Слайд 1Научные основы организационного поведения: ключевые теории психологии и социологии
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Вопросы
Психология: ключевые концепции, объясняющие поведение.
Социология: два подхода к объяснению поведения.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Вопрос 1
   Поведение – присущее живым существам взаимодействие
                                                            
                                    
с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по
                                    отношению к этой среде. Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее для самосохранения и приспособления к условиям существования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Вопрос 1
Поведение человека
Природные предпосылки
Культурный контекст
Принадлежность группе
Социальная обусловленность
Рис.1. Теоретические основы объяснения
                                                            
                                    
поведения человека
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Вопрос 1
Теории поведения
 в психологии
Бихевиоризм
Психоанализ
Типология
Рис. 2. Психологические подходы к объяснению
                                                            
                                    
поведения
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Вопрос 1
   Бихевиоризм – направление психологии, в основе
                                                            
                                    
которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных
                                    и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций на воздействие внешней среды.
   Основатели: Павлов И.П., Уотсон Дж. Б., Скиннер Б. Ф.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Вопрос 1
    Ключевые положения.
  1. При
                                                            
                                    
рождении человек имеет небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание
                                    и т. д.), над которыми надстраиваются более сложные (вплоть до образования целых «репертуаров поведения»).
  2. Удачная реакция, выбранная методом «проб и ошибок», закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению.
  3. В ходе многократных повторений удачные реакции автоматизируются («закон упражнения»).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Вопрос 1
    Павлов Иван Петрович, физиолог, лауреат
                                                            
                                    
Нобелевской премии (1904).
    Основным актом поведения является
                                    условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования. Исследовал динамику образования и изменения условных рефлексов. Создал учение о «второй сигнальной системе» (речевой). Заложил основы учения о темпераментах.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Вопрос 1
   Скиннер Беррес Фредерик, амер. психолог, лидер
                                                            
                                    
совр. бихевиоризма.
   Выдвинул концепцию «оперантного» научения, согласно которой
                                    организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их. Создатель и инициатор программированного обучения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Вопрос 1
Исходный 
поведенческий
потенциал
Необходимость
действия
Выбор
способа
действия
Оценка
последствий
Последствия
(расплата)
Действие
Закрепление
или изменение
представления 
о способе 
действия
Изменение
поведенческого 
потенциала
Компенсация
Рис.3. Осознанное научение
                                                            
                                    
поведению (по Скиннеру)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Вопрос 1
  Компенсация – внешняя реакция на поведение человека,
                                                            
                                    
в результате которой человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет,
                                    чего-то добивается или, напротив, чего-то не достигает. Компенсация приводит либо к закреплению осуществленного поведения, либо к отказу от него. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Вопрос 1
Табл. 1. Виды компенсаций
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Вопрос 1
   Эффективное подкрепление должно быть:
  -
                                                            
                                    
конкретным;
  - безотлагательным;
  - основанным на учете достижимости;
                                     - непредсказуемым.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Вопрос 1
   Психоанализ – учение, ставящее в центр
                                                            
                                    
внимания бессознательные психические процессы и мотивации.
   Основатель: З.
                                    Фрейд.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Вопрос 1
  Психоанализ исходит из того, что травматические события,
                                                            
                                    
переживания, неисполнившиеся желания не исчезают из психики, а вытесняются в
                                    бессознательное, где продолжают активно влиять на психическую жизнь человека, проявляясь на ее поверхности в «зашифрованном» виде.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Вопрос 1
  Психоанализ объясняет поведение структурой личности, в которой
                                                            
                                    представлены три слоя:
«Оно»: бессознательное, совокупность иррациональных импульсов (инстинктов).
«Я» : руководствуется
                                    требованиями 
реальности, сдерживает иррац. импульсы с помощью механизмов психол. защиты  
«Сверх-Я»: усвоенные социальные нормы и запреты, источник моральных установок
Рис. 4. Структура личности, по Фрейду.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Вопрос 1
   Типология – научное направление, изучающее психотип
                                                            
                                    
человека как совокупность внутренних установок, определяемых ведущими функциями психики, и
                                    их внешних проявлений.
    Основатель: К. Г. Юнг. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Вопрос 1
Психическая
функция
Мышление
Интуиция
Сенсорика
Чувство
Направленность
психических
процессов
Интроверсия
Экстраверсия
Рис.5. Критерии выделения психотипов, по Юнгу
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Вопрос 1
Типология Юнга
MBTI – идентификатор
типов Майерс-Бриггс
(к.40-х гг. ХХ в., США)
Соционика
(к.
                                                            
                                    
70-х гг. ХХ в., СССР)
Рис. 6. Развитие типологии в ХХ
                                    в.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Вопрос 2
   С точки зрения социологии, объяснить поведение
                                                            
                                    
человека в организации можно двумя способами:
   а) с
                                    позиций организации (ролевой подход);
   б) с позиций индивида (рационально-индивидуалистический подход).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Вопрос 2 (а)
   Роль – это поведение в
                                                            
                                    
соответствии с ожиданиями окружения. Исполняя роль, человек ведет себя «должным
                                    образом» или так «как принято». Ролевое поведение «запрограммированное», предсказуемое. Роли создаются с целью упорядочить поведение и гарантировать исполнение людьми необходимых социальному сообществу функций. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Вопрос 2 (а)
Профессионально-
должностные
Психологические
Роли в организации
Социальные
Рис.7. Классификация видов ролей в организации
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Вопрос 2 (а)
   Причины ролевых конфликтов:
  
                                                            
                                    
а) одновременное исполнение нескольких взаимоисключающих ролей;
   б) противоречивая
                                    задача;
   в) противоречивые ожидания окружения;
   г) противоречие между содержанием роли и ценностями индивида;
   д) перегрузка роли.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Вопрос 2 (а)
    Способы разрешения ролевых конфликтов:
                                                            
                                    
   а) корректировка роли;
    б)
                                    развитие работника, закрепленного за ролью;
    в) ротация.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Вопрос 2 (а)
Статус роли
Формальный
Неформальный
Властные
права
Влияние на деятель-ность организа-ции
Персональ-ные характерис-тики исполнителя
Неформаль-ное влияние
                                                            
                                    
в организации
Рис.8. Статус роли.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Вопрос 2 (б)
    Рационально-индивидуалистический подход базируется на
                                                            
                                    
том, что искать причины поведения следует среди тех факторов, которые
                                    определяют сознательный выбор способа поведения самим человеком.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Вопрос 2 (б)
Факторы индивидуального выбора
Восприятие
Критериальная основа
Мотивация
Рис.9. Основа рационально-индивидуалистического подхода.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Вопрос 2 (б)
  Восприятие – обозначение процесса, посредством которого
                                                            
                                    
психика человека формирует образы, отражающие реальность. 
Спонтанно поступаю-щие сигналы
Обработка
Образ реальности
Рис.
                                    10. Процесс восприятия
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Вопрос 2 (б)
   Особенности восприятия:
   а)
                                                            
                                    
индивидуальная селекция (отбор) сигналов;
   б) индивидуальная обработка (соотношение
                                    фигуры и фона; завершение образов; установление сходства и приблизительности);
   в) формирование индивидуального образа реальности («разновидение»).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Вопрос 2 (б)
   Эффекты восприятия, способные порождать проблемы:
                                                            
                                    
а) стереотипизация;
 б) обобщение;
 в) проекция;
 г) первое впечатление.
 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Вопрос 2 (б)
    Индивидуальный способ восприятия других
                                                            
                                    
людей и поведенческих ситуаций отражается в понятии ментальной модели.
 
                                      Ментальная модель – набор предположений и ожиданий одного человека относительно другого (или ситуации), основанный на предыдущем опыте взаимодействия с данным человеком и подобной ситуации в прошлом. Эти предположения и ожидания могут основываться также на информации от других людей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Вопрос 2 (б)
    Критериальная основа – это
                                                            
                                    
набор ориентиров для выбора способа поведения. Ее составляющими являются:
 
                                    а) ценности;
  б) расположения;
  в) верования;
  г) принципы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Вопрос 2 (б)
  Мотивация.
  Характерные проблемы:
  а)
                                                            
                                    
наличие неосознанных мотивов (психоанализ);
  б) практика использования стандартизированных мотивирующих
                                    инструментов;
  в) неумение использовать психологические инструменты мотивирования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Психологический
контракт
Вопрос 2 (б)
дает
Сотрудник
получает
получает
Организация
дает
Рис. 11. Модель психологического контракта
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Вопрос 2 (б)
     Психологический контракт –
                                                            
                                    
ожидания организации, с одной стороны, и работника, с другой стороны,
                                    по поводу того, что каждая сторона дает и получает взамен от другой. Помимо пунктов, зафиксированных документально, содержит иные позиции, которые не сформулированные явно и в отношении которых стороны выстраивают предположения.