Разделы презентаций


Музыкальный импрессионизм

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.Точкой отсчёта «импрессионизма» в музыке можно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Музыкальный импрессионизм

Музыкальный импрессионизм

Слайд 2Импрессионизм
 (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе,

сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде

всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Точкой отсчёта «импрессионизма» в музыке можно считать 1886-1887 год, когда в Париже были опубликованы первые импрессионистические опусы Эрика Сати («Сильвия», «Ангелы» и «Три сарабанды») — и как следствие, пять лет спустя, получившие резонанс в профессиональной среде первые произведения Клода Дебюсси в новом стиле (прежде всего, «Послеполуденный отдых фавна»).

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века —

Слайд 3Происхождение
Музыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во

французской живописи. У них не только общие корни, но и

причинно-следственные отношения. И главный импрессионист в музыке, Клод Дебюсси, и особенно, Эрик Сати, его друг и предшественник на этом пути, и принявший от Дебюсси эстафету лидерства Морис Равель, искали и находили не только аналогии, но и выразительные средства в творчестве Клода Моне, Поля Сезанна, Пюви де Шаванна и Анри де Тулуз-Лотрека.
ПроисхождениеМузыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во французской живописи. У них не только общие

Слайд 4Эрик Сати 
 Клод Дебюсси
Морис Равель

Эрик Сати  Клод ДебюссиМорис Равель

Слайд 5Сам по себе термин «импрессионизм» по отношению к музыке носит

подчёркнуто условный и спекулятивный характер (в частности, против него неоднократно возражал

сам Клод Дебюсси, впрочем, не предлагая ничего определённого взамен). Расплывчатое изображение Парижа «в осеннем дожде» и такие же звуки, «приглушённые шумом падающих капель» уже сами по себе имеют свойство художественного образа, но не реального механизма.  Эрик Сати, постоянно акцентировавший внимание на том, сколь многим в своём творчестве он обязан художникам. Он привлёк к себе Дебюсси оригинальностью своего мышления. Также, Сати заинтересовал Дебюсси своими новаторскими фортепианными и вокальными сочинениями. Здесь, ниже приведены слова, с которыми в 1891 году Сати обращался к своему недавно обретённому приятелю, Дебюсси, побуждая его перейти к формированию нового стиля:

Я сказал также, что хотя я ни в коей мере не являюсь антивагнеристом, но всё же считаю, что мы должны иметь свою собственную музыку и по возможности, без «кислой немецкой капусты». Но почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы видим у Клода Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека и прочих? Почему не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность?

Сам по себе термин «импрессионизм» по отношению к музыке носит подчёркнуто условный и спекулятивный характер (в частности, против

Слайд 6 Дебюсси за первые десять лет пишет «Облака», «Эстампы» (наиболее

образный из которых, акварельная звуковая зарисовка — «Сады под дождём»), «Образы» (первый из

которых, один из шедевров фортепианного импрессионизма, «Отблески на воде», вызывает прямые ассоциации со знаменитым полотном Клода Моне «Импрессия: восход солнца»)… По известному выражению Малларме, композиторы-импрессионисты учились «слышать свет», передавать в звуках движение воды, колебание листвы, дуновение ветра и преломление солнечных лучей в вечернем воздухе. Симфоническая сюита «Море от зари до полудня» достойным образом подытоживает пейзажные зарисовки Дебюсси.

Клод Дебюсси «Сады под дождем»

Дебюсси за первые десять лет пишет «Облака», «Эстампы» (наиболее образный из которых, акварельная звуковая зарисовка — «Сады под дождём»),

Слайд 7Клода Моне «Импрессия: восход солнца»

Клода Моне «Импрессия: восход солнца»

Слайд 8Окружающий мир в музыке импрессионизма раскрывается сквозь увеличительное стекло тонких

психологических рефлексий, едва уловимых ощущений, рождённых созерцанием происходящих вокруг незначительных

изменений. Эти черты роднят импрессионизм с другим параллельно существовавшим художественным течением — литературным символизмом. Первым обратился к сочинениям Жозефена Пеладана Эрик Сати. Немного позднее творчество Верлена, Малларме, Луиса и — особенно Метерлинка нашло прямое претворение в музыке Дебюсси, Равеля и их некоторых последователей.

Жозефена Пеладана

Морис Метерлинк


Стефан Малларме

Окружающий мир в музыке импрессионизма раскрывается сквозь увеличительное стекло тонких психологических рефлексий, едва уловимых ощущений, рождённых созерцанием

Слайд 9Сильное влияние на творчество Дебюсси и Равеля оказало также и

творчество самых ярких из представителей «Могучей кучки»: Мусоргского (в части

музыкального языка и выразительных средств), а также Бородина и Римского-Корсакова (как в плане гармонических, так и оркестровых изысков). В особенности это касалось экзотических и ориентальных произведений. «Половецкие пляски» Бородина и «Шехеразада» Римского-Корсакова — стали главными «агентами влияния» для молодого Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Оба они были в равной мере поражены необычностью мелодий, смелостью гармонического языка и восточной пышностью оркестрового письма.
Сильное влияние на творчество Дебюсси и Равеля оказало также и творчество самых ярких из представителей «Могучей кучки»:

Слайд 10Особенности стиля
Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по

выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю.

При этом сильно изменилась и трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы (возвращение к рококо), в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало. Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп[6]. В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма — это арфа и флейта.
Особенности стиляИмпрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие

Слайд 11Представители импрессионизма в музыке
Главной средой возникновения и существования музыкального импрессионизма

постоянно оставалась Франция, где неизменным соперником Клода Дебюсси выступал Морис

Равель, после 1910 года оставшийся практически единоличным главой и лидером импрессионистов. В 1913 году Морисом Равелем было торжественно «открыто» творчество практически неизвестного широкой публике французского композитора Эрнеста Фанелли (1860—1917). Последователями музыкального импрессионизма Дебюсси были французские композиторы начала XX века — Флоран Шмитт, Жан Роже-Дюкас, Андре Капле и многие другие.
Представители импрессионизма в музыкеГлавной средой возникновения и существования музыкального импрессионизма постоянно оставалась Франция, где неизменным соперником Клода

Слайд 12Эрнеста Фанелли

Флоран Шмитт
Жан Роже-Дюкас

Эрнеста Фанелли Флоран ШмиттЖан Роже-Дюкас

Слайд 13В целом следует признать, что жизнь этого музыкального стиля была

достаточно краткой даже по меркам скоротечного XX века. Первые следы

отхода от эстетики музыкального импрессионизма и стремление расширить пределы присущих ему форм музыкального мышления можно обнаружить в творчестве самого Клода Дебюсси уже после 1910 года. Что же касается первооткрывателя нового стиля, Эрика Сати — то раньше всех, уже после премьеры оперы «Пеллеас и Мелизанда» в 1902 году он решительно покидает растущие ряды сторонников импрессионизма, а спустя ещё десять лет — организует критику, оппозицию и прямое противодействие этому течению. К началу 30-х годов XX века импрессионизм стал уже старомодным, превратился в исторический стиль и полностью сошёл с арены актуального искусства.
В целом следует признать, что жизнь этого музыкального стиля была достаточно краткой даже по меркам скоротечного XX

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика