Слайд 1Научные основы организационного поведения: ключевые теории психологии и социологии
Слайд 2Вопросы
Психология: ключевые концепции, объясняющие поведение.
Социология: два подхода к объяснению поведения.
Слайд 3Вопрос 1
Поведение – присущее живым существам взаимодействие
с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по
отношению к этой среде. Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее для самосохранения и приспособления к условиям существования.
Слайд 4Вопрос 1
Поведение человека
Природные предпосылки
Культурный контекст
Принадлежность группе
Социальная обусловленность
Рис.1. Теоретические основы объяснения
поведения человека
Слайд 5Вопрос 1
Теории поведения
в психологии
Бихевиоризм
Психоанализ
Типология
Рис. 2. Психологические подходы к объяснению
поведения
Слайд 6Вопрос 1
Бихевиоризм – направление психологии, в основе
которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных
и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций на воздействие внешней среды.
Основатели: Павлов И.П., Уотсон Дж. Б., Скиннер Б. Ф.
Слайд 7Вопрос 1
Ключевые положения.
1. При
рождении человек имеет небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание
и т. д.), над которыми надстраиваются более сложные (вплоть до образования целых «репертуаров поведения»).
2. Удачная реакция, выбранная методом «проб и ошибок», закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению.
3. В ходе многократных повторений удачные реакции автоматизируются («закон упражнения»).
Слайд 8Вопрос 1
Павлов Иван Петрович, физиолог, лауреат
Нобелевской премии (1904).
Основным актом поведения является
условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования. Исследовал динамику образования и изменения условных рефлексов. Создал учение о «второй сигнальной системе» (речевой). Заложил основы учения о темпераментах.
Слайд 9Вопрос 1
Скиннер Беррес Фредерик, амер. психолог, лидер
совр. бихевиоризма.
Выдвинул концепцию «оперантного» научения, согласно которой
организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их. Создатель и инициатор программированного обучения.
Слайд 10Вопрос 1
Исходный
поведенческий
потенциал
Необходимость
действия
Выбор
способа
действия
Оценка
последствий
Последствия
(расплата)
Действие
Закрепление
или изменение
представления
о способе
действия
Изменение
поведенческого
потенциала
Компенсация
Рис.3. Осознанное научение
поведению (по Скиннеру)
Слайд 11Вопрос 1
Компенсация – внешняя реакция на поведение человека,
в результате которой человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет,
чего-то добивается или, напротив, чего-то не достигает. Компенсация приводит либо к закреплению осуществленного поведения, либо к отказу от него.
Слайд 12Вопрос 1
Табл. 1. Виды компенсаций
Слайд 13Вопрос 1
Эффективное подкрепление должно быть:
-
конкретным;
- безотлагательным;
- основанным на учете достижимости;
- непредсказуемым.
Слайд 14Вопрос 1
Психоанализ – учение, ставящее в центр
внимания бессознательные психические процессы и мотивации.
Основатель: З.
Фрейд.
Слайд 15Вопрос 1
Психоанализ исходит из того, что травматические события,
переживания, неисполнившиеся желания не исчезают из психики, а вытесняются в
бессознательное, где продолжают активно влиять на психическую жизнь человека, проявляясь на ее поверхности в «зашифрованном» виде.
Слайд 16Вопрос 1
Психоанализ объясняет поведение структурой личности, в которой
представлены три слоя:
«Оно»: бессознательное, совокупность иррациональных импульсов (инстинктов).
«Я» : руководствуется
требованиями
реальности, сдерживает иррац. импульсы с помощью механизмов психол. защиты
«Сверх-Я»: усвоенные социальные нормы и запреты, источник моральных установок
Рис. 4. Структура личности, по Фрейду.
Слайд 17Вопрос 1
Типология – научное направление, изучающее психотип
человека как совокупность внутренних установок, определяемых ведущими функциями психики, и
их внешних проявлений.
Основатель: К. Г. Юнг.
Слайд 18Вопрос 1
Психическая
функция
Мышление
Интуиция
Сенсорика
Чувство
Направленность
психических
процессов
Интроверсия
Экстраверсия
Рис.5. Критерии выделения психотипов, по Юнгу
Слайд 19Вопрос 1
Типология Юнга
MBTI – идентификатор
типов Майерс-Бриггс
(к.40-х гг. ХХ в., США)
Соционика
(к.
70-х гг. ХХ в., СССР)
Рис. 6. Развитие типологии в ХХ
в.
Слайд 20Вопрос 2
С точки зрения социологии, объяснить поведение
человека в организации можно двумя способами:
а) с
позиций организации (ролевой подход);
б) с позиций индивида (рационально-индивидуалистический подход).
Слайд 21Вопрос 2 (а)
Роль – это поведение в
соответствии с ожиданиями окружения. Исполняя роль, человек ведет себя «должным
образом» или так «как принято». Ролевое поведение «запрограммированное», предсказуемое. Роли создаются с целью упорядочить поведение и гарантировать исполнение людьми необходимых социальному сообществу функций.
Слайд 22Вопрос 2 (а)
Профессионально-
должностные
Психологические
Роли в организации
Социальные
Рис.7. Классификация видов ролей в организации
Слайд 23Вопрос 2 (а)
Причины ролевых конфликтов:
а) одновременное исполнение нескольких взаимоисключающих ролей;
б) противоречивая
задача;
в) противоречивые ожидания окружения;
г) противоречие между содержанием роли и ценностями индивида;
д) перегрузка роли.
Слайд 24Вопрос 2 (а)
Способы разрешения ролевых конфликтов:
а) корректировка роли;
б)
развитие работника, закрепленного за ролью;
в) ротация.
Слайд 25Вопрос 2 (а)
Статус роли
Формальный
Неформальный
Властные
права
Влияние на деятель-ность организа-ции
Персональ-ные характерис-тики исполнителя
Неформаль-ное влияние
в организации
Рис.8. Статус роли.
Слайд 26Вопрос 2 (б)
Рационально-индивидуалистический подход базируется на
том, что искать причины поведения следует среди тех факторов, которые
определяют сознательный выбор способа поведения самим человеком.
Слайд 27Вопрос 2 (б)
Факторы индивидуального выбора
Восприятие
Критериальная основа
Мотивация
Рис.9. Основа рационально-индивидуалистического подхода.
Слайд 28Вопрос 2 (б)
Восприятие – обозначение процесса, посредством которого
психика человека формирует образы, отражающие реальность.
Спонтанно поступаю-щие сигналы
Обработка
Образ реальности
Рис.
10. Процесс восприятия
Слайд 29Вопрос 2 (б)
Особенности восприятия:
а)
индивидуальная селекция (отбор) сигналов;
б) индивидуальная обработка (соотношение
фигуры и фона; завершение образов; установление сходства и приблизительности);
в) формирование индивидуального образа реальности («разновидение»).
Слайд 30Вопрос 2 (б)
Эффекты восприятия, способные порождать проблемы:
а) стереотипизация;
б) обобщение;
в) проекция;
г) первое впечатление.
Слайд 31Вопрос 2 (б)
Индивидуальный способ восприятия других
людей и поведенческих ситуаций отражается в понятии ментальной модели.
Ментальная модель – набор предположений и ожиданий одного человека относительно другого (или ситуации), основанный на предыдущем опыте взаимодействия с данным человеком и подобной ситуации в прошлом. Эти предположения и ожидания могут основываться также на информации от других людей.
Слайд 32Вопрос 2 (б)
Критериальная основа – это
набор ориентиров для выбора способа поведения. Ее составляющими являются:
а) ценности;
б) расположения;
в) верования;
г) принципы.
Слайд 33Вопрос 2 (б)
Мотивация.
Характерные проблемы:
а)
наличие неосознанных мотивов (психоанализ);
б) практика использования стандартизированных мотивирующих
инструментов;
в) неумение использовать психологические инструменты мотивирования.
Слайд 34Психологический
контракт
Вопрос 2 (б)
дает
Сотрудник
получает
получает
Организация
дает
Рис. 11. Модель психологического контракта
Слайд 35Вопрос 2 (б)
Психологический контракт –
ожидания организации, с одной стороны, и работника, с другой стороны,
по поводу того, что каждая сторона дает и получает взамен от другой. Помимо пунктов, зафиксированных документально, содержит иные позиции, которые не сформулированные явно и в отношении которых стороны выстраивают предположения.