Слайд 1МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ
Национальный открытый институт
Слайд 23 закона мотивации:
Поведение всех людей мотивировано
Вы не можете мотивировать других
людей
Человек руководствуется своими, а не Вашими, мотивами
Слайд 3МОТИВАЦИЯ ТРУДА
Мотивация труда - основной компонент самосознания работника, определяющий его
отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия
работы
Зная структуру мотивации, можно точнее предсказать, какие формы стимулирования будут наиболее эффективны для той или иной категории работников
Слайд 4СТИМУЛИРОВАНИЕ
СТИМУЛ – это предмет или явление, имеющие в данной ситуации
определенное значение для объекта управления, активизирующие его поведение в силу
положительно оцениваемого шанса и выгодности обладания ими (или избежания их) и способствующие достижению цели, поставленной субъектом управления
Слайд 5Типологическая концепция трудовой мотивации (В.И. Герчиков)
Слайд 6I квадрант. Рост организационной эффективности трудовой деятельности пропорционален степени удовлетворения
мотивационных ожиданий работника и ограничен только «естественными» пределами (максимально возможной
эффективностью для данных организационно-технологических условий)
Типологическая концепция трудовой мотивации
Слайд 7Типологическая концепция трудовой мотивации
II квадрант. Рост эффективности труда работника с
избегательной мотивацией принципиально ограничен:
1) заданием (нормативной величиной);
2) возможностью руководителя доказать
вину работника в случае невыполнения задания.
Слайд 8Типологическая концепция трудовой мотивации
III квадрант. Уровень деструктивных реакций работника обычно
ограничен и чаще всего сводится к пассивному трудовому поведению и
«работе по правилам» (сплошная линия). Однако, если в группе появляется сильный лидер, вступающий в конфликт с руководством организации (а им может быть только неудовлетворенный работник из IV квадранта), он способен увлечь за собой работников с избегательным типом мотивации и «разжечь» их до крайних форм деструктивного поведения, вплоть до полного разрушения организации (пунктирная линия).
Слайд 9Типологическая концепция трудовой мотивации
IV квадрант. Если организационные условия работы и
система стимулирования идут вразрез с мотивационными ожиданиями работника, велика вероятность
получения от него деструктивного трудового поведения, причем в достаточно резких формах. Однако, до разрушения организации дело скорее всего не дойдет.
Слайд 10Достижительные типы трудовой мотивации:
Инструментальная:
Цена (величина заработка и других благ), получаемая
в качестве вознаграждения за труд.
Заработанность получаемых денег.
Развитое социальное достоинство.
Слайд 11Достижительные типы трудовой мотивации:
Профессиональная:
Разнообразие, интересность, творческий характер работы.
Возможность проявить себя
и доказать, что он может справиться с трудным заданием, которое
не каждому посильно. Возможность профессионального совершенствования.
Самостоятельность в работе.
Развитое профессиональное достоинство.
Слайд 12Достижительные типы трудовой мотивации:
Патриотическая:
Убежденность в своей нужности для организации.
Участие в
реализации общего, очень важного для организации дела.
Общественное признание участия в
общих достижениях.
Слайд 13Достижительные типы трудовой мотивации:
Хозяйская:
Добровольно принятая на себя полная личная ответственность
за выполняемую работу.
Стремление к максимальной самостоятельности в работе (суверенитету). Неприязнь
к контролю.
Слайд 14Избегательный тип трудовой мотивации (люмпенизированный работник):
Базовые характеристики:
Стремление минимизировать свои трудовые
усилия.
Низкая цена рабочей силы (квалификация, ответственность, активность).
Расчет на «халяву» и
благосклонность руководителя.
Слайд 15Чтобы некоторый внешний предмет или явление могли быть стимулами, необходимо,
чтобы:
они могли удовлетворить какие-то актуальные и настоятельные (сильные) потребности объекта
управления;
работник знал условия получения этого стимула, высоко оценивал свой шанс выполнения этих условий и считал, что получаемое вознаграждение достойно совокупных затрат труда, времени, а также материальных и духовных (эмоциональных), связанных с его получением;
получение данного блага для работника было в настоящий момент более желанным, чем получение других, альтернативных (конкурентных) благ - обладание данным стимулом должно победить в борьбе мотивов.
Слайд 16Виды и формы стимулирования:
материальные денежные
материальные неденежные (натуральные)
моральные
организационные
забота
о работнике (патернализм)
участие в совладении и управлении
Слайд 18Набор (расстановка) и оплата труда
работников с различными типами мотивации
Слайд 19Набор (расстановка) и оплата труда
работников с различными типами мотивации