Разделы презентаций


Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Институт

Содержание

РАБОЧАЯ ГРУППАИсследовательская группа Юлия КузьминаОлег Оберемко, к.соц.н.Дмитрий Попов, к.соц.н. (руководитель проекта)Яна Рощина, к.экон.н.Эдгар Гарсиа Товар, PhD in economicsЮлия Тюменева, к.психол.н.Научные консультанты Сергей Рощин, к.экон.н.Исак Фрумин, д.пед.н.Внешние консультантыMartin Carnoy (Stanford University, USA)Joshua

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Институт развития образования
МОЛОДЁЖЬ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

КАК РЕСУРС?
Исследование траекторий учащихся вузов
Москва, 2011

Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономикиИнститут развития образованияМОЛОДЁЖЬ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК РЕСУРС?Исследование траекторий учащихся вузов Москва, 2011

Слайд 2РАБОЧАЯ ГРУППА
Исследовательская группа
Юлия Кузьмина
Олег Оберемко, к.соц.н.
Дмитрий Попов, к.соц.н. (руководитель

проекта)
Яна Рощина, к.экон.н.
Эдгар Гарсиа Товар, PhD in economics
Юлия Тюменева, к.психол.н.

Научные

консультанты
Сергей Рощин, к.экон.н.
Исак Фрумин, д.пед.н.

Внешние консультанты
Martin Carnoy (Stanford University, USA)
Joshua Hawley (Ohio State University, USA)
Randall Olsen (Ohio State University, USA)
РАБОЧАЯ ГРУППАИсследовательская группа Юлия КузьминаОлег Оберемко, к.соц.н.Дмитрий Попов, к.соц.н. (руководитель проекта)Яна Рощина, к.экон.н.Эдгар Гарсиа Товар, PhD in

Слайд 3ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Австралия
Longitudinal Surveys of Australian Youth (LSAY), с 1995

Великобритания
Youth

Cohort Study (YCS), с 1985
Longitudinal Study of Young People

in England (LSYPE), с 2004

Германия
National Educational Panel Study (NEPS), с 2008

Канада
Youth in Transition Survey (YITS), с 1999

США
National Longitudinal Survey of Youth (NLSY 79, NLSY 97)
National Education Longitudinal Study (NELS 88)
ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМАвстралияLongitudinal Surveys of Australian Youth (LSAY), с 1995ВеликобританияYouth Cohort Study (YCS), с 1985 Longitudinal Study

Слайд 4 Выявление типичных образовательных и трудовых траекторий, отслеживание траекторий. Формирование

«портрета поколения»;

Прогнозирование изменения направления траекторий (с учетом влияния социо-психологических

факторов, параметров микро- и макро-контекста, институциональных изменений);

Определение существующих барьеров/ресурсов затрудняющих/способствующих формированию траекторий разных типов.

ПОТЕНЦИАЛ ЛОНГИТЮДОВ

Выявление типичных образовательных и трудовых траекторий, отслеживание траекторий. Формирование «портрета поколения»; Прогнозирование изменения направления траекторий (с

Слайд 5 Внимание к быстроменяющемуся контексту, использование расширенного круга контекстных данных;

Понимание траектории не как предзаданного перехода (например школа-работа); фокус на

изменчивости траекторий;

Учет многолетнего опыта исследовательских проектов в России и за рубежом.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Внимание к быстроменяющемуся контексту, использование расширенного круга контекстных данных; Понимание траектории не как предзаданного перехода (например

Слайд 6Карта работ

Карта работ

Слайд 7Исследование спроектировано до 2027 года;
Замеры осуществляются каждые три года.



ПЛАНЫ
Школьники

9х классов
2009
Студенты первых курсов вузов
Студенты выпускных курсов вузов
2010-2011
2027
Когорта 33х-летних
2012, 2015,

2018, 2021, 2024

Специалисты 38-40 лет

Специалисты 33-34 лет

2025-2026

2013-2014, 2016-2017, 2019-2020, 2022-2023

Школьники 9х классов

2011

2014, 2017, 2020, 2023

Когорта 31-летних

2026

Исследование спроектировано до 2027 года; Замеры осуществляются каждые три года.ПЛАНЫШкольники 9х классов2009Студенты первых курсов вузовСтуденты выпускных курсов

Слайд 8Общеобразовательные школы
Единица отбора – школьный класс
Местоположение школы (региональный центр,

город, сельский населенный пункт)
Тип школы (общеобразовательная школа, гимназия,

интернат и т.д.)

ВУЗы
Единица отбора - программа
Был использован Общероссийский классификатор специальностей по образованию, все направления подготовки были разделены на 10 укрупненных групп (например: инженерные специальности, естественные науки, гуманитарные науки и т.д.)


МОДЕЛЬ ВЫБОРОК
(Ярославская область и Татарстан)

Общеобразовательные школыЕдиница отбора – школьный класс Местоположение школы (региональный центр, город, сельский населенный пункт) Тип школы (общеобразовательная

Слайд 9Модель выборки
(Москва и Санкт-Петербург)

Модель выборки(Москва и Санкт-Петербург)

Слайд 10РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Слайд 11ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОПРОСНИКОВ

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОПРОСНИКОВ

Слайд 12ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОПРОСНИКОВ

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОПРОСНИКОВ

Слайд 13Анализ неоднородности групп студентов
Исследование изменчивости выбора жизненных траекторий

Фокус презентации

Анализ неоднородности групп студентов Исследование изменчивости выбора жизненных траекторийФокус презентации

Слайд 14Планируемые образовательные траектории школьников
35,8%
13%
80%
13%
52%
27%
Работа
8%
34%
СПО
27%

Планируемые образовательные траектории школьников 35,8%13%80%13%52%27%Работа8%34%СПО27%

Слайд 15ВЫЯВЛЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ ГРУПП (КЛАСТЕРОВ)
Для выделения кластеров был применен двухшаговый кластерный

анализ. Этот метод позволяет выделять однородные группы респондентов на основе

как метрических, так и интервальных переменных и хорошо работает на больших выборках.

Для кластеризации выбраны 3 группы показателей:

семейные характеристики студента,
академическая успешность;
осознанность выбора специальности.
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ ГРУПП (КЛАСТЕРОВ)Для выделения кластеров был применен двухшаговый кластерный анализ. Этот метод позволяет выделять однородные группы

Слайд 16КЛАСТЕРЫ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ
Всего выделено 4 кластера:
Целеустремленные москвичи из

обеспеченных семей. Этот кластер объединил 16% опрошенных студентов.
Среднеуспевающие студенты, поздно

определившиеся с выбором специальности. В этот кластер вошли 22% студентов.
Студенты, чьи родители не имеют высшего образования. В этот кластер вошли 20% первокурсников.
Целеустремленные студенты из регионов. В этот кластер вошли 29% опрошенных студентов.
КЛАСТЕРЫ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ Всего выделено 4 кластера:Целеустремленные москвичи из обеспеченных семей. Этот кластер объединил 16% опрошенных

Слайд 17РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ
ПО «ВНУТРЕННИМ» МЕТРИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ ПО «ВНУТРЕННИМ» МЕТРИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ

Слайд 18РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ
ПО КАТЕГОРИАЛЬНЫМ ПЕРЕМЕННЫМ

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ ПО КАТЕГОРИАЛЬНЫМ ПЕРЕМЕННЫМ

Слайд 20КЛАСТЕР 1
Целеустремленные москвичи из обеспеченных семей

Основные характеристики:
Все до поступления жили

в Москве или области
Самые высокие баллы ЕГЭ по русскому языку
Самая

высокая дополнительная учебная активность
Лучше всех осведомлены о будущей специальности
Из материально обеспеченных семей

Представители этого кластера чаще всего выбирают экономико-социальные, гуманитарные, естественнонаучные специальности.
КЛАСТЕР 1Целеустремленные москвичи из обеспеченных семейОсновные характеристики:Все до поступления жили в Москве или областиСамые высокие баллы ЕГЭ

Слайд 21КЛАСТЕР 2
Студенты со средней успеваемостью, поздно определившиеся с выбором специальности

Основные

характеристики:
Самая низкая осведомленность о выбранной специальности
Все определились с выбором специальности

за месяц и менее
Средние оценки ЕГЭ по математике и русскому языку
КЛАСТЕР 2Студенты со средней успеваемостью, поздно определившиеся с выбором специальностиОсновные характеристики:Самая низкая осведомленность о выбранной специальностиВсе определились

Слайд 22КЛАСТЕР 3
Студенты, чьи родители не имеют высшего образования

Основные характеристики:
У всех

родители не имеют высшего образования
Самые скромные материальные ресурсы
Самая низкая дополнительная

учебная активность
Самые низкие баллы ЕГЭ по обязательным предметам
КЛАСТЕР 3Студенты, чьи родители не имеют высшего образованияОсновные характеристики:У всех родители не имеют высшего образованияСамые скромные материальные

Слайд 23КЛАСТЕР 4
Целеустремленные студенты из регионов

Основные характеристики:
- Все студенты не проживали

в Москве или области до поступления в вуз.
- Самые высокие

образовательные ресурсы в семье
- Самые высокие баллы ЕГЭ по математике
- Рано определились с выбором специальности

Представители этого кластера чаще всего выбирают технические, педагогические, медицинские специальности.
КЛАСТЕР 4Целеустремленные студенты из регионовОсновные характеристики:- Все студенты не проживали в Москве или области до поступления в

Слайд 24ОЦЕНКА ТРУДНОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ КЛАСТЕРОВ
Целеустрем-ленные москвичи
Отвечать вслух на занятиях (33%)
Читать

литературу (36%)
Студенты из регионов
Студенты первого поколения
Среднеуспе-вающие
Готовить письменные работы, сдавать тесты

(29%)

Готовить письменные работы (31%)

Работать на семинарах (32%)

Отвечать вслух на занятиях (28%)

Работать на семинарах (22%)

Читать литературу (22%)

Отвечать вслух на занятиях (36%)

Читать литературу (29%)

Работать на семинарах (27%)

Готовить письменные работы (23%)

Отвечать вслух на занятиях (26%)

Читать литературу (24%)

Готовить письменные работы (23%)

Работать на семинарах (20%)

ОЦЕНКА ТРУДНОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ  РАЗНЫХ КЛАСТЕРОВЦелеустрем-ленные москвичиОтвечать вслух на занятиях (33%)Читать литературу (36%)Студенты из регионовСтуденты первого поколенияСреднеуспе-вающиеГотовить

Слайд 25ЦЕННОСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ЦЕННОСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Слайд 26Студенты из регионов
Студенты первого поколения
Среднеуспевающие
Целеустремленные москвичи
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ ИЗ РАЗНЫХ

ГРУПП В ОЦЕНКЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ВУЗЕ

Студенты из регионовСтуденты первого поколенияСреднеуспевающиеЦелеустремленные москвичиРАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ ИЗ РАЗНЫХ ГРУПП В ОЦЕНКЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ВУЗЕ

Слайд 27ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ: «ОТЛОЖЕННЫЙ ВЫБОР»
Группа отложенного выбора
Группа студентов

с высокой вероятностью несоответствия последующего пути профессионализации студента получаемому образованию


ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ: «ОТЛОЖЕННЫЙ ВЫБОР» Группа отложенного выбораГруппа студентов с высокой вероятностью несоответствия последующего пути профессионализации

Слайд 28I. Низкая информированность о специальности на момент поступления;
II. Низкая устойчивость

выбора специальности к моменту поступления (недавние сроки принятия решения)
III. Нежелание

учиться и/или работать по специальности
IV. Работа на полную ставку с первого-второго курса обучения
V. Низкая устойчивость интересов как личностная черта

Паттерны поведения студентов как предикторы изменения траектории:

ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ: «ОТЛОЖЕННЫЙ ВЫБОР»

I. Низкая информированность о специальности на момент поступления;II. Низкая устойчивость выбора специальности к моменту поступления (недавние сроки

Слайд 29Низкая информированность о специальности на момент поступления
Информированность – сводный показатель,

вычисляемый исходя из ответов на вопросы о том, какой информацией

о специальности и учебе владели студенты до поступления в вуз (знаниями о будущей работе по специальности, уровне зарплаты, преподаваемых предметах и пр).
Низкая информированность о специальности на момент поступленияИнформированность – сводный показатель, вычисляемый исходя из ответов на вопросы о

Слайд 30Устойчивость ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Устойчивость ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Слайд 31НЕЖелание работать или продолжать обучение по специальности
Нежелание работать и/или учиться

по выбранной специальности выяснялось с помощью выражения согласия/несогласия со следующими

утверждениями:
На момент поступления я не планировал (не хотел) работать по специальности
Если бы я мог выбирать снова, я бы не выбрал эту специальность
При возможности я сменю направление подготовки (в бакалавриате или магистратуре)
НЕЖелание работать или продолжать обучение по специальностиНежелание работать и/или учиться по выбранной специальности выяснялось с помощью выражения

Слайд 32Работа на полную ставку во время обучения, начиная с 1-2

курса
Учитывалась работа на полную ставку, которую респонденты выполняли на момент

опроса (для 4 курса с 1-2 курса).


Работа на полную ставку  во время обучения, начиная с 1-2 курсаУчитывалась работа на полную ставку, которую

Слайд 33Устойчивость интересов
Устойчивость интересов как личностная черта измерялась с помощью Grit

Scale (Duckworth et al. 2007). В шкалу входят, например, такие

утверждения:
Я часто ставлю какую-то цель, но позже меняю ее, чтобы добиваться чего-то другого
Новые идеи и новые проекты иногда отвлекают меня от прежних.
Какая-то определенная идея владеет мной короткое время, а потом я теряю интерес к ней и т.п.
Надежность шкалы альфа Кронбаха приемлемая: 0,745 для 4 курса, 0,64 для 1 курса 0,81 по данным автора
Устойчивость интересовУстойчивость интересов как личностная черта измерялась с помощью Grit Scale (Duckworth et al. 2007). В шкалу

Слайд 34ЧИСЛО СТУДЕНТОВ В ГРУППАХ «ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА»

ЧИСЛО СТУДЕНТОВ В ГРУППАХ «ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА»

Слайд 35РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ РАЗНЫХ ГРУПП В ОЦЕНКЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ВУЗЕ
Группа

устойчивого выбора
Группа отложенного выбора

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ РАЗНЫХ ГРУПП В ОЦЕНКЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ВУЗЕ Группа устойчивого выбораГруппа отложенного выбора

Слайд 36связь выбранных показателей с другими конструктами
Принадлежность к «группе отложенного выбора»


и достижения
Принадлежность к «группе отложенного выбора»
и представление о будущей

карьере
связь выбранных показателей с другими конструктамиПринадлежность к «группе отложенного выбора» и достиженияПринадлежность к «группе отложенного выбора» и

Слайд 37связь выбранных показателей с другими конструктами

связь выбранных показателей с другими конструктами

Слайд 38СЕМЕЙНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИНАДЛЖЕНОСЬ СТУДЕНТА К ГРУППЕ ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА
Из всех

семейных характеристик образовательный статус родителей имел наибольшую связь с принадлежностью

студента к группе отложенного выбора: с его ростом вероятность попадания студента в группу отложенного выбора снижалась.
СЕМЕЙНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИНАДЛЖЕНОСЬ СТУДЕНТА  К ГРУППЕ ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРАИз всех семейных характеристик образовательный статус родителей имел

Слайд 39ПРОЦЕНТ СТУДЕНТОВ ИЗ ГРУППЫ ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ ПОДГОТОВКИ
* Считался

по числу студентов, попадающих в группу риска хотя бы по

одному критерию
ПРОЦЕНТ СТУДЕНТОВ ИЗ ГРУППЫ ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ ПОДГОТОВКИ* Считался по числу студентов, попадающих в группу

Слайд 40Спасибо!

Спасибо!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика