Слайд 1Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Институт развития образования
МОЛОДЁЖЬ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
КАК РЕСУРС?
Исследование траекторий учащихся вузов
Москва, 2011
Слайд 2РАБОЧАЯ ГРУППА
Исследовательская группа
Юлия Кузьмина
Олег Оберемко, к.соц.н.
Дмитрий Попов, к.соц.н. (руководитель
проекта)
Яна Рощина, к.экон.н.
Эдгар Гарсиа Товар, PhD in economics
Юлия Тюменева, к.психол.н.
Научные
консультанты
Сергей Рощин, к.экон.н.
Исак Фрумин, д.пед.н.
Внешние консультанты
Martin Carnoy (Stanford University, USA)
Joshua Hawley (Ohio State University, USA)
Randall Olsen (Ohio State University, USA)
Слайд 3ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Австралия
Longitudinal Surveys of Australian Youth (LSAY), с 1995
Великобритания
Youth
Cohort Study (YCS), с 1985
Longitudinal Study of Young People
in England (LSYPE), с 2004
Германия
National Educational Panel Study (NEPS), с 2008
Канада
Youth in Transition Survey (YITS), с 1999
США
National Longitudinal Survey of Youth (NLSY 79, NLSY 97)
National Education Longitudinal Study (NELS 88)
Слайд 4 Выявление типичных образовательных и трудовых траекторий, отслеживание траекторий. Формирование
«портрета поколения»;
Прогнозирование изменения направления траекторий (с учетом влияния социо-психологических
факторов, параметров микро- и макро-контекста, институциональных изменений);
Определение существующих барьеров/ресурсов затрудняющих/способствующих формированию траекторий разных типов.
ПОТЕНЦИАЛ ЛОНГИТЮДОВ
Слайд 5 Внимание к быстроменяющемуся контексту, использование расширенного круга контекстных данных;
Понимание траектории не как предзаданного перехода (например школа-работа); фокус на
изменчивости траекторий;
Учет многолетнего опыта исследовательских проектов в России и за рубежом.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 7Исследование спроектировано до 2027 года;
Замеры осуществляются каждые три года.
ПЛАНЫ
Школьники
9х классов
2009
Студенты первых курсов вузов
Студенты выпускных курсов вузов
2010-2011
2027
Когорта 33х-летних
2012, 2015,
2018, 2021, 2024
Специалисты 38-40 лет
Специалисты 33-34 лет
2025-2026
2013-2014, 2016-2017, 2019-2020, 2022-2023
Школьники 9х классов
2011
2014, 2017, 2020, 2023
Когорта 31-летних
2026
Слайд 8Общеобразовательные школы
Единица отбора – школьный класс
Местоположение школы (региональный центр,
город, сельский населенный пункт)
Тип школы (общеобразовательная школа, гимназия,
интернат и т.д.)
ВУЗы
Единица отбора - программа
Был использован Общероссийский классификатор специальностей по образованию, все направления подготовки были разделены на 10 укрупненных групп (например: инженерные специальности, естественные науки, гуманитарные науки и т.д.)
МОДЕЛЬ ВЫБОРОК
(Ярославская область и Татарстан)
Слайд 9Модель выборки
(Москва и Санкт-Петербург)
Слайд 10РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Слайд 13Анализ неоднородности групп студентов
Исследование изменчивости выбора жизненных траекторий
Фокус презентации
Слайд 14Планируемые образовательные траектории школьников
35,8%
13%
80%
13%
52%
27%
Работа
8%
34%
СПО
27%
Слайд 15ВЫЯВЛЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ ГРУПП (КЛАСТЕРОВ)
Для выделения кластеров был применен двухшаговый кластерный
анализ. Этот метод позволяет выделять однородные группы респондентов на основе
как метрических, так и интервальных переменных и хорошо работает на больших выборках.
Для кластеризации выбраны 3 группы показателей:
семейные характеристики студента,
академическая успешность;
осознанность выбора специальности.
Слайд 16КЛАСТЕРЫ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ
Всего выделено 4 кластера:
Целеустремленные москвичи из
обеспеченных семей. Этот кластер объединил 16% опрошенных студентов.
Среднеуспевающие студенты, поздно
определившиеся с выбором специальности. В этот кластер вошли 22% студентов.
Студенты, чьи родители не имеют высшего образования. В этот кластер вошли 20% первокурсников.
Целеустремленные студенты из регионов. В этот кластер вошли 29% опрошенных студентов.
Слайд 17РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ
ПО «ВНУТРЕННИМ» МЕТРИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
Слайд 18РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ
ПО КАТЕГОРИАЛЬНЫМ ПЕРЕМЕННЫМ
Слайд 20КЛАСТЕР 1
Целеустремленные москвичи из обеспеченных семей
Основные характеристики:
Все до поступления жили
в Москве или области
Самые высокие баллы ЕГЭ по русскому языку
Самая
высокая дополнительная учебная активность
Лучше всех осведомлены о будущей специальности
Из материально обеспеченных семей
Представители этого кластера чаще всего выбирают экономико-социальные, гуманитарные, естественнонаучные специальности.
Слайд 21КЛАСТЕР 2
Студенты со средней успеваемостью, поздно определившиеся с выбором специальности
Основные
характеристики:
Самая низкая осведомленность о выбранной специальности
Все определились с выбором специальности
за месяц и менее
Средние оценки ЕГЭ по математике и русскому языку
Слайд 22КЛАСТЕР 3
Студенты, чьи родители не имеют высшего образования
Основные характеристики:
У всех
родители не имеют высшего образования
Самые скромные материальные ресурсы
Самая низкая дополнительная
учебная активность
Самые низкие баллы ЕГЭ по обязательным предметам
Слайд 23КЛАСТЕР 4
Целеустремленные студенты из регионов
Основные характеристики:
- Все студенты не проживали
в Москве или области до поступления в вуз.
- Самые высокие
образовательные ресурсы в семье
- Самые высокие баллы ЕГЭ по математике
- Рано определились с выбором специальности
Представители этого кластера чаще всего выбирают технические, педагогические, медицинские специальности.
Слайд 24ОЦЕНКА ТРУДНОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ
РАЗНЫХ КЛАСТЕРОВ
Целеустрем-ленные москвичи
Отвечать вслух на занятиях (33%)
Читать
литературу (36%)
Студенты из регионов
Студенты первого поколения
Среднеуспе-вающие
Готовить письменные работы, сдавать тесты
(29%)
Готовить письменные работы (31%)
Работать на семинарах (32%)
Отвечать вслух на занятиях (28%)
Работать на семинарах (22%)
Читать литературу (22%)
Отвечать вслух на занятиях (36%)
Читать литературу (29%)
Работать на семинарах (27%)
Готовить письменные работы (23%)
Отвечать вслух на занятиях (26%)
Читать литературу (24%)
Готовить письменные работы (23%)
Работать на семинарах (20%)
Слайд 26Студенты из регионов
Студенты первого поколения
Среднеуспевающие
Целеустремленные москвичи
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ ИЗ РАЗНЫХ
ГРУПП
В ОЦЕНКЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ВУЗЕ
Слайд 27ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ: «ОТЛОЖЕННЫЙ ВЫБОР»
Группа отложенного выбора
Группа студентов
с высокой вероятностью несоответствия последующего пути профессионализации студента получаемому образованию
Слайд 28I. Низкая информированность о специальности на момент поступления;
II. Низкая устойчивость
выбора специальности к моменту поступления (недавние сроки принятия решения)
III. Нежелание
учиться и/или работать по специальности
IV. Работа на полную ставку с первого-второго курса обучения
V. Низкая устойчивость интересов как личностная черта
Паттерны поведения студентов как предикторы изменения траектории:
ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ: «ОТЛОЖЕННЫЙ ВЫБОР»
Слайд 29Низкая информированность о специальности на момент поступления
Информированность – сводный показатель,
вычисляемый исходя из ответов на вопросы о том, какой информацией
о специальности и учебе владели студенты до поступления в вуз (знаниями о будущей работе по специальности, уровне зарплаты, преподаваемых предметах и пр).
Слайд 30Устойчивость ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Слайд 31НЕЖелание работать или продолжать обучение по специальности
Нежелание работать и/или учиться
по выбранной специальности выяснялось с помощью выражения согласия/несогласия со следующими
утверждениями:
На момент поступления я не планировал (не хотел) работать по специальности
Если бы я мог выбирать снова, я бы не выбрал эту специальность
При возможности я сменю направление подготовки (в бакалавриате или магистратуре)
Слайд 32Работа на полную ставку
во время обучения, начиная с 1-2
курса
Учитывалась работа на полную ставку, которую респонденты выполняли на момент
опроса (для 4 курса с 1-2 курса).
Слайд 33Устойчивость интересов
Устойчивость интересов как личностная черта измерялась с помощью Grit
Scale (Duckworth et al. 2007). В шкалу входят, например, такие
утверждения:
Я часто ставлю какую-то цель, но позже меняю ее, чтобы добиваться чего-то другого
Новые идеи и новые проекты иногда отвлекают меня от прежних.
Какая-то определенная идея владеет мной короткое время, а потом я теряю интерес к ней и т.п.
Надежность шкалы альфа Кронбаха приемлемая: 0,745 для 4 курса, 0,64 для 1 курса 0,81 по данным автора
Слайд 34ЧИСЛО СТУДЕНТОВ В ГРУППАХ «ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА»
Слайд 35РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ РАЗНЫХ ГРУПП
В ОЦЕНКЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ВУЗЕ
Группа
устойчивого выбора
Группа отложенного выбора
Слайд 36связь выбранных показателей с другими конструктами
Принадлежность к «группе отложенного выбора»
и достижения
Принадлежность к «группе отложенного выбора»
и представление о будущей
карьере
Слайд 37связь выбранных показателей с другими конструктами
Слайд 38СЕМЕЙНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИНАДЛЖЕНОСЬ СТУДЕНТА
К ГРУППЕ ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА
Из всех
семейных характеристик образовательный статус родителей имел наибольшую связь с принадлежностью
студента к группе отложенного выбора: с его ростом вероятность попадания студента в группу отложенного выбора снижалась.
Слайд 39ПРОЦЕНТ СТУДЕНТОВ ИЗ ГРУППЫ ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА
В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ ПОДГОТОВКИ
* Считался
по числу студентов, попадающих в группу риска хотя бы по
одному критерию