Слайд 1НАУКА ОБ ИМИДЖЕ
КАК ЭЛЕМЕНТЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Слайд 2Имиджелогия
в комплексе наук
Слайд 3Имидж
(от англ. image — образ), т. е. целостное представление
образе, которое остается в сознании людей, в их памяти. Каким
должен быть человек, чтобы быть привлекательным для окружающих?
Слайд 6Единство имиджа
имидж связан как с внешним обликом человека, так и
с его внутренним содержанием, его черты отвечают запросам общества. Теоретики
имиджа включают в него не только естественные свойства личности, но и специально выработанные.
Слайд 7Нравственные качества человека
Важным принципом создания имиджа является воздействие не только
на сознание, но и на подсознание людей, что требует представления
внутренних качеств личности.
Слайд 8Имиджелогия
наука о построении имиджа, выделяющая основные аспекты обаятельного облика
в процессе общения людей друг с другом.
Слайд 9Главная цель имиджелогии
самореализация личности, развитие ее активной гражданской позиции как
субъекта и деятеля, ответственного за свои дела и поступки перед
самим собой, своим Отечеством и человечеством.
Слайд 10Задачи имиджелогии:
раскрыть сущность и специфику формирования имиджа;
выявить основные разновидности
имиджа;
исследовать эффективность имиджирования;
выработать средства повышения эффективности имиджирования, применения способностей и
творческих сил человека в жизнедеятельности.
Слайд 11При первобытнообщинном строе
формирование привлекательного образа осуществлялось в непосредственном участии
в труде.
Слайд 13В рабовладельческом обществе
рабы воспитывались в духе беспрекословного подчинения рабовладельцам.
Последние строили свой имидж на презрении к труду, рабам.
Слайд 15В феодальном обществе
крестьянству внушалась верность патриархальным обычаям.
Слайд 17Для буржуазного общества
характерна некоторая демократизация имиджа, которая означала ликвидацию
его сословности. Но классовый характер формирования имиджа остается неизменным: господствующий
класс получает специальное воспитание и образование, простые люди довольствуются скудным образованием и воспитанием в духе покорности власть имущим.
Слайд 19Достижения науки при социализме
в значительной мере использовались в интересах
представителей тоталитарного режима, господствующей идеологии.
Слайд 21В условиях демократического общества
осуществляется формирование нового имиджа, построенного на
общечеловеческих ценностях и принципах.
Слайд 23Технология обаятельного образа
связана с потребностями общества в тех или
иных людях и служит средством их удовлетворения.
Слайд 24Объект и предмет имиджелогии
Объект - человек.
Предмет - технология создания обаятельного
целостного образа.
Слайд 25Философские аспекты имиджелогии
об общественном сознании, взаимоотношениях социального и индивидуального сознания,
о психологических формах сознания;
об отражении как источнике человеческого познания и
основе всякого влияния наличность;
о свободном времени как пространстве для совершенствования человека;
о культуре.
Слайд 26Педагогические аспекты имиджелогии
способы повышения эффективности педагогического влияния одного человека на
другого, технологии гражданского, нравственного, трудового, эстетического направлений в формировании притягательного
облика личности.
Слайд 27Общая психология
дает сведения об объекте, психических свойствах, процессах и
состояниях, о законах психической жизни и методах ее изучения.
Слайд 28Социальная психология
имидж формируется в общении с другими людьми, а
социальная психология изучает психические способы поведения личностей в социальных группах,
психологические особенности организованных и неорганизованных общностей.
Слайд 29Этические аспекты имиджелогии
Особой категорией этики является нравственный идеал, основанный на
признании общечеловеческих ценностей. Этот идеал служит своеобразной программой имиджирования.
Слайд 30Эстетические аспекты имиджелогии
Опора на эстетику - науку об искусстве -
также необходима при теоретическом обосновании путей использования прекрасного в своей
работе, способов сочетания искусства с другими средствами воздействия на имидж.
Слайд 31Междисциплинарные контакты имиджелогии
имиджелогия как наука функционирует в тесном взаимодействии
со всем комплексом социальных наук, которое в каждом случае характеризуется
своими специфическими аспектами.
Слайд 33Имиджмейкер
занимается созданием имиджа людей - системно и комплексно. Имиджмейкер
– дизайнер впечатления. Он помогает человеку осознать свою значимость, раскрыть
свою духовную красоту и стать успешным, он обучает искусству самопрезентации и умению выстраивать достойные отношения в социуме.
Слайд 34Ошибочное мнение
На первый взгляд, может показаться, что красивым людям легче
достичь привлекательного имиджа, а с ним и успеха.
Слайд 35Мнение специалистов
Эрик Берн и его последователи, которые ввели в науку
понятия «принцев» (удачников) и «лягушек» (неудачников), считают, что совершенствоваться, созидать
свой имидж следует с жизненных позиций.
Слайд 36Следует отметить внешний и внутренний аспекты, составляющие целостный облик человека
Слайд 37Внешний аспект имиджа
составляется из множества элементов - от обуви до
головного убора. Это и лицо, и одежда, и походка, и
мимика, манеры поведения, голос, жесты. Здесь требуется помощь стилиста, визажиста, учитывающая характерные особенности человека.
Слайд 39Внутренний аспект имиджа
имеет особо важное значение, потому что составляет духовную
основу личности, ее менталитет, интеллект, интересы, потребности, ценности, цели, смысл
жизни, мастерство, т. е. все, что представляет сущность человека, его предназначение в мире.
Слайд 41Энергоинформационное
поле человека
Эксперименты показывают с помощью приборов, как меняется энергетическое
поле человека в зависимости от разнообразных состояний и внешних условий,
замеряется сила личностного воздействия людей друг на друга.
Слайд 42Современная наука построения имиджа как целостного образа выделяет следующие разновидности
частных имиджей
Слайд 43Имидж среды обитания
Принцип его формирования: чуть лучше, чем у
других, если бюджет позволяет это выполнить. Вместе с тем слишком
дорогая мебель на фоне здания, требующего капитального ремонта, способствует созданию негативного имиджа.
Слайд 45Габитарный
(от лат. habitus — внешний облик) имидж. Принцип составления
его: учет особенностей внешности человека, его телосложения, конституции, осанки, наружного
вида, его лица, одежды, прически, тела, походки.
Слайд 47Управление внешним образом
правильно выбранный макияж может подчеркнуть целесообразность образа, стимулирует
позитивный имидж через ассоциации с эталонной в обществе социальной группой.
Слайд 49Одежда
должна в подсознании окружающих ассоциироваться с той социальной группой,
к которой общество относится позитивно, и, наоборот, не ассоциироваться стой
группой, к которой имеется негативное отношение.
Слайд 51Менеджер должен быть
чисто выбритым, аккуратно подстриженным и причесанным независимо
от того, идет ли он на прием, в гости или
находится на работе.
Слайд 53Стиль одежды
деловой женщины
консервативный; в одежде, используемой на службе, —
сдержанная цветовая гамма.
Лучше всего подходит пиджак в мужском стиле, жакет,
юбка, несколько блузок.
Слайд 55Деловой имидж
О человеке можно судить по тем вещам, предметам,
которые он создал сам. У менеджеров предприятия это деловые бумаги.
Важно учитывать и форму, и содержание.
Слайд 57Вербальный имидж
мнение, формируемое в процессе речевого общения (устного или
письменного).
Слайд 58В.О. Ключевский
«Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости»
Слайд 60На становление позитивного вербального имиджа
влияют темп, выразительность, четкость устной
речи.
Слайд 61Невербальный, поведенческий имидж
создается на основе изучения и учета воздействия
жестикуляции, мимики, положения тела в пространстве.
Слайд 62При становлении положительного имиджа
необходимо сдерживать то поведение или действия,
которые выдают негативные стороны характера, и преподносить те, что доставляют
удовлетворение партнеру по общению.
Слайд 64Привлекает людей
положение тела, при котором корпус повернут к собеседнику,
лицо проникнуто вниманием, взгляд доброжелательный,
отсутствуют негативные положения рук, ставящие барьер
в общении.
Слайд 66Формированию невербального имиджа
способствуют тренированность, ведение здорового образа жизни, преодоление
вредных привычек.
Слайд 68Позитивный имидж дается
благопристойным нравом, опирается на духовные достоинства, приобщение
к культуре, общечеловеческим ценностям.
Слайд 69Первая леди
Раиса Максимовна Горбачева
Она была прекрасно образована, работоспособна, стройна,
хороша собой, красиво, со вкусом одета, обладала блестящей памятью, содействовала
созданию благотворительного фонда в пользу больных детей.
Слайд 71Многосложный имидж
содержащий позитивные и отрицательные стороны.
Слайд 72Отрицательный имидж
поп-звезды
построен на слухах, домыслах и скандалах, нередко несет
его обладателям успех.
Слайд 74Имидж учреждения, организации
отражает то, к чему стремятся каждый сотрудник
и коллектив в целом.
Слайд 76Форма работника
отвечает эстетический требованиям, способствует развитию дисциплины, сплоченности коллектива,
формированию чувства гордости за учреждение.
Слайд 78Этому позитивному имиджу
содействует высокая репутация учреждения, его успехи, степень
стабильности коллектива, его традиции, собственная символика, унифицированная одежда или ее
элементы (галстук, головной убор и т. д.).
Слайд 79В процессе построения имиджа В.М. Шепель и другие ученые выделяют
следующие важные этапы.
Слайд 80Первый этап
изучение личностных характеристик, качеств, составление «Я-концепции» с помощью
тестов, технологий. Работу над имиджем следует начинать с формирования
душевных, нравственных
качеств, подчинения общечеловеческим
ценностям и законам общественного развития.
Слайд 81На начальном этапе
осуществляется сбор информации об идеальном образе, который
избрали в качестве
эталона в процессе имиджирования.
Слайд 83Второй этап
подбор характеристик, соответствующих роду или виду
профессиональной деятельности.
Слайд 84Имидж руководителя
(качества лидера)
ответственность, дисциплинированность, организованность, информированность, смелость. Прорабатываются такие сферы,
как
окружение, друзья, семья, спорт, здоровье.
Слайд 86Продолжительность жизни напрямую зависит от уровня интеллекта
Слайд 87Специалисты Эдинбургского университета
изучили в архиве материалы 1932 г., отражающие
коэффициент интеллектуального развития (IQ) почти 3000 детей, прошедших тест в
одиннадцатилетнем возрасте, и разыскали тех, кто еще был жив в 1997 г. Оказалось, что средний IQ тех, кто дожил до 76 лет, был равен 102, а тех, кто не выжил, — 97,7. Кто был умнее, тот оказался здоровее.
Слайд 88Имидж создается и личностными чертами человека
предприимчивостью, творческим типом характера,
целеустремленностью, а самое главное — верой в успех и свои
силы.
Слайд 89Третий этап
является работа над внешним видом. А для этого необходимо
знать свое лицо, себя, выбрать прическу. Определенное значение имеет выработка
собственного стиля в одежде.
Слайд 90Работа над внешним видом
Привлекательный внешний вид, непринужденные манеры поведения, гармония
в телосложении, благородные привычки, обаятельная улыбка непроизвольно очаровывают окружающих.
Слайд 92Четвертый этап
работа над совершенствованием коммуникативных качеств (речь, умение общаться, выступать
перед аудиторией независимо от того, какой имидж мы формируем: подчиненного
или менеджера).
Слайд 93Имиджирование
сложная, кропотливая и необходимая для людей работа, потому она
так ценится в развитых странах мира. Самое главное — позаботиться
о своем внутреннем содержании, о том, как мы проводим свою жизнь, формируем жизненные навыки и установки.
Слайд 95Эффективность имиджирования
возможно определять как адекватность изменений в сознании и
социальных действиях личности тем целям, которые ставились в процессе ее
развития за соответствующий промежуток времени.
Слайд 96Работа над имиджем воздействует
на знания личности;
на ее поведение;
на то, какие
практические результаты приносит она людям.
Слайд 97Критерий
есть то, с чем сравниваются эффекты, это мерило, которое
лежит в основе оценки эффективности имиджирования.
Слайд 98Критерий определяет
направленность поиска качественных и количественных показателей, которые измеряются
теми или иными параметрами (индикаторами).
Слайд 99«Критерий» и
«эмпирический показатель»
критерий характеризует общий признак, определенный аспект проблемы
эффективности, эмпирический показатель — особенности его проявления.
Слайд 100Критерий эффективности имиджирования
отражает соответствие имиджа настоящему и будущему опыту
человека.
Слайд 101Актуальное значение имеет
какие основания должны быть положены в разработку
обобщающей классификации критериев эффективности.
Слайд 102Функции работы над имиджем
информационно-просветительная;
духовно-нравственного развития;
социализации.
Слайд 103Критерий научных знаний
определяет то, насколько имиджирование способствует обогащению знаний
личности.
Слайд 104Критерий воспитанности
какую роль играет формирование имиджа в духовно-нравственном развитии
личности.
Слайд 105Критерий социальной деятельности
насколько оно включено в практику человека, каков
его вклад в общее дело.
Слайд 106Критерий научных знаний
означает приобщение к знаниям вообще, в том
числе к уже ранее добытым, и охватывает все практические действия
личности, связанные с получением, хранением, переработкой, передачей и использованием социально значимых знаний.
Слайд 107Поверхностные знания
усвоение отдельных факторов, явлений внешнего мира, без четко
выраженных попыток обобщения и формулирования собственных выводов.
Слайд 108Глубокие знания
те, которые воспринимаются как нечто цельное в единстве
логической структуры и содержания, с четко выраженными попытками обобщения отдельных
факторов и понятий в их логической связи.
Слайд 109К качественным показателям критерия научных знаний
следует отнести также степень
развития познавательных интересов, связанных с усвоением знаний, овладением умениями и
навыками, опытом интеллектуальной, творческой деятельности.
Слайд 110Показатели
самостоятельное формулирование проблемы;
применение ранее усвоенных знаний и умений в новой
ситуации;
умение совершенствовать способы решения проблемы.
Слайд 111Критерий воспитанности
один из важных критериев эффективности имиджирования — помогает
определить степень овладения мышлением, основанным на общечеловеческих ценностях, и степень
приближения к идеалу развитой личности.
Слайд 112В процессе духовно-нравственного развития
личность ставит перед собой цель —
овладеть основными ценностями духовной и производственной культуры, развить сознательность, самостоятельность
в интеллектуальном, физическом труде.
Слайд 113Критерий воспитанности
выражает совокупность соотносительных показателей, которые выражают положительное или
отрицательное отношение личности к окружающим явлениям и фактам действительности.
Слайд 114Воспитанная личность
это человек, способный творчески
участвовать в решении задач, стоящих
перед обществом, развивающий в себе для этого на основе всей
общечеловеческой культуры
внутреннюю убежденность, способности и преображающий окружающую среду в сферу, полезную для жизнедеятельности.
Слайд 115Признаки воспитанной личности
высокая сознательность, гуманность, общая культура, глубокие знания
одной или нескольких отраслей материального или духовного производства, способность активно
включаться в их дальнейшее развитие.
Слайд 116Три стороны воспитанности
отношение к себе, отношение к окружающим людям;
отношение
к делу;
отношение к правде.
Слайд 117Первый тип личности — правдоискатель
Это добропорядочный, добродушный человек, выросший
в доброжелательной семейной обстановке с постоянным нравственным наставником — воспитателем,
который создает культурную ситуацию, рождающую у ученика знание — мысль.
Слайд 118Второй тип личности — трудолюбивый
воспитывался на трудовом примере своих
родителей, которые много трудились. Любовь семьи сделала его добрым, скромным.
Он более приближен к практике, к реалиям жизни; абстрактные понятия для него далеки в отличие от первого типа личности.
Слайд 119Третий тип — конъюнктурный
любит себя, завистлив, злобно следит за
успехами окружающих, унижает и оскорбляет других людей, которые более него
преуспели в деятельности. Своего дела не любит, работает по принципу: поменьше сделать, побольше получить наград.
Слайд 120Общественно-политическая активность
показатель деятельности на благо отдельного человека, коллектива, объединения,
общества, осуществляемой добровольно в соответствии с духовными мотивами.
Слайд 121Выполнение постоянных поручений:
участие в самоуправлении, в гражданских, благотворительных инициативах
и общественных организациях подтверждает наиболее высокую общественно-политическую активность, осознание человеком
социальной значимости данной работы.
Слайд 122Трудовая активность
как показатель эффективности социализации личности выражается в расширении
интересов к профессиональной деятельности.
Слайд 123Уровни развития трудовой активности
от удовлетворенности этой деятельностью до проявления потребности
в профессиональном творчестве (разработке и внедрении новых технологий, методик, инновационных
процессов).