Слайд 1
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Юридический факультет.
Прокуратура Российской Федерации.
Слайд 2Содержание
Нормативные правовые акты регулирующие деятельность прокуратуры.
Понятие и сущность.
Принципы и основные
направления деятельности.
Структура.
Полномочия.
Порядок назначения, и требования предъявляемые к лицам, назначаемым на
должности прокуроров.
Слайд 3Нормативные правовые акты регулирующие деятельность прокуратуры.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 -ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016)
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.03.2016)
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 05.04.2016)
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016)
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.05.2016)
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации»
Слайд 4Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 733 «О медицинском освидетельствовании
лиц на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу
в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника» (вместе с «Правилами проведения медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника»)
Указ Президента РФ от 21.11.2012 № 1563 (ред. от 13.07.2015) «О классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации»)
Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 25.07.2014) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»)
Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 № 276 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации»
Приказ Генпрокуратуры России от 28.12. 2009 №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»
Приказ Генпрокуратуры РФ от 03.01.1996 № 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Научно-консультативного совета»
Приказ Генпрокуратуры России от 08.04.2016 № 209 «О порядке сообщения федеральными государственными служащими органов и организаций прокуратуры Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (вместе с «Положением о порядке сообщения федеральными государственными служащими органов и организаций прокуратуры Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»)
Слайд 5Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 02.07.2015)
«О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»
Приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2013 №127 «О распределении обязанностей между руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации»
Приказ Генпрокуратуры России от 15.05.2010 №209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции»
Приказ Генпрокуратуры РФ от 03.11.1999 № 82 «О Присяге прокурора (следователя)»
Приказ Генпрокуратуры России от 22.11.2013 № 506 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора»
Приказ Генпрокуратуры России от 09.11.2009 № 983-к (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении Инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации»
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (ред. от 09.12.2015) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»
Приказ Генпрокуратуры России от 20.06.2012 № 242 (ред. от 22.04.2015) «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации»
Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах военной прокуратуры (утв. приказом Генпрокуратуры России от 18.03.2013 № 70)и др.
Слайд 6Понятие и сущность.
Прокуратура Российской Федерации-это единая федеральная централизованная система органов,
осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации
и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений и не относится ни к одной из ветвей власти.
Слайд 7Принципы прокуратуры РФ
(ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Принцип единства
и централизма
Принцип единства означает, что перед всеми органами прокуратуры стоит
общая цель обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Централизация системы органов прокуратуры заключается в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Принцип независимости
Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, чтобы воспрепятствовать полному и объективному расследованию дела преследуется в уголовном порядке (ст. 294 УК РФ).
Слайд 8Принцип гласности
Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой
это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и
свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне .
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации.
Кроме того, реализация названного принципа прокурорского надзора закреплена в п. 7 ст. 12 ФЗ «О прокуратуре РФ». Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению.
Принцип законности
Принцип законности означает, что деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона и иерархичности права, соблюдение установленных Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, установленного порядка поддержания законности в деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан РФ.
Слайд 9Основные направления деятельности прокуратуры РФ.
В соответствии с п.
2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуратура РФ осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Слайд 10надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов
администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Участие в правотворческой деятельности.
Слайд 11Основные функции надзорной деятельности прокуратуры.
Надзор за исполнением законов
(Глава 1 Раздела
3 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Предмет надзора:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Слайд 12Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
(Глава 2
Раздела 3 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Предмет надзора:
соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Слайд 13
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание
и предварительное следствие.
(Глава 3 Раздела 3 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Предмет надзора:
соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Слайд 14Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание
и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу.
(Глава 4 Раздела 3 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Предмет надзора:
законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Слайд 15Акты прокурорского реагирования.
Постановление (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Прокурор, исходя
из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о
возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Протест (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Слайд 16Представление (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Представление об устранении нарушений
закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному
лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.
Предостережение (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Слайд 17Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
В ФЗ «О
прокуратуре РФ» (ст. 35, 36, 39) отмечено, что прокурор имеет
право:
- участвовать в рассмотрении дел судами;
- осуществлять уголовное преследование в суде;
- выступать в качестве государственного обвинителя в суде;
- обратиться в суд с заявлением о признании правовых актов должностных лиц незаконными и, следовательно, недействующими, с исковыми заявлениями с целью защиты материальных и иных интересов отдельных граждан, групп населения или юридических лиц;
- вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законных интересов общества или государства;
- Генеральный прокурор РФ имеет право участвовать в заседаниях Верховного Суда РФ;
- за Генеральным прокурором РФ закреплено также право обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нарушением или возможностью нарушений конституционных прав и свобод граждан примененным или подлежащим применению каким-либо законом; См. также разд. 1.5.
- обжаловать в вышестоящий суд не вступившее в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда;
- обжаловать вступившие в законную силу решение, приговор, определение или постановление суда по любому делу;
- Генеральный прокурор РФ имеет право обратиться с представлением в Пленум Верховного Суда РФ о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам (ст. 39). Участвуя в судопроизводстве по конкретным делам, прокурор реализует ряд организационных полномочий, полномочий по ведению судебного следствия, участию в кассационной, апелляционной и надзорной инстанции и ряд других, предусмотренных нормами процессуального законодательства.
Слайд 19Генеральная прокуратура РФ:
В соответствии с ст. 14 ФЗ
«О прокуратуре РФ»,
Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской
Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.
Слайд 20Структура Генеральной прокуратуры РФ:
Слайд 21Генеральный прокурор РФ.
Генеральный прокурор Российской Федерации —это высшее должностное
лицо в системе российской прокуратуры. Назначается на должность и освобождается
от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.
Генеральный прокурор руководит системой Прокуратуры и непосредственно возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Он назначает на должность прокуроров городов и районов, а также иных приравненных прокуроров Российской Федерации.(С 1нваря 2020 г. Не назначает а вносит представление Президенту России о кандидатах, которые достойны занимать должность прокуроров городов и районов, а также иных приравненных прокуроров Российской Федерации.)
В настоящее время должность Генерального прокурора Российской Федерации занимает Чайка Юрий Яковлевич – действительный государственный советник юстиции.
Слайд 22Порядок назначение на должность Генерального прокурора РФ.
В соответствии с ст.
12 ФЗ «О прокуратуре РФ»,
1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается
на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
1.1. На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона.
2. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации приносит следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства".
Слайд 235. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации 5 лет.
5.1. Одно
и то же лицо может быть назначено на должность Генерального
прокурора Российской Федерации неоднократно. На Генерального прокурора Российской Федерации не распространяется установленный настоящим Федеральным законом предельный возраст нахождения на службе.
6. Сообщение о назначении Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.
7. Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
Слайд 24Порядок освобождения от должности.
Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора
Российской Федерации рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента Российской
Федерации.
1. Рассмотрение вопроса об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с выступления Президента Российской Федерации либо по его поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации. Затем слово предоставляется председателям, первым заместителям председателей или заместителям председателей Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности для оглашения заключений комитетов.
2. При рассмотрении вопроса об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации может присутствовать Генеральный прокурор Российской Федерации, которому по его просьбе предоставляется слово.
3. В ходе обсуждения члены Совета Федерации задают вопросы Президенту Российской Федерации или полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации, докладчикам от Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Генеральному прокурору Российской Федерации, высказываются за освобождение или против освобождения Генерального прокурора Российской Федерации от должности (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 173-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ).
Слайд 25
4. Если предложение Президента Российской Федерации об освобождении от должности
Генерального прокурора Российской Федерации не получит при голосовании большинства голосов
от общего числа членов Совета Федерации, оно отклоняется. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.
5. Генеральный прокурор Российской Федерации считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за освобождение его от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.
6. Освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации, которое публикуется в печати (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 607-СФ).
7. Генеральный прокурор Российской Федерации считается освобожденным от должности с момента принятия Советом Федерации соответствующего постановления.
Слайд 26Причины освобождения от должности.
Служба в органах и организациях прокуратуры прекращается:
а)
при личном заявлении об увольнении.
б) достижения предельного возраста Предельный возраст
нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и организациях прокуратуры - 65 лет. Предельный возраст нахождения на службе прокурорских работников, назначаемых Президентом Российской Федерации или по его представлению, - 70 лет.
в) прекращения гражданства Российской Федерации;
г) нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника;
д) заболевание одной из болезней или приобретение физического порока, предусмотренных частью 2 статьи 33 настоящего Закона.
е) прекращение возбужденного в отношении прокурора уголовного дела.
Ё)в случае нарушения закона.
Ж)разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
З)утраты доверия в соответствии со статьей 41.9 настоящего Федерального закона;
Слайд 27Полномочия Генерального прокурора РФ.
В соответствии с ст. 17 ФЗ «О
прокуратуре РФ»,
1. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской
Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры.
3. Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры Российской Федерации (далее - научные и образовательные организации прокуратуры), а также директоров филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей.
4. Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом.
Слайд 28Права и обязанности.
Как и у любого должностного лица, права и
обязанности Генпрокурора имеют четко очерченные границы. В число компетенций генерального
прокурора РФ входят:
На основании ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществлять полное руководство органами и подразделениями прокуратуры.
Реорганизовывать, образовывать и ликвидировать учреждения, органы прокуратуры, определять их компетенцию и статус.
Утверждать план проведения комплексных проверок, относительно деятельности прокуратуры субъектов или специализированных прокуратур, время приема граждан заместителями, начальниками главных управлений генпрокуратуры, а также план работы Генпрокуратуры и ее коллегии.
Принимать решение о выдаче лиц, являющихся иностранными гражданами или без гражданства, находящихся на российской территории и обвиняемых в совершении какого-либо преступления. Сюда также относятся ситуации, когда лицо уже осуждено на территории иностранного государства.
Перекладывать ряд функций на органы военной прокуратуры в те регионы, где осуществление полномочий гражданской невозможно, в том числе и за пределами нашей страны, где расположенные вооруженные силы РФ.
Устанавливать или менять порядок принятия прокурорами присяги.
Генеральный прокурор РФ имеет право участвовать в заседаниях Верховного Суда РФ;
- за Генеральным прокурором РФ закреплено также право обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нарушением или возможностью нарушений конституционных прав и свобод граждан примененным или подлежащим применению каким-либо законом; См. также разд. 1.5.
- обжаловать в вышестоящий суд не вступившее в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда;
- обжаловать вступившие в законную силу решение, приговор, определение или постановление суда по любому делу; -
Генеральный прокурор РФ имеет право обратиться с представлением в Пленум Верховного Суда РФ о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам (ст. 39).
Слайд 29Требования к кандидату.
Для того чтобы претендовать на должность генерального
прокурора РФ, кандидат должен отвечать требованиям, которые закреплены на законодательном
уровне:
Гражданство Российской Федерации.
Возраст старше 35 лет.
Высшее образование, которое получено в аккредитованном государственном образовательном учреждении по юридической специальности.
Стаж службы свыше 10 лет в органах прокуратуры при условии занимания должности с присвоением классного чина.
В органы и подразделения прокуратуры на государственную гражданскую службу не может поступить лицо, которое:
Является иностранным гражданином.
Было ранее судимым либо имеет ее на момент подачи заявления.
Ограниченно дееспособное или недееспособное.
Имеет решение суда о запрете на право занимания государственных должностей гражданской службы.
Имеет медицинское заболевание, которое не позволяет поступить на службу в подразделения и органы прокуратуры РФ.
Отказывается от мероприятий по оформлению допуска к секретным сведениям и относящимся к государственной тайне.
Слайд 30Нормативные акты, издаваемые генпрокурором.
Свои указания Генеральный прокурор РФ излагает в
виде: приказов,
инструкций, положений, указаний, распоряжений.
Регулирование вопросов деятельности прокуратуры России.
Определение порядка мер материального и социального обеспечения сотрудников прокуратуры и другие вопросы, которые регламентируются законом о прокуратуре. Основные вопросы, касающиеся организации надзора и управления в нижестоящих структурных подразделениях; контроля за соблюдением законов, и др. вопросы отражаются в приказах. Также в данном нормативном акте могут быть закреплены задачи для выполнения мероприятий по розыску людей. Более узкие вопросы, касающиеся деятельности работы подразделений, отражаются в указании. Это нормативный акт, который, к примеру, нацелен на улучшение внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля за исполнением отдельных вопросов и другие аспекты. Примечательно то, что с целью контроля за исполнением изложенных в нем указаний может быть проведена предварительная проверка. Обязательными для исполнения являются указания, которые касаются вопросов дознания, за исключением тех, которые требуют урегулирования на законодательном уровне. Кратковременные задачи излагают в виде распоряжений, они направлены на выполнение разовых поручений. С помощью положений регулируют статус подразделений и отделов всей системы российской прокуратуры. Четкое распределение обязанностей внутри каждого внутреннего подразделения, действий относительно совершения тех или иных мероприятий (например, о хранении документов, делопроизводстве, вещественных доказательств) излагается в инструкциях. Любой из вышеназванных нормативно-правовых документов публикуется в печати, издание «Законность».
Слайд 31Структура военной прокуратуры РФ:
Слайд 32Заместитель Генерального прокурора РФ
Главный военный прокурор
Коллегия (Главный военный прокурор, его
заместители и другие прокурорские работники по назначению Главного военного прокурора)
Помощники
по особым поручениям Главного военного прокурора
Управления:
Организационное управление
Управление надзора за исполнением законов органами военного управления
Управление надзора за исполнением законов при расследовании преступлений
И др.
Главный заместитель Главного военного прокурора
Заместители Главного военного прокурора
Отделы и иные подразделения: Канцелярия, Приемная, Служба обеспечения собственной безопасности, Финансовая служба, Административно-хозяйственное отделение, Аппарат Главного военного прокурора, Общий отдел, иные подразделения
Структура Главной военной прокуратуры (ст. 46.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Слайд 33Полномочия военных прокуроров:
В соответствии с ст. 47 ФЗ «О прокуратуре
РФ», военные прокуроры обладают следующими полномочиями:
участвовать в заседаниях коллегий, военных
советов, служебных совещаниях органов военного управления;
назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;
проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.
Слайд 34Прокуратуры субъектов РФ
(ст. 15 ФЗ «О прокуратуре РФ»):
Прокуратуры субъектов
Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры
возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Слайд 35Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской
Федерации, и приравненных к ним прокуроров.
В соответствии
с ст. 15. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»,
1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
3. Иные прокуроры - военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье - прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
Слайд 365. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных
к прокурорам субъектов Российской Федерации, - пять лет, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.
7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Президента Российской Федерации на срок не более шести месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.
8. Сообщения о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.
Слайд 37Полномочия прокурора субъекта РФ
В соответствии с ст.
18 ФЗ «О прокуратуре РФ»,
Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к
ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации,
издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками,
могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.
Слайд 38Прокуратуры городов и районов
В соответствии с ст. 16 ФЗ «О
прокуратуре РФ», прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные
и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности:
первого заместителя и заместителей прокуроров;
начальников отделов;
старших помощников прокуроров;
помощников прокуроров.
По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.
Слайд 39Полномочия Прокуратур городов с районным делением.
Прокуроры
городов с районным делением осуществляют надзор:
за исполнением законов городским органами местного
самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
за соблюдением прав и свобод человека и гражданина городскими органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами;
за исполнением законов городскими органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность;
за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов внутренних дел.
Слайд 40Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов и
районов, приравненных к ним прокуроров.
1. Прокуроры городов и районов,
приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.
2. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 27 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», и имеющий стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
3. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», моложе 27 лет либо имеющий стаж службы (работы) менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.
4. Срок полномочий прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
5. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров вправе продлить их полномочия на срок до пяти лет.
Слайд 41Структура специализированных прокуратур:
Слайд 42 Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров. (ст. 40.1
ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие
высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности и направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.
Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
имеет гражданство иностранного государства;
признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
имело или имеет судимость;
состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника.
Слайд 43Порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры.
Порядок медицинского освидетельствования, перечень заболеваний,
препятствующих поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и
исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.
Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого
на неопределенный срок
на срок не более 5 лет.
Лица, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее 5 лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев
увольнения по состоянию здоровья,
в связи с призывом на действительную военную службу,
увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет,
в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее - организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.
На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица,не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет.
На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица,не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет.
Слайд 44Предельный возраст.
(п. 2 ст. 43 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Предельный
возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников)
на службе в органах и организациях прокуратуры - 65 лет. Предельный возраст нахождения на службе прокурорских работников, назначаемых Президентом Российской Федерации или по его представлению, - 70 лет.
Решением руководителя соответствующего органа или организации прокуратуры допускается продление срока нахождения на службе работников, достигших предельного возраста и занимающих должности, указанные в статьях 14, 15 и 16 настоящего ФЗ «О Прокуратуре РФ. Однократное продление срока нахождения на службе в органах и организациях прокуратуры допускается не более чем на год.
Слайд 45Классные чины прокурорских работников
(Указ Президента РФ от 21.11.2012 №
1563 (ред. от 13.07.2015) «О классных чинах прокурорских работников органов
и учреждений прокуратуры Российской Федерации» )
младший юрист;
юрист 3 класса;
юрист 2 класса;
юрист 1 класса;
младший советник юстиции;
советник юстиции;
старший советник юстиции;
государственный советник юстиции 3 класса;
государственный советник юстиции 2 класса;
государственный советник юстиции 1 класса;
действительный государственный советник юстиции.
Лицам, назначенным на должность прокурорского работника по окончании юридического факультета образовательной организации высшего образования, присваивается классный чин юриста 3 класса.