно обусловлена.

«Мы — млекопитающие, то есть животные, отмеченные чувствительностью к эмоциям друг друга»

Гетерономная теория (1)Может ли быть Природа источником морали? А образцом?Франц де ВаальФранц де Вааль : может, ведь

Слайд 9Гетерономная теория (2) Общественные отношения как источник морали
1. Исторический материализм К.Маркса

и Ф.Энгельса. Мораль является надстроечной подсистемой в системе ОЭФ. Мораль

выражает доминирующий в обществе способ производства, всегда имеет классовый характер
2. Контрактарианизм. Источником моральных норм и легитимных политических институтов является социальный контракт — взаимовыгодное соглашение индивидов, рационально оценивающих выгоды и риски, и заинтересованных в достижении максимального результата в своей деятельности (теории общественного договора Т.Гоббса, Дж.Локка)
Гетерономная теория (2) Общественные отношения как источник морали 1. Исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Мораль является надстроечной

Слайд 10Гетерономная теория (3)
Трансцендентная мораль (источник - Бог, Абсолют)

Гетерономная теория (3)Трансцендентная мораль (источник - Бог, Абсолют)

Слайд 11Автономная мораль: этика И.Канта
1. Мораль автономна. Мораль никому и ничему

не служит, но служение моральному долгу освобождает и придает человеку

достоинство.

2. Мораль безусловна. «Не лги» - означает «не лги никому и никогда»
3. Нравственный поступок — поступок, совершенный из чувства морального долга.
4. Категорический императив — безусловное моральное правило, основной нравственный закон. Он гласит:
а) «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы все поступали всегда».
б) «Относись к другому как к цели, а не как к средству».

5. Моральные нормы избыточны по отношению к миру.
Сама их абсолютность свидетельство их «сверхъестественности». Их источником может быть только Бог.

«Две вещи наполняют душу все новым восхищением и благоговением, чем чаще и пристальнее я о них раздумываю: звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Автономная мораль: этика И.Канта1. Мораль автономна. Мораль никому и ничему не служит, но служение моральному долгу освобождает

Слайд 12Каждый нравственный поступок может быть проанализирован с разных позиций

Каждый нравственный поступок может быть проанализирован с разных позиций

Слайд 13Этический акт
Действие
Субъект
Результат
Хочу блага
Делаю благо
Достигаю блага

Этический актДействиеСубъект РезультатХочу благаДелаю благоДостигаю блага

Слайд 14Основные этические модели (1)
Этика добродетели (Аристотель, Г.Энском, А.Макинтайр) - подход,

который придает особое значение добродетелям и моральному характеру; указывает на

то, каким должен быть человек, чтобы реализовать должное и правильно себя вести

Основные этические модели (1)Этика добродетели (Аристотель, Г.Энском, А.Макинтайр) - подход, который придает особое значение добродетелям и моральному

Слайд 15Основные этические модели (2)
Этика поступка - деонтология (с греч. обязательство,

долг). (И.Кант) Делай что должно и будь, что будет.  Это

концепция этического поведения, которая подчеркивает необходимость осуществить действие потому, что оно является правильным, несмотря на ее последствия.

Основные этические модели (2)Этика поступка - деонтология (с греч. обязательство, долг). (И.Кант) Делай что должно и будь,

Слайд 16Основные этические модели (3)
Этика результата (консеквенциализм - с лат. консеквент  —

«следствие, вывод, результат») И.Бентам, Дж.Милль - теория этики, в соответствии

с которой людям следует выбирать действия, исходя из ожидаемых последствий этих действий. «Цель оправдывает средства»
Утилитаризм (с лат. utilis — полезный) — направление в этике , согласно которому моральная  ценность поступка определяется его полезностью. Критерием морали должно служить достижение большей пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья

Основные этические модели (3)Этика результата (консеквенциализм - с лат. консеквент  — «следствие, вывод, результат») И.Бентам, Дж.Милль - теория

Слайд 17Возможные основания нормативной морали в цифровую эпоху.
1. ВОЗМОЖНА ЛИ ВООБЩЕ

НОРМАТИВНАЯ МОРАЛЬ?

2. НОВЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ

Возможные основания нормативной морали в цифровую эпоху.1. ВОЗМОЖНА ЛИ ВООБЩЕ НОРМАТИВНАЯ МОРАЛЬ? 2. НОВЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ

Слайд 18ВОЗМОЖНА ЛИ НОРМАТИВНАЯ МОРАЛЬ?
Золотое правило нравственности
а)

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

б) «Не делайте другим того, чего не хотите себе».
Категорический императив Иммануила Канта
а) «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы все поступали всегда».
б) «Относись к другому как к цели, а не как к средству».
«Тройственная теория» Дерека Парфита
Универсальные моральные принципы должны соответствовать следующим критериям:
1) это принципы, признания которых желают все люди постольку, поскольку они разумны;
2) это принципы, следование которым приводит к тому, что дела идут лучше;
3) это принципы, которые нельзя рационально отвергнуть.

ВОЗМОЖНА ЛИ НОРМАТИВНАЯ МОРАЛЬ?     Золотое правило нравственностиа) «Относись к людям так, как хочешь,

Слайд 19Новые моральные вызовы ( о необходимости «морали 2.0»)
«Антропологические» вызовы, связанные

с размыванием гуманистической идеологии в связи с развитием технологий: проблема

делегирования морального поведения (вагонеткология, дроны); размытость «субъектности». Кто «моральный субъект»?
Изменение форм и принципов сетевого поведения (Интернет — зона свободы или зона контроля? Но растет и стремление поставить поведение человека в сети под контроль (деанонимизация; поисковые алгоритмы; манипулирование мнением;. Что хуже: свободный тролль или тролль на службе власти?
«Конец работы» и появление многомиллионного неработающего класса: людей, лишенных какой бы то ни было экономической, политической и даже культурной ценности
Новые формы социального неравенства (цифровые)
Интернет – сфера свободы или сфера контроля?
Биоэтика (допустимо ли редактирование генома человека?). Новые формы неравенства
Моральные аспекты взаимоотношений человека с машинами («А почему бы не вступить в брак с роботом?»). Надо ли соблюдать права роботов? Может ли робот быть депутатом или министром? А президентом?
Моральное решение зависит от обстоятельств (ситуация)




Вопрос делегирования машине морального выбора уже актуален. Развитие технологий беспилотных машин ставит вопрос о том, как «передать» им нашу способность делать моральный выбор в сложной ситуации. Каким моральным правилом должна руководствоваться машина? Деонтология или Консеквенциализм?


Новые моральные вызовы  ( о необходимости «морали 2.0»)«Антропологические» вызовы, связанные с размыванием гуманистической идеологии в связи

Слайд 20Мысленный эксперимент в этике, впервые сформулированный в 1967 году английским

философом Филиппой Фут.

Мысленный эксперимент в этике, впервые сформулированный в 1967 году английским философом Филиппой Фут.

Слайд 21Проблема вагонетки №2
Джудит Томпсон

Проблема вагонетки №2Джудит Томпсон

Слайд 22Как решить этическую (моральную) дилемму?

Самая большая

проблема этической дилеммы состоит в том, что она не предлагает

очевидного решения, которое соответствовало бы моральным нормам.
Опровергнуть дилемму: необходимо тщательно проанализировать ситуацию. В некоторых случаях существование дилеммы может быть логически опровергнуто;
Определить ценность: необходимо выбрать альтернативу, которая предлагает большее добро и меньшее зло;
Попытаться найти альтернативные решения: в некоторых случаях проблема может быть пересмотрена, и могут возникнуть новые альтернативные решения.

 
 

Как решить этическую (моральную) дилемму?    Самая большая проблема этической дилеммы состоит в том, что

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика