Слайд 1НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
СВЯЗАННЫЕ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Выполнила:
Студентка ИПР 2 КОЛ
Щербакова Т.Н.
Слайд 2Содержание
Введение
Понятие Умственной отсталости (УО).
Нарушения речи при УО
Развитие анализа и синтеза
при УО
Дислексии при УО
Особенности коррекции речи у детей с УО
Выводы
Список
литературы
Слайд 3ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит
очень остро. Всем известно, что речь является одним из главных
показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.
Слайд 4УО – стойкое недоразвитие уровня психической, интеллектуальной деятельности, связанная с
врождённой или приобретённой органической патологией головного мозга.
Нарушение речи у детей
с интеллектуальным недоразвитием определяется как
СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
(тяжелой, средней, легкой степени тяжести).
Слайд 5Запаздывание развитие речи
Первые слова произносит на 3-ем, 4-ом и даже
на 5 году жизни
Темп развития резко замедлен
Общее моторное недоразвитие
Координирование движений
речевых органов представляет - серьезную трудность
Аномально развивающаяся практическая и познавательная деятельность не способствует в должной мере появлению у ребёнка новых потребностей и интересов
Слайд 6Недостатки произношения
фонетико -фонематические нарушения
заикание
речевая замкнутость
произношение изолированных звуков (школьники длительный срок
не употребляют эти звуки в самостоятельных высказываниях)
редко проявляется интерес
к произносительной стороне речи
Слайд 7Ограниченность словарного запаса
не знают названий постоянно встречающихся и хорошо знакомых
предметов (перчатки, кружка, будильник)
не умеют обозначать действия предметов
Не способность употреблять
глаголы с приставками
В итоге: недостаточность словарного запаса не только мешает ученикам адекватно выражать свои мысли, чувства и желания, но и в ряде случаев, затрудняет понимание обращённой к ним речи
Слайд 8Особенности называния предметов и их свойств
перенос названия одного из однородных
объектов на другой (клюв птицы - нос, кружка - чашка,
перчатки - варежки, шляпа – шапка).
Слайд 9Соотношения между активным и пассивным словарём
умственно-отсталые дети сохраняют в своей
памяти значительное количество слов и понимают их значения, но не
употребляют по собственной инициативе.
резкое преобладание пассивного словаря над активным (особенно ярко видно расхождение между пассивным и активным словарём при употреблении имён прилагательных)
Слайд 10Грамматический строй речи
состоит из простых предложений
по сравнению с нормальными детьми
олигофрены начинают пользоваться сложными предложениями с большим опозданием (сначала они
употребляют их в письменной речи и лишь позднее - в устной)
Слайд 11Членение объекта на части
дети выделяют в рассматриваемом предмете гораздо меньшее
количество частей, чем нормальные дети такого же возраста (указывают уши,
ноги, хвост, клюв, лапы, но не говорят об их туловище; отмечают цветы, листья, но не упоминают о стебле)
опускают те части предметов, которые трудно выделить «глазом» (рассматривая чучело грача, лишь небольшое количество детей выделили крылья, потому что окраска крыльев и туловища этой птицы одинаково)
Слайд 12Выделение свойств объектов
выделяют в рассматриваемых ими объектах гораздо меньшее количество
разнообразных свойств, чем их нормальные сверстники (из всех совокупностей зрительно
воспринимаемых свойств, преимущественно, называют величину и цвет; материал, из которого сделан предмет, а особенно его форму, как правило, не упоминают)
Слайд 13Развитие анализа и синтеза
процессы анализа и синтеза находятся в непосредственной
зависимости от того, в какой форме поставлен вопрос (вопрос заданный
в общей форме, недостаточно побуждает школьников к детальному и многостороннему анализу объектов)
дети часто соотносят между собой несоответственные признаки предметов
(Они не похожи. У этого мальчика штаны коричневые, у этого - зелёные).
Слайд 14Фонематические дислексии
Нарушения связаны с недоразвитием функций фонематической системы.
Первая группа -
нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем), которые
проявляются в трудностях усвоения букв, обусловленных нечеткостью слухопроизносительных представлений о звуках, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикулярно (б - п, д - т, с - ш, ж - ш и т.д.).
У второй группы детей фонематическое недоразвитие является менее выраженным и проявляется в незаконченности процесса дифференциации тех звуков, которые поздно различаются и при нормальном фонематическом развитии, особенно свистящих и шипящих (с - ш, з - ж, щ - ч, щ - ш, с - ц).
Слайд 15Фонематическое недоразвитие у умственно отсталых детей школьного возраста проявляется:
1) в
нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов
(слов, асемантичных сочетаний, рядов слогов);
2) в незаконченности процесса дифференциации звуков, особенно звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Слайд 16Фонематические дислексии
Нарушения обусловленные недоразвитием функции фонематического анализа.
У умственно отсталых детей
с фонематическими дислексиями отмечаются затруднения во всех формах фонематического анализа,
как при выделении звука на фоне слова, вычленении первого и последнего звука, так и при определении последовательности их в слове, их количества и места.
Слайд 17Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть
тесно связана с развитием у них познавательной деятельности, анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, абстрагирования.
Большой вклад в становление методики развития речи глубоко умственно отсталых детей внесли А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Они описали трёхуровневую модель развития речи у этой категории детей, в которую включены следующие разделы:
- формирование действия понимания речи;
- формирование значения слов и обогащение активного словаря;
- формирование грамматических категорий и связной речи.
Слайд 18ВЫВОДЫ
При УО наблюдаются следующие особенности развития речи:
Общее запаздывание развития речи
Недостатки
произношения
Ограниченность словарного запаса с преобладанием пассивного словаря.
Нарушение грамматического строя речи
Нарушение
процессов анализа и синтеза
Дислексии в основном фонематические
Дислексии у УО детей не являются изолированным нарушением, они сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями письма.
Слайд 19ЛИТЕРАТУРА
Кошелева Е.Н., Мартемьянова А.Н. Особенности речевого развития школьников с умственной
отсталостью // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 1.
– С. 19-22
В.П. Глухов, Практикум по психолингвистике / Московский педагогический государственный университет. : Москва, 2017
Белянин, В.П. Психолингвистика: Учеб. пособие / В.П. Белянин – М.: МПСИ, 2003. – 323 с.
Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. — М., 1999.
Ушакова Т.Н. Психолингвистика // Психология: Учебник для гуманитарных специальностей. — СПб., 2000.