Разделы презентаций


Научные основы организационного поведения: ключевые теории психологии и

Содержание

ВопросыПсихология: ключевые концепции, объясняющие поведение.Социология: два подхода к объяснению поведения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Научные основы организационного поведения: ключевые теории психологии и социологии

Научные основы организационного поведения: ключевые теории психологии и социологии

Слайд 2Вопросы
Психология: ключевые концепции, объясняющие поведение.
Социология: два подхода к объяснению поведения.

ВопросыПсихология: ключевые концепции, объясняющие поведение.Социология: два подхода к объяснению поведения.

Слайд 3Вопрос 1
Поведение – присущее живым существам взаимодействие

с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по

отношению к этой среде. Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее для самосохранения и приспособления к условиям существования.
Вопрос 1   Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность

Слайд 4Вопрос 1
Поведение человека
Природные предпосылки
Культурный контекст
Принадлежность группе
Социальная обусловленность
Рис.1. Теоретические основы объяснения

поведения человека

Вопрос 1Поведение человекаПриродные предпосылкиКультурный контекстПринадлежность группеСоциальная обусловленностьРис.1. Теоретические основы объяснения поведения человека

Слайд 5Вопрос 1
Теории поведения
в психологии
Бихевиоризм
Психоанализ
Типология
Рис. 2. Психологические подходы к объяснению

поведения

Вопрос 1 Теории поведения в психологииБихевиоризмПсихоанализТипологияРис. 2. Психологические подходы к объяснению поведения

Слайд 6Вопрос 1
Бихевиоризм – направление психологии, в основе

которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных

и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций на воздействие внешней среды.
Основатели: Павлов И.П., Уотсон Дж. Б., Скиннер Б. Ф.
Вопрос 1   Бихевиоризм – направление психологии, в основе которого лежит понимание поведения человека и животных

Слайд 7Вопрос 1
Ключевые положения.
1. При

рождении человек имеет небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание

и т. д.), над которыми надстраиваются более сложные (вплоть до образования целых «репертуаров поведения»).
2. Удачная реакция, выбранная методом «проб и ошибок», закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению.
3. В ходе многократных повторений удачные реакции автоматизируются («закон упражнения»).
Вопрос 1    Ключевые положения.  1. При рождении человек имеет небольшое число врожденных схем

Слайд 8Вопрос 1
Павлов Иван Петрович, физиолог, лауреат

Нобелевской премии (1904).
Основным актом поведения является

условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования. Исследовал динамику образования и изменения условных рефлексов. Создал учение о «второй сигнальной системе» (речевой). Заложил основы учения о темпераментах.
Вопрос 1    Павлов Иван Петрович, физиолог, лауреат Нобелевской премии (1904).    Основным

Слайд 9Вопрос 1
Скиннер Беррес Фредерик, амер. психолог, лидер

совр. бихевиоризма.
Выдвинул концепцию «оперантного» научения, согласно которой

организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их. Создатель и инициатор программированного обучения.
Вопрос 1   Скиннер Беррес Фредерик, амер. психолог, лидер совр. бихевиоризма.   Выдвинул концепцию «оперантного»

Слайд 10Вопрос 1
Исходный
поведенческий
потенциал
Необходимость
действия
Выбор
способа
действия
Оценка
последствий
Последствия
(расплата)
Действие
Закрепление
или изменение
представления
о способе
действия
Изменение
поведенческого
потенциала
Компенсация
Рис.3. Осознанное научение

поведению (по Скиннеру)

Вопрос 1Исходный поведенческийпотенциалНеобходимостьдействияВыборспособадействияОценкапоследствийПоследствия(расплата)ДействиеЗакреплениеили изменениепредставления о способе действияИзменениеповеденческого потенциалаКомпенсацияРис.3. Осознанное научение поведению (по Скиннеру)

Слайд 11Вопрос 1
Компенсация – внешняя реакция на поведение человека,

в результате которой человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет,

чего-то добивается или, напротив, чего-то не достигает. Компенсация приводит либо к закреплению осуществленного поведения, либо к отказу от него.
Вопрос 1  Компенсация – внешняя реакция на поведение человека, в результате которой человек либо что-то приобретает,

Слайд 12Вопрос 1
Табл. 1. Виды компенсаций

Вопрос 1Табл. 1. Виды компенсаций

Слайд 13Вопрос 1
Эффективное подкрепление должно быть:
-

конкретным;
- безотлагательным;
- основанным на учете достижимости;

- непредсказуемым.
Вопрос 1   Эффективное подкрепление должно быть:  - конкретным;  - безотлагательным;  - основанным

Слайд 14Вопрос 1
Психоанализ – учение, ставящее в центр

внимания бессознательные психические процессы и мотивации.
Основатель: З.

Фрейд.
Вопрос 1   Психоанализ – учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

Слайд 15Вопрос 1
Психоанализ исходит из того, что травматические события,

переживания, неисполнившиеся желания не исчезают из психики, а вытесняются в

бессознательное, где продолжают активно влиять на психическую жизнь человека, проявляясь на ее поверхности в «зашифрованном» виде.
Вопрос 1  Психоанализ исходит из того, что травматические события, переживания, неисполнившиеся желания не исчезают из психики,

Слайд 16Вопрос 1
Психоанализ объясняет поведение структурой личности, в которой

представлены три слоя:
«Оно»: бессознательное, совокупность иррациональных импульсов (инстинктов).
«Я» : руководствуется

требованиями
реальности, сдерживает иррац. импульсы с помощью механизмов психол. защиты

«Сверх-Я»: усвоенные социальные нормы и запреты, источник моральных установок

Рис. 4. Структура личности, по Фрейду.

Вопрос 1  Психоанализ объясняет поведение структурой личности, в которой представлены три слоя:«Оно»: бессознательное, совокупность иррациональных импульсов

Слайд 17Вопрос 1
Типология – научное направление, изучающее психотип

человека как совокупность внутренних установок, определяемых ведущими функциями психики, и

их внешних проявлений.
Основатель: К. Г. Юнг.
Вопрос 1   Типология – научное направление, изучающее психотип человека как совокупность внутренних установок, определяемых ведущими

Слайд 18Вопрос 1
Психическая
функция
Мышление
Интуиция
Сенсорика
Чувство
Направленность
психических
процессов
Интроверсия
Экстраверсия
Рис.5. Критерии выделения психотипов, по Юнгу

Вопрос 1ПсихическаяфункцияМышлениеИнтуицияСенсорикаЧувствоНаправленностьпсихическихпроцессовИнтроверсияЭкстраверсияРис.5. Критерии выделения психотипов, по Юнгу

Слайд 19Вопрос 1
Типология Юнга
MBTI – идентификатор
типов Майерс-Бриггс
(к.40-х гг. ХХ в., США)
Соционика
(к.

70-х гг. ХХ в., СССР)
Рис. 6. Развитие типологии в ХХ

в.
Вопрос 1Типология ЮнгаMBTI – идентификатортипов Майерс-Бриггс(к.40-х гг. ХХ в., США)Соционика(к. 70-х гг. ХХ в., СССР)Рис. 6. Развитие

Слайд 20Вопрос 2
С точки зрения социологии, объяснить поведение

человека в организации можно двумя способами:
а) с

позиций организации (ролевой подход);
б) с позиций индивида (рационально-индивидуалистический подход).
Вопрос 2   С точки зрения социологии, объяснить поведение человека в организации можно двумя способами:

Слайд 21Вопрос 2 (а)
Роль – это поведение в

соответствии с ожиданиями окружения. Исполняя роль, человек ведет себя «должным

образом» или так «как принято». Ролевое поведение «запрограммированное», предсказуемое. Роли создаются с целью упорядочить поведение и гарантировать исполнение людьми необходимых социальному сообществу функций.
Вопрос 2 (а)   Роль – это поведение в соответствии с ожиданиями окружения. Исполняя роль, человек

Слайд 22Вопрос 2 (а)
Профессионально-
должностные
Психологические
Роли в организации
Социальные
Рис.7. Классификация видов ролей в организации

Вопрос 2 (а)Профессионально-должностныеПсихологическиеРоли в организацииСоциальныеРис.7. Классификация видов ролей в организации

Слайд 23Вопрос 2 (а)
Причины ролевых конфликтов:

а) одновременное исполнение нескольких взаимоисключающих ролей;
б) противоречивая

задача;
в) противоречивые ожидания окружения;
г) противоречие между содержанием роли и ценностями индивида;
д) перегрузка роли.
Вопрос 2 (а)   Причины ролевых конфликтов:   а) одновременное исполнение нескольких взаимоисключающих ролей;

Слайд 24Вопрос 2 (а)
Способы разрешения ролевых конфликтов:

а) корректировка роли;
б)

развитие работника, закрепленного за ролью;
в) ротация.
Вопрос 2 (а)    Способы разрешения ролевых конфликтов:    а) корректировка роли;

Слайд 25Вопрос 2 (а)
Статус роли
Формальный
Неформальный
Властные
права
Влияние на деятель-ность организа-ции
Персональ-ные характерис-тики исполнителя
Неформаль-ное влияние

в организации
Рис.8. Статус роли.

Вопрос 2 (а)Статус ролиФормальныйНеформальныйВластныеправаВлияние на деятель-ность организа-цииПерсональ-ные характерис-тики исполнителяНеформаль-ное влияние в организацииРис.8. Статус роли.

Слайд 26Вопрос 2 (б)
Рационально-индивидуалистический подход базируется на

том, что искать причины поведения следует среди тех факторов, которые

определяют сознательный выбор способа поведения самим человеком.
Вопрос 2 (б)    Рационально-индивидуалистический подход базируется на том, что искать причины поведения следует среди

Слайд 27Вопрос 2 (б)
Факторы индивидуального выбора
Восприятие
Критериальная основа
Мотивация
Рис.9. Основа рационально-индивидуалистического подхода.

Вопрос 2 (б)Факторы индивидуального выбораВосприятиеКритериальная основаМотивацияРис.9. Основа рационально-индивидуалистического подхода.

Слайд 28Вопрос 2 (б)
Восприятие – обозначение процесса, посредством которого

психика человека формирует образы, отражающие реальность.
Спонтанно поступаю-щие сигналы
Обработка
Образ реальности
Рис.

10. Процесс восприятия
Вопрос 2 (б)  Восприятие – обозначение процесса, посредством которого психика человека формирует образы, отражающие реальность. Спонтанно

Слайд 29Вопрос 2 (б)
Особенности восприятия:
а)

индивидуальная селекция (отбор) сигналов;
б) индивидуальная обработка (соотношение

фигуры и фона; завершение образов; установление сходства и приблизительности);
в) формирование индивидуального образа реальности («разновидение»).
Вопрос 2 (б)   Особенности восприятия:   а) индивидуальная селекция (отбор) сигналов;   б)

Слайд 30Вопрос 2 (б)
Эффекты восприятия, способные порождать проблемы:

а) стереотипизация;
б) обобщение;
в) проекция;
г) первое впечатление.

Вопрос 2 (б)   Эффекты восприятия, способные порождать проблемы: а) стереотипизация; б) обобщение; в) проекция; г)

Слайд 31Вопрос 2 (б)
Индивидуальный способ восприятия других

людей и поведенческих ситуаций отражается в понятии ментальной модели.

Ментальная модель – набор предположений и ожиданий одного человека относительно другого (или ситуации), основанный на предыдущем опыте взаимодействия с данным человеком и подобной ситуации в прошлом. Эти предположения и ожидания могут основываться также на информации от других людей.
Вопрос 2 (б)    Индивидуальный способ восприятия других людей и поведенческих ситуаций отражается в понятии

Слайд 32Вопрос 2 (б)
Критериальная основа – это

набор ориентиров для выбора способа поведения. Ее составляющими являются:

а) ценности;
б) расположения;
в) верования;
г) принципы.
Вопрос 2 (б)    Критериальная основа – это набор ориентиров для выбора способа поведения. Ее

Слайд 33Вопрос 2 (б)
Мотивация.
Характерные проблемы:
а)

наличие неосознанных мотивов (психоанализ);
б) практика использования стандартизированных мотивирующих

инструментов;
в) неумение использовать психологические инструменты мотивирования.
Вопрос 2 (б)  Мотивация.  Характерные проблемы:  а) наличие неосознанных мотивов (психоанализ);  б) практика

Слайд 34Психологический
контракт
Вопрос 2 (б)
дает

Сотрудник

получает
получает

Организация

дает
Рис. 11. Модель психологического контракта

ПсихологическийконтрактВопрос 2 (б)даетСотрудникполучаетполучаетОрганизациядаетРис. 11. Модель психологического контракта

Слайд 35Вопрос 2 (б)
Психологический контракт –

ожидания организации, с одной стороны, и работника, с другой стороны,

по поводу того, что каждая сторона дает и получает взамен от другой. Помимо пунктов, зафиксированных документально, содержит иные позиции, которые не сформулированные явно и в отношении которых стороны выстраивают предположения.
Вопрос 2 (б)     Психологический контракт – ожидания организации, с одной стороны, и работника,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика