Слайд 1Не выбирайте роль жертвы.
Не бойтесь сессии, пусть сессия боится
вас!
Слайд 2
Не впадайте в панику
Неизвестность заставляет трепетать перед сессией. Как быть?
Узнать!
когда нужно сдавать зачёты, экзамены, составить график, поместить его в
компьютер, смартфон и т.п. - пусть всегда будет под рукой.
условия допуска к каждому испытанию, записать
их в графике.
как проходит сдача того или иного зачёта, экзамена,
требования преподавателей.
какими источниками (лекции, учебники, статьи, монографии) лучше пользоваться для подготовки к экзаменам.
как сдавать «хвосты», сколько можно «завалить» экзаменов и когда будет пересдача.
2. Контроль за ситуацией - после сбора информации продумать свои дальнейшие действия:
Что мне надо сделать, чтобы подготовиться к сессии?
Где взять нужные учебные материалы?
Как лучше готовиться, чтобы всё успеть, какие методы подготовки применять?
Слайд 3
Кромсайте слона, он слишком большой
Как одолеть громаду конспектов, учебников, научных
журналов, многотомных собраний сочинений?!
Что делать? Один из основных принципов
тайм-менеджмента гласит: «Чтобы съесть слона, надо приготовить из него груду бифштексов».
Во-первых, сразу приступать к поеданию
такой громадины страшно, и хочется отложить
это занятие на потом (помните прокрастинацию?).
Во-вторых, откусывая то от хобота, то от левой ноги, то от правой, вы теряете логику работы. Ешьте бифштексы один за другим, то есть делите работу на конкретные задачи и подзадачи.
В-третьих, откусывая слона с разных сторон, вы будете видеть перед собой почти не уменьшившуюся громадину. Разделение туши на бифштексы позволяет оценить объём проделанной работы.
В общем, составляйте максимально конкретный, разбитый на задачи и подзадачи, план подготовки и сдачи сессии.
Слайд 4
Расставляем приоритеты, делегируем задачи
Если сроки поджимают, и преподаватели уже намекают
на свободную жизнь вне вузовских стен – вообразите себя антикризисным
менеджером.
Выберите оптимальную стратегию подготовки к каждому из экзаменов и зачётов.
Выявите приоритеты (самые сложные предметы и темы; зачёты и экзамены у самых строгих преподавателей; срочные доклады, рефераты). Проведите ранжирование задач по значимости.
Выясните, у кого можно взять конспекты, можно ли скачать нужные книги в интернете.
Делегируйте часть задач тем, кто может вам помочь.
Ведите переговоры, налаживайте связи, выходите на контакт с преподавателями. Часть проблем с недопусками можно решить путём переговоров.
Заведите отчётность - отмечайте пройденные этапы пути.
Эти навыки пригодятся вам в профессиональной жизни!
Слайд 5
Мотивация
Мотивация должна затрагивать аспекты самореализации, будущих профессиональных достижений: «Я готовлюсь
к сессии, чтобы через десять лет стать классным спецом и
купить виллу в Сорренто».
Не начинайте мотиваторы с отрицания. Мотиваторы должны быть положительными, утвердительными.
«Остаться в вузе» мотивирует подсознание лучше, чем «Не вылететь из вуза», а «Сдать сессию» – лучше, чем «Не завалить сессию».
Установите награды себе. И промежуточные, и глобальную.
Отнеситесь к сессии, как к игре - пусть она станет увлекательным квестом – всё зависит от вашего отношения к ней!
Чем сильнее мотивация, тем проще подготовиться к сессии.
Напишите, нарисуйте, распечатайте мотиваторы.
Развесьте по стенам, вложите в тетради и учебники.
Цели «Не вылететь из вуза», «Не загреметь в армию», «Не получить нагоняй от предков» и даже «Получить стипендию» работают плохо.
Слайд 6
Не затяните процесс
Включайтесь в эту игру пораньше!
Особенно если действует
балльно-рейтинговая система допусков или преподаватели очень пристально следят за вашими
успехами в течение семестра.
Помимо подготовки к зачётам и экзаменам, сессия включает ещё и допуски.
Порой получение допусков ко всем экзаменам и зачётам – задача более сложная, чем подготовка ответов.
Недооценка ситуации нередко приводит к катастрофе студентов, которые легко могут ответить на вопрос экзаменатора… , но не учли того, что допуска у них нет.
Слайд 7
Приведите мозг в тонус
Изучите методы мнемотехники, концентрации, ассоциаций и др.
Создайте
для себя оптимальные условия работы: температура для занятий 19 –
22 С, влажность – на уровне 50 – 60%.
Лучший свет – дневной рассеянный. Сосредоточиться помогают ароматы лимона и эвкалипта. Порядок на столе улучшает концентрацию.
Научитесь также говорить твёрдое «нет» гаджетам, соцсетям и иным отвлекающим факторам.
Активизировать мозговую деятельность и уменьшить стресс поможет пешая прогулка быстрым шагом в сопровождении Моцарта, что ведет к улучшению кровообращения, активизирует внимание, мотивацию и умственную деятельность.
Помните, что отдых – это процесс восстановления
сил после труда, а не вместо него.
Слайд 8
Не драматизируйте
Вы справитесь! Сессия не страшна!
Одна из проблем, мешающих подготовиться
к сессии – драматизация ситуации.
Не падайте в оборок, не
преувеличивайте масштабность стоящих перед вами задач.
Это всего лишь сессия, одна из многих. Прорвётесь!
Слайд 9
Учитесь запоминать материал
Прочесть несколько раз все ответы.
На каждый вопрос
составить мини-план из 4-5 пунктов - ключевые моменты темы.
На экзамене
это избавит от растерянности и поможет дать чёткий, последовательный ответ.
Всю информацию нарисовать в виде таблиц, схем, формул на листах бумаги.
Развесить листы по комнате, чтобы они постоянно попадались на глаза.
Через несколько дней вы будете знать материал наизусть, т.к. – это работа зрительной (образной) памяти, и запоминание происходит непроизвольно, без усилий с вашей стороны.
Слайд 10
Контролируйте свое психологическое состояние
Тревога имеет не только отрицательные, но
и положительные свойства - это признак готовности человека действовать (активация).
Как себе помочь?
Использование роли. Представить себе персонаж для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».
Контроль голоса и жестов. Уверенный голос и спокойные жесты могут иметь свойство успокаивать, придавать уверенность, производить благоприятное впечатление на экзаменатора.
Улыбайтесь. Через 3-4 минуты вы убедитесь, что страх отступает - улыбаться и бояться одновременно невозможно.
Дыхание. При сильном волнении выдох вдвое длиннее, чем вдох (5-8 раз). Если напряжение крайне сильное - сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
Избегайте заражения тревогой и страхом. В группе, сдающей экзамен, обязательно найдется человек, который очень боится, говорит об этом вслух, создаёт вокруг себя поле ужаса.
Не поддавайтесь!
Слайд 11
Повышайте свою самооценку
Действенный способ за пять минут вырасти в
собственных глазах – это прямо у двери экзаменационной аудитории составить
список своих положительных качеств (подойдут даже способность двигать одной бровью и умение подтягиваться 20 раз).
По мере увеличения перечня ваших достоинств самооценка будет расти, а тревожность таять, что непременно позитивно скажется на ваших интеллектуальных способностях.
Слайд 12Соблюдайте режим
Режим сна и бодрствования:
Не усиливайте учебную нагрузку за
счет сна - нормальный сон снимает умственное утомление, обеспечивает восстановление
потраченных сил организма, играет важнейшую роль в механизмах памяти.
Чередование умственной и физической деятельности:
Наиболее оптимальная форма распределения нагрузки - полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз.
Помимо кратковременных перерывов должны быть 1 -2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе.
Питание: Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4-5 разовое питание.
Очень важно наличие в пище свежих овощей и фруктов, также в качестве источника витаминов хороши: ржаной хлеб, яйца, печень, поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.
Слайд 13Если Вы пришли в МарГУ за знаниями и хотите свести
экзаменационное волнение к минимуму, то на протяжении всего семестра следует
планомерно и постепенно записывать краткие ответы на экзаменационные вопросы.
Если же от сессии до сессии вы весело проводили время, а экзамены нагрянули внезапно, то вам следует четко распределить оставшееся время.
Настройтесь на победу!
Экзамен - это проверка не только знаний по предмету, но и испытание человеческих качеств: характер, умение владеть собой в чрезвычайной ситуации, состоятельность как личности с определённой жизненной позицией, умение мыслить и анализировать!