Слайд 2Отсутствие светского профессионального искусства
2 сферы музыкальной культуры Руси:
храмовое пение;
народное
творчество устной традиции, включавшее и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, скоморохов).
Слайд 4Музыкальный фольклор возник задолго до появления музыки православного храма на
Руси.
В догосударственный период фольклор уже имел:
многовековую историю,
сложившуюся систему
жанров и средств музыкальной выразительности.
Виды фольклора:
обрядовый: календарный и семейно-бытовой;
героический эпос;
инструментальная музыка.
Слайд 7Святилище — место, посвящённое божеству (располагается обычно на безлесой вершине
холма).
Капь - идол.
Капище – место, где стоял идол
(на возвышающейся площадке, вымощенной камнем).
Крады - жертвенные костры.
Слайд 9Черная могила – курган близ Чернигова (Х век)
Слайд 12Киевский пантеон богов (980 год)
Перун - бог грозы и войны,
покровитель военной дружины и ее предводителя – князя.
Хорс -
бог солнца.
Стрибог- бог воздушных стихий: ветра, бурь.
Дажьбог - бог солнечного света, «щедрый бог».
Симаргл - вестник между небесным и земным мирами, покровитель семян и корней, охранитель растительности
Мокошь – богиня земли, плодородия, урожая, покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства.
Слайд 13Перынское святилище
(близ Новгорода)
Слайд 14Дом в Древней Руси
Порог - граница, место перехода из одного
мира в другой.
Окно - «ни в доме, ни снаружи,
ни в небе, ни на земле». Через окно могли проникнуть злые силы. Обрамлялся наличником, насыщенным охранительной символикой.
Чёрный угол в избе - место, где стоит печь.
Белый (бабий) угол– место, где находится прялка, веретено, сундук.
Красный угол – место почитания домашних духов, потом православных святых. Парадное и значимое место в жилище. Располагался в противоположной стороне от печи.
Слайд 23Русская печь - семейный очаг, «ладонь Божья», основа избы.
Служила
местом для сна, приготовления пищи, в холода согревала дом, в
теплое время выполняла функции холодильника.
У печи славяне давали клятвы, заключали договора, в подпечье обитал домовой.
Печь играла символическую роль в пространстве дома, совмещая в себе черты внутреннего (вместилище пищи или домашнего огня) и внешнего (через печную трубу осуществлялся контакт с миром сверхъестественных существ ).
Слайд 25Утрата значения языческих верований с принятием христианства при сохранении внешних
форм древних праздников и обрядового фольклора.
Придание нового духовного смысла
праздникам, приуроченным к циклам умирания и рождения природы.
Соединение образов языческих богов с христианскими святыми:
Перун-громовержец - Илья Пророк,
Велес - святой Власий, покровитель домашних животных.
Переосмысление старинных обычаев в новой системе христианского календаря:
языческий праздник Ивана Купалы - день св. Иоанна Предтечи.
Слайд 26Негативное отношение церкви к народным песням и пляскам как проявлению
греховности, дьявольского обольщения.
Не порицалась музыка легендарного слагателя былин Баяна (Бояна).
Гусли и трубы - символы воинских подвигов русского народа.
Слайд 27Сведения о народных музыкальных инструментах в церковных азбуковниках XVI-XVII вв.
«Гудение - играние в гусли, или домру, или в лиры,
или подобная сим».
«Пискание - играние в трубы и свирели».
«Псалтырь - подобен воображаемому на стране сеи аки домра. На нем же десять струн. Еже есть песнопевец ко игре бо в него припеваху песни».
«Органом писание наречет всяк состав гудебный. Яж суть трубы, виреть, рог, и тимпаны, и кимвалы». Т.е орган - любой музыкальный инструмент.
Слайд 28Осуждение церкви фольклора, рожденного в недрах «смеховой» (карнавальной) культуры с
его шумными гульбищами (с элементами театрального действа и участием музыки,
истоки которых лежат в древних языческих обрядах).
Главные представители«бесовской» музыки – скоморохи, которых летописец Нестор назвал пособниками дьявола.
Слайд 29Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве
(1037)
Слайд 32Скоморох - одновременно музыкант, плясун, актер, акробат, средневековый «затейник», потешающий
зрителей.
Объединение скоморохов в группы до 50- 60 человек, бродивших
из города в город и участвующих в княжеских пирах, свадьбах и др.праздниках.
Создание скоморошин – ихосновное занятие, поэтому скоморохов относят к «полупрофессионалам» (письменности эта музыка не имела).
Слайд 36Инструменты скоморохов
Гусли – струнный инструмент треугольной, шлемовидной, крыловидной или
овальной формы.
При игре гусли подвешивали на шею или клали
на колени.
Звук – сильный и приятный.
Звукоизвлечение - щипком.
Слайд 45Гудок - струнно-смычковый инструмент чуть больше скрипки.
3 струны, звук
извлекался коротким лукообразным смычком.
Гудок держали на коленях в вертикальном
положении, поэтому все три струны звучали одновременно.
Слайд 48Духовые инструменты: разные трубы, дудки, жалейки, рожки, сопели.
Ударные инструменты:
колотушки, ложки, бубны, погремушки, трещотки, колокольчики.
Слайд 53«Слово против скоморохов» Максима Грека (XVI в.)
«...Отвергнув спасительный апостольский
завет, окаянные скоморохи из-за большой небрежности и лености духовных пастырей,
были научены самыми богоборными бесами сатанинскому замыслу, по которому человекоубийцы бесы добывают им в изобилии яства и одежду, а веселящиеся по поводу бесовских игрищ приготовляют погибель души и вечную муку. Ибо они, окаянные, найдя медведя, дикого зверя при звуках сурны, и трубы, и тимпана и при хлопанье в ладоши, обходят разные земли и села, играя у дверей безумных любителей игрищ...».
Слайд 54Выступление Ивана Грозного в 1551 г. на Стоглавом соборе против
«органников и глумотворцев» и непотребных народных празднеств.
Принятие постановления Собора
«Об игрищах елинского беснования», запрещающего православным сходиться на игрища.
Изгнание в XVII в. царем Алексеем Михайловичем «игрецов» из столицы, инструменты которых утопили в Москве-реке.
Продолжение скоморошин в народном музыкальном быту.
Слайд 55Обрядовый фольклор
Обряд - строго регламентированное религиозное действо, возникшее в
недрах языческой картины мира, обожествления Природных стихий.
Календарно-обрядовые песни -
самые древние.
Содержание: отражение круговорота природы, земледельческого календаря, различных этапов жизни крестьян-земледельцев.
Входили в зимние, весенние, летние и осенние обряды, соответствующие поворотным моментам в смене времен года.
Слайд 56Цикл зимних праздников
Начинался на Святки (25 декабря - 6 января)
- время веселых народных гуляний. Устраивались веселые посиделки, колядование, гадание.
Самый короткий день года - 25 декабря - «поворот солнца на лето» (день зимнего солнцестояния и Рождество).
Колядование - обряд посещения домов группой участников, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни (колядки) в адрес хозяев дома, за что получали ритуальное угощение.
Слайд 57Песни-колядки
Таусень, месяц, месяц пал рекой,
Таусень, над Ивановой женой,
Таусень, Иван хвалится,
Таусень,
расхваляется
Авсеньки Таусеньки Щедровки Виноградья
– Пришла
коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!
Слайд 58Хороводные песни
Водили хороводы на протяжении всего года.
Распространены хороводы-игры и
хороводы-шествия.
Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но потом
стали самостоятельными.
А мы просто сеяли, сеяли!
Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!
А мы просто вытопчем, вытопчем!
Ой, Дид Ладо, вытопчем, вытопчем.
Слайд 59Плясовые песни
Сопровождали мужские и женские пляски.
Мужские олицетворяли силу
и сноровку,
женские – нежность и пластичность.
«Ах вы, сени
мои, сени»
«Камаринская»
«Барыня»
«У меня ль во садочке»
Слайд 60Подблюдные песни
Хлебу да соли слава
Хлебу да соли долог век,
Слава!
Барышне
нашей более
того, Слава!
Кому мы спели, тому добро,
Слава!
Кому вынется, скоро
сбудется! Скоро сбудется,
Не минуется, Слава! Слава!
К несчастьям
Ходит старушка посереде,
На ней сарафан весь Истрескался, изверескался. Илею, илею!
Кому песню поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Илею, илею!
обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий и предвещающие будущее каждому участнику.
Слайд 61Масленица- обряд проводов зимы
Совпадает с последней неделей перед Постом.
Названия 7
дней Масленицы:
«встреча Масленицы»,
«заигрыши»,
«лакомства»,
«разгул, широкая Масленица»,
«тещины
блины»,
«золовкины блины»,
«проводы Масленицы»: соломенное чучело вывозили за окраину села и сжигали под радостное пение.
Слайд 64Песни-веснянки
- обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие обряд кликания (гукания) весны.
Слайд 65Весну селяне «кликали», «окликали», «гукали», «заклинали», т.е. призывали путём заклинаний.
Начало весны связывали с прилётом птиц, полагая, что птицы приносят
её с собой («как птицы прилетят, так теплота у нас пойдёт»).
Чтобы вызывать прилёт птиц – его изображали, имитировали: пекли жаворонков (куликов) и давали детям, которые клали их на возвышенные места, привязывали на нитках или подбрасывали в воздух. При этом исполнялись веснянки.
Слайд 66Весенние праздники
Начинались со дня со дня весеннего равноденствия – 20
(21) марта.
В них переплелись христианские и языческие образы.
Обряды Семика (7-й
четверг после первого весеннего полнолуния или после Пасхи, за 3 дня до Троицы) и Троицы (раньше праздник Ярилы, завершает весенний цикл) – чествование возрождающейся после зимы природы.
Слайд 67Аграрные обряды: обходы полей, гуляние и трапезы девушек и молодых
женщин на поле, величание ржи, проведение круговых игр с мотивами
сеяния, роста, созревания мака, льна, проса — для стимуляции посевов, повышения урожайности. Почитание березы (как счастливого дерева, исцеляющего от болезней, приносящего добро, покровительствующего девушками молодым женщинам; также связанного с душами умерших). «Завивание берез» (заламывание березок, плетение венков), гадания.
Семейные обряды: поминовение умерших.
Семицкая неделя (до Пасхи) - «русальная неделя».
Семицкие песни.
Слайд 70Летний период
День Ивана Купалы (позднее - Иоанна Крестителя) отмечался в
день летнего солнцестояния (24 июня) – наивысшего расцвета природы. Вера
в нечистую силу.
Обряды, связанные с водой, огнём и травами. Большинство проводится ночью: купание до восхода солнца, разжигание костров с прыжками через них, плетение венков, гадания т.д.
Слайд 73Купальские песни -
таинственно-мистичные, строгие, торжественные и порой мрачные.
Жанры:
лирические песни
с любовной и семейной тематикой;
шутливые припевки-перебранки между парнями и
девушками;
хороводные и игровые песни;
баллады.
Тексты часто включают особый рефрен, либо зачин и концовку песни: «Купала!», «Купала на Ивана!», «Купалялё!», «Боже наш!», «Ой рана-рана на Яна!», «А то-то!» и др.
Слайд 75Жнивные и сенокосные песни прославляли благодатную мать-Землю и отражали нелегкий
труд крестьянина.
Слайд 76Напевы календарных песен
Формульность мелодической структуры: в основе мелодии лежит краткая
попевка призывного характера, которая многократно повторяется в неизменном виде или
с вариантными изменениями. Избегание полутонов и ходов на широкие интервалы. Объем звукоряда - кварта или квинта.
Ритм разнообразен и тесно связан с текстом.
Слайд 77Семейно-бытовые песни
Родинные (родильные)
Крестинные (крестильные)
Колыбельные (байки)
Похоронные
Свадебные
Слайд 78Свадебные песни
шутливые корильные;
величальные;
плачи-причитания.
Слайд 79Плачи-причитания
(причеты, вопли, голошения)
Свадебные;
Похоронные;
Рекрутские.
Самая ранняя форма сольной женской лирики (хотя бытовали
и мужские плачи).
Повышенная эмоциональность, открытость в выражении чувств.
Речитативно-распевный
характер.
Слайд 80Плач Ярославны
из «Слова о полку Игореве»
Ярославна pано плачет в
Путивле на забрале, приговаривая:
«Светлое и трижды светлое солнце!
Для всех
ты тепло и прекрасно.
Зачем, господин, простерло ты горячие свои лучи
На воинов моего милого?
И поле безводном жаждою им луки согнуло?
Горем им колчаны наткнуло?»