Слайд 1 Мультимедийный курс
Программирование на Java
Лекция 3.2
Объектная модель JAVA (ч.
2)
Пакеты
Класс Object
Наследование
Слайд 2Пакеты
Пакет - некоторый набор родственных (связанных) классов (аналог подкаталога жесткого
диска)
служит для управления видимостью
позволяет разделить пространство имен
Создание пакета
Вначале файла исходного
текста (можно после комментариев) включается оператор
package <имя_пакета >;
при отсутствии такого оператора классы файла относят к пакету без имени
на один и тот же пакет могут ссылаться разные файлы. Все они должны находиться в одном каталоге
Слайд 3Пакеты
Иерархия пакетов
Задается конструкцией
package [ . … [ .
]];
package proj.mod3.sect1;
Пакет, входящий в иерархию, должен храниться в соответствующем
подкаталоге файловой системы
<имя_пак.1> / … / <имя_пак.N>
Слайд 4Пакеты
Использование классов пакета
Варианты:
а) при обращении к классу указать реальное имя
класса с учетом имени пакета
.
class MyDate extends java.util.Date;
Слайд 5Пакеты
Использование классов пакета
б) использовать оператор импорта пакета
import .; или
import .*;
Примеры:
import
java.util.Date;
import java.io.*;
Слайд 6Класс Object
Все классы Java (даже массивы) происхо-дят от суперкласса java.lang.Object
Методы класса Object
методы поддержки многопоточности
прикладные методы
Слайд 7Класс Object
Прикладные методы
Слайд 8Метод boolean equals(Object obj)
Метод equals() следует переопределять тогда, когда для
класса существует понятие логической эквивалентности, которое не совпадает с тождественностью
объектов
Метод equals должен удовлетворять следующим требованиям:
Рефлексивность. x.equals(x) всегда должно быть true.
Симметричность. Если x.equals(y) == true, то и
y.equals(x) должно быть true
Транзитивность. Если x.equals(y) == true,
y.equals(z) == true то и x.equals(z) должно быть true
Непротиворечивость. x.equals(null) всегда должно
возвращать false
Слайд 9Метод boolean equals(Object obj). Пример
public class Point {
private
final int x;
private final int y;
public
Point(int x, int y){
this.x = x;
this.y = y;
}
public boolean equals(Object obj){
if (obj == this){
return true;
}
if (!(obj instanceof Point)){
return false;
}
Point p = (Point)obj;
return p.x == x && p.y == y;
}
}
Слайд 10equals() vs. ==
String a="abc";
String b="abc";
String c=new StringBuffer("a").append("bc").toString();
a == b ?
a.equals(b) ?
a == c ? a.equals(c) ?
Слайд 11Метод hashCode()
Метод int hashCode() применяется при построении хеш-таблиц (HashSet, HashMap,
и др.)
Требования к методу:
Он должен быть переопределен в каждом классе,
где переопределен метод equals()
При нескольких обращениях к объекту метод должен возвращать одно и то же число
Если два объекта равны по результатам метода equals(), их хеш-коды тоже должны быть равны
Если два объекта не равны по equals(), они не обязательно должны иметь разный хеш-код. Но это очень желательно
public int hashCode(){
int result = 17;
result = 37*result + areaCode;
result = 37*result + extension;
return result;
}
Слайд 12Метод toString()
Метод toString() возвращает строковое представление объекта
Желательно, чтобы все классы
переопределяли этот метод
В классе Object он формирует строку как
getClass().getName() +
'@' + Integer.toHexString(hashCode())
Этот метод вызывается при конкатенации строк, если указывается ссылка на объект, а также при печати объекта на консоль
public class Point {
private int x, y;
Point(int x, int y){
this.x= x;
this.y= y;
}
public String toString(){
return x+", "+ y + ")";
}
public static void main(String[] args){
System.out.println(new Point(1, 3)); // Распечатает (1, 3)
String str = "Point " + new Point(2, 3);
System.out.println(str); // Распечатает Point (2, 3)
}
}
Слайд 13Класс Object
Вывод информации об объекте
System.out.Println("Объект "+х);
х.toString();
Слайд 14Метод finalize()
Метод finalize() вызывается сборщиком мусора непосредственно перед удалением объекта
Как
правило, используется для освобождения ресурсов, используемых объектом
Он не должен содержать
никаких критических по времени операций, поскольку время удаления объекта не регламентировано
На практике вместо того, чтобы помещать всю логику по освобождению ресурсов в этот метод, используйте метод прямого завершения (пример - метод close() у java.io.OutputStream)
Метод finalize() следует применять только в качестве запасного варианта для освобождения ресурсов (проверять, был ли вызван метод прямого завершения, и если нет – вызывать его)
Слайд 15Класс Object
Клонирование объектов
Метод clone - protected
Employee orig= new Employee("Иван Иванов",
4500);
Employee copy = orig.clone();
Ссылка на подобъект едина для оригинала и
клонированного объекта !!!
Слайд 16Наследование
Наследование – использование одним классом структуры или поведения другого
класса (одиночное наследование)
Наследование способствует
созданию иерархических классификаций
уменьшению количества кода,
созданного для описания схожих сущностей,
написанию более эффективного и гибкого кода
Суперкласс – унаследованный класс
Подкласс – специализированная версия суперкласса, которая, обычно, дополняет или переопределяют унаследованную структуру и поведение
Слайд 17Наследование
Объявление наследования:
в определение подкласса включается
extends
Пример:
class
Rect extends Figure{
…
}
Слайд 18Наследование
Пример.
// Суперкласс
class Figure {
int x, y;
// координаты абстрактной фигуры
public Figure(int x,
int y) {
this.x = x;
this.y = y;
}
public void move (int dx, int dy) { // передвижение фиг.
x += dx;
y += dy;
}
public void print() {
System.out.print("Figure: " + x + " " + y);
}
}
Слайд 19Наследование
// Подкласс - прямоугольник
class Rect extends Figure{
int w, h;
// ширина и высота
public Rect(int x1, int
y1, int x2, int y2) {
super(x1, y1);
this.w = x2 - x1;
this.h = y2 - y1;
}
public void print() {
System.out.print("Rectangle: " + x + " " + y + " " + w + " " + h);
}
}
Слайд 20Наследование
// Подкласс - окружность
class Circle extends Figure{
int r;
// радиус
public Circle(int x, int y,
int r) {
super(x, y);
this.r = r;
}
public void print() {
System.out.print(" Circle: " + x + " " + y +
" " + r);
}
}
Слайд 21Наследование
Созданная структура классов
...
Rect rect = new Rect(10,10,100,200);
rect.print();
rect.move(20,10);
rect.print();
…
Результат
Rectangle: 10
10 90 190
Rectangle: 30 20 90 190
Слайд 22Наследование
Тогда
объект производного класса будет содержать по два поля
производное имя
будет скрывать базовое
Обращение из метода производного класса к полю суперкласса:
super.<имя_поля>
В производном классе можно объявлять поля, одноименные с полями базового класса
Слайд 23Наследование
Методы, одноименные с методами базового класса
при совпадении параметров производный метод
перекроет базовый
при несовпадении параметров производный метод перегрузит базовый
Перекрытый метод -
недоступен в подклассе
Перегруженный метод - виден наряду с новым методом. Вызов из метода подкласса:
super.<имя_метода>()
Слайд 24Наследование
Последовательность вызова конструкторов
Инструкции инициализации суперкласса
Конструктор суперкласса
Инструкции инициализации объекта-потомка
Код конструктора-потомка
Слайд 25Наследование
Вызов (при необходимости) конструктора суперкласса
super ()
Слайд 26Наследование
Пример. Иллюстрация последовательности действий при конструировании объекта:
…
B b1=new B();
…
class A
{
{ System.out.print(1); }
A(){ System.out.print(2); }
}
class B extends A {
{ System.out.print(3);
}
B(){ System.out.print(4); }
}
Результат: "1234"
Слайд 27Наследование
Преобразование между типами, связанными отношением наследования
1) восходящее: от
подкласса к суперклассу - выполняется неявно
2) нисходящее:
от суперкласса к подклассу - выполняется при помощи операции приведения типа:
D d= (D) z;
Проверка допустимости преобразования:
оператор instanceof
// B - базовый класс D - производный класс
B b = new D();
D d;
if (b instanceof D)
d = (D) b;