Слайд 2оргпериод
«Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена»
Что же
все таки такое оргпериод?
Оргпериод — это время привыкания детей к
новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания.
Оргпериод — это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой.
Слайд 3оргпериод
3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.
Задачи:
Знакомство детей друг с
другом, со взрослыми и с условиями проживания;
Обеспечение детям чувства защищенности,
самостоятельности;
Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;
Определение места (статуса) в коллективе;
Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
Формирование групповых норм, ценностей и традиций.
Слайд 4оргпериод
Предлагаемые формы работы:
Игры на знакомство;
Экскурсия по лагерю;
Игра на территории
«Шифровка»;
КТД;
Формы работы с группами переменного состава;
Выбор названия и других отличительных
особенностей отряда;
Установление традиций в отряде.
Слайд 5оргпериод
Советы вожатому:
до сбора нужно часто сменять временных командиров (это
даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);
лучше, чтобы ребята сами
выбирали временного командира;
индивидуальные беседы проводите только наедине;
больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
трудную работу — лучшим;
название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.
Слайд 6оргпериод
Показатели успешной работы:
Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения,
выработаны законы жизни, составлен план.
Все знают имена друг друга.
Знают территорию.
Обеспечена
узнаваемость отряда.
Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.
Принятие норм и правил жизни, налажен быт.
Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.
Слайд 7Основной период
Основной период смены– самый долгий по времени, в отличие
от организационного и заключительного, но, из-за расписанных буквально по минутам
дням, разнообразных мероприятий и подготовки к ним, данный период проходит очень быстро.
Успешность это отрезка лагерной смены зависит от грамотного проведения ее первых дней. Однако, все труды и достижения оргпериода быстро сойдут на нет, если вожатый начнет халатно относиться к выполнению своих обязанностей, решив, что самое главное – это хорошее начало смены, а в середине периода можно отдохнуть, полагаясь на самостоятельность детей и излишне доверяя отряду. Поэтому стоит обратить особое внимание на поддержание дисциплины и порядка в отряде.
Слайд 8Формы работы с детьми в основной период лагерной смены:
Слайд 9проведение различных игр, коллективно-творческих дел,
участие в общелагерных мероприятиях;
участие в кружковой
работе;
проведение релаксации, анализа дня;
организация спортивных мероприятий;
формирование временного коллектива, его укрепление;
поддержание
благоприятного психологического климата в отряде;
выполнение программы, досуг, оздоровление ребят;
возможно введение дополнительной составляющей (обучение, творчество, труд…);
создание условий для индивидуального развития;
возможность выбора самовыражения личности;
рефлексия и мониторинг.
Слайд 10Задачи основного периода:
формирование временного коллектива детей;
сплочение отряда;
поддержание дисциплины и выполнения
педагогических требований (соблюдение норм поведения);
выполнение программы смены;
организация досуга;
создание благоприятного психологического
климата в отряде;
поддержание санитарных норм;
создание условий для самореализации ребенка.
Слайд 11Предлагаемый алгоритм работы вожатого в течение всей смены:
Ознакомление
- включает в себя систему познавательных (викторины, дискуссии, лекции, диспуты,
тематические беседы, экскурсии, массовые игры по станциям), развивающих (коллективные творческие дела, труд, спорт), тренинговых (сюжетно-ролевые, коммуникационные игры, игры на взаимодействие, межотрядные игры, тренинги общения) форм работы .
Привлечение - включает в себя организацию различных конкурсов (конкурс актерского мастерства, прикладного творчества, игр-аттракционов), создание (разработка) мастерских : прикладных (оригами, лепка, различные техники рисунка, аппликация и т.п.), творческих (театральная, песенная, игровая), организация игр на местности, проведение тематических и итоговых огоньков.
Погружение - включает в себя создание системы самоуправления (совет лагеря, дни самоуправления), организацию системы чередования творческих поручений (ЧТП), проведение занятий, направленных на познание детьми самих себя (тренинги, тестирование, релаксации), проведение различных ток-шоу, проблемных мастерских, мастер-классов творческих коллективов, организацию клубов по интересам, тематических и творческих вечеров, развлекательных мероприятий (дискотеки, просмотр кинофильмов, шоу-программы, праздники).
Закрепление - включает в себя проведение фестивалей творчества, гала-концертов, привлечение к участию в мероприятиях известных людей, выставку творческих работ, награждение отличившихся отрядов и детей (система личностного роста).
Передача опыта - включает создание условий для реализации ребенком своего творческого, духовного, интеллектуального потенциала - ребенок ставится в активную позицию, позицию организатора деятельности для других (КТД, конкурсы, викторины и т.п.)
Слайд 12Результаты (показатели успешной работы) основного периода:
Ранее незнакомые дети стали друзьями
друг другу, отряд – сплоченный коллектив.
У детей появилось дальнейшее желание
работать в коллективе (в качестве лидера или активного участника).
Каждый из ребят в отряде смог принять участие в различных мероприятиях лагеря.
Дети научились решать конфликтные ситуации и только мирным путем.
Дети получили новые знания и навыки.
Слайд 13Заключительный (итоговый) период
Цель заключительного периода смены в лагере: подведение итогов
смены, подготовка детей к отъезду.
Задачи:
анализ смены детьми и вожатыми;
создания комфортных
психологических условия для отъезда воспитанников;
организация процесса отъезда;
контроль соблюдения педагогических требований и правил дисциплины.
Слайд 14Формы работы с детьми в заключительном периоде:
Проведение заключительного вечернего огонька
(свечки).
Организация прощания с детским лагерем: на берегу моря, костровой, особенном
для отряда месте.
Проведение инструктажей по подготовке к отъезду и разъяснительных бесед по хранению ценных вещей в последние дни смены.
Занятие общим делом, например, подготовка послания следующей смене или лету.
Слайд 15Рекомендации вожатому в заключительные дни смены
Подвести итоги смены: оценить вклад
каждого ребенка в течение смены, возможно, как-то наградить памятными сувенирами
самых активных.
Создать атмосферу максимального дружелюбия и доверия друг к другу.
Подготовить детей к тому, что вскоре произойдет расставание и самому так же морально настроиться на это.
Заблаговременно пройтись по всем комнатам и проверить целостность имущества лагеря и чистоту в отряде. К сожалению, некоторые дети могут оставить «сюрприз» после себя, в виде сломанных предметов мебели или испачканных стен. В случае обнаружения порчи имущества, необходимо сообщить об этом вашему руководителю.
При необходимости проверить готовность всех документов и вещей у детей, чтобы никто ничего не забыл. Если дети сдавали вещи на хранение в сейфовые ячейки, проследите, чтобы они их забрали. Детям младшего возраста возможно понадобится помощь в сборе чемодана.
Перед отъездом помочь в организации правильной рассадки детей по делегациям или группам.
Слайд 16Как строить отношения с детдомовцами
Лето – долгожданная пора. Для детдомовских
ребят – особенно. Ведь летом они смогут поменять привычную среду
обитания – детский дом – на место отдыха, вероятнее всего, это будет летний лагерь. И как важно, чтобы лето не принесло разочарований, обид, чтобы оно подарило радость, новых друзей.
Прежде всего, нужно понять, что детдомовец – это ребенок, которого предали самые близкие люди – родители, родственники. И это он проецирует на остальных взрослых. Поэтому авторитет нужно зарабатывать уже у 9-10-летнего пацана, авансом это не дается. Но если это удалось – более преданных и послушных детей у вас больше нигде и никогда не будет.
Слайд 17 Успех Вожатого в умении стать своим для
ребят. Это не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом,
это тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними.
Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. И главное – это не самоцель. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу и станут доверять вам.
Вожатый, будь человеком, чтобы бывший беспризорник, детдомовец, поднял голову, отвлекся от процесса выживания, чтобы от твоего света засиял мир твоих ребят, засиял добром, любовью, новыми знаниями, новыми впечатлениями.
Слайд 18Индивидуальный подход и внимание требуются каждому ребенку, но во сто
крат они нужнее тем, кто не по своей воле остался
без родителей. Ребята из детских домов и интернатов видят в тебе больше, чем просто вожатого. Но будь честен и крайне осторожен, ведь воспитание – дело ювелирное. От тебя ждут не скучных назиданий, с тобой хотят дружить, доверять тебе самое сокровенное, учиться у тебя тому, что в тебе нравится им. Если в каждом ребенке ты сможешь увидеть личность, заслуживающую твоего внимания, уважения, нуждающуюся в тебе и не проигнорируешь это, авторитет тебе обеспечен.
Слайд 19Повышенный тон и крик – крайне неэффективные средства воздействия. Пользуйся
этим как можно реже: перекричать 30 – 40 звонких детских
голосов вряд ли удастся, а если получится, то не надолго. Гораздо более действенное средство привлечения внимания – заинтересовать. Например, во время всеобщего «базара» перед отбоем вожатый вдруг начинает рассказывать интригующую историю таинственным тихим голосом…
Слайд 20Дисциплина. Не заставить, а увлечь! В мире так много интересного,
чего не знают детдомовские ребята, но, возможно, знаешь ты. Поделись
с ними этими знаниями, найди то, что не только станет интересным для ребят, но, вероятно, пригодиться им в будущем. Лагерный режим не помешает вам, если ребята поймут, что каждый день, благодаря тебе, дарит им что-то интересное, а тихий час не мешает, а только подогревает нетерпение вновь встретиться с чем-то новым, увлечься доселе неведомым.
Слайд 21Вредные привычки… Мы помним, что «дети – цветы жизни» и
гораздо естественнее они выглядят, если цветут не в грязи и
пороке. Так помоги им этого избежать, они достойны лучшего, чем проводить свое самое счастливое летнее время за курением, в пьянстве, в сквернословии, в перебранках и т.д.
И вновь начни с себя, не будь слабовольным, не иди на провокации. К тебе обращаются: «Дай закурить, а!?…» Поинтересуйся в ответ: «А стаканчик молочка, или кефирчика на ночь не хошь? Что слабо, а!?…» ПОМНИ, авторитет, завоёванный на сигаретах – всего лишь авторитет курильщика, но не авторитет Вожатого!
Также, в некоторых случаях, не стоит доверять им сразу полностью. Когда у вас выстраиваются какие-то отношение со среднестатистическим ребенком не из интерната - вы начинаете ему доверять, но для интернатовского этот порог существенно выше. Вы уже думаете, что ему можно доверять, а он вас берет и "кидает" по полной программе. Будьте к этому готовы и не воспринимайте, как личную обиду. Если вас "кинули", те к кому вы и с любовью и с пониманием, значит, вы поспешили в выводами и это именно ваш прокол.
Слайд 22 «Не привыкай!» Жизнь детдомовца устроена как конвейер. В
результате детдомовцы привыкают к тому, что взрослые вокруг них —
это временщики, которые постоянно меняются. Потому-то дети и не относятся к вам серьезно, сознательно вызывают конфликт и существуют «волчонком». «Лучше не привыкать — потом не так больно отвыкать будет», — иногда говорят детдомовцы. Эта позиция — серьезный барьер между вами.
«Я в домике!» Другая проблема — замкнутость «детдомовского» мира: ребенок просто не знает, как общаться с внешним миром, он жил по выстроенной кем-то схеме с рождения и никогда не принимал решения сам. Требовать от такого человечка проявления инициативы было бы непрофессионально. Хотя есть и такие, кто «смело рвется в бой», но срывается, не зная как поступить, и опускает руки. В любом случае такие дети совершенно беспомощны в компании других ребят. Просто будьте рядом!
«В тихом омуте…» Во многих (но не во всех) детских домах воспитательная цель одна — «чтобы не было ЧП». Усвоив это правило крепко накрепко, в отрядах ребята придерживаются той же политики — хулиганят, но тихо. Потому и выявить зачинщика в таком случае бывает нелегко.
Слайд 23Секретов успешного преодоления всех остановок не существует, но существуют основные
принципы работы. Первый, ключевой принцип — опирайтесь не на свой
опыт, а на жизненный опыт ребят, ищите ответы и пути решения в их прошлом:
Слайд 24У некоторых детей есть опыт ругани с родителями, избиений, пьянства.
Но, возможно, поэтому они лучше различают добро и зло.
Некоторые из
этих детей уже добывали самостоятельно деньги и средства к существованию: мыли машины, продавали газеты, воровали или попрошайничали. Хорошо! Ребенок имеет собственный опыт ответственного действия. Не поработаешь — не поешь.
Некоторые из этих детей уже многое повидали. И хорошее из этого «многовидения» можно превратить в «многознание» и «многоумение», ведь у них невероятно богатый опыт. Поддержав их авторитет в группе, можно доказать, что они важны вам и ребятам.
Слайд 25итог
Работа с детдомовцами - это проверка на собственные личностные качества,
просто методики здесь не срабатывают. Зато, поработав с ними, уже
точно понимаешь, что представляешь собой как Человек. И помни, им не нужна твоя жалость, им нужна твоя человечность.