Слайд 1Мурманский арктический государственный университет
Факультет естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Кафедра физической культуры спорта и безопасности жизнедеятельности
Клинико-физиологическое обоснование и
основные механизмы лечебного действия физических упражнений
Подготовил: к.п.н., доцент
Чайников С.А.
Мурманск
2018
Слайд 2План:
Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Механизмы лечебного действия физических упражнений.
Слайд 3Список литературы
Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж [Текст]: Учеб.-метод. пособие
для студ. высш. учеб.мед. работников – М.: «Советский спорт», 2001.
– 272 с.
Бирюков А. А. Лечебный массаж [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений /А.А. Бирюков - М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 368 с.
Бубновский С.М. Руководство по кинезитерапии дорсопатий и грыж позвоночника [Текст]: учеб. пособие /C.М. Бубновский – М., 2002.
Слайд 4Список литературы
Дубровский В.И. Спортивная медицина [Текст]: Учеб. для студ. высш.
учеб. заведений.— 2-е изд., доп. — М.: изд. центр «ВЛАДОС»,
2002.-512 с.
Дубровский В.И., Дубровская А.В. Лечебный массаж [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский, А.В. Дубровская - М.: изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
Лечебная физическая культура [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. /Под ред. С.Н. Попова. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 416 с.
Слайд 5Список литературы
Лечебная физическая культура [Текст]: / Под ред. В.А.Епифанова, –
М.: Медицина, 2001.
Лечебная физическая культура [Текст]: Учеб. пособие / В.А.Епифанов,
– М.: ГОТАР, 2006.
Медицинская реабилитация в спорте [Текст]: руководство для врачей и студентов / Под общ. ред. В.Н. Сокрута, В.Н. Казакова.— Донецк: «Каштан», 2011. - 620 с.
Слайд 61. Нейрогуморальная регуляция функций организма
Здоровый организм - высокая способность приспосабливаться
(адаптироваться) к изменяющимся условиям внешней среды.
Заболевание - в организме
человека различные структурные и функциональные нарушения, подавление и ослабление приспособительных реакций.
Слайд 71. Нейрогуморальная регуляция функций организма
Сознательная физическая тренировка
стимулирует физиологические процессы;
увеличивает
возможность больного организма к развитию приспособительных процессов.
Слайд 8Полнота приспособления и есть полнота здоровья (В.Н. Мошков).
Гомеостаз (от греч.
homois - подобающий и stasis - состояние) - способность системы
к адекватному поведению.
Слайд 91. Нейрогуморальная регуляция функций организма
Роль нервной системы в развитии приспособительных
реакций под влиянием дозированной физической тренировки
(И.М.
Сеченов, И.П. Павлов, С.П. Боткин и др.).
Нервная регуляция деятельности организма - посредством рефлексов.
Слайд 11Рецепторы
Экстерорецепторы;
Интерорецепторы;
Проприоцепторы.
Слайд 121. Нейрогуморальная регуляция функций организма
Экстерорецепторы
(зрительный, слуховой, тактильный и др.).
воспринимают воздействия внешнего мира;
возникающие возбуждения в виде импульсов достигают
больших полушарий мозга и воспринимаются в форме различных ощущений;
ЦНС формирует ответную реакцию.
Слайд 131. Нейрогуморальная регуляция функций организма
Интерорецепторы
(рецепторы внутренних органов)
воспринимают воздействия внутренних органов и ЦНС;
импульсы поступают в нервные центры,
сигнализируя об интенсивности функций и состоянии органа;
посредством рефлексов через центры ВНС регулируют деятельность внутренних органов и обмен веществ.
Слайд 141. Нейрогуморальная регуляция функций организма
Проприоцепторы
(рецепторы мышц, связок, сухожилий)
импульсы
поступают в ЦНС (кору больших полушарии, подкорковые центры, ретикулярную формацию
ствола мозга).
Слайд 15Эти взаимосвязи объясняет
теория моторно-висцеральных рефлексов
(М.Р. Могендович)
Слайд 161. Нейрогуморальная регуляция функций организма
2. Гуморальный механизм регуляции физиологических функций
при мышечной работе в кровь выделяются гормоны (адреналин и др.)
- стимулируют работу сердца и оказывают влияние на нервную систему;
взаимодействие нервных и гуморальных влияний обеспечивает общую благоприятную реакцию организма больного человека на различные виды физических нагрузок.
Слайд 172. Механизмы лечебного действия физических упражнений
В.К. Добровольский – 1-м обосновал
механизмы лечебного действия ФУ
тонизирующее влияние;
трофическое действие;
формирование компенсаций;
нормализации функций.
Слайд 18Тонизирующее влияние физических упражнений
Суть - изменение интенсивности биологических процессов в
организме под влиянием дозированной физической нагрузки.
Слайд 19Тонизирующее влияние физических упражнений
Обоснование тонизирующего действия ФУ
двигательная зона коры
больших полушарий ГМ, посылая импульсы ОДА, одновременно возбуждает ЦНС;
Слайд 20Тонизирующее влияние физических упражнений
Обоснование тонизирующего действия ФУ
возбуждение ЦНС и
усиление деятельности желез внутренней секреции стимулирует вегетативные функции;
улучшается деятельность ССС,
ДС и др. систем, обмен веществ, повышаются различные защитные реакции (в том числе иммунобиологические).
Слайд 21Тонизирующее влияние физических упражнений
Чередование упражнений,
усиливающих процесс возбуждения в ЦНС
(упражнения для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным усилием, в
быстром темпе), с упражнениями, усиливающими процесс торможения (дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц), способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.
Слайд 22Трофическое действие
Трофика - совокупность обменных процессов, лежащих в основе клеточного
питания и обеспечивающих сохранение структуры и функции тканей и органов
(регулируется нервной системой).
Слайд 23Трофическое действие
Суть - под влиянием ФУ улучшаются обменные процессы и
процессы регенерации в организме (по механизму моторно-висцеральных рефлексов).
Слайд 24Трофическое действие
Обоснование трофического действия
проприоцептивные импульсы стимулируют нервные центры обмена
веществ и перестраивают функциональное состояние вегетативных центров, которые улучшают трофику
внутренних органов и ОДА.
Слайд 25Трофическое действие
Трофическая функция организма обеспечивает
полноценное течение процессов обмена веществ;
питание
тканей;
постоянное приспособление тканевых структур к требованиям функции;
физиологическую регенерацию тканей.
Слайд 26Формирование компенсаций
Компенсация - это временное или постоянное замещение нарушенных функций.
Формирование компенсаций - биологическая закономерность.
Регуляция процессов компенсации происходит рефлекторным
образом.
Слайд 27Формирование компенсаций
Пути формирования компенсаций
(теория П.К. Анохина)
сигналы о нарушении
функций поступают в ЦНС, которая перестраивает работу органов и систем
таким образом, чтобы компенсировать изменения.
Слайд 28Формирование компенсаций
Пути формирования компенсаций
(теория П.К. Анохина)
вначале формируются неадекватные
компенсаторные реакции;
на основании новых сигналов, степень компенсации корригируется
и происходит ее закрепление.
Слайд 29Формирование компенсаций
ФУ ускоряют формирование компенсаций и способствуют появлению новых моторно-висцеральных
связей, которые совершенствуют компенсацию.
Слайд 30Формирование компенсаций
Пример
(нарушена функция дыхания):
ЛФК способствует
выработке и закреплению
компенсаций за счет автоматически углубленного дыхания;
тренировка сердца;
Слайд 31Формирование компенсаций
Пример (нарушена функция дыхания)
ЛФК способствует
совершенствованию вентиляции и
кровообращения в легких;
увеличению количества эритроцитов и гемоглобина в крови;
более экономному
протеканию окислительных процессов в тканях.
Слайд 32Формирование компенсаций
Временные компенсации - это приспособление организма на какой-то определенный
период (болезни или выздоровления).
Пример: усиление диафрагмального дыхания при операции
на грудной клетке.
Слайд 33Формирование компенсаций
Постоянные компенсации необходимы при безвозвратной утрате или резком нарушении
функции.
Пример: подтягивание и переставление прямой ноги (в ортопедическом аппарате
и без него) за счет мышц таза и туловища при параличе ног (вследствие травматического повреждения спинного мозга).
Слайд 34Нормализация функций
Нормализация функций - это восстановление функций как отдельного поврежденного
органа, так и организма в целом под влиянием ФУ.
Слайд 35Нормализация функций
Для полной реабилитации недостаточно восстановить строение поврежденного органа -
необходимо также нормализовать его функции и наладить регуляцию всех процессов
в организме.
ФУ помогают восстановить моторно-висцеральные связи, которые оказывают нормализующее действие на регуляцию функций организма.
Слайд 36Нормализация функций
Систематическая физическая тренировка:
восстанавливает ведущее значение моторики в регуляции
вегетативных функций;
способствует восстановлению двигательных расстройств.
Слайд 37Нормализация функций
Длительный постельный режим вызывает угасание сосудистых рефлексов, связанных с
изменением положения тела.
В результате при вставании у больного возникают
головокружение, потеря равновесия и даже потеря сознания (ортостатический обморок).
Слайд 38Нормализация функций
Упражнения с постепенной сменой положения головы, туловища, нижних конечностей
тренируют и восстанавливают сосудистые рефлексы.
Слайд 39Нормализация функций
Клиническое выздоровление, т.е. нормализация температуры, исчезновение симптомов заболевания, не
означает еще, что произошло полное восстановление функционального состояния организма и
его работоспособности, уровня общей тренированности и развитие двигательных качеств, сниженных в период болезни.
Слайд 40Нормализация функций
Это достигается в результате последующей систематической тренировки, окончательно нормализующей
вегетативные и двигательные функции.
Слайд 41Задание к семинару
Подготовить ответы на контрольные вопросы
1. Дайте определение лечебной
физической культуры.
2. Что такое физическая реабилитация? Расскажите о роли ЛФК
в этом процессе.
3. Механизмы лечебного влияния физических упражнений.
4. Механизмы тонизирующего влияния физических упражнений.
Слайд 42Задание к семинару
Подготовить ответы на контрольные вопросы
5. Расскажите о трофическом
действии физических упражнений. Приведите примеры.
6. Расскажите о механизмах формирования компенсаций.
Приведите примеры.
7. Расскажите о механизмах нормализации функций. Приведите примеры.