Слайд 1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
«Главные
вопросы экономики»
§ 12
8 класс. Обществознание по учебнику под
ред. Боголюбова Л.Н.
Груберг Олеся Владимировна– учитель истории и обществознания
Слайд 2Цель урока:
Познакомиться с основными вопросами, стоящими
перед экономикой любого общества и особенностями функционирования основных экономических систем.
Слайд 3План урока:
1. Нужно ли регулировать производство?
2. Экономическая система и ее
функции.
3. Типы экономических систем.
Слайд 4Повторим
ограничены
безграничны
Слайд 5Повторим
Пошив одежды в ателье
Вода из родника
Энергия ветра
Мороженное
Ремонт квартиры
Дождь
Проезд
в автобусе
Освещение улиц
Слайд 6Английский писатель Джордж Бернар Шоу
(1856- 1950) – утверждал:
«
Экономика- это умение пользоваться
жизнью наилучшим образом»
Слайд 71. Нужно ли регулировать производство?
1. Прочитайте раздел учебника стр. 151-152.,
рассмотрите иллюстрации, определите главные вопросы экономики
2. Поясните на примерах следующие
положения:
Экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг;
2) Участники экономики вынуждены осуществлять рациональный выбор производства и потребления предоставляемых обществу благ;
3) Производители вынуждены учитывать при организации производства запросы определенных потребителей благ.
Слайд 8 Любое общество, независимо от уровня благосостояния, должно
уметь определить, какие товары, как и для кого производить.
1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?
Организации, предприятия, фирмы, учитывая спрос потребителя , ограниченность ресурсов, постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Слайд 9 2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ?
1. Происходит выбор :
Экономические ресурсы
Технологии
Место размещения предприятия
Использование финансовых, технических затрат
Трудовые ресурсы
Слайд 10 3. ДЛЯ КОГО ПРОИВЗОДИТЬ ПРОДУКТ?
Производитель учитывает
потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными
доходами и решает для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя (товары повседневного спроса), для бедных (дешевые товары). Посредством выбора решается проблема распределения экономических благ.
Слайд 112. Экономическая система и ее функции.
Различаются по
1) способу принятия
решений
2) типу собственности на экономические ресурсы
3) Мотивации людей к труду
Слайд 12Существует несколько вариантов организации экономической жизни, т.е. это ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
– совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения
вопросов: что, как и для кого производить.
Слайд 133. Типы экономических систем.
Традиционная
Командная
Рыночная
1) Как и кем
решаются главные вопросы экономики?
2) Кому принадлежат экономические
ресурсы (земля,
капитал) ?
3) Как распределяются блага?
4) Каковы преимущества и недостатки различных систем ?
1. ТРАДИЦИОННАЯ
Основана на использовании ручного
труда, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с традициями и обычаями (все делать так как раньше). Ведущая отрасль принадлежит сельскому хозяйству.
В настоящее время традиционная экономика сохранилась в Центральной Африке, в Южно и Юго-Восточной Азии
Слайд 15 2. КОМАНДНАЯ (ПЛАНОВАЯ)
Государство является собственником всех экономических и природных ресурсов.
Государство контролирует
и регулирует
производство и распределение основных
благ.
Основные экономические решение
принимает государство. Что как и для
кого производить государство планирует из единого центра на основе приказов, законов, плановых заданий.
Производители превращались в исполнителей чужих распоряжений.
Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. Ведущая роль принадлежит производственной индустрии (промышленность)
В настоящее время такая экономика присутствует в Северной Корее, на Кубе
ЭКОНОМИКА
Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющиеся
в сфере обмена и совершения сделок
Рыночная экономика основана на частной собственности, предпринимательство, конкуренция, свободное ценообразование. Каждый производитель самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями: что производить, как производить, для кого производить. В условиях свободной рыночной экономики действует правило –
спрос рождает предложение.
Слайд 17 4. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
Современное хозяйство – активную роль играет и рынок и
государство. Используются различные формы государственного регулирования. Частная собственность и государственная взаимодействуют. Например в хорошо развитых странах США, Япония.
ВЫВОД: экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?
Слайд 18 Д.З. § 18, стр. 159 вопросы, задание 3
(таблица), повторить § 17.
Слайд 19 Использованный материал:
1.
«Обществознание» 8 кл. учебник под ред. Боголюбова Л.Н.
Изд. Просвещение, 2011 г.
2. Интернет-ресурс narod.ru