Разделы презентаций


НАРУШЕНИЯ РЕЧИ СВЯЗАННЫЕ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Содержание

СодержаниеВведениеПонятие Умственной отсталости (УО).Нарушения речи при УОРазвитие анализа и синтеза при УОДислексии при УООсобенности коррекции речи у детей с УОВыводыСписок литературы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1НАРУШЕНИЯ РЕЧИ СВЯЗАННЫЕ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Выполнила:
Студентка ИПР 2 КОЛ
Щербакова Т.Н.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ СВЯЗАННЫЕ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮВыполнила:Студентка ИПР 2 КОЛЩербакова Т.Н.

Слайд 2Содержание
Введение
Понятие Умственной отсталости (УО).
Нарушения речи при УО
Развитие анализа и синтеза

при УО
Дислексии при УО
Особенности коррекции речи у детей с УО
Выводы
Список

литературы

СодержаниеВведениеПонятие Умственной отсталости (УО).Нарушения речи при УОРазвитие анализа и синтеза при УОДислексии при УООсобенности коррекции речи у

Слайд 3ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит

очень остро. Всем известно, что речь является одним из главных

показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.
ВВЕДЕНИЕВ современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Всем известно, что речь является

Слайд 4УО – стойкое недоразвитие уровня психической, интеллектуальной деятельности, связанная с

врождённой или приобретённой органической патологией головного мозга.
Нарушение речи у детей

с интеллектуальным недоразвитием определяется как 
СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
(тяжелой, средней, легкой степени тяжести).
УО – стойкое недоразвитие уровня психической, интеллектуальной деятельности, связанная с врождённой или приобретённой органической патологией головного мозга.Нарушение

Слайд 5Запаздывание развитие речи
Первые слова произносит на 3-ем, 4-ом и даже

на 5 году жизни
Темп развития резко замедлен
Общее моторное недоразвитие
Координирование движений

речевых органов представляет - серьезную трудность
Аномально развивающаяся практическая и познавательная деятельность не способствует в должной мере появлению у ребёнка новых потребностей и интересов
Запаздывание развитие речиПервые слова произносит на 3-ем, 4-ом и даже на 5 году жизниТемп развития резко замедленОбщее

Слайд 6Недостатки произношения
фонетико -фонематические нарушения
заикание
речевая замкнутость
произношение изолированных звуков (школьники длительный срок

не употребляют эти звуки в самостоятельных высказываниях)
редко проявляется интерес

к произносительной стороне речи
Недостатки произношенияфонетико -фонематические нарушениязаиканиеречевая замкнутостьпроизношение изолированных звуков (школьники длительный срок не употребляют эти звуки в самостоятельных высказываниях)

Слайд 7Ограниченность словарного запаса
не знают названий постоянно встречающихся и хорошо знакомых

предметов (перчатки, кружка, будильник)
не умеют обозначать действия предметов
Не способность употреблять

глаголы с приставками
В итоге: недостаточность словарного запаса не только мешает ученикам адекватно выражать свои мысли, чувства и желания, но и в ряде случаев, затрудняет понимание обращённой к ним речи

Ограниченность словарного запасане знают названий постоянно встречающихся и хорошо знакомых предметов (перчатки, кружка, будильник)не умеют обозначать действия

Слайд 8Особенности называния предметов и их свойств
перенос названия одного из однородных

объектов на другой (клюв птицы - нос, кружка - чашка,

перчатки - варежки, шляпа – шапка). 
Особенности называния предметов и их свойствперенос названия одного из однородных объектов на другой (клюв птицы - нос,

Слайд 9Соотношения между активным и пассивным словарём
умственно-отсталые дети сохраняют в своей

памяти значительное количество слов и понимают их значения, но не

употребляют по собственной инициативе.
резкое преобладание пассивного словаря над активным (особенно ярко видно расхождение между пассивным и активным словарём при употреблении имён прилагательных)

Соотношения между активным и пассивным словарёмумственно-отсталые дети сохраняют в своей памяти значительное количество слов и понимают их

Слайд 10Грамматический строй речи
состоит из простых предложений
по сравнению с нормальными детьми

олигофрены начинают пользоваться сложными предложениями с большим опозданием (сначала они

употребляют их в письменной речи и лишь позднее - в устной)
Грамматический строй речисостоит из простых предложенийпо сравнению с нормальными детьми олигофрены начинают пользоваться сложными предложениями с большим

Слайд 11Членение объекта на части
дети выделяют в рассматриваемом предмете гораздо меньшее

количество частей, чем нормальные дети такого же возраста (указывают уши,

ноги, хвост, клюв, лапы, но не говорят об их туловище; отмечают цветы, листья, но не упоминают о стебле)
опускают те части предметов, которые трудно выделить «глазом» (рассматривая чучело грача, лишь небольшое количество детей выделили крылья, потому что окраска крыльев и туловища этой птицы одинаково)


Членение объекта на частидети выделяют в рассматриваемом предмете гораздо меньшее количество частей, чем нормальные дети такого же

Слайд 12Выделение свойств объектов
выделяют в рассматриваемых ими объектах гораздо меньшее количество

разнообразных свойств, чем их нормальные сверстники (из всех совокупностей зрительно

воспринимаемых свойств, преимущественно, называют величину и цвет; материал, из которого сделан предмет, а особенно его форму, как правило, не упоминают)
Выделение свойств объектоввыделяют в рассматриваемых ими объектах гораздо меньшее количество разнообразных свойств, чем их нормальные сверстники (из

Слайд 13Развитие анализа и синтеза
 процессы анализа и синтеза находятся в непосредственной

зависимости от того, в какой форме поставлен вопрос (вопрос заданный

в общей форме, недостаточно побуждает школьников к детальному и многостороннему анализу объектов)

дети часто соотносят между собой несоответственные признаки предметов
(Они не похожи. У этого мальчика штаны коричневые, у этого - зелёные).
Развитие анализа и синтеза процессы анализа и синтеза находятся в непосредственной зависимости от того, в какой форме поставлен

Слайд 14Фонематические дислексии
Нарушения связаны с недоразвитием функций фонематической системы.
Первая группа -

нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем), которые

проявляются в трудностях усвоения букв, обусловленных нечеткостью слухопроизносительных представлений о звуках, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикулярно (б - п, д - т, с - ш, ж - ш и т.д.).
У второй группы детей фонематическое недоразвитие является менее выраженным и проявляется в незаконченности процесса дифференциации тех звуков, которые поздно различаются и при нормальном фонематическом развитии, особенно свистящих и шипящих (с - ш, з - ж, щ - ч, щ - ш, с - ц).
Фонематические дислексииНарушения связаны с недоразвитием функций фонематической системы.Первая группа - нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия

Слайд 15Фонематическое недоразвитие у умственно отсталых детей школьного возраста проявляется:
1) в

нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов

(слов, асемантичных сочетаний, рядов слогов);
2) в незаконченности процесса дифференциации звуков, особенно звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Фонематическое недоразвитие у умственно отсталых детей школьного возраста проявляется:1) в нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой

Слайд 16Фонематические дислексии
Нарушения обусловленные недоразвитием функции фонематического анализа.

У умственно отсталых детей

с фонематическими дислексиями отмечаются затруднения во всех формах фонематического анализа,

как при выделении звука на фоне слова, вычленении первого и последнего звука, так и при определении последовательности их в слове, их количества и места.

Фонематические дислексииНарушения обусловленные недоразвитием функции фонематического анализа.У умственно отсталых детей с фонематическими дислексиями отмечаются затруднения во всех

Слайд 17Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть

тесно связана с развитием у них познавательной деятельности, анализа, синтеза,

сравнения, обобщения, абстрагирования.
Большой вклад в становление методики развития речи глубоко умственно отсталых детей внесли А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Они описали трёхуровневую модель развития речи у этой категории детей, в которую включены следующие разделы:
- формирование действия понимания речи;
- формирование значения слов и обогащение активного словаря;
- формирование грамматических категорий и связной речи.
Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием у них познавательной

Слайд 18ВЫВОДЫ
При УО наблюдаются следующие особенности развития речи:
Общее запаздывание развития речи
Недостатки

произношения
Ограниченность словарного запаса с преобладанием пассивного словаря.
Нарушение грамматического строя речи
Нарушение

процессов анализа и синтеза
Дислексии в основном фонематические
Дислексии у УО детей не являются изолированным нарушением, они сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями письма.
ВЫВОДЫПри УО наблюдаются следующие особенности развития речи:Общее запаздывание развития речиНедостатки произношенияОграниченность словарного запаса с преобладанием пассивного словаря.Нарушение

Слайд 19ЛИТЕРАТУРА
Кошелева Е.Н., Мартемьянова А.Н. Особенности речевого развития школьников с умственной

отсталостью // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 1.

– С. 19-22
В.П. Глухов, Практикум по психолингвистике / Московский педагогический государственный университет. : Москва, 2017
Белянин, В.П. Психолингвистика: Учеб. пособие / В.П. Белянин – М.: МПСИ, 2003. – 323 с.
Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. — М., 1999.
Ушакова Т.Н. Психолингвистика // Психология: Учебник для гуманитарных специальностей. — СПб., 2000.
ЛИТЕРАТУРАКошелева Е.Н., Мартемьянова А.Н. Особенности речевого развития школьников с умственной отсталостью // Успехи современного естествознания. – 2014.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика