Человек – активный субъект познания, которое безгранично
Марксизм
Задача – не объяснять мир, а изменить его
Философия – духовное оружие для изменения мира
Иррационализм
Основа мира неразумна. Философия – поиск внеразумных способов постижения мира
Позитивизм
Философия призвана стать на службу науке – источнику социальных благ
Опираясь на идеи немецкой классической философии (Г.Гегель, Л.Фейербах), английской политэкономии (А.Смит, Д.Рикардо), французского утопического социализма (А.Сен-Симон, Ш.Фурье), Маркс и Энгельс разработали концепцию материалистического понимания истории, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.
Фридрих Энгельс
(1820-1895)
Карл Маркс
(1818- 1883)
Философы лишь различным образом объясняли мир, но задача заключается в том, чтобы изменить его
Работы Ф. Энгельса:
Анти-Дюринг
Диалектика природы
Происхождение семьи, частной собственности и государства
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
В студенческие годы Маркс по своим взглядам был гегельянцем-идеалистом. Однако познакомившись со сочинениями Л.Фейерабаха он прочно становится на позиции материализма. «Сущность христианства» Фейербаха дала, по выражению Маркса и Энгельса, «отставку мировому духу Гегеля».
Маркс и Энгельс писали, что надо было пройти через огненный поток (Feuer-Bach), через огненное чистилище, каким являются взгляды Фейербаха, чтобы освободиться от идеализма и стать прочно на позиции материализма.
Первично экономическое отчуждение: труда, его продукта, сущности человека и человека от человека. Преодоление «самоотчуждения» человека (возвращение человека «к самому себе») возможно через ликвидацию частной собственности
Отчуждение родовой жизни человека –
превращение социального (в том числе
преобразованной трудом природы)
в чуждую силу, служащую лишь
средством индивидуального выживания.
Отчуждение человека от человека –
антагонизация человеческих отношений,
вызванная присвоением продукта труда
другим человеком (не рабочим) и
подчинением ему самого процесса труда.
Антропология марксизма
Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Четыре уровня
отчуждения
Антропология К. Маркса
Буржуазное общество как общество тотального отчуждения
Свободный капитал
стирает всякую природную и
общественную определённость
Этапы развития
отчуждённого труда
Марксистское понимание практики
Люди осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем, т.е. мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих рассуждений. Впервые эти мысли о роли практики Маркс изложил в «Тезисах о Фейербахе».
Марксистское понимание практики
Материалистическое понимание истории
Проблема исторической закономерности
Отрицание свободы воли (фатализм)
научность истории не спасает, так как с
устранением человеческой специфики
устраняется и самый предмет истории.
Признание закономерности в природе
не создаёт затруднений: объекты, не
обладающие волей и сознанием, легко
мыслить подчинёнными законам.
Каким образом деятельность, направ-
ляемая волей и сознанием, может регу-
лироваться законами, по определению
не зависящими от воли и сознания?
Закон –
1) объективная,
существенная, необходимая,
устойчивая связь
между явлениями;
2) научное положение,
отображающее такую связь.
Материалистическое понимание истории
Классы как субъекты закономерной деятельности
Существование и характеристики
классов не зависят от воли и сознания
членов общества, а обусловлены
структурой и характером производства.
И всё же историческая закономерность
мыслима, поскольку субъектами
закономерной деятельности не обяза-
тельно должны выступать индивиды.
В закономерности поведения
социальных общностей проявляется
единство значимых характеристик
их индивидуальных членов.
Общественные классы –
большие группы людей,
различающиеся по
их месту в системе
общественного
производства.
К. Маркс.
«К критике политической
экономии».
Материалистическое понимание истории
История как объективно детерминированный процесс
К. Маркс и Ф. Энгельс.
«Немецкая идеология».
К. Маркс.
«К критике политической
экономии».
Материалистическое понимание истории
Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций
К. Маркс.
«К критике политической
экономии».
К. Маркс.
«К критике политической
экономии».
Созданные буржуазией гигантские производительные силы переросли узкие рамки буржуазных производственных отношений. Они всё больше приобретают общественный характер и потому требуют общественной собственности (переход к коммунизму)
«Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества, и люди начинают сознательно сами творить свою историю»
Учение о коммунизме
При коммунизме предполагается общественная собственность на средства производства (но общество не подчиняет себе индивида). Труд превращается во внутреннюю потребность без «отчуждения» его продуктов от человека, человека от самого себя и людей друг от друга. Человек выходит из сферы материального производства (в силу автоматизации производства жизненно необходимой продукции) и посвящает свободное время своему всестороннему развитию, высшим вида творчества.
Коммунистическая формация открывает подлинную историю, свободную от антагонизмов между людьми и между людьми и природой. Богатство определяется не товарам, не вещами, а временем, свободным от материального производства.
Серен Кьеркегор
(1818-1855)
Фридрих Ницше
(1844-1900)
Философы данного направления обращаются к проблемам отдельной личности – уникальной и несводимой к общим (рационалистически понимаемым) принципам мироздания
Волюнтаризм – универсальный принцип философии Шопенгауэра, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.
«Мир есть воля и представление»
ОБЪЕКТ
Обусловлен априорными формами сознания: пространство, время, казуальность
Есть множественность
Индивидуальная воля – всего лишь проявление единой космической воли. Космическая воля не может быть предметом науки, она ощущается интуитивно. Наиболее чистым чувственным выражением космической воли является музыка.
Три ступени проявления «мировой воли»: силы природы (тяготение, магнетизм); силы жизни (воля к жизни); человек (осознанная воля к жизни). Вместе с человеком возникает мир как представление.
Сущность человеческого бытия - воля. Человек является наиболее совершенной объективацией воли. Суть воли – конфликт, боль, мучения. Чем глубже познание, тем невыносимей мучения. Жизнь – непрерывная борьба за существование с одной определенностью: сокрушительное поражение в финале.
«Есть одна для всех врожденная ошибка – это убеждение, будто бы мы рождены для счастья»
«Если бы каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым во всякое время подвержена наша жизнь , то нас объял бы трепет, и если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битвы и места казни; если открыть перед ним все темные обители нищеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, то в конце концов и он, наверное, понял бы, что это за “наилучший из возможных миров”»
АСКЕЗА
Подавление воли к жизни
Доброжелательность
Сострадание
Целомудрие
Основные философские произведения:
«Или-или»
«Страх и трепет»
«Философские крохи»
Отчаяние в жизни. Необходимость выбрать самого себя.
Отчаяние в себе самом. Необходимость выбрать Бога.
Рыцарь веры
Выбирает такое единичное, которое еще выше общего
Жертвует верным ради невозможного
Его сила – бессилие
Им движет абсолютный долг перед Богом
Основные идеи:
Жизнь нельзя понять разумом, её можно лишь переживать.
Наиболее ярко она проявляет себя в человеческих страстях, желаниях, экстазе, «воле к власти», инстинкте самосохранения, творчестве.
Человечество отказывается от свободной жизни, предпочитая безопасность, стадность, подчинение лидерам и лицемерную мораль.
Необходимо отказаться от ложных норм и реализовать свою «волю к власти», т.е. начать жить полной жизнью. В этом – путь к человеку будущего – «сверхчеловеку».
«Бог умер! Бог мертв!
И это мы его умертвили»
«Вера спасает, следовательно,
она лжет»
АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ
Мораль «сверхчеловека» – аристократизм – синоним благородного, высокого
Готовность к огромной ответственности
Оторванность от толпы
Почитание правдивости, бесстрашия
Осознание себя не функцией, а смыслом
Защита того, чего не понимают и на что клевещут
Как от обезьяны произошёл человек, так в результате борьбы за самого себя человек должен эволюционировать в Сверхчеловека:
Умы не будут «задурманены» моралью и ограничениями.
Сверхчеловек - сверхнравственный, «по ту сторону добра и зла» разрушитель старых ценностей и творец новых.
«Бог умер — человек свободен». Религия, философия и мораль должны прославлять жизнь во всех её проявлениях, а все, что отрицает жизнь, её самоутверждение, — достойно смерти.
«Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой». Это - вера в улучшение человечества.
ФРИДРИХ НИЦШЕ
Идея сверхчеловека
«Так повелевает великая любовь моя к дальнему: не щади ближнего своего! Человек есть нечто, что должно преодолеть»
Величие человека в том, что он есть переход и уничтожение.
Путь к свехчеловеку Ницше описывает аллегорически:
1. В начале дух становится верблюдом, носителем чужих ценностей.
2.Верблюд превращается во льва – метафора бунта против навязанных ценностей. Лев – негативная свобода, он способен лишь разрушать.
Другие темы в философии НИЦШЕ
«Вечное возвращение» и «любовь к судьбе» (amor fati).
Мир находится в вечном становлении и возвращается к самому себе, поэтому желая чего-то, нужно желать и его вечного возвращения (абсолютного утверждения), любить свою судьбу в вечности
«Воля к власти» . Основное свойство всего живого, жизни вообще – воля к власти. Это не желание власти, а стремление к максимальному самоутверждению – осуществлению собственных жизненных сил.
ФРИДРИХ НИЦШЕ
«Что падает, то нужно ещё толкнуть»
«То, что меня не убивает, делает меня сильнее»
Оценка творчества Ницше
Отказ от метафизики выражается в исследовании только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.
Философия должна исследовать только факты, а не их причины
Философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании
Философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них
Этапы развития позитивизма в XIX – начале ХХ в.
«Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель»
«Жить для других»
«Жить при ясном свете»
Философия, как и религия, уже сыграла свою роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке: только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание
ОГЮСТ КОНТ
Закон трех стадий
Наука и позитивная философия помогут создать саморегулирующееся общество, построенное на началах любви, порядка и прогресса
Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук.
астрономия
физика
химия
математика
биология
социология
Цель позитивной философии - преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия, будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества
социальная статика
изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, основные общественные образования — семью, религию, государство
социальная динамика
изучает законы развития общества , базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития
ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ
(1806—1873)
Законы природы – проявления регулярности при обобщении опытных данных; полезны для объяснения и предсказания последних, но не дают знания, которое могут принести только конкретные факты или индуктивные умозаключения
Индукция – умозаключение от частного к частному (а не к общему)
«Знание – это всегда знание единичного. Общие положения и теории – инструментальны»
ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ
Дж.С. Милль внес основополагающий вклад в философию либерализма. Отстаивал концепцию индивидуальной свободы в противоположность неограниченному государственному контролю. Выступал за предоставление политических прав женщинам.
Защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других».
ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР
(1820 —1903)
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Введение в критику чистого опыта», «Человеческое понятие о мире».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Учение о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта»)
Утверждение биологической ценности познания по принципу наименьшей траты сил
Цель – разработка философии как строгой науки подобно природоведческим дисциплинам.
Принцип экономии мышления, предложенный Махом, объясняется изначальной биологической потребностью организма в самосохранении и вытекает из необходимости приспособления организма к окружающей среде. В целях «экономии мышления» не следует тратить силы на различного рода объяснения, достаточно лишь описания.
Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков
Философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир
Морис Шлик
(1882 - 1936)
НЕОПОЗИТИВИЗМ
Принцип верификации - любое предложение науки является истинным тогда и только тогда, когда оно может быть сведено к предложениям факта, к протокольным предложениям, которые непосредственно проверяемы на опыте.
Большинство проблем философии должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения.
В любом формально непротиворечивом языке всегда существуют парадоксы (теорема К.Гёделя). Для того чтобы решать эти парадоксы, нужно выходить за пределы этого языкового конструкта.
Разные научные системы могут строиться на основании разных языковых каркасов. Главное, чтобы этот каркас был правильно построенный, тогда научная теория оказывается истинной.
Разработал теорию дескрипций как соединение принципа эмпиризма и применения логического аппарата к решению философских проблем. Предложил классификацию высказываний.
ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН
(1889-1951)
“Большинство вещей и вопросов, выраженных по поводу философских проблем бессмыслица, Большинство пропозиций и вопросов философии появляется из-за того, что мы не понимаем логику нашего языка"
Основные сочинения:
«Логико-философский трактат»,
«Философские исследования»
Элементарные высказывания – «картины» элементарных фактов (событий). Совокупность истинных предложений – «картина» мира (разные языки дают разные «картины» мира)
Граница смысла: осмысленные высказывания – о фактах; логические – формальны (тавтологичны; не несут нового смысла). Философия должна быть «критикой языка»
«О чём невозможно говорить, о том следует молчать» (нравственность, религия, смысл жизни)
Философия должна заниматься не вымышленными метафизическими проблемами, а помогать науке. Создание идеального языка науки является шагом на пути создания истинной онтологии, поскольку язык есть образ мира.
ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН
Неклассическая философия XIX века дала начало новым направлениям, определяющим поле современных философских исследований
Марксизм
в Советском Союзе
Австромарксизм
Западный марксизм
Неомарксизм
Экзистенциализм
Философия жизни
Философия психоанализа
Аналитическая философия:
философия логического анализа,
лингвистическая философия
Марксизм
Иррационализм
Позитивизм
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть