Слайд 1Направления
в развитии
русской музыки.
Социальная тема.
Проявление народности.
Историческая тема.
Слайд 2Русская музыка последней трети XIX века не осталась в стороне
от веяний времени. Новую эру в развитии открыли композиторы кружка
«Могучая кучка» - объединение, куда входили русские композиторы М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин.
Слайд 3Модест Петрович Мусоргский
(1839-1881гг.)
Композитор создавал потрясающие по правдивости и меткости сцены
из народной жизни, музыкальные портреты выходцев из крестьянской среды.
«Сиротка» -
пример вокального творчества, монолог одинокого, бездомного ребенка.
Слайд 4Николай Андреевич
Римский-Корсаков
(1844-1908 гг.)
Принцип народности, изображение крестьянского быта, обращение
к древним обрядам и песням, связанным со славянскими мифологическими преданиями
о природе.
Опера-сказка «Снегурочка» любовно воспроизводит картины народного быта и календарных языческих праздников.
Слайд 5Опера «Снегурочка»
Весенняя сказка Н. Римского-Корсакова
в 4 действиях с прологом,
либретто композитора по одноименной пьесе А. Островского. Премьера состоялась в
Петербурге, в Мариинском театре,
29 января 1882 г., под управлением
Э. Направника.
В оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин национального искусства.
Пролог оперы
Слайд 6Образ Снегурочки
Образ Снегурочки раскрывается в прологе арией «С подружками по
ягоду ходить» и ариеттой «Слыхала я, слыхала». В арии легкие,
грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными, холодными напевами флейты, создавая пленительный облик юной девушки, такой земной, реальной, но холодной. Ариетта полна томления Снегурочки по людским песням.
Слайд 7Обрядовая сцена
«Проводы Масленицы»
Колоритная сцена состоит из ряда
хоровых эпизодов народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать,
привечать» — народного происхождения.
Слайд 8Эскизы декораций к опере выполнял В. Васнецов
Слайд 9Заречная слободка Берендеевка
Слайд 11Эскизы костюмов
Снегурочки и Леля
Слайд 12Александр Порфирьевич
Бородин
(1833-1887 гг.)
Возросший интерес к русской истории, актуальность
патриотической идеи единства и могущества страны нашли отзвук в опере
«Князь Игорь».
Слайд 13Источником для либретто, написанного самим автором при участии В.В. Стасова,
послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о
неудачном походе князя Игоря против половцев.
Слайд 14История создания оперы
В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил
Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово
о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести, исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни.
Слайд 15К. Коровин Плач Ярославны. 1909 год. Эскиз декорации к опере
Слайд 16Половецкий лагерь
Эскиз декорации И. Билибина
Слайд 18«Половецкие пляски»
Ослепительно красочные сцены плясок, сопровождаются хором.
Слайд 19Лирико-психологическое начало в музыке
Петр Ильич Чайковский
Балет «Щелкунчик»
Слайд 20Петр Ильич Чайковский
(1840-1893)
Петр Ильич Чайковский родился
в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Там
отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве.
Слайд 21 Чайковский использовал традиции Глинки в раскрытии двух
тем: лирической – как преодоление «злых чар» силой любви и
человечности и трагической – как бессилие человека перед роковым стечением обстоятельств.
Слайд 22Лирическая тема нашла отражение в балете «Щелкунчик».
Слайд 23Балет «Щелкунчик» (1891-1892) написан по мотивам сказки немецкого писателя-романтика Эрнста
Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Слайд 24
Сюжет рисует своеобразный мир детских образов, детских сказочных фантазий и
игры. На рождественской ёлке дети Маша и Фриц получают в
подарок чудесную куклу, которая может колоть орехи – Щелкунчика, но неожиданно мальчик ломает игрушку. После шумного детского бала Маша прокрадывается в гостиную, чтобы проведать своего любимца Щелкунчика, оставленного под ёлкой.
Слайд 25Вдруг ёлка начинает расти, куклы на ней оживают, а из
под пола вылезают мыши. Куклы перепуганы, часовой стреляет, зайцы-барабанщики бьют
тревогу, пряничные солдатики строятся в ряды. Но мыши побеждают и жадно пожирают пряники.
Слайд 26Тогда раненый Щелкунчик созывает старую гвардию – стройных оловянных солдатиков
и сам становится во главе войска. Мышиный король вступает в
единоборство с Щелкунчиком и уже готов убить его, но в этот момент Маша бросает в короля башмак.
Слайд 27Щелкунчик, воспользовавшись замешательством врага, пронзает его шпагой. Мышиное войско разбегается.
Слайд 28Щелкунчик превращается в прекрасного принца и увозит Машу в сказочное
королевство сладостей – Конфетюренбург, где разворачивается грандиозная праздничная феерия.
Слайд 30Тема «Человек и рок»
в музыке
Петр Ильич Чайковский
Опера «Пиковая дама»
Слайд 31Прослушайте оркестровое вступление к опере «Пиковая дама». В нем -
основная идея оперы. Постарайтесь зафиксировать свои ощущения, и по ним
определить, какие темы поднимает Чайковский.
Интродукция
Слайд 32 Столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности.
В опере слышится “и смятенная, тревожная эпоха, и столь же
смятенная, встревоженная душа художника”. Противоречия внутри героя (в душе Германа) – основной конфликт оперы. Мрачная, жуткая тема роковой навязчивой идеи о трех картах и светлая, проникновенная тема любви.
Слайд 33Прочитайте либретто оперы Чайковского “Пиковая дама” и заполните таблицу.
Слайд 34Эскизы костюмов
к опере
Герман стал воплощением искренности чувств;
Лиза
из бедной родственницы стала внучкой богатой графини;
Граф Елецкий –
жених Лизы, любящий свою невесту;
Старуха-графиня воплощение мрака, удушливой атмосферы роковой тайны, смерти.
Слайд 35Сцена в спальне графини
Герман тайно проникает в спальню к графине
и, скрытый от взоров старухи, оказывается невольным свидетелем ее воспоминаний
о молодости. Символом прошлого становится старинная песня на французском языке.
Слайд 36Герман и призрак Графики
Больное воображение Германа рисует картину смерти графини,
причиной которой он стал, требуя назвать три карты. Появляется призрак
графини, произносящей названия трех заветных карт: «Тройка, семерка, туз». Музыкальная тема Пиковой дамы на нисходящей гамме у кларнетов вносит ощущение мертвенного оцепенения, застылости.
Слайд 37Свидание Лизы и Германа на набережной Зимней канавки
Бред
Германа о «грудах золота» открывает Лизе, кто убийца графини и
от отчаяния она бросается в воду.
Ариозо Лизы
Слайд 38Игорный дом. Ария Германа
«Что наша жизнь? Игра!»
Две карты, поставленные
Германом по подсказке призрака графини выигрывают. Упоение победой и жестокая
радость звучат в арии Германа.
Однако, третья карта оказывается не тузом, а пиковой дамой.
Обезумевший Герман видит призрак графини, ее издевательскую улыбку: он не составил счастья Лизы, а погубил ее. Он закалывается, проклиная старуху.
Слайд 39Финал оперы
В просветлении последних минут Герман помнит только о Лизе,
его богине, чистом ангеле. Он любит ее, как любил прежде...
Занавес медленно падает. На органном пункте тромбонов и контрабасов скрипки широко запевают тему любви. Мягкое звучание всего оркестра мало-помалу затихает в просветленной печали.