Разделы презентаций


Нарушение речи: Дизартрия

Содержание

ДИЗАРТРИЯ – нарушения звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Под звукоппроизносительной стороной понимают четкую артикуляцию (правильное звукопроизношение), достаточную фонацию (умение модулировать голосом), правильное речевое дыхание.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ДИЗАРТРИЯ

ДИЗАРТРИЯ

Слайд 2ДИЗАРТРИЯ – нарушения звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц

речевого аппарата. Под звукоппроизносительной стороной понимают четкую артикуляцию (правильное звукопроизношение),

достаточную фонацию (умение модулировать голосом), правильное речевое дыхание.

ДИЗАРТРИЯ – нарушения звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Под звукоппроизносительной стороной понимают четкую

Слайд 3 Классификация
по степени

выраженности дизартрии
1. Легкая/стертая/дизартрический компонент/минимальное дизартрическое расстройство – речь является средством

общения. Нарушение выявляется специалистом в процессе обследования и коррекционной работы.
2. Классическая дизартрия – речь является средством общения, нарушения речи заметны всем, речь понятна только близким людям.
3. Выраженная дизартрия/тяжелая – речь частично является средством общения, нарушения речи заметны всем, речь понятна только близким людям.
4. Анартрия – речь не является средством общения, нарушения речи заметны всем или речь отсутствует, речь непонятна даже близким.

Классификацияпо степени выраженности дизартрии1. Легкая/стертая/дизартрический компонент/минимальное дизартрическое расстройство –

Слайд 4по локализации поражения + механизм
Кора головного мозга (центр Брока) –

корковая дизартрия
Подкорковые ядра (отвечают за организацию тонуса и расслабления) –

подкорковая дизартрия (экстрапирамидная)
Мозжечок (координация движений) - мозжечковая дизартрия
Пирамидный путь (белое вещество – задача – не перепутать расслабление с напряжением) – псевдобульбарная дизартрия
Ствол мозга (ядра черепно-мозговых нервов) – бульбарная дизартрия
Спинной мозг (шейный и грудной отделы) – бульбарная дизартрия

по локализации поражения + механизмКора головного мозга (центр Брока) – корковая дизартрияПодкорковые ядра (отвечают за организацию тонуса

Слайд 5 по клиническим проявлениям:
Спастический синдром - характерен для псевдобульбарной дизартрии
Паретический

синдром – хар. для бульбарной, псевдобульбарной и мозжечковой дизартрии
Гиперкинетический синдром

– хар. для экстрапирамидной дизартрии
Атаксический синдром – хар. для мозжечковой дизартрии
Для корковой дизартрии характерна сложность переключения с одной артикуляции на другую и более замедленное, чем при дислалии формирование новых компонентов артикуляционных движений.
В процессе развития ребенка и под воздействием лечения синдромы могут меняться. В клинике дизартрии чаще всего встречаются смешанные формы, для обозначения которых используют двойное название.

по клиническим проявлениям:Спастический синдром - характерен для псевдобульбарной дизартрииПаретический синдром – хар. для бульбарной, псевдобульбарной и

Слайд 6Симптомы
Спастическая форма – нарушение произнесения язычных звуков (т,д,н,л,р), свистящих и

шипящих. Все звуки смягчены, голос тихий, слабый, истощающийся, вдох и

выдох короткие.
Паретический синдром – нарушено произношение практически всех звуков, язык расслаблен и лежит на дне ротовой полости, голос тихий, истощающийся, вдох и выдох короткие.
Гиперкинетический синдром – нарушено произнесение звуков, в момент произнесения которых возникает гиперкинез, голос дрожащий, вдох и выдох прерывистые
Атаксический синдром – замена звуков на артикуляционно близкие звуки, нарушена координация между дыханием и голосообразованием.

СимптомыСпастическая форма – нарушение произнесения язычных звуков (т,д,н,л,р), свистящих и шипящих. Все звуки смягчены, голос тихий, слабый,

Слайд 7ОБСЛЕДОВАНИЕ
Этиология: карта развития
Механизм: локализация параличей и парезов (губной, язычный, подъязычный)

и тип (атаксический, паретический, смешанный и т.д.)
Симптомы:
звукопроизношение – произношение всех

звуков, наличие и качество непроизвольных движений артикуляционного аппарата, глотание, жевание, сосание, причмокивание, кашель
голос – определяется насколько долго ребенок может говорить звучно, есть ли назальный оттенок, сиплый ли голос
дыхание – тип, длительность и плавность
4. Структура: фонематический слух, лексика, грамматика, связная речь и звукослоговая структура слова

ОБСЛЕДОВАНИЕЭтиология: карта развитияМеханизм: локализация параличей и парезов (губной, язычный, подъязычный) и тип (атаксический, паретический, смешанный и т.д.)Симптомы:звукопроизношение

Слайд 8При тяжелой форме дизартрии и анартрии выявляется рефлекс «запрещающей позиции»

- такое положение тела, при котором патологические рефлексы проявляются минимально

или не проявляются совсем:
Поза эмбриона в положении на боку
Поза эмбриона в положении на спине с подложенными валиками под ягодицы, плечи и голову
Положение на спине с подложенными валиками под физиологические изгибы
В положении лежа на животе с подложенным валиком под грудную клетку и при необходимости тыльную сторону стопы и утяжеление на ягодицах

При тяжелой форме дизартрии и анартрии выявляется рефлекс «запрещающей позиции» - такое положение тела, при котором патологические

Слайд 9СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Проводится логопедический массаж
Гимнастика: пассивная, пассивно-активная, активная
Вторичная профилактика:

развитие фонематического слуха
Проводятся элементы гимнастики для общей скелетной мускулатуры и

мелкой моторики
Боремся с ДЦП: невролог, ЛФК, массажист и физиотерапевт

СИСТЕМА  КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАППроводится логопедический массажГимнастика: пассивная, пассивно-активная, активнаяВторичная профилактика: развитие фонематического слухаПроводятся элементы гимнастики для

Слайд 10ОСНОВНОЙ ЭТАП
Постановка звука при дизартрии:
В основном используется механический способ постановки
Последовательность

постановки звуков зависит от локализации параличей и парезов
Не используется способ

постановки от опорных звуков
Вновь поставленный звук сразу вводится в слог
Не добиваются сразу полной чистоты звучания, она отрабатывается в процессе автоматизации
Если невозможно поставить звук классической артикуляции, ставится звук приближенной артикуляции, при которой новый звук максимально приближен по звучанию к желаемому
Автоматизация звуков:
В слогах, словах, во фразе
Формирование нового навыка говорения (подбираются слова, содержащие только правильно произносимый звук)
Дифференциация в произношении

ОСНОВНОЙ ЭТАППостановка звука при дизартрии:В основном используется механический способ постановкиПоследовательность постановки звуков зависит от локализации параличей и

Слайд 11ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: закрепление нового навыка говорения
Проводится работа по развитию голоса:
Отработка

силы голоса: «Далеко-близко»
Работа над развитием умения изменять голос по высоте:

«Кто голос подает: мама или детеныш»
Работа над интонационной окрашенностью голоса: игры-драматизации, стихи и т.д.
Нужно следить, чтобы не было гипервентиляции голоса. Необходимо прекращать работы при первых признаках утомления (лучше до этого состояния не доводить)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЦель: закрепление нового навыка говоренияПроводится работа по развитию голоса:Отработка силы голоса: «Далеко-близко»Работа над развитием умения изменять

Слайд 12В 1879 году Куссмауль впервые описал в классификации речевых расстройств

особый вид нарушения звукопроизношения и назвал дизартрией .
Уже в 1888

году Говерс подразделил такие дизартрирические расстройства речи на церебральную и бульбарную формы. Фрешельс (1943) выделил четыре формы дизартрии: пирамидную, экстрапирамидную, лобно-понтинную и церебеллярную.
В 1948 году Браин на ряду с дизартрией, обусловленной очаговыми поражениями центрального двигательного нейрона, переферического двигательного нейрона и полосатого тела, выделяет также координаторную и миопатическую дизартрию.

В 1879 году Куссмауль впервые описал в классификации речевых расстройств особый вид нарушения звукопроизношения и назвал дизартрией

Слайд 13Одной из самых подробных классификаций форм дизартрии преимущественно по нейроанатомическому

принципу является классификация Пешер, согласно которой выделяются следующие формы дизартрии:
-

корковая, субкортикальная, педункулярная, супрануклеарная (псевдобульбарная), бульбарная нуклеарная, церебеллярная, диэнцефальная, мезэнцефальная, периферическая, связанная с поражением черепных нервов, дизартрия, связанная с расстройствами глубокой чувствительности, дизартрия при диффузных поражениях мозга (токсикозы, постконтузионные состояния), дизартрия при эпилепсии, дизартрия при миастении, дизартрия при субкортикальной экспрессивной афазии (апраксическая)
Автор этой классификации понимает её несовершенство, что обусловлено нечеткостью самого определения «дизартрия». Клиническое понятие дизартрии значительно шире самого термина. Термин должен означать только дефекты артикуляции при периферическом или центральном поражении нервной системы, однако в клинической практике он применяется ко всем моторным нарушениям речи
В 1957 году Гревелл подчеркивает первостепенную важность умения отличать прежде всего языковые расстройства (афазию) от расстройств говорения или. В своей классификации речевых расстройств Гревелл указывает место дизартрии среди других нарушений процесса говорения.
Для Гревелл дизартрия - это расстройство говорения вследствие различных очаговых поражений мозга, поэтому она включает в себя расстройства не только артикуляции, но и речевого дыхания, голосообразования и просодики.
Еще более ограничивает содержание понятия «дизартрия» Хазард-Худот (1964). К дизартрии он относит нарушения артикуляции, обусловленные расстройствами общей моторики пирамидного, экстрапирамидного или церебеллярного характера.

Одной из самых подробных классификаций форм дизартрии преимущественно по нейроанатомическому принципу является классификация Пешер, согласно которой выделяются

Слайд 14В советской литературе вопрос о дизартрии был также мало разработан.

М.С. Маргулис (1924) относил к дизартрии все двигательные расстройства за

исключением тех, которые связаны с поражением «кортикальной области двигательных образов слова» и которые клинически проявляются в виде моторной афазии и апраксии.
В 1959 году Л.Б. Литвак заостряет внимание на локально-диагностическом значении дизартрических расстройств речи. Под дизартрией автор понимает расстройства артикуляции, которые трактуются им нечетко: в их число включается различные нарушения темпа, ритма и интонации речи.
В учебнике О.В. Правдиной (1969) понятие дизартрия, определяется уже с неврологических позиций представляются отдельные синдромы соответствующих звуковых расстройств. В работе И.И. Панченко И.И. делается серьезная попытка разобраться в патогенезе клинических проявлений дизартрии у детей с детским церебральным параличом и создать патогенетически обоснованную методику логопедической работы.
Важным этапом в развитии проблемы дизартрии является изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств, это отражено в работах Л.Б. Литвака (1959) и Е.Н. Винарской (1973). Е.Н. Винарской впервые было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых больных.
В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, Л. А. Данилова, и др.)

В советской литературе вопрос о дизартрии был также мало разработан. М.С. Маргулис (1924) относил к дизартрии все

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика