Направления
итогового сочинения 2019\2020
1. «Война и мир»
– к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Слайд 2оценивание
Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт».
К ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие
«зачёт».
● Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее
250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается.
● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).
Слайд 3КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник
должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например,
отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Слайд 4КРИТЕРИЙ №2
«АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
Данный критерий нацеливает на проверку
умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения
устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Слайд 5КРИТЕРИЙ №3
«КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Данный критерий нацеливает на проверку
умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать
соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Слайд 6КРИТЕРИЙ №4
«КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого
оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику
и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Слайд 7КРИТЕРИЙ №5
«ГРАМОТНОСТЬ»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при
условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти
ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Слайд 8Итоговое сочинение оценивается зачётом, если:
Получен «зачёт» по Критерию №1.
Получен «зачёт»
по Критерию №2.
Получен «зачёт» по Критерию №3.
Получен «зачёт» по Критерию
№4
Получен «зачёт»/ «незачёт» по Критерию №5
В сочинении не менее 350 слов.
Сочинение не списано.
Слайд 9Вступление (60-70 слов):
Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
Отражено ли
это во вступлении?
Намечена ли цель сочинения?
Сужена ли тема?
Есть ли переход к
основной части?
Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....
Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
Так в произведении…показан….
Именно…( один из этих вариантов!)
Основная часть (200-250 слов) (1 аргумент или 2 аргумента)
Обращение к произведению (указаны автор, название);
Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!)
Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!)
То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….
О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…
Об этом же писал…
Это же волновало….
Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
Заключение (60-70 слов). «Специальные» слова для начала заключения:
Подводя итог, хочется сказать:…
Таким образом, мы понимаем, что….
Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!!
Слайд 10Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью
итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Для вступления
1)
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
2) Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...
3) Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
4) Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
Слайд 11Для тезисов
1) Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)
2) Конечно, каждый
человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная
мысль сочинения).
3) Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)
Слайд 12Для перехода к основной части
1) В правильности такой точки зрения
меня убеждает художественная литература
2) Давайте вспомним произведения художественной литературы, в
которых раскрывается тема...
3) Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
4) Обратимся к произведениям художественной литературы
5) За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
6) Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
7) Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Слайд 13Для аргументов
I) Обращение к произведению
1) Так, в лирическом стихотворении (название)
поэт (имя) обращается к теме…
2) Тема (….) затрагивается в романе…(автор,
название).
3) Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
4) Проблему (варварского отношения к природе и т.п.) поднимают многие писатели. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).
5) Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
6) Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
7) Вспомним героя повести… (автор, название).
8) Обратимся к роману… (автор, название).
9) Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Слайд 14Для аргументов
II. Интерпретация произведения или его фрагмента:
Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт
показывает…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на
…
Он акцентирует внимание читателя на…
Этот поступок героя говорит о ...
Мы видим, что герой поступил так потому, ...
Автор показывает, к каким последствиям привело...
III. Промежуточный вывод (между литер. аргументами):
Писатель считает, что…
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Мы можем прийти к выводу...
Слайд 15Для заключения
1) Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
2) Невольно напрашивается
вывод…
3) Таким образом, мы приходим к выводу: …
4) Итак, можно
сделать вывод, что…
5) В заключение хочется выразить надежду на то, что…
6) Хочется верить, что…
7) Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
8) Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
9) Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
10) Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
11) (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... 12) К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…
Направления
итогового сочинения 2019\2020
1. «Война и мир»
– к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Слайд 171. «Война и мир»
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку
осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь
на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
Слайд 181. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: "...
надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет...».
2. ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», - согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
3. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
4. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
5. Особенности психологического анализа в романе "Война и мир".
6. Реализм Толстого в изображении войны в романе "Война и мир".
7. "Война и мир" как роман-эпопея.
8. Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
9. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
10. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
Слайд 19Список литературы
направления «Война и мир»
"Война и мир", Л.Н. Толстой
"Капитанская
дочка", А.С. Пушкин
"Тихий дон", М. Шолохов
"А зори здесь тихие", Б.
Васильев
"Судьба человека", М.А. Шолохов
"Живи и помни", В.Г. Распутин
"Молодая гвардия", А. Фадеев
Слайд 202. Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и
«отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной
позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Слайд 211. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых
надежд человек сохнет»?
2. Согласны ли вы с высказыванием Александра
Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
10. Что такое надежда?
11. Как побороть отчаяние?
Слайд 22Список литературы
направления Надежда и отчаяние
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем
человеке»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая
гвардия»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Ф. Абрамов рассказ «Надежда»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
К. Симонов «Жди меня»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Н.В. Гоголь «Шинель»
А.Н. Островский «Гроза»
И.А. Гончаров «Обломов»
А.П. Чехов «Ванька», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. Горький «На дне»
А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
И. А. Бунин рассказ «Надежда»
Е. И. Замятин «Мы»
Слайд 233. Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу
большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех
видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
Слайд 24Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
2. Проповедует
ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона
Раскольникова?
3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
4. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
5. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
6. Может ли зло помочь человеку понять себя?
7. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
8. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости? 9. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
10. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причененное другим? 11. Что такое добро?
12. Можно ли оправдать зло?
13. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
14. В чём проявляется истинная доброта?
Слайд 25Список литературы
направления Добро и зло
Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
Ф.М.
Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
М.А. Булгаков,
«Записки юного врача»; «Мастер и Маргарита»
В.П. Астафьев, «Людочка»;
А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
А.П. Чехов, «Крыжовник»;
В.М. Шукшин, «Чудик»;
К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».
Слайд 26Список литературы
направления Доброта и жестокость 2018г.
Астафьев В., рассказы: «Людочка»,
«На закате дня»
Генри О., рассказ “Последний лист”
Георгиев С.Г., рассказ «Собаки
не ошибаются»
Гоголь Н.В., повесть «Тарас Бульба»
Достоевский Ф.М., «Преступление и наказание» (Раскольников из чувства сострадания отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова)
Железников В.К., повести: «Чучело», «Чучело-2», рассказы: «Мальчик с красками», «Первое письмо»
Закруткин В., роман «Матерь человеческая» (Мария - раненый немец)
Кондратьев В., повесть «Сашка»
Куприн А.И., рассказ «Чудесный доктор»,
Лихачев Д.С., «Письма о добром и прекрасном» (письмо 7 «Что объединяет людей», письмо 46 «Путями доброты»)
Островский Н.А., драма/пьеса «Гроза» («жестокие нравы», Дикой)
Платонов А., рассказ “Юшка”
Погорельский А., повесть-сказка «Чёрная курица, или Подземные жители»
Пушкин А.С., роман «Капитанская дочка», маленькая трагедия «Моцарт и Сальери»
Распутин В.Г., рассказ «Уроки французского»
Солженицын А.И., рассказ «Матренин двор»
Толстой Л.Н. рассказы: «После бала» (отец Вареньки полковник Петр Владиславович)
Чванов М.А., рассказы: «Бездомная собака выбирает хозяина», «Билет в детство»
Шолохов М.А., рассказ «Судьба человека»
Слайд 274. Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и
«смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности
их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
Слайд 281.Гордость и гордыня: в чем отличие?
2. Какого человека называют
гордым?
3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость –
это способность идти вперед несмотря ни на что?
4. Помогает ли смирение понять себя?
5. Гордость или смирение обогащают личность?
6. В чём разница между гордостью и смирением?
7. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
8. Согласны ли вы с высказяванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
9. Как был наказан Ларра - герой рассказа Максима Горького?
10. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
11. Что такое смирение?
12. Может ли гордость навредить человеку?
Слайд 29Список литературы
направления Гордость и смирение
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
«Маскарад», «Песня про купца Калашникова..», «Мцыри»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
«Записки охотника»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина».
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
А.П. Чехов «Ионыч», «Вишневый сад», «Попрыгунья»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
Слайд 305. Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в
личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и
зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
Слайд 311. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с
противоположным полом?
2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
6. Когда можно ли простить измену в любви?
7. Легко ли быть любимым?
8. Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.» ?
Слайд 32Список литературы
направления Он и она
"Капитанская дочка", А.С. Пушкин
"Евгений Онегин",
А.С. Пушкин
"Анна Каренина", Л.Н. Толстой
"Мастер и Маргарита", М.А. Булгаков
"Гордость и
предубеждение", Дж. Остин
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
"Обломов" И.А. Гончаров
И многие другие…
Слайд 33https://primersoch.ru/itogovoesoch/itogovoeprimer/32-primer-itogovogo-sochinenija-na-temu-tot-kto-ljubit-dolzhen-razdeljat-uchast-togo-kogo-on-ljubit.html
2.
3. https://4ege.ru/
4. http://www.ege.edu.ru/ru/news/