Разделы презентаций


Мотивация учебной деятельности подростка

Содержание

В подростковом возрасте происходит существенная перестройка мотивации учения. Формирование ценностных ориентаций, идеалов и установок, развитие самосознания и идентичности, личностное и предварительное профессиональное самоопределение, формирование устойчивых интересов подростка меняют характер мотивации учения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мотивация учебной деятельности подростка
Выполнила Ключникова Ю.А.
Группа 17НПП1

Мотивация учебной деятельности подросткаВыполнила Ключникова Ю.А.Группа 17НПП1

Слайд 2В подростковом возрасте происходит существенная перестройка мотивации учения. Формирование ценностных

ориентаций, идеалов и установок, развитие самосознания и идентичности, личностное и

предварительное профессиональное самоопределение, формирование устойчивых интересов подростка меняют характер мотивации учения в сторону все большей осознанности и произвольности. Принятие социальных значений и образование личностных смыслов учения находят выражение в целеобразовании и особенностях мотивации. Соотнесение мотивов и цели учебной деятельности определяет ее подлинный смысл для учащегося. На основе целеобразования возможны реализация актуальных и рождение новых мотивов учебной деятельности. Психологический механизм сдвига мотива на цель порождает новые смыслы учебной деятельности и детерминирует развитие учебной деятельности (А. К. Маркова).
В подростковом возрасте происходит существенная перестройка мотивации учения. Формирование ценностных ориентаций, идеалов и установок, развитие самосознания и

Слайд 3В мотивационной сфере в подростковом возрасте реализуются несколько векторов прогрессивного

развития мотивов. При адекватной организации учебной деятельности и развитии смыслов

учения меняется характер направленности учащегося на содержание учебной деятельности и происходит переориентация с результата на способ деятельности. В связи с предварительным профессиональным самоопределением возрастает личностная значимость учения и степень действенности мотива — из "только знаемых" мотивы учения трансформируются в "реально действующие" (А. Н. Леонтьев). Мотивы учения приобретают устойчивость и независимость от ситуации.

Мотивационная сфера подростка

В мотивационной сфере в подростковом возрасте реализуются несколько векторов прогрессивного развития мотивов. При адекватной организации учебной деятельности

Слайд 4Общая структура мотивации учения включает:
учебные (направленность на освоение новых знаний

и новых способов действий и компетенций) и познавательные мотивы, отвечающие

новым устойчивым познавательным интересам подростка, особенностью которых является "бескорыстность" и потому практически ненасыщаемость;
социальные мотивы, которые включают как широкие социальные мотивы стремление быть полезным обществу, мотив социального долга и ответственности, направленность на идеалы и социальные ценности, так и узкий позиционный мотив — стремление добиться одобрения и признания окружающих, "быть первым";

Структура мотивации учения

Общая структура мотивации учения включает:учебные (направленность на освоение новых знаний и новых способов действий и компетенций) и

Слайд 5мотив аффилиации — стремление к сохранению, созданию или восстановлению положительных

эмоциональных взаимоотношений с другими людьми в контексте учебной деятельности;
мотив социального

сотрудничества — направленность на способы взаимодействия, кооперации своих усилий с другими людьми в ходе учебной деятельности;
мотив саморазвития и самообразования — направленность на саморазвитие и постоянное усовершенствование способов овладения знаниями и компетенциями. Именно мотив саморазвития и самообразования следует рассматривать как новообразования мотивационной сферы подросткового возраста.

Структура мотивации учения

мотив аффилиации — стремление к сохранению, созданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми в контексте

Слайд 6Когда побудительную и смыслообразующую функцию начинает играть внешняя мотивация, это

негативно сказывается на результатах и характере учебной деятельности. Такими внешними

мотивами являются мотив материального вознаграждения, стремление получить хорошую отметку; стремление к безопасности и стабильности, когда подросток учится под давлением родителей, стремясь избежать наказаний или по "привычке"; престижные и статусные мотивы, когда учеба становится средством достижения высокого статуса и признанного лидерства в классе либо реализует стремление быть в центре внимания; мотив избегания неудач.

Мотивация достижения и мотивация избегания неудач

Когда побудительную и смыслообразующую функцию начинает играть внешняя мотивация, это негативно сказывается на результатах и характере учебной

Слайд 7В связи с потребностью в социальном признании и самоутверждении мотивация

достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания неудач начинают играть

все более значительную роль в регуляции учебной деятельности. Мотив стремления к успеху включается в мотивацию достижения наряду с мотивом избегания неудачи (стремление избежать чувства стыда и дискомфорта при неуспехе) (Д. Макклелланд).
В связи с потребностью в социальном признании и самоутверждении мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания

Слайд 8Можно выделить три основные стадии развития учебной деятельности и, соответственно,

три стадии развития ее мотивации:
освоение учащимися отдельных учебных действий, ситуационный

преходящий познавательный интерес и мотивация;
объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования.

Учебная деятельность

Можно выделить три основные стадии развития учебной деятельности и, соответственно, три стадии развития ее мотивации:освоение учащимися отдельных

Слайд 9Различные виды мотивов по-разному проявляются в поведении подростка во время

учебного процесса. Так, познавательный мотив выражается в том, как подросток

принимает учебную задачу, обращается ли к учителю за дополнительной информацией; учебно-познавательные мотивы — в инициативе и самостоятельности учащегося в поиске различных способов решения, в вопросах к учителю, попытках сопоставить разные способы решения; мотивы самообразования — в интересе к рациональной организации учебной деятельности и готовности сотрудничать с учителем и одноклассниками в этом вопросе. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником своей ответственности и готовности сидеть за домашними заданиями, пока они не будут выполнены несмотря на усталость и позднее время; узкие социальные — в стремлении к контактам со сверстниками в учебной деятельности, в помощи товарищам, предпочтении групповых форм учебной работы. При доминировании одного из видов мотивов можно наблюдать характерные особенности поведения учащихся. Выявлено, что мотивы саморазвития и самосовершенствования в младшем подростковом возрасте, как правило, сочетаются с мотивом достижения. Познавательный мотив часто является лишь средством самоутверждения и достижения успешного результата.
Различные виды мотивов по-разному проявляются в поведении подростка во время учебного процесса. Так, познавательный мотив выражается в

Слайд 10Система взаимоотношений подростков с учителями усложняется по сравнению с младшими

школьниками, на смену беспрекословной авторитетности педагогов приходит дифференцированное отношение к

ним - если младшие школьники автоматически выражали свое уважение к учителю, то в отношении подростков авторитет ему необходимо завоевать.
Если педагог не видит усилий подростков в сфере саморазвития, это сильно задевает их самолюбие и приводит к разочарованию.
Характер общения ученика основной школы с учителями и субъективное отношение к ним меняется в течение подросткового возраста.
Общение подростка с учителем может приобретать откровенно конфликтного характера, негативно влиять на общую производительность их взаимоотношений. При этом инициатором конфликта может стать каждый из субъектов взаимодействия.

Особенности взаимоотношений в системе «учитель - подросток»

Система взаимоотношений подростков с учителями усложняется по сравнению с младшими школьниками, на смену беспрекословной авторитетности педагогов приходит

Слайд 11Оптимальным стилем взаимодействия учителя с подростками является демократический, сочетающий в

себе поощрение подростков к самостоятельности, ответственности и коллегиальности и постоянный,

требовательный контроль, справедливую оценку результатов учения школьников. Если педагоги замечают процессы взросления учащихся основной школы, признают их, организуют учебную и воспитательную деятельность так, чтобы подростки могли адекватно реализовать себя как личности, которые формируются, то процесс общения между ними носит продуктивный характер.

Стиль взаимодействия

Оптимальным стилем взаимодействия учителя с подростками является демократический, сочетающий в себе поощрение подростков к самостоятельности, ответственности и

Слайд 12Подростковый период – сложное время как для родителя, так и

для самого ребёнка. Конфликты между родителями и подростками не редко

отражаются на всех дальнейших взаимоотношениях.
Основные типы и причины конфликтов у подростка:
внутриличностный конфликт – такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом.
межличностный конфликт – когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели таких людей
конфликт между личностью и группой – может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы
межгрупповой конфликт – возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Причины конфликтов

Подростковый период – сложное время как для родителя, так и для самого ребёнка. Конфликты между родителями и

Слайд 13Широко распространенной причиной возникновения педагогических конфликтных ситуаций является процесс оценивания

знаний, умений и навыков подростков. У подростков возрастает критичность, появляется

способность самостоятельно анализировать уровень ответа. Новым здесь является то, что, сравнивая действия разных учителей-предметников, школьники могут самостоятельно использовать принципы выставления оценок одного из них в качестве некого критерия.
Влияние, оказываемое учителем на протекание конфликта, может быть целенаправленным. Целенаправленное влияние – результат специально организованного педагогом воздействия. Такое влияние носит осознанный, преднамеренный, запланированный характер. Нецеленаправленное влияние связано с личностными особенностями стиля учителя.

Конфликт

Широко распространенной причиной возникновения педагогических конфликтных ситуаций является процесс оценивания знаний, умений и навыков подростков. У подростков

Слайд 14Рассмотрев структуру конфликта, некоторые при- чины конфликтов, можно предложить наиболее

общи рекомендациии по их разрешению.
Признать существование конфликта, то есть при-

знать наличие противоположных целей, методов у оп- понентов, определить самих участников.
Определить возможность переговоров.
Согласовать процедуру переговоров.
Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.
Разработать варианты решений.
Принять согласованное решение.
Реализовать принятое решение на практике.

Этапы разрешения конфликта

Рассмотрев структуру конфликта, некоторые при- чины конфликтов, можно предложить наиболее общи рекомендациии по их разрешению.Признать существование конфликта,

Слайд 15Можно назвать некоторые способы педагогического разрешения конфликта, творческое использование которых

делает их уникальными в работе педагогов.
В ситуациях пустого конфликта эффективными

оказываются шутка и юмор, которые разряжают обстановку, гасят и устраняют инцидент.
В некоторых случаях для разрешения сложившейся коллизии педагог прибегает к способу третейского суда – обращения к третьему независимому лицу.
Посредническое участие педагога в конфликте среди подростков является способом его разрешения. Необходимо отметить, что само понятие «посредник» широко используется для описания любого вмешательства третьей стороны в урегулировании разногласий. В данном случае акцент делается на организации содержательной помощи конфликтующим сторонам. Такое понимание посредничества и организации в соответствии с ним участия педагога в межличностном конфликте подростков обладает существенным коррекционным потенциалом, поскольку не просто изменяет позиции участников конфликта по отношению друг к другу и объекту конфликта, но, прежде всего, способствует возникновению у оппонентов рефлексивного отношения к себе и своим возможностям, что, в свою очередь, становится основой для перехода к новым формам социального поведения. Основной механизм посредничества между конфликтующими подростками заключается в установлении особого типа отношений с участникам. Конфликта – это доброжелательное, заинтересованное, вызывающее доверие, но нейтральное отношение.
Компромисс также может быть педагогическим под- ходом в разрешении конфликта, когда стороны приходят к согласию на основе взаимных уступок. Обоюдный анализ также помогает в разрешении конфликта. Эта форма требует создания атмосферы доброжелательности и доверительности, проявления педагогом искренней заинтересованности в налаживании отношений.
В некоторых случаях целесообразно представить зарождающийся конфликт в гротескных формах, чтобы противоречия стали видны всем.

Стратегии поведения в разрешении конфликта

Можно назвать некоторые способы педагогического разрешения конфликта, творческое использование которых делает их уникальными в работе педагогов.В ситуациях

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика