Разделы презентаций


Неклассическая философия XIX века

Содержание

Неклассическая философия XIX векаНеклассическая философия: общая характеристика.Марксизм: не объяснять мир, а изменить его.Иррационализм: миром правит не разум.Позитивизм: философия – служанка науки.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Неклассическая философия XIX века

Неклассическая  философия XIX века

Слайд 2Неклассическая философия XIX века
Неклассическая философия: общая характеристика.
Марксизм: не объяснять мир,

а изменить его.
Иррационализм: миром правит не разум.
Позитивизм: философия – служанка

науки.

Неклассическая  философия  XIX векаНеклассическая философия: общая характеристика.Марксизм: не объяснять мир, а изменить его.Иррационализм: миром правит

Слайд 3Причины изменений в западной философии XIX века
Социально-исторические процессы
Научные открытия

и научные проблемы
Особенности философского мышления классического типа

Причины изменений в западной философии XIX векаСоциально-исторические процессы Научные открытия и научные проблемыОсобенности философского мышления классического типа

Слайд 4Особенности классической философии
Миром правит Разум
Возможность построения объективной картины мира
Познание

– залог осуществления гуманистических идеалов

Цель философии – построение целостной завершенной

системы, объясняющей мир

Человек – активный субъект познания, которое безгранично

Особенности классической философииМиром правит Разум Возможность построения объективной картины мираПознание – залог осуществления гуманистических идеаловЦель философии –

Слайд 5Неклассическая философия XIX века
Классическая философия обвинена в идеализме, допущении существования

безличного разума,

оторванности от реальной жизни

Марксизм
Задача – не объяснять мир, а изменить его
Философия – духовное оружие для изменения мира

Иррационализм
Основа мира неразумна. Философия – поиск внеразумных способов постижения мира

Позитивизм
Философия призвана стать на службу науке – источнику социальных благ

Неклассическая философия XIX векаКлассическая философия обвинена в идеализме, допущении существования безличного разума,

Слайд 6Философия марксизма
Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого

— Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм сыграл огромную роль

в жизни европейского и мирового человечества ХХ века

Опираясь на идеи немецкой классической философии (Г.Гегель, Л.Фейербах), английской политэкономии (А.Смит, Д.Рикардо), французского утопического социализма (А.Сен-Симон, Ш.Фурье), Маркс и Энгельс разработали концепцию материалистического понимания истории, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.

Фридрих Энгельс
(1820-1895)

Карл Маркс
(1818- 1883)

Философы лишь различным образом объясняли мир, но задача заключается в том, чтобы изменить его

Философия марксизмаМарксизм – философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого — Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм

Слайд 7Основные сочинения
К.Маркса и Ф. Энгельса

Работы К. Маркса:
Экономическо-философские рукописи 1844

года
Тезисы о Фейербахе
Нищета философии
К критике политической экономии
Капитал

Совместные работы К.

Маркса и Энгельса:
Святое семейство
Немецкая идеология
Манифест Коммунистической партии


Работы Ф. Энгельса:
Анти-Дюринг
Диалектика природы
Происхождение семьи, частной собственности и государства
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии

Основные сочинения К.Маркса и Ф. ЭнгельсаРаботы К. Маркса:Экономическо-философские рукописи 1844 годаТезисы о ФейербахеНищета философииК критике политической экономииКапитал

Слайд 8
Фейербах прав: человек – высшее существо для человека. Поэтому главная

цель философии – человеческая эмансипация (ликвидация отношений, при которых человек

«обесчеловечен», т.е. унижен и порабощён)

В студенческие годы Маркс по своим взглядам был гегельянцем-идеалистом. Однако познакомившись со сочинениями Л.Фейерабаха он прочно становится на позиции материализма. «Сущность христианства» Фейербаха дала, по выражению Маркса и Энгельса, «отставку мировому духу Гегеля».

Маркс и Энгельс писали, что надо было пройти через огненный поток (Feuer-Bach), через огненное чистилище, каким являются взгляды Фейербаха, чтобы освободиться от идеализма и стать прочно на позиции материализма.


Первично экономическое отчуждение: труда, его продукта, сущности человека и человека от человека. Преодоление «самоотчуждения» человека (возвращение человека «к самому себе») возможно через ликвидацию частной собственности

Фейербах прав: человек – высшее существо для человека. Поэтому главная цель философии – человеческая эмансипация (ликвидация отношений,

Слайд 9Антропология марксизма Понятие отчуждения
Отчуждение – (нем– философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и

её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и

связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.
Антропология марксизма Понятие отчужденияОтчуждение –  (нем– философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и её результатов

Слайд 10Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования,

а превращение опредмеченного труда в противостоящую, враждебную рабочему силу.
Самоотчуждение в процессе труда

– превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей.

Отчуждение родовой жизни человека – превращение социального (в том числе преобразованной трудом природы) в чуждую силу, служащую лишь средством индивидуального выживания.

Отчуждение человека от человека – антагонизация человеческих отношений, вызванная присвоением продукта труда другим человеком (не рабочим) и подчинением ему самого процесса труда.

Антропология марксизма Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия

Четыре уровня отчуждения

Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования, а превращение опредмеченного труда в

Слайд 11Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены)
Меновая торговля (труд отчасти становится источником

дохода)
Разделение труда и деньги (труд целиком превращается в труд ради заработка)
Аграрный труд

и рента (капитал и труд выступают ещё в специфических формах)

Антропология К. Маркса Буржуазное общество как общество тотального отчуждения

Свободный капитал стирает всякую природную и общественную определённость

Этапы развития отчуждённого труда

Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены)Меновая торговля (труд отчасти становится источником дохода)Разделение труда и

Слайд 12 Все философы до Маркса

- и материалисты, и идеалисты - считали главным,

первичным в человеческой деятельности духовное начало.
Практическая же жизнь людей, их трудовая деятельность понималось как что- то низменное, торгашеское, враждебное разуму и высшим философским ценностям. Точка зрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность, практика является основой жизни человека. Практика исходна, первична по отношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом за практикой.

Марксистское понимание практики

Люди осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем, т.е. мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих рассуждений. Впервые эти мысли о роли практики Маркс изложил в «Тезисах о Фейербахе».

Все философы до Маркса - и материалисты, и идеалисты - считали

Слайд 13Человек определяется через общественные отношения, а общество изменяется не вследствие

изменения сознания, но вследствие практики – деятельности, преобразующей общество и

природу

Основные виды практической деятельности – производственная (изменение природы при создании материальных благ для удовлетворения потребностей) и революционная (борьба за изменение общества)

Марксистское понимание практики

Человек определяется через общественные отношения, а общество изменяется не вследствие изменения сознания, но вследствие практики – деятельности,

Слайд 14Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим предметом человеческую

деятельность.
Но если человеческая деятельность не подчиняется законам, историческое знание не может принять

форму науки, оставаясь просто набором сведений.

Материалистическое понимание истории Проблема исторической закономерности

Отрицание свободы воли (фатализм) научность истории не спасает, так как с устранением человеческой специфики устраняется и самый предмет истории.

Признание закономерности в природе не создаёт затруднений: объекты, не обладающие волей и сознанием, легко мыслить подчинёнными законам.

Каким образом деятельность, направ- ляемая волей и сознанием, может регу- лироваться законами, по определению не зависящими от воли и сознания?

Закон – 1) объективная, существенная, необходимая, устойчивая связь между явлениями; 2) научное положение, отображающее такую связь.

Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим предметом человеческую деятельность.Но если человеческая деятельность

Слайд 15Поведение коллективных общностей можно рассматривать как объективно обусловленное без того, чтобы отрицать

при этом свободу индивидуальной воли.
Примерами таких общностей являются общественные классы, т.е.

группы людей, занимающих одинаковое место в системе общественного производства.

Материалистическое понимание истории Классы как субъекты закономерной деятельности

Существование и характеристики классов не зависят от воли и сознания членов общества, а обусловлены структурой и характером производства.

И всё же историческая закономерность мыслима, поскольку субъектами закономерной деятельности не обяза- тельно должны выступать индивиды.

В закономерности поведения социальных общностей проявляется единство значимых характеристик их индивидуальных членов.

Общественные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.

Поведение коллективных общностей можно рассматривать как объективно обусловленное без того, чтобы отрицать  при этом свободу индивидуальной

Слайд 16В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их

воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных

производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

К. Маркс. «К критике политической экономии».

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения –

Слайд 17Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс

К. Маркс. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта».

Люди

сами делают свою историю, но они её делают не так, как

им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого.
Люди – и авторы, и актеры собственной драмы.
Развитие общества – есть естественноисторический процесс, где общественное бытие определяет общественное сознание.







Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс К. Маркс. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта».Люди сами делают свою

Слайд 18Материалистическое понимание истории Понятие материального производства
Людей можно отличать от животных по сознанию,

по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя

от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё материальную жизнь.

К. Маркс и Ф. Энгельс. «Немецкая идеология».

Материалистическое понимание истории Понятие материального производстваЛюдей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по

Слайд 19Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка
В общественном

производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не

зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

К. Маркс. «К критике политической экономии».

Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройкаВ общественном производстве своей жизни люди вступают в

Слайд 20

Общественно-экономическая формация – это исторически сложившийся тип общества, в основе

которого лежит определённый способ производства социума (единство взаимодействия производительных сил

и производственных отношений), для продолжения рода или потомства - то есть создания новой формации.
Основной элемент производительных сил – люди.
Производственные отношения – это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.







Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций

К. Маркс. «К критике политической экономии».

Общественно-экономическая формация – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства социума

Слайд 21Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций
На известной ступени

своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или

– что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

К. Маркс. «К критике политической экономии».

Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формацийНа известной ступени своего развития материальные производительные силы общества

Слайд 22Формы собственности на средства производства определяют производственные отношения, а значит,

характер общества (собственники средств производства господствуют над теми, кто на

них трудится)

Вся история человечества разделена на две крупные эпохи:
1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек несвободен.
2-ая - «подлинная» история человечества (где человек будет истинно
свободен) и она будет твориться людьми сознательно (коммунистическая формация.

Созданные буржуазией гигантские производительные силы переросли узкие рамки буржуазных производственных отношений. Они всё больше приобретают общественный характер и потому требуют общественной собственности (переход к коммунизму)

«Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества, и люди начинают сознательно сами творить свою историю»

Формы собственности на средства производства определяют производственные отношения, а значит, характер общества (собственники средств производства господствуют над

Слайд 23 Духовная жизнь выше материальной. Однако именно поэтому она

нуждается в фундаменте. На протяжение тысячелетий на строительство такого фундамента

уходило почти все время, все жизненные силы человека. Духовное творчество было уделом немногих и для немногих. При коммунизме материальное производство теряет свой самодовлеющий характер, чтобы освободить место для жизни подлинно человеческой.



Учение о коммунизме

При коммунизме предполагается общественная собственность на средства производства (но общество не подчиняет себе индивида). Труд превращается во внутреннюю потребность без «отчуждения» его продуктов от человека, человека от самого себя и людей друг от друга. Человек выходит из сферы материального производства (в силу автоматизации производства жизненно необходимой продукции) и посвящает свободное время своему всестороннему развитию, высшим вида творчества.



Коммунистическая формация открывает подлинную историю, свободную от антагонизмов между людьми и между людьми и природой. Богатство определяется не товарам, не вещами, а временем, свободным от материального производства.



Духовная жизнь выше материальной. Однако именно поэтому она нуждается в фундаменте. На протяжение тысячелетий на

Слайд 24Понимание диалектики в марксизме

Ф. Энгельс. «Диалектика природы».

Материя во всех своих

превращениях остается вечно одной и той же, постоянно принимает новые

формы своего существования. Материя движется в вечном круговороте. Основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая.
Единство мира – в его материальности.
Диалектика – учение о внутренних противоречиях как главных движущих силах развития природы, общества и мышления. Если у Гегеля диалектика имеет своим основанием саморазвитие Духа, то у Маркса – материального производства.






Понимание диалектики в марксизме  Ф. Энгельс.  «Диалектика природы».Материя во всех своих превращениях остается вечно одной

Слайд 25Философия иррационализма
Артур Шопенгауэр
(1788-1860)
Иррационализм выступает против представления о

том, что мир основан на разумном порядке. Иррационализм предполагает существование

областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера.

Серен Кьеркегор
(1818-1855)

Фридрих Ницше
(1844-1900)


Философы данного направления обращаются к проблемам отдельной личности – уникальной и несводимой к общим (рационалистически понимаемым) принципам мироздания

Философия иррационализмаАртур Шопенгауэр(1788-1860)   Иррационализм выступает против представления о том, что мир основан на разумном порядке.

Слайд 26Артур Шопенгауэр
Мир как воля и представление
О четверном корне закона достаточного

основания
О воле в природе
Две основные проблемы этики
Parerga, und Paralipomena
Основные сочинения
В

своей работе «Мир как воля и представление» он писал, что мир неразумен, неупорядочен, нелогичен. Им управляет неразумная слепая воля. Человеком правит не разум, а воля, стремящаяся к удовлетворению желаний. Так как не все желания можно удовлетворить, человеку суждено постоянно страдать.

Волюнтаризм – универсальный принцип философии Шопенгауэра, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.

Артур ШопенгауэрМир как воля и представлениеО четверном корне закона достаточного основанияО воле в природеДве основные проблемы этикиParerga,

Слайд 27
Как воля

Изначальная реальность
Ощущается интуитивно
Совокупность слепых, иррациональных импульсов
Порождает пессимизм



Как представление
Отражение реальности

в нашем сознании
Познается в понятиях
Стройная система образов, идей и впечатлений
Порождает

оптимизм



«Мир есть воля и представление»

Как воляИзначальная реальностьОщущается интуитивноСовокупность слепых, иррациональных импульсовПорождает пессимизмКак представлениеОтражение реальности в нашем сознанииПознается в понятияхСтройная система образов,

Слайд 28 АРТУР ШОПЕНГАУЭР Мир как представление

У представления есть две существенные,

неотделимые друг от друга цели:






СУБЪЕКТ
Кто познает, сам не познаваем никем
Находится

вне времени и пространства
Целостен и индивидуален

ОБЪЕКТ
Обусловлен априорными формами сознания: пространство, время, казуальность
Есть множественность

АРТУР ШОПЕНГАУЭР  Мир как представление  У представления есть две существенные, неотделимые друг от друга

Слайд 29Артур Шопенгауэр Мир как Воля

Кантовская «вещь-в-себе» = ВОЛЯ. Она непознаваема, но представляет собой

единственную окончательную реальность, первопричину мира и Абсолют. Воля есть ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв, голодная и жесткая; самодостаточное начало, всему сущему свойственны волевые порывы; независимая от контроля разума.

Индивидуальная воля – всего лишь проявление единой космической воли. Космическая воля не может быть предметом науки, она ощущается интуитивно. Наиболее чистым чувственным выражением космической воли является музыка.

Три ступени проявления «мировой воли»: силы природы (тяготение, магнетизм); силы жизни (воля к жизни); человек (осознанная воля к жизни). Вместе с человеком возникает мир как представление.

Сущность человеческого бытия - воля. Человек является наиболее совершенной объективацией воли. Суть воли – конфликт, боль, мучения. Чем глубже познание, тем невыносимей мучения. Жизнь – непрерывная борьба за существование с одной определенностью: сокрушительное поражение в финале.

Артур Шопенгауэр  Мир как Воля        Кантовская «вещь-в-себе» = ВОЛЯ.

Слайд 30Артур Шопенгауэр Пессимизм
«Жизнь – арена

с горящими углями». Вся жизнь есть страдание; счастье – лишь

временное отсутствие страдания. Причина страдания – воля к жизни. Поэтому страдание нельзя искоренить, его можно лишь уменьшить.

«Есть одна для всех врожденная ошибка – это убеждение, будто бы мы рождены для счастья»

«Если бы каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым во всякое время подвержена наша жизнь , то нас объял бы трепет, и если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битвы и места казни; если открыть перед ним все темные обители нищеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, то в конце концов и он, наверное, понял бы, что это за “наилучший из возможных миров”»

Артур Шопенгауэр  Пессимизм     «Жизнь – арена с горящими углями». Вся жизнь есть

Слайд 31 АРТУР ШОПЕНГАУЭР
СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ ЖЕЛАНИЙ








Когда voluntas становится noluntas (нежеланием), человек спасен






ИСКУССТВО
Выражает

объективную суть вещей и помогает отделиться от воли.
Созерцая мы ничего

не хотим, и, следовательно, не страдаем

АСКЕЗА
Подавление воли к жизни
Доброжелательность
Сострадание
Целомудрие

АРТУР ШОПЕНГАУЭРСПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ ЖЕЛАНИЙКогда voluntas становится noluntas (нежеланием), человек спасенИСКУССТВОВыражает объективную суть вещей и помогает отделиться

Слайд 32Серен Кьеркегор

Основные положения
Рассматриваются категории жизни, страха, выбора, вины.
Основные понятия:

«единичный» – человек и его экзистенциальная реальность (свобода и возможность

выбирать/не выбирать).
Реальность дана человеку как возможность и страх.
Отношение человека с самим собой – это отчаяние от непонимания своей сути.
Вера образует центральный момент экзистенции.
«Никто не заменит меня перед Богом»
Быть христианином – иметь дух высокий, беспокойный, мятежный.

Основные философские произведения:
«Или-или»
«Страх и трепет»
«Философские крохи»

Серен КьеркегорОсновные положения Рассматриваются категории жизни, страха, выбора, вины.Основные понятия: «единичный» – человек и его экзистенциальная реальность

Слайд 33Серен Кьеркегор «Страх и трепет»
«Экзистенция» – лат. «существование»; особый, личностный способ

бытия в мире.
Страх – изначальная характеристика бытия личности, он выражает

ее свободу перед лицом смерти.
Истинное содержание личности иррационально, его нельзя разделить с другими, нельзя передать кому-то.
Личность обретает себя лишь через абсолютную форму страха - трепет, которые есть ничто иное как стояние перед лицом Бога.
Серен Кьеркегор «Страх и трепет»«Экзистенция» – лат. «существование»; особый, личностный способ бытия в мире.Страх – изначальная характеристика

Слайд 34Серен Кьеркегор Три стадии развития личности
Эстетическая
жизнь одним мгновением, непосредственное стремление

к наслаждению
Этическая
жизнь будущим, долг и ответственность
Религиозная
жизнь вечностью, абсурдная

вера



Отчаяние в жизни. Необходимость выбрать самого себя.

Отчаяние в себе самом. Необходимость выбрать Бога.

Серен Кьеркегор Три стадии развития личностиЭстетическая 	жизнь одним мгновением, непосредственное стремление к наслаждениюЭтическая 	жизнь будущим, долг и

Слайд 35Серен Кьеркегор Каждый велик тем выбором, который он сделал

Трагический герой

Выбирает

общее вместо единичного
Жертвует верным ради еще вернейшего
Его сила – в

победе над самим собой
Им движет моральный долг и самоотречение


Рыцарь веры

Выбирает такое единичное, которое еще выше общего
Жертвует верным ради невозможного
Его сила – бессилие
Им движет абсолютный долг перед Богом

Серен Кьеркегор  Каждый велик тем выбором, который он сделалТрагический геройВыбирает общее вместо единичногоЖертвует верным ради еще

Слайд 36Фридрих Ницше

Произведения:
«Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое,

слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра» , «По ту

сторону добра и зла» «К генеалогии морали», «Сумерки идолов», «Антихрист», «Ессе homo», «Воля к власти».

Основные идеи:
Жизнь нельзя понять разумом, её можно лишь переживать.
Наиболее ярко она проявляет себя в человеческих страстях, желаниях, экстазе, «воле к власти», инстинкте самосохранения, творчестве.
Человечество отказывается от свободной жизни, предпочитая безопасность, стадность, подчинение лидерам и лицемерную мораль.
Необходимо отказаться от ложных норм и реализовать свою «волю к власти», т.е. начать жить полной жизнью. В этом – путь к человеку будущего – «сверхчеловеку».

Фридрих НицшеПроизведения:   «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра»

Слайд 37ФРИДРИХ НИЦШЕ
Ницше о себе:
Я знаю свою судьбу. Мое имя будут

вспоминать в связи с кризисом, которого никогда не было на

земле, глубочайшими конфликтами сознания, разрывами со всем, во что раньше свято верили
ФРИДРИХ НИЦШЕНицше о себе:Я знаю свою судьбу. Мое имя будут вспоминать в связи с кризисом, которого никогда

Слайд 38ФРИДРИХ НИЦШЕ:
певец Диониса

ФРИДРИХ НИЦШЕ: певец Диониса

Слайд 39ФРИДРИХ НИЦШЕ: Смерть Бога
«Я знаю только одного настоящего христианина,

да и тот умер на кресте»
«Вместе с Христом

умерло и Евангелие, оставшись забытыми на Кресте»
«Вера в христианского Бога стала не заслуживающей доверия»

Обвинение христианству:
− неприятие жизни природы
− атрофия Воли к жизни
− религия сострадания
− греховность всех земных ценностей
− предательство всего возвышенного и благородного
− борьба «за равноправие»

«Бог умер! Бог мертв! И это мы его умертвили»
«Вера спасает, следовательно,
она лжет»

ФРИДРИХ НИЦШЕ: Смерть Бога  «Я знаю только одного настоящего христианина, да и тот умер на кресте»

Слайд 40 ФРИДРИХ НИЦШЕ
Этическая проблематика
Переоценка ценностей









«Мы должны освободиться от морали, чтобы

уметь морально жить»
МОРАЛЬ РАБОВ (традиционная мораль)
Стадная обезличивающая мораль
Отстаивает интересы

общества, а не личности
Направляет милосердие на убогих и неудачников
Требует отречения от своего Я ради служения интересам большинства

АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ
Мораль «сверхчеловека» – аристократизм – синоним благородного, высокого
Готовность к огромной ответственности
Оторванность от толпы
Почитание правдивости, бесстрашия
Осознание себя не функцией, а смыслом
Защита того, чего не понимают и на что клевещут

ФРИДРИХ НИЦШЕЭтическая проблематика Переоценка ценностей«Мы должны освободиться от морали, чтобы уметь морально жить»МОРАЛЬ РАБОВ (традиционная мораль)Стадная

Слайд 41ФРИДРИХ НИЦШЕ Идея сверхчеловека

«Человек – это канат, натянутый между животным

и сверхчеловеком, – канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть

в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка»

Как от обезьяны произошёл человек, так в результате борьбы за самого себя человек должен эволюционировать в Сверхчеловека:

Умы не будут «задурманены» моралью и ограничениями.
Сверхчеловек - сверхнравственный, «по ту сторону добра и зла» разрушитель старых ценностей и творец новых.
«Бог умер — человек свободен». Религия, философия и мораль должны прославлять жизнь во всех её проявлениях, а все, что отрицает жизнь, её самоутверждение, — достойно смерти.
«Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой». Это - вера в улучшение человечества.

ФРИДРИХ НИЦШЕ Идея сверхчеловека  «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над

Слайд 423. Последняя ступень превращение духа – дитя, ребенок. Это не

только забвение тяжести и борьбы, это рождение нового, новых ценностей

на новых скрижалях. Ребонок – священное «Да», сила нового властного и безошибочного утверждения. Сверхчеловек – позитивная свобода, жизнь как игра обретения себя и своей свободы.


ФРИДРИХ НИЦШЕ Идея сверхчеловека

«Так повелевает великая любовь моя к дальнему: не щади ближнего своего! Человек есть нечто, что должно преодолеть»

Величие человека в том, что он есть переход и уничтожение.
Путь к свехчеловеку Ницше описывает аллегорически:
1. В начале дух становится верблюдом, носителем чужих ценностей.


2.Верблюд превращается во льва – метафора бунта против навязанных ценностей. Лев – негативная свобода, он способен лишь разрушать.


3. Последняя ступень превращение духа – дитя, ребенок. Это не только забвение тяжести и борьбы, это рождение

Слайд 43«Перспективизм»: отказ от рационального обоснования мысли, ориентация не на истину,

а на толкование и оценку, афоризм, притчу и поэзию. Истины

не существует, есть лишь различные «перспективы», с которых каждый по-своему рассматривает, представляет, оценивает себя и мир. Поэтому невозможно в полной мере понять мир, не учитывая человека как силу, устанавливающую перспективы.



Другие темы в философии НИЦШЕ

«Вечное возвращение» и «любовь к судьбе» (amor fati).
Мир находится в вечном становлении и возвращается к самому себе, поэтому желая чего-то, нужно желать и его вечного возвращения (абсолютного утверждения), любить свою судьбу в вечности


«Воля к власти» . Основное свойство всего живого, жизни вообще – воля к власти. Это не желание власти, а стремление к максимальному самоутверждению – осуществлению собственных жизненных сил.

«Перспективизм»: отказ от рационального обоснования мысли, ориентация не на истину, а на толкование и оценку, афоризм, притчу

Слайд 44
Люди как и все живое стремятся к власти => неравенство

между людьми естественно. Но! Это не повод для уничтожения слабых:

слабые должны переродиться и стать сильными – сверхчеловеком.
Бояться сверхчеловека можно лишь при извращенном понимании жизни. Опасного в нем ровно столько, сколько опасного в самой реальности. Ведь он и есть квинтэссенция реальности, он носит в себе все, что есть в ней страшного и загадочного, и «постигает реальность, как она есть», а не в ее затуманенном ложными идеями облике.

ФРИДРИХ НИЦШЕ

«Что падает, то нужно ещё толкнуть»


«То, что меня не убивает, делает меня сильнее»

Люди как и все живое стремятся к власти => неравенство между людьми естественно. Но! Это не повод

Слайд 45
Интерпретации творчества Ницше весьма противоречивы:

Антипозитивист, подрывающий
веру в науку
Антидемократ,

презирающий народ
Сторонник иррационализма и витализма
Художник
Образ аристократа

и декадента заменила в одно время маска решительного материалиста.

Позже о Ницше стали говорить как об экзистенциалисте, затем как о предтече Фрейда и наконец как об идейном вожде художественного авангарда.


Оценка творчества Ницше

Интерпретации творчества Ницше весьма противоречивы: Антипозитивист, подрывающий веру в наукуАнтидемократ, презирающий народСторонник иррационализма и витализмаХудожник

Слайд 46Позитиви́зм 
(фр. positivisme, от лат. positivus — положительный)  
философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным»,
т.е.

конкретным, фактическим, опытным знанием
Основной тезис позитивизма
Все подлинное (позитивное)

знание — совокупный результат специальных наук. Философия как метафизика есть этап развития человеческого познания, который должен быть преодолен.

Отказ от метафизики выражается в исследовании только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный)  философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием Основной тезис позитивизма

Слайд 47Принципы позитивизма

Философское знание должно быть точным и достоверным





При философском познании

нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук
Основной

путь достижения знания – эмпирическое наблюдение

Философия должна исследовать только факты, а не их причины

Философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании

Философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них

Принципы позитивизма Философское знание должно быть точным и достоверным     При философском познании нужно

Слайд 48Классический позитивизм (О.Конт, Дж.С. Милль, Г.

Спенсер ): философия призвана систематизировать и синтезировать научное знание.

Эмпириокритицизм (Э.Мах

и Р.Авенариус):
философия должна стать теорией научного познания.

Неопозитивизм (М. Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел, Л.Витгенштейн): философия должна заниматься логическим анализом языка науки.

Этапы развития позитивизма в XIX – начале ХХ в.
  

Классический позитивизм (О.Конт, Дж.С. Милль,     Г. Спенсер ): философия призвана систематизировать и синтезировать

Слайд 49ОГЮСТ КОНТ (1798—1857)
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Курс положительной философии» «Дух позитивной философии»,

«Система позитивной политики».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
«Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы обладать силой;

думать, чтобы действовать»
Создание новой, построенной по образцу естественных наук науки об обществе – социологии
Задача социологии не объяснение, а сбор и систематизация эмпирических фактов

«Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель»

«Жить для других»

«Жить при ясном свете»

ОГЮСТ КОНТ  (1798—1857)ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ: «Курс положительной философии» «Дух позитивной философии», «Система позитивной политики».ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:«Знать, чтобы предвидеть;

Слайд 50
О. Конт выделяет три стадии интеллектуального

развития человечества: теологическую (фиктивную, состояние вымысла, до 1300 г.), метафизическую

(абстрактную, состояние отвлеченное, 1300-1800 гг.), последняя и высшая – научную (положительную, состояние позитивное, начиная с XIX в.)



Философия, как и религия, уже сыграла свою роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке: только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание

ОГЮСТ КОНТ
Закон трех стадий

О. Конт выделяет три стадии интеллектуального развития человечества: теологическую (фиктивную, состояние вымысла, до

Слайд 51Г Главное в науке – факты, несомненные и устойчивые

данные; они приносят позитивное знание. Основное дело науки – собирать

факты и систематизировать их, не строя теорий насчёт их возможных причин. Поэтому основной метод научного познания – наблюдение, а главная функция науки – описание

Наука и позитивная философия помогут создать саморегулирующееся общество, построенное на началах любви, порядка и прогресса

 Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук. 

астрономия

физика

химия

математика

биология

социология

Г  Главное в науке – факты, несомненные и устойчивые данные; они приносят позитивное знание. Основное дело

Слайд 52ОГЮСТ КОНТ Социология как социальная физика
Общество — органическое единство всего человечества

или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия».

Назначение государства — «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах».

Цель позитивной философии - преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия, будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества

социальная статика 

изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, основные общественные образования — семью, религию, государство

социальная динамика 

изучает законы развития общества , базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития

ОГЮСТ КОНТ  Социология как социальная физикаОбщество — органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей

Слайд 53ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Система логики», «О свободе», «Подчиненность женщины».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Научное знание

– результат обобщения единичных фактов, приведенных в систему, которая устанавливает

отношения между частными явлениями и более общими принципами (законами)

ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ (1806—1873)

Законы природы – проявления регулярности при обобщении опытных данных; полезны для объяснения и предсказания последних, но не дают знания, которое могут принести только конкретные факты или индуктивные умозаключения
Индукция – умозаключение от частного к частному (а не к общему)

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ: «Система логики», «О свободе», «Подчиненность женщины».ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:Научное знание – результат обобщения единичных фактов, приведенных в

Слайд 54 Развитие научного знания – последовательное накопление знаний

о единичных фактах. Общие утверждения, получаемые в результате индукции, играют

полезную, но чисто инструментальную роль: они помогают сохранить знание о множестве конкретных фактов.

«Знание – это всегда знание единичного. Общие положения и теории – инструментальны»

ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ

Дж.С. Милль внес основополагающий вклад в философию либерализма. Отстаивал концепцию индивидуальной свободы в противоположность неограниченному государственному контролю. Выступал за предоставление политических прав женщинам.

Развитие научного знания – последовательное накопление знаний о единичных фактах. Общие утверждения, получаемые в

Слайд 55ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Система синтетической философии», «Надлежащие границы государственной власти», «Воспитание

умственное, моральное и физическое».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной

жизни людей.
Важнейший принцип социологии — уподобление общества организму
Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание наиболее приспособленных».

Защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других».

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 —1903)

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ: «Система синтетической философии», «Надлежащие границы государственной власти», «Воспитание умственное, моральное и физическое».ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:Социальные институты — это

Слайд 56Эмпириокритицизм
Рихард Авенариус (1843–1896)
 (др.-гр. ἐμπειρία — опыт и критика, «критика опыта» или «критика

с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм») — философское направление, родоначальником которого является Рихард

Авенариус. Отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Введение в критику чистого опыта», «Человеческое понятие о мире».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Учение о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта»)
Утверждение биологической ценности познания по принципу наименьшей траты сил
Цель – разработка философии как строгой науки подобно природоведческим дисциплинам.

ЭмпириокритицизмРихард Авенариус (1843–1896) (др.-гр. ἐμπειρία — опыт и критика, «критика опыта» или «критика с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм») — философское направление,

Слайд 57 Эмпириокритицизм (махизм)
Эрнст Мах (1836 - 1916)



ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Познание и заблуждение»,

«Анализ ощущений».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Мир – комплекс ощущений,
задача науки – описывать ощущения
Наука – сама себе философия
 Вся наука имеет целью заменить, т.е. сэкономить опыт, мысленно репродуцируя и предвосхищая факты.

Принцип экономии мышления, предложенный Махом, объясняется изначальной биологической потребностью организма в самосохранении и вытекает из необходимости приспособления организма к окружающей среде. В целях «экономии мышления» не следует тратить силы на различного рода объяснения, достаточно лишь описания. 

Эмпириокритицизм (махизм)  Эрнст Мах  (1836 - 1916) ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:«Познание и заблуждение»,

Слайд 58НЕОПОЗИТИВИЗМ
философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем,

выдвинутых развитием науки, третий этап развития позитивизма


Основные представители:
«Венский кружок» (М.

Шлик – основатель; последователи – Р.Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);
Б.Рассел (1872-1970); Л. Витгенштейн (1889-1951).

Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков

Философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир

НЕОПОЗИТИВИЗМфилософское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, третий этап развития позитивизмаОсновные

Слайд 59 Понятие имеет смысл тогда и только тогда,

когда оно встречается в протокольном предложении.
Протокольные предложения –

исходные элементарные утверждения, образующие эмпирические науки и выражающие «непосредственно данное» в опыте.
Если понятие употребляется вне протокольного предложения, то это понятие окажется бессмысленным. Такими понятиями наполнена философия, к ним относятся понятия «дух», «материя», «сущность», «субстанция», «принцип бытия», целые предложения (типа «Я мыслю, следовательно я существую»).

Морис Шлик (1882 - 1936)



НЕОПОЗИТИВИЗМ

Принцип верификации - любое предложение науки является истинным тогда и только тогда, когда оно может быть сведено к предложениям факта, к протокольным предложениям, которые непосредственно проверяемы на опыте.
Большинство проблем философии должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения.

Понятие имеет смысл тогда и только тогда, когда оно встречается в протокольном предложении.

Слайд 60НЕОПОЗИТИВИЗМ
Рудольф Карнап
(1891–1970).
Основные сочинения:
«Значение и необходимость»,
«Философские основания физики»,

«Эмпиризм, семантика, онтология»





Основные идеи

Философия должна сводиться к логическому анализу предложений и понятий науки.




В любом формально непротиворечивом языке всегда существуют парадоксы (теорема К.Гёделя). Для того чтобы решать эти парадоксы, нужно выходить за пределы этого языкового конструкта.
Разные научные системы могут строиться на основании разных языковых каркасов. Главное, чтобы этот каркас был правильно построенный, тогда научная теория оказывается истинной.

НЕОПОЗИТИВИЗМРудольф Карнап (1891–1970).  Основные сочинения:«Значение и необходимость»,«Философские основания физики», «Эмпиризм, семантика, онтология» Основные идеи

Слайд 61БЕРТРАН РАССЕЛ
(1872-1970)
британский философ, общественный деятель, математик
Основные сочинения:
«Философия логического атомизма»,
«Человеческое

познание, его сфера и границы»,
«История западной философии»





Основные идеи:
Логика – сущность философии
Задача философии – уточнение языка науки с помощью идеального (формализованного) языка





Разработал теорию дескрипций как соединение принципа эмпиризма и применения логического аппарата к решению философских проблем. Предложил классификацию высказываний.





БЕРТРАН РАССЕЛ(1872-1970)британский философ, общественный деятель, математик  Основные сочинения:«Философия логического атомизма»,«Человеческое познание, его сфера и границы», «История западной

Слайд 62Классификация высказываний по Расселу
Высказывания

Классификация высказываний по Расселу Высказывания

Слайд 63
«Результат философии — не  некоторое количество “философских предложений”,

но прояснение предложений. Философия должна прояснять и строго разграничивать мысли,

которые без этого являются как бы темными и расплывчатыми».

ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН
(1889-1951)

“Большинство вещей и вопросов, выраженных по поводу философских проблем бессмыслица, Большинство пропозиций и вопросов философии появляется из-за того, что мы не понимаем логику нашего языка"

Основные сочинения:
«Логико-философский трактат»,
«Философские исследования»





«Результат философии — не  некоторое количество “философских предложений”, но прояснение предложений. Философия должна прояснять и

Слайд 64Мир состоит из фактов (а не вещей), сложных и простых

(элементарных), которые состоят из объектов в той или иной конфигурации.

Объекты – просты и постоянны; события – возможные (изменяющиеся) конфигурации объектов


Элементарные высказывания – «картины» элементарных фактов (событий). Совокупность истинных предложений – «картина» мира (разные языки дают разные «картины» мира)



Граница смысла: осмысленные высказывания – о фактах; логические – формальны (тавтологичны; не несут нового смысла). Философия должна быть «критикой языка»





«О чём невозможно говорить, о том следует молчать» (нравственность, религия, смысл жизни)

Мир состоит из фактов (а не вещей), сложных и простых (элементарных), которые состоят из объектов в той

Слайд 65 «(Псевдо-)предложения метафизики служат не

для высказываний о положении дел, ни существующем (тогда они были

бы истинными предложениями), ни не существующем (тогда они были бы, по меньшей мере, ложными предложениями); они служат для выражения чувства жизни».
Искусство - это адекватное средство для выражения чувства жизни, а философия — неадекватное средство.
«Метафизики — музыканты без музыкальных способностей»

Философия должна заниматься не вымышленными метафизическими проблемами, а помогать науке. Создание идеального языка науки является шагом на пути создания истинной онтологии, поскольку язык есть образ мира.

ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН

«(Псевдо-)предложения метафизики служат не для высказываний о положении дел, ни существующем

Слайд 66Неопозитивизм о предмете и задаче философии

Неопозитивизм о предмете и задаче философии

Слайд 67Неопозитивизм
Принципы научности

Неопозитивизм Принципы научности

Слайд 68Историческое значение неклассической философии ХIХ века
Неклассическая философия

XIX века обострила интерес к чисто человеческим формам жизни, о

которых рациональная философия умалчивала. 

Неклассическая философия XIX века дала начало новым направлениям, определяющим поле современных философских исследований

Марксизм
в Советском Союзе

Австромарксизм

Западный марксизм

Неомарксизм

Экзистенциализм
Философия жизни
Философия психоанализа

Аналитическая философия:
философия логического анализа,
лингвистическая философия

Марксизм

Иррационализм

Позитивизм

Историческое значение неклассической философии ХIХ века   Неклассическая философия XIX века обострила интерес к чисто человеческим

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика