Разделы презентаций


НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Магнитогорский государственный технический университет

Содержание

План:1. Неклассический период развития культурологии1.1. Культурологическая концепция эволюционизма 1.1.1. Социокультурная эволюция О. Конта1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера 1.1.3. Основные положения эволюционизма 1.1.4. Теория матриархата И. Бахофена1.1.5. Теория эволюции Л.Г. Моргана1.1.6.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Лекция № 8
Развитие

культурологии во второй половине XIX – XX веках
Магнитогорск, 2017

НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»Лекция № 8Развитие культурологии во второй половине XIX – XX

Слайд 2План:
1. Неклассический период развития культурологии
1.1. Культурологическая концепция эволюционизма
1.1.1. Социокультурная

эволюция О. Конта
1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера
1.1.3. Основные

положения эволюционизма
1.1.4. Теория матриархата И. Бахофена
1.1.5. Теория эволюции Л.Г. Моргана
1.1.6. Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора

План:1. Неклассический период развития культурологии1.1. Культурологическая концепция эволюционизма 1.1.1. Социокультурная эволюция О. Конта1.1.2. Эволюционная теория культуры Г.

Слайд 3План:
1.2. Ф. Ницше: культура и философия жизни
1.3. Неокантианство (баденская

школа)
1.4. Школа диффузионистов
1.5. Теория «идеальных типов» М. Вебера
2. Культурологические теории

современности
2.1. Структурно-функциональное направление в культурологии
2.1.1. Основные положения структурно-функциональной школы
2.1.2. Функциональная теория культуры Б. Малиновского
2.2. Французская школа «Анналов»
2.3. Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина

План:1.2. Ф. Ницше: культура и философия жизни 1.3. Неокантианство (баденская школа)1.4. Школа диффузионистов1.5. Теория «идеальных типов» М.

Слайд 41.1. Культурологическая концепция эволюционизма
Представители и их труды:
1. Фридрих Густав Клемм (1802-1867),

«Общая история культуры человечества», 1843-1847.
2. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1972), «Первобытная

культура», 1871. 
3. Льюис Генри Морган (1818-1881), «Древнее общество», 1877.
4. Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), «Золотая ветвь», 1890.
5. Иоганн Бахофен (1815-1887), «Матриархат»,1897.


1. Неклассический период развития культурологии

1.1. Культурологическая концепция эволюционизма Представители и их труды:1. Фридрих Густав Клемм (1802-1867), «Общая история культуры человечества», 1843-1847.2. Эдуард

Слайд 5Фридрих Густав Клемм
Джеймс Джордж Фрезер

Фридрих Густав КлеммДжеймс Джордж Фрезер

Слайд 6Эдуард Бернетт Тэйлор
Льюис Генри Морган
Иоганн Бáхофен
Представители школы эволюционистов

Эдуард Бернетт ТэйлорЛьюис Генри МорганИоганн БáхофенПредставители школы эволюционистов

Слайд 7Данное направление сложилось под влиянием позитивизма Огюста Конта (1798-1857), Герберта

Спенсера (1820-1903) и теории Чарльза Дарвина (1809-1882).


Влияние на эволюционистов

Данное направление сложилось под влиянием позитивизма Огюста Конта (1798-1857), Герберта Спенсера (1820-1903) и теории Чарльза Дарвина (1809-1882).Влияние

Слайд 8Согласно теории Огюста Конта, все народы в своем развитии проходят

тождественные стадии. Социокультурная эволюция является интеллектуальной: тип интеллекта определяет тип

культуры.
1. Первобытный тип культуры строится на основе мифа и религии.

1.1.1. Социокультурная эволюция О. Конта

Согласно теории Огюста Конта, все народы в своем развитии проходят тождественные стадии. Социокультурная эволюция является интеллектуальной: тип

Слайд 92. Средневековый тип культуры основан на метафизике.

2. Средневековый тип культуры основан на метафизике.

Слайд 103. Новейший (позитивный) тип культуры основан на науке, которая отвергает

религию, метафизику и объясняет мир путем установления естественных, эмпирически наблюдаемых

взаимозависимостей.

3. Новейший (позитивный) тип культуры основан на науке, которая отвергает религию, метафизику и объясняет мир путем установления

Слайд 11 1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера
Исследовав природу эволюции («Социальная статика»,

1850), Герберт Спенсер пришел к выводу, что эволюция подчиняется закону

сохранения силы и материи.
На основе этого закона ученый объясняет многообразный мир культуры.


1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера Исследовав природу эволюции («Социальная статика», 1850), Герберт Спенсер пришел к

Слайд 12Спенсер рассматривает стадии эволюции человеческого общества и культуры от «дикости»

и «варварства» до высших ступеней цивилизации.

Спенсер рассматривает стадии эволюции человеческого общества и культуры от «дикости» и «варварства» до высших ступеней цивилизации.

Слайд 13В ходе однолинейной эволюции культура каждого общества приобретает более сложный.


Это происходит потому, что сознание человека меняется под воздействием господства

науки и техники.
Сам по себе человек является продуктом поэтапного развития культуры.
В ходе однолинейной эволюции культура каждого общества приобретает более сложный. Это происходит потому, что сознание человека меняется

Слайд 141. Существует общий, универсальный закон развития человеческих культур.


1.1.3. Основные положения эволюционизма

1. Существует общий, универсальный закон развития человеческих культур.     1.1.3. Основные положения эволюционизма

Слайд 152. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и

те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать

примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития.

2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных

Слайд 163. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. прямолинейный

процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное

развитие идёт по законам эволюции.

Эволюционное развитие

3. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. прямолинейный процесс перехода от простого ко все более

Слайд 174. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а

все народы и все культуры соединены между собой в один

непрерывный развивающийся эволюционный ряд.


Современный Шанхай

Современный Нью-Йорк

Эволюционисты об единстве народов

4. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между

Слайд 185. Первобытное общество имело единые для всех народов социальные, культурные

и экономические модели.

Ласко
Альтамира
Капова пещера
Эволюционисты о первобытном обществе

5. Первобытное общество имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели. ЛаскоАльтамираКапова пещераЭволюционисты о первобытном

Слайд 19Известность Иоганну Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение

традиционные представления об обществе.
1.1.4. Теория матриархата И. Бахофена
Ра и

Исида
Известность Иоганну Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе. 1.1.4. Теория матриархата

Слайд 20Бахофен утверждал, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества,

основанного на примате отцовства.

Бахофен утверждал, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства.

Слайд 21Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна и

солнце) воплощают определенные этапы развития человеческой истории (например, земля –

материнское, солнце – отцовское начало).

Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна и солнце) воплощают определенные этапы развития человеческой истории

Слайд 22Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на

три стадии:
«утреннюю», когда сын-солнце еще находится во власти матери-земли;



И. Бахофен о переходе от матриархата к патриархату

Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: «утреннюю», когда сын-солнце еще находится

Слайд 23«полуденную» (фаллически-дионисийскую), когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу;

«полуденную» (фаллически-дионисийскую), когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу;

Слайд 24«аполлонийская»: если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то

Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство

более высокого, духовного порядка.

«аполлонийская»: если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с

Слайд 25Аполлон и Дионис
Леохар Аполлон Бельведерский
Микеланджело Дионис

Аполлон и ДионисЛеохар Аполлон БельведерскийМикеланджело Дионис

Слайд 26Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в

общественной и правовой жизни определяет первую ступень человеческой истории.

И.

Бахофен о роли женщины в истории
Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни определяет первую ступень

Слайд 27Об этом периоде Бахофен говорит как о «поэзии истории», времени,

когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и

гармония в обществе, а также между человеком и природой.

И. Бахофен о «поэзии истории»

Об этом периоде Бахофен говорит как о «поэзии истории», времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее

Слайд 28Льюис Генри Морган в работе «Древнее общество» (1877) изложил свою

теорию эволюции.
1.1.5. Теория эволюции Л.Г. Моргана

Льюис Генри Морган в работе «Древнее общество» (1877) изложил свою теорию эволюции. 1.1.5. Теория эволюции Л.Г. Моргана

Слайд 29Ядром теории Моргана является идея об едином прогрессивном пути развития

человечества.
Морган предложил периодизацию истории, включающую три этапа:
дикость;
варварство; 
цивилизацию.

Ядром теории Моргана является идея об едином прогрессивном пути развития человечества. Морган предложил периодизацию истории, включающую три

Слайд 30На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали 
охота, рыболовство и собирательство,

отсутствовала 
частная собственность, существовало равенство.

На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство.

Слайд 31На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность

и социальная иерархия.
Третья стадия связана с возникновением государства, классового общества,

городов, письменности и т. д.

На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия связана с возникновением

Слайд 32В «Древнем обществе» Морган обосновал свое открытие универсальности материнского рода,

разбив тем самым господствовавшую до того времени теорию, согласно которой

основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, основанная на частной собственности и власти отца.

Л.Г. Морган об универсальности материнского рода

В «Древнем обществе» Морган обосновал свое открытие универсальности материнского рода, разбив тем самым господствовавшую до того времени

Слайд 33Это открытие сыграло революционную роль в развитии этнологии и истории

первобытности.

Это открытие сыграло революционную роль в развитии этнологии и истории первобытности.

Слайд 34Л.Г. Морган о семейно-брачных отношениях
Согласно Моргану, семейно-брачные отношения проходят в

своем развитии следующий путь:
1) промискуитет (беспорядочная половая связь со многими

партнёрами);
2) кровнородственная семья (половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению );


Л.Г. Морган о семейно-брачных отношенияхСогласно Моргану, семейно-брачные отношения проходят в своем развитии следующий путь:1) промискуитет (беспорядочная половая

Слайд 353) пуналуальная семья (форма группового брака, исключающая половую связь между единоутробными братьями

и сёстрами, а также братьями и сёстрами более дальних степеней родства);


4) синдиасмическая семья (один мужчина живет с одной женщиной; брачные узы легко расторгаются, дети остаются с матерью; впервые становится известен действительный биологический отец);
5) моногамия (отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужчины).

3) пуналуальная семья (форма группового брака, исключающая половую связь между единоутробными братьями и сёстрами, а также братьями и сёстрами более

Слайд 36Несмотря на то что гипотезы Моргана о существовании кровнородственный семьи

и семьи пуналуа были опровергнуты, в целом его идеи о материнском роде

и общей логике развития семьи стали общепризнанными.


Несмотря на то что гипотезы Моргана о существовании кровнородственный семьи и семьи пуналуа были опровергнуты, в целом его идеи

Слайд 37Эдуард Бернетт Тэйлор исходил из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития

человечества и решительно выступал против утверждений о регрессе отдельных народов.


1.1.6. Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора

Эдуард Бернетт Тэйлор исходил из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества и решительно выступал против утверждений о

Слайд 38Тэйлор считал, что народы всего мира, стоящие на разных стадиях

эволюции вносят свою лепту в единую общечеловеческую культуру.
Отстаивая однолинейную

эволюцию, Тэйлор рассматривал ее как саморазвитие идей; технических изобретений, научных знаний и т.п.

Тэйлор считал, что народы всего мира, стоящие на разных стадиях эволюции вносят свою лепту в единую общечеловеческую

Слайд 39Э. Тэйлор определял культуру как
совокупность знаний, верований, искусства, нравственности,

законов, обычаев.


Э.Б. Тэйлор о культуре и религии

Э. Тэйлор определял культуру как совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев.Э.Б. Тэйлор о культуре и религии

Слайд 40Тэйлор полагал, что культуры человеческих коллективов развиваются схожим образом.



Тэйлор полагал, что культуры человеческих коллективов развиваются схожим образом.

Слайд 41Тейлор считал, что корни религии лежат в психической жизни людей,

доказывал, что монотеизму (единобожию) предшествовал политеизм (многобожие), а на заре

человечества религии как таковой не существовало.
Тейлор считал, что корни религии лежат в психической жизни людей, доказывал, что монотеизму (единобожию) предшествовал политеизм (многобожие),

Слайд 421.2. Ф. Ницше: культура и философия жизни
Немецким философом Фридрихом Ницше (1844–1900),

автором произведений «По ту сторону добра и зла», «Так говорил

Заратустра», был поднят вопрос о соотношении культуры и жизни.
Это направление получило название философии жизни.

1.2. Ф. Ницше: культура и философия жизниНемецким философом Фридрихом Ницше (1844–1900), автором произведений «По ту сторону добра и

Слайд 43Центральным понятием философии Ницше является «жизнь», которая считается единственной подлинной

реальностью.

Центральным понятием философии Ницше является «жизнь», которая считается единственной подлинной реальностью.

Слайд 44Все прочие явления интересны постольку, поскольку они связаны с главной

целью – сохранением жизни. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен,

он – природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека.
Все прочие явления интересны постольку, поскольку они связаны с главной целью – сохранением жизни. Человек, по мысли

Слайд 45Только благодаря культурным запретам, созданных обществом, моральным правовым нормам и

принципам искусства формируются социальные мифы и создаются иллюзорные мечты о

гуманизме, свободе и справедливости.

Только благодаря культурным запретам, созданных обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и создаются

Слайд 46Культура для Ницше – это специфический способ адаптации человека к

жизни, который, будучи «больным» существом, не способен самостоятельно выжить в

потоке жизни.
Поэтому человек и придумывает различные приспособления, защищающие его от потока жизни.
Культура для Ницше – это специфический способ адаптации человека к жизни, который, будучи «больным» существом, не способен

Слайд 47В основании культуры, как считает Ницше, лежат языки и символы.


Ф. Ницше считал, что развитие культуры предполагает построение логических конструкций

и символизацию.

В основании культуры, как считает Ницше, лежат языки и символы. Ф. Ницше считал, что развитие культуры предполагает

Слайд 48Но оборотной стороной этого процесса становится стена, воздвигнутая языком и

отчуждающая человека от непосредственного переживания, от реальности, что еще больше

увеличивает слабость животного-человека.

Но оборотной стороной этого процесса становится стена, воздвигнутая языком и отчуждающая человека от непосредственного переживания, от реальности,

Слайд 49Таким образом, в основе культуры лежит отчуждение, особенно заметное в

XIX в., завершающимся культурным кризисом.
Можно сказать, что для Ницше язык

– средство диверсии, разрушающее само бытие.

Таким образом, в основе культуры лежит отчуждение, особенно заметное в XIX в., завершающимся культурным кризисом. Можно сказать, что

Слайд 50Благодаря нему культура структурирует реальность, накладывая на нее схему-сетку норм

и ценностей, предопределяя довольно жестко фиксированный образ мира.
В этом

репрессивная роль культуры.

Благодаря нему культура структурирует реальность, накладывая на нее схему-сетку норм и ценностей, предопределяя довольно жестко фиксированный образ

Слайд 51Вторым ключевым понятием философии Ницше является воля – как некий

органичный центр силы.
Ницше был атеистом и поэтому высшей ценностью

считал биологическую жизнь, характерной чертой которой является присущая всему живому «воля к власти».

Вторым ключевым понятием философии Ницше является воля – как некий органичный центр силы. Ницше был атеистом и

Слайд 52«Воля к власти» является главной движущей силой истории, а христианская

мораль подавляет ее, так как проповедует равенство, культ слабости, отказ

от насилия, смирение и аскетизм.

«Воля к власти» является главной движущей силой истории, а христианская мораль подавляет ее, так как проповедует равенство,

Слайд 53В ответ на это Ницше высшей ценностью провозгласил саму «жизнь».



В ответ на это Ницше высшей ценностью провозгласил саму «жизнь».

Слайд 54По его мнению, человечеству необходимо избавиться от ложных христианских ценностей

и утвердить истинные ценности, которыми могут быть только культ силы,

индивидуализм, элитарность, аристократизм.
Поэтому Ницше признает лишь волю к власти – средство осознания человеком своей особости, стремление управлять своей жизнью.

По его мнению, человечеству необходимо избавиться от ложных христианских ценностей и утвердить истинные ценности, которыми могут быть

Слайд 55Лабиринтный человек, аристократ духа и сверхчеловек
Важное место в концепции Ницше

занимает анализ разных типов личностей, связанных с культурой.
В основе

этого анализа – наличие у людей той или иной воли.

Лабиринтный человек, аристократ духа и сверхчеловекВажное место в концепции Ницше занимает анализ разных типов личностей, связанных с

Слайд 56Большую часть человечества составляет нетворческое большинство, обладающее лишь волей к

вещам или к символам.
Это серая масса, потребляющая то, что

создается другими.
Ницше называет такой тип личности лабиринтным человеком.

Большую часть человечества составляет нетворческое большинство, обладающее лишь волей к вещам или к символам. Это серая масса,

Слайд 57Для них культура – хаотический набор ценностей.
Они испытывают постоянный страх,

что сделают что-то не так и пытаются заглушить его, гоняясь

за материальной обеспеченностью (вещами) либо за новыми знаниями (символами и образами).



Для них культура – хаотический набор ценностей.Они испытывают постоянный страх, что сделают что-то не так и пытаются

Слайд 58Поэтому они постоянно отгорожены от потока жизни стеной культуры, не

могут выжить самостоятельно, а значит, нуждаются в руководстве и сильной

власти, которая заменяет отсутствующую у них волю к власти.
Поэтому они постоянно отгорожены от потока жизни стеной культуры, не могут выжить самостоятельно, а значит, нуждаются в

Слайд 59Воля к власти рождает людей-львов, аристократов духа, осознающих, что культура

не должна строиться на принципах равенства, что в ее основе

– различение людей.

Воля к власти рождает людей-львов, аристократов духа, осознающих, что культура не должна строиться на принципах равенства, что

Слайд 60Эти люди безжалостны по отношению к другим и к себе,

с ними связано изменение стиля жизни, появление новаций.

Эти люди безжалостны по отношению к другим и к себе, с ними связано изменение стиля жизни, появление

Слайд 61Именно аристократическая культура является той «закваской», которая не дает успокоиться

культуре и человеку.
Но эти люди также не свободны полностью,

ведь они могут погружаться в поток жизни лишь в моменты творчества.

Именно аристократическая культура является той «закваской», которая не дает успокоиться культуре и человеку. Но эти люди также

Слайд 62Итогом, вершиной человеческого развития станет сверхчеловек, который развернет свою деятельность

в будущем.

Итогом, вершиной человеческого развития станет сверхчеловек, который развернет свою деятельность в будущем.

Слайд 63Изредка такие люди встречаются в наши дни, это те, кто

сделал особенно много для смены культурных ориентиров человечества – Цезарь,

Александр Македонский, Платон, Сократ.


Изредка такие люди встречаются в наши дни, это те, кто сделал особенно много для смены культурных ориентиров

Слайд 64С появлением сверхчеловека будет связано формирование совершенно новой культуры.

С появлением сверхчеловека будет связано формирование совершенно новой культуры.

Слайд 65Для сверхчеловека характерна полная открытость миру, поэтому его прообразом становится

ребенок, непосредственно радующийся жизни и всему, что она посылает.


Для сверхчеловека характерна полная открытость миру, поэтому его прообразом становится ребенок, непосредственно радующийся жизни и всему, что

Слайд 66Сверхчеловек изживет отношение к культуре как к игре, правила которой

устанавливает природа.
Он сам определяет эти правила и берет на

себя ответственность за все, что происходит в этой жизни.
Сверхчеловек изживет отношение к культуре как к игре, правила которой устанавливает природа. Он сам определяет эти правила

Слайд 67Ведь придуманная лабиринтными людьми обычная мораль – чтобы никто не

выделялся из серой массы – не для него.

Ведь придуманная лабиринтными людьми обычная мораль – чтобы никто не выделялся из серой массы – не для

Слайд 68Понимая это, сверхчеловек становится имморален.
В будущем он будет ориентироваться

на этические детерминанты в своей деятельности – любовь, равенство, ответственность,

но это будут не христианские ценности, созданные лабиринтным человеком.
Понимая это, сверхчеловек становится имморален. В будущем он будет ориентироваться на этические детерминанты в своей деятельности –

Слайд 69Сверхчеловек наполнит эти понятия новым смыслом, ибо равенство возможно только

в ответственности – в мире нет богов, которые могли бы

освободить нас от того, что мы сами должны делать.
Поэтому Ницше говорит о «смерти Бога».


Сверхчеловек наполнит эти понятия новым смыслом, ибо равенство возможно только в ответственности – в мире нет богов,

Слайд 70Важна для Ницше и половая идентификация в культуре, в свое

время впервые рассмотренная Руссо.
Ницше выделял женскую форму усвоения культурных

ценностей и женский стиль жизни – аморальный.

Важна для Ницше и половая идентификация в культуре, в свое время впервые рассмотренная Руссо. Ницше выделял женскую

Слайд 71Женщина для него – всегда человек толпы, она не сомневается,

не думает, что низводит ее на второстепенное положение.
Ради минутной

прихоти она готова отвергнуть любые нравственные детерминанты.

Женщина для него – всегда человек толпы, она не сомневается, не думает, что низводит ее на второстепенное

Слайд 72Она не подвержена аккультурации, в ней много звериного.
У нее

нет воли, но под видом слабого животного таится жесткая репрессия.

Она не подвержена аккультурации, в ней много звериного. У нее нет воли, но под видом слабого животного

Слайд 73Выделяет Ницше также мужское поведение, связанное с ответственностью за род.
Мужчина

изобретателен, он вводит все культурные новации, изобретает новые формы культурного

воздействия.
У него есть воля, он быстро поддается аккультурации.
Мужчина имморален.


Выделяет Ницше также мужское поведение, связанное с ответственностью за род.Мужчина изобретателен, он вводит все культурные новации, изобретает

Слайд 74Он апофеоз культуры, является условием ее существования.
Но в то

же время он – жертва культуры, так как большая часть

мужчин становится лабиринтными людьми, из которых можно сделать все, что угодно.
Он апофеоз культуры, является условием ее существования. Но в то же время он – жертва культуры, так

Слайд 75Огромное значение в культуре, по мнению Ницше, имеет искусство, которое

он считал противоядием нигилизму.
С помощью искусства можно воспитать и

тем самым усовершенствовать человечество.
Искусство – это иллюзия, которая непосредственно связана с жизнью и наиболее полно отражает ее сущность.


Огромное значение в культуре, по мнению Ницше, имеет искусство, которое он считал противоядием нигилизму. С помощью искусства

Слайд 76Два начала европейской культуры и ее кризис
Значительное место в концепции

культуры Ницше занимает его анализ европейской культуры.

Два начала европейской культуры и ее кризисЗначительное место в концепции культуры Ницше занимает его анализ европейской культуры.

Слайд 77В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) он выявил

два фундаментальных начала европейской культуры – дионисийское и аполлонийское.
Разные

полюсы человеческой культуры он отождествляет с образами древнегреческих богов Диониса и Аполлона.

В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) он выявил два фундаментальных начала европейской культуры – дионисийское

Слайд 78Они олицетворяют два противоборствующих начала и одновременно выражают всю полноту

жизни.
Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый, хаотичный мир эмоций.


Он выражается через стихию звуков, обращается исключительно к слуху, и связан с первичным трагическим переживанием жизни.
Поэтому дионисийское начало воплощается в трагедии и музыке.

Они олицетворяют два противоборствующих начала и одновременно выражают всю полноту жизни. Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый,

Слайд 79Мир Аполлона связан с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой.


Аполлонийское начало связано с замещением трагического переживания жизни прекрасными формами

в изобразительных, пластических искусствах.

Мир Аполлона связан с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой. Аполлонийское начало связано с замещением трагического переживания

Слайд 80Противопоставление аполлонийского и дионисийского начал началось еще в античности, так

как, по мнению Ницше, именно греки в полной мере ощутили

трагичность бытия, а также скорбь и восторг, являющиеся первопричиной творчества.

Противопоставление аполлонийского и дионисийского начал началось еще в античности, так как, по мнению Ницше, именно греки в

Слайд 81Соединяясь и растворяясь друг в друге, эти два начала должны

восстановить давно разорванное единство природы и человека.
Однажды этого удалось

добиться в античной трагедии, в которой оба начала проявляют себя в равной степени.
Вновь этого удастся добиться лишь после появления сверхчеловека, который сможет окончательно примирить эти два начала.

Соединяясь и растворяясь друг в друге, эти два начала должны восстановить давно разорванное единство природы и человека.

Слайд 82Оценивая состояние современной ему европейской культуры, Ницше отмечает, что она

находится в состоянии кризиса.

Оценивая состояние современной ему европейской культуры, Ницше отмечает, что она находится в состоянии кризиса.

Слайд 83Показателями кризиса Ницше считает недостаточность питания, преждевременное эротическое развитие, которое

является бичом молодежи, вступающей в жизнь уже развращенной и неспособной

избавиться от позорных наклонностей, а также алкоголизм, который стал привычкой.

Показателями кризиса Ницше считает недостаточность питания, преждевременное эротическое развитие, которое является бичом молодежи, вступающей в жизнь уже

Слайд 84Свидетельством кризисного состояния европейской культуры, с точки зрения Ницше, также

является широкое распространение декадентского искусства, которое служит не духовному возвышению

человека, а направлено на подавление его воли.

Свидетельством кризисного состояния европейской культуры, с точки зрения Ницше, также является широкое распространение декадентского искусства, которое служит

Слайд 85В перспективе европейскую культуру ожидает печальная судьба, но после того

как она достигнет низшей точки в своем развитии, начнется новый

подъем и цикл повторится.


В перспективе европейскую культуру ожидает печальная судьба, но после того как она достигнет низшей точки в своем

Слайд 861.3. Неокантианство (баденская школа)
Представители этой школы (Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм

Виндельбанд (1848-1915)) попытались установить фундаментальное отличие «наук о культуре» от

«наук о природе».
Они пришли к выводу о том, что различие между этими науками заключается не в предмете, а методе познания, исследования.

1.3. Неокантианство (баденская школа)Представители этой школы (Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915)) попытались установить фундаментальное отличие «наук

Слайд 87Науки о природе стремятся установить сходное, повторяющееся в явлениях природы,

законы их развития.
Для естественных наук характерен генерализирующий метод –

выделяющий общее в вещах.

Науки о природе стремятся установить сходное, повторяющееся в явлениях природы, законы их развития. Для естественных наук характерен

Слайд 88Науки о культуре пытаются объяснить единичные, однократные культурно-исторические факты, которые

нельзя подвести под понятие общего закона.
Для гуманитарных наук характерен

индивидуализирующий метод – подчёркивающий неповторимость, уникальность явления.

Науки о культуре пытаются объяснить единичные, однократные культурно-исторические факты, которые нельзя подвести под понятие общего закона. Для

Слайд 89По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре

различаются их отношением к ценностям.
Культура имеет ценностную природу.


По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре различаются их отношением к ценностям. Культура имеет

Слайд 90Познание культурно-исторического факта и состоит в его отнесении к определённого

рода ценности – политической, религиозной, моральной, эстетической.

Познание культурно-исторического факта и состоит в его отнесении к определённого рода ценности – политической, религиозной, моральной, эстетической.

Слайд 91По мнению неокантианцев, ценности – это не объективная реальность, а

идеальное бытие, идеалы истины, добра и красоты, которые носят абсолютный,

вневременной характер.

По мнению неокантианцев, ценности – это не объективная реальность, а идеальное бытие, идеалы истины, добра и красоты,

Слайд 92По словам Г. Риккерта, «без идеала человек в духовном смысле

не может правильно жить».
Ценности, воплощённые в идеалах, придают смысл

человеческой жизни, выступают как духовные опоры, ориентиры жизни человека, его деятельности, культурного развития общества.

По словам Г. Риккерта, «без идеала человек в духовном смысле не может правильно жить». Ценности, воплощённые в

Слайд 93В конце XIX-начале XX вв. эволюционные представления о культуре были

подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями культурно-исторической школы диффузионистов

– немецкими исследователями Фридрихом Ратцелем (1844-1904) и Лео Фробениусом (1873-1938).

1.4. Школа диффузионистов

В конце XIX-начале XX вв. эволюционные представления о культуре были подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями

Слайд 94Ф. Ратцель рассматривал общества и культуры различных народов в неразрывной

связи с природными условиями.
Нерасторжимая связь между человеком и «землей»

– основополагающий принцип разработанной им антропогеографии.
В историю науки Ратцель вошел прежде всего как один из наиболее ярких представителей географического детерминизма.

Концепции культуры Ф. Ратцеля и Л. Фробениуса

Ф. Ратцель рассматривал общества и культуры различных народов в неразрывной связи с природными условиями. Нерасторжимая связь между

Слайд 95Лео Фробениус выдвигает теорию «культурного круга».
В соответствии с ней

любой предмет рассматривается как творческий акт, который возникает лишь однажды

в истории и, возникнув однажды, распространяется по всему миру.
Исследователь проводит аналогию кругами от брошенного в воду камня.

Лео Фробениус выдвигает теорию «культурного круга». В соответствии с ней любой предмет рассматривается как творческий акт, который

Слайд 96Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не закономерной

линейной эволюцией от примитивного к более высокому уровню, а случайным

сочетанием творчества и заимствования.

Диффузионисты о культуре как сочетании творчества и заимствования

Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не закономерной линейной эволюцией от примитивного к более высокому

Слайд 97То есть авторы придерживаются мнения, что творческий акт протекает как

сочетание случайностей.

То есть авторы придерживаются мнения, что творческий акт протекает как сочетание случайностей.

Слайд 98Немецким социологом, историком Максимилианом (Максом) Карлом Эмилем Вебером (1864-1920) были

предложены абстрактные «идеальные типы», представляющие собой образ, схему.

1.5. Теория

«идеальных типов» М. Вебера
Немецким социологом, историком Максимилианом (Максом) Карлом Эмилем Вебером (1864-1920) были предложены абстрактные «идеальные типы», представляющие собой образ,

Слайд 99М. Вебер о соотношении религии с типом хозяйственной деятельности
Понятие идеального

типа – познавательная модель, позволяющая выявить соотношение между религией как

существенным компонентом социокультурной системы и хозяйственный деятельностью.
Идеальный тип фиксирует «культурный смысл» того или иного явления.


М. Вебер о соотношении религии с типом хозяйственной деятельностиПонятие идеального типа – познавательная модель, позволяющая выявить соотношение

Слайд 100Вебер выделяет две идеально-типические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную.
Первая

существует с древности, вторая развивается в Новое время.
Преодоление традиционализма связано с развитием

современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений.

М. Вебер об идеально-типических организациях экономического поведения

Вебер выделяет две идеально-типические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление

Слайд 101Анализируя эти формы, Вебер идеальный тип капитализма описывает как торжество

рациональности во всех сферах хозяйственной жизни.

Анализируя эти формы, Вебер идеальный тип капитализма описывает как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни.

Слайд 102В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер  усматривает связь между

этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста.



В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер  усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики,

Слайд 103В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся

в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга.

В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга.

Слайд 1042. Культурологические теории современности
2.1. Структурно-функциональное направление в культурологии
Структурно-функциональный подход разрабатывали

в основном в рамках культурной антропологии такие учёные, как американцы:


Алфред Луис Крёбер (1876-1960),
Рут Бенедикт (1887-1948),
Маргарет Мид (1901-1978);
Британцы:
Эдвард Эван Эванс-Притчард (1902-1973 ),
Бронислав Каспер Малиновски (1884-1942),
Альфред Рэдклифф-Браун (1881-1955) и др.

2. Культурологические теории современности 2.1. Структурно-функциональное направление в культурологииСтруктурно-функциональный подход разрабатывали в основном в рамках культурной антропологии

Слайд 105США: представители структурно-функционально школы
Алфред Луис Крёбер
Рут Бенедикт
Маргарет Мид

США: представители структурно-функционально школыАлфред Луис КрёберРут БенедиктМаргарет Мид

Слайд 106Великобритания: представители структурно-функциональной школы
Эдвард Эван Эванс-Притчард
Бронислав Каспер Малиновски
Альфред Рэдклифф-Браун

Великобритания: представители структурно-функциональной школыЭдвард Эван Эванс-ПритчардБронислав Каспер МалиновскиАльфред Рэдклифф-Браун

Слайд 107Для структурно-функционального направления в культурологии характерны:
1. Отказ от принципа историзма,

то есть признания развития в том или ином виде;
2.1.1. Основные

положения структурно-функциональной школы
Для структурно-функционального направления в культурологии характерны:1. Отказ от принципа историзма, то есть признания развития в том или

Слайд 1082. Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, «структур», которые одинаковы

для всех обществ, народов, культур.

2. Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, «структур», которые одинаковы для всех обществ, народов, культур.

Слайд 1093. Наличие общих функций во всех культурах, которые образуют «функциональное

единство» культур.

3. Наличие общих функций во всех культурах, которые образуют «функциональное единство» культур.

Слайд 110Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент

отвечает определённой потребности, функции.

Культура в трактовке функционалистов

Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определённой потребности, функции. Культура в трактовке

Слайд 111Эта функция задана целым, культурой или её компонентами.
Единство общества

обеспечивается единством его культуры, производством и воспроизводством функций (ритуал, нормы,

традиции и т.д.).

Эта функция задана целым, культурой или её компонентами. Единство общества обеспечивается единством его культуры, производством и воспроизводством

Слайд 112Бронислав Каспер Малиновский считал, что культура – вещественная и духовная

система, направленная на обеспечение существования человека.
2.1.2. Функциональная теория культуры Б.

Малиновского
Бронислав Каспер Малиновский считал, что культура – вещественная и духовная система, направленная на обеспечение существования человека.2.1.2. Функциональная

Слайд 113В поздних работах, особенно в опубликованном после его смерти очерке

«Научная теория культуры» (1944), Малиновский в систематической форме изложил свои

взгляды на природу культур и метод их познания.

В поздних работах, особенно в опубликованном после его смерти очерке «Научная теория культуры» (1944), Малиновский в систематической

Слайд 114Б.К. Малиновский о культуре и человеческих потребностях
Культурологическая концепция основателя функционализма

строилась на теории потребностей.
Для выделения человека из царства животных

он делит потребности на:
основные и производные, порожденные культурной средой.
К последним относятся потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д.

Б.К. Малиновский о культуре и человеческих потребностяхКультурологическая концепция основателя функционализма строилась на теории потребностей. Для выделения человека

Слайд 115Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и

т. д.
Тем самым он преобразует окружающую среду и создает

производное окружение, которое и есть культура.
Культура – совокупность ответов на основные и производные потребности.

Б.К. Малиновский о культуре как о производном окружении

Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т. д. Тем самым он преобразует окружающую

Слайд 116Б.К. Малиновский об элементах культуры и их функциях
Любая культура в

ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого равновесия, где каждая

часть целого выполняет свою функцию.

Б.К. Малиновский об элементах культуры и их функцияхЛюбая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого

Слайд 117Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей

точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и

народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели.

Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система,

Слайд 118Б. Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь

коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других

культур.

Б. Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и

Слайд 119Он подчеркивал, что «традиция, с биологической точки зрения, есть форма

коллективной адаптации общности к ее среде.
Уничтожьте традицию, и вы

лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания».

Он подчеркивал, что «традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. Уничтожьте

Слайд 120В качестве примера нарушения функционального равновесия Малиновский приводил запрет на

обычай «охоты за головами», совершаемый юношами в день инициации на

одном из островов Тихого океана.
Вскоре после того, как англичане запретили этот обычай как антигуманный, в обществе аборигенов началась дезорганизация.


Б.К. Малиновский о нарушениях равновесия культуры

В качестве примера нарушения функционального равновесия Малиновский приводил запрет на обычай «охоты за головами», совершаемый юношами в

Слайд 121Старейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь.
Рисовые

поля и хранилища остались без присмотра, так как люди покинули

обжитые места.

Старейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь. Рисовые поля и хранилища остались без присмотра, так

Слайд 122Приглашенные на остров антропологи выяснили, что «инициации» и «охота за

головами» были пусковыми событиями, обеспечивающими обязательность сельскохозяйственных работ и тем

самым поддерживающими сплоченность между семьями.

Приглашенные на остров антропологи выяснили, что «инициации» и «охота за головами» были пусковыми событиями, обеспечивающими обязательность сельскохозяйственных

Слайд 123Б.К. Малиновский о последствиях нарушения культурного равновесия
Кроме этого, на

всех членов общности лежала обязанность сохранять запасы риса.
При запрете

обычая не приводилась в движение вся система культурно-хозяйственных связей.
Б.К. Малиновский о последствиях нарушения культурного равновесия Кроме этого, на всех членов общности лежала обязанность сохранять запасы

Слайд 124Без рисосеяния за счет урожая фруктов и рыбной ловли можно

было прожить несколько лет.
Но в этой местности постоянно случались

неурожаи и были периоды отсутствия рыбы.

Без рисосеяния за счет урожая фруктов и рыбной ловли можно было прожить несколько лет. Но в этой

Слайд 125Запас риса гарантировал выживание племени, поэтому регулярные полевые работы (необязательные

с точки зрения сиюминутных потребностей) должны были как-то поддерживаться.
Таким

поддерживающим символом и была «охота за головами».

Запас риса гарантировал выживание племени, поэтому регулярные полевые работы (необязательные с точки зрения сиюминутных потребностей) должны были

Слайд 126Одновременно с запретом этого обычая была нарушена церемония посвящения во

взрослые, что, в свою очередь, внесло дезорганизацию в иерархическую структуру

общности, нарушило систему подчинения младших старшим.

Одновременно с запретом этого обычая была нарушена церемония посвящения во взрослые, что, в свою очередь, внесло дезорганизацию

Слайд 127 Одним из основателей французской школы «Анналов» является Люсьен Февр

(1878-1956).
Название школы возникло по названию журнала «Анналы социальной и

экономической истории», основанного в 1929 г. Люсьеном Февром и Марком Блоком (1886-1944).

2.2. Французская школа «Анналов»

Одним из основателей французской школы «Анналов» является Люсьен Февр (1878-1956). Название школы возникло по названию журнала

Слайд 128Принцип «тотальной» истории
Французская школа «Анналов» ведущим принципом объявляет «тотальную», или

«глобальную», историю.
Это история живших в конкретном времени и пространстве

людей, причем рассматриваемая с максимально большого количества точек наблюдения.

Принцип «тотальной» историиФранцузская школа «Анналов» ведущим принципом объявляет «тотальную», или «глобальную», историю. Это история живших в конкретном

Слайд 129Ее целью является восстановление всех доступных историку аспектов деятельности людей,

понимания их поступков и мотиваций деятельности.

Ее целью является восстановление всех доступных историку аспектов деятельности людей, понимания их поступков и мотиваций деятельности.

Слайд 130«Тотальная» история устраняет искусственное деление истории на:
– политическую,

экономическую,
– социальную,
– дипломатическую,
– военную –
и стремиться дать

объемную картину исторической жизни на различных ее этапах.

«Тотальная» история устраняет искусственное деление истории на: – политическую, – экономическую, – социальную, – дипломатическую, – военную

Слайд 131Задача историка, по мнению представителей школы «Анналов», состоит не в

оценке событий, а в понимании и объяснении поступков людей.

Задача историка, по мнению представителей школы «Анналов», состоит не в оценке событий, а в понимании и объяснении

Слайд 132А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди,

а именно: природных условий средств коммуникаций и обмена, состояния техники,

а также плотности населения, продолжительности жизни и др.

А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди, а именно: природных условий средств коммуникаций и

Слайд 133 Американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889-1968)

считал, что в истории человечества нет замкнутых цивилизаций, происходит волнообразное

развитие культур.

2.3. Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина

Американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) считал, что в истории человечества нет замкнутых

Слайд 134Человечество как социокультурная суперсистема
В своем четырехтомном труде «Социальная  и культурная динамика»

(1937-1941) Сорокин рассмотрел человечество как смену социокультурных суперсистем.

Человечество как социокультурная суперсистемаВ своем четырехтомном труде «Социальная  и культурная динамика» (1937-1941) Сорокин рассмотрел человечество как смену социокультурных

Слайд 135Исторический процесс представлялся ему как «циклическая флуктуация», т.е. идущая законченными

циклами смена переходящих друг в друга типов культуры.

Исторический процесс представлялся ему как «циклическая флуктуация», т.е. идущая законченными циклами смена переходящих друг в друга типов

Слайд 136В культуре следует различать два аспекта:
– внутренний – смысл,

ценность, духовное содержание культурных феноменов,
– внешний – материальное воплощение

смыслов и ценностей в вещах и явлениях.


В культуре следует различать два аспекта: – внутренний – смысл, ценность, духовное содержание культурных феноменов, – внешний

Слайд 137По его мнению, все предметы культуры являются знаками и символами,

этим они отличаются от природных объектов.

По его мнению, все предметы культуры являются знаками и символами, этим они отличаются от природных объектов.

Слайд 138Если люди высоко ставят материальные ценности, то они сообща трудятся

для того, чтобы их получить.
Если интересы людей ориентированы на

духовные ценности, то религиозные верования скрепляют общество.


Если люди высоко ставят материальные ценности, то они сообща трудятся для того, чтобы их получить. Если интересы

Слайд 139Значения и ценности определяют место тех или иных вещей, явлений

природы, человеческих действий, психологических состояний в системе культуры.

Значения и ценности определяют место тех или иных вещей, явлений природы, человеческих действий, психологических состояний в системе

Слайд 140Поэтому культура не может быть уподоблена ни механизму, ни организму.
П.

Сорокин полагал, что культура – симфония, гармония которой складывается с

помощью символов и ценностей.

Поэтому культура не может быть уподоблена ни механизму, ни организму.П. Сорокин полагал, что культура – симфония, гармония

Слайд 141Два основных типа культуры – идеациональная и чувственная
В зависимости от

того, какие ценности господствуют в обществе, Сорокин выделяет два основных

типа культуры – идеациональную и чувственную культуры.
Два основных типа культуры – идеациональная и чувственнаяВ зависимости от того, какие ценности господствуют в обществе, Сорокин

Слайд 142Идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности

на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны.

Идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи

Слайд 143В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу,

который считается подлинной реальностью, а материальный мир лишь сотворенное Богом

бытие.

В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, который считается подлинной реальностью, а материальный мир

Слайд 144Этот мир лишь временное пристанище человеческой души, которая лишь после

смерти окажется в божественном вечном мире.

Этот мир лишь временное пристанище человеческой души, которая лишь после смерти окажется в божественном вечном мире.

Слайд 145В этом мире вера господствовала над разумом.
Искусство также полностью

подчинялось задачам религии, знаки этого искусства, воплощенные в конкретных образах,

на самом деле символы ценностей невидимого божественного мира.


В этом мире вера господствовала над разумом. Искусство также полностью подчинялось задачам религии, знаки этого искусства, воплощенные

Слайд 146Герои произведений искусства – боги, ангелы и святые.
Считалось, что

шедевры рождаются по Божьей воле, а художники – лишь инструменты

в руках Его.

Герои произведений искусства – боги, ангелы и святые. Считалось, что шедевры рождаются по Божьей воле, а художники

Слайд 147Образцом идеациональной культуры служит европейское Средневековье, в котором господствующее место

занимала религия.

Образцом идеациональной культуры служит европейское Средневековье, в котором господствующее место занимала религия.

Слайд 148Идеальный образец этой культуры – аскет-отшельник, умерщвляющий плоть и в

мистическом экстазе приближающийся к Богу.

Идеальный образец этой культуры – аскет-отшельник, умерщвляющий плоть и в мистическом экстазе приближающийся к Богу.

Слайд 149От человека требовалось благочестие и послушание, добивались этого очень жесткими

законами, которые строже всего карали богохульство, святотатство и ересь.
Наказывали

тело, чтобы спасти душу.

От человека требовалось благочестие и послушание, добивались этого очень жесткими законами, которые строже всего карали богохульство, святотатство

Слайд 150Тициан Вечеллио Венера Урбинская
Чувственная (сенситивная) культура является по своей сути

эмпирической, светской, поскольку основана на доминировании чувственного восприятия и оценке

действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения.


Тициан Вечеллио Венера УрбинскаяЧувственная (сенситивная) культура является по своей сути эмпирической, светской, поскольку основана на доминировании чувственного

Слайд 151 Тициан Вечеллио Любовь земная и небесная
Реальным и значимым здесь

признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами,

представляется верным рассудку.
Истина чувства ценится выше истины веры.


Тициан Вечеллио Любовь земная и небесная  Реальным и значимым здесь признается лишь то, что

Слайд 152Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм, а

наука является ее важнейшим компонентом.
Все, что противоречит научным истинам,

отвергается.

Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм, а наука является ее важнейшим компонентом. Все, что

Слайд 153В этом типе культуры человек ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей.


Аскеза кажется ему противоестественной и чуждой.
Его идеал – личное счастье.



В этом типе культуры человек ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. Аскеза кажется ему противоестественной и чуждой.Его идеал

Слайд 154Поэтому для сенситивной культуры, которая начинает развиваться в Европе с

эпохи Возрождения, характерны теории естественного права, общественного договора, разумного эгоизма

и утилитаризма.
Естественно, что нравственность людей менее строга, более эгоистична, чем в идеациональной культуре.

Поэтому для сенситивной культуры, которая начинает развиваться в Европе с эпохи Возрождения, характерны теории естественного права, общественного

Слайд 155Идеалистический тип культуры
Между этими двумя типами культуры существует промежуточный третий

тип культуры – идеалистический, соединяющий в себе черты двух основных

типов.

Идеалистический тип культурыМежду этими двумя типами культуры существует промежуточный третий тип культуры – идеалистический, соединяющий в себе

Слайд 156В нем чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, опытное познание

– интуицией.
Наиболее отчетливо это позиция выражена в философии Аристотеля.



В нем чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, опытное познание – интуицией. Наиболее отчетливо это позиция выражена

Слайд 157Мысли человека обращены к идеальному, разумному миропорядку, который возможен и

существует в виде отдельных фрагментов здесь, на земле.


Мысли человека обращены к идеальному, разумному миропорядку, который возможен и существует в виде отдельных фрагментов здесь, на

Слайд 158Агесандр, Полидор и Афинодор Лаокоон и его сыновья
Искусство также насыщается

как церковным, так и светским содержанием.
Его задача – изображение

разумного и прекрасного в мире, оставаясь при этом возвышенным и серьезным.
В художественных произведениях преобладают аллегорические и идеализированные образы.

Агесандр, Полидор и Афинодор Лаокоон и его сыновьяИскусство также насыщается как церковным, так и светским содержанием. Его

Слайд 159Персонажами произведений становятся благородные, героические личности.
Даже негативные стороны жизни

приукрашиваются и показываются, чтобы в контрасте с ними ярче высветить

позитивные идеалы.

Персонажами произведений становятся благородные, героические личности. Даже негативные стороны жизни приукрашиваются и показываются, чтобы в контрасте с

Слайд 160Циклическое развитие культуры: смерть старой и рождение новой культуры
Главный вывод

ученого – в истории все три типа культуры чередуются с

неотвратимостью природных процессов.
Идет волнообразное изменение культур: от идеационального типа к идеалистическому, и от него – к чувственному.

Циклическое развитие культуры: смерть старой и рождение новой культурыГлавный вывод ученого – в истории все три типа

Слайд 161В начальной стадии развития культуры она экспансивна, энергична, но постепенно

теряет запас своих сил и переходит в кризисное состояние.
После

этого приходится обращаться к другим принципам и двигаться к иному типу культуры.
В начальной стадии развития культуры она экспансивна, энергична, но постепенно теряет запас своих сил и переходит в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика