Слайд 1НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Доц., канд.филос.наук
Пастушкова О.В.
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ:
Основные предпосылки и достижения немецкой классической философии.
Философское учение Канта: гносеология
и этика.
Соотношение системы и метода в философии Гегеля.
Антропологический материализм Л.
Фейербаха.
Слайд 3ВРЕМЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНФ
Вторая половина XVIII века – 40-е
годы XIX века.
1.Буржуазные преобразования (экономические, социальные, политические), вызванные влиянием
Французской буржуазной революцией 1789-1794 г.
Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»
Слайд 4ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНФ
2. Революционные перемены в естествознании (отход от доминирования
механики в сторону химии, биологии, немеханических областей физики –
магнитизм).
Слайд 5ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНФ
3.Острейшая борьба
свободомыслия с религией.
4.Необходимость
переосмысления
мировоззренческих проблем.
Слайд 7ОСНОВНЫЕ ЗАСЛУГИ КНФ
Внимание
к исследованию
человеческой сущности,
свободы, возможностей
нашего познания.
2.Обогащение
логико-
теоретического аппарата философии.
3.Взгляд на историю как целостный
процесс.
5. Разработка одного
из основополагающих методов философского познания – диалектического метода.
Слайд 8ФИЛОСОФИЯ КАНТА
22 апреля 1724— 12 февраля 1804
Кёнигсберг, Пруссия
Слайд 9ГНОСЕОЛОГИЯ КАНТА
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: преодоление недостатков предыдущих установок эмпиризма и рационализма,
попытка уяснить значимость как опыта, так и деятельности человеческого разума.
Периоды философии КАНТА:
1) докритический: интерес к естественнонаучным проблемам.
2) критический: создание системы трансцендентального идеализма, анализ процесса познания, возможностей человеческого разума и его границ.
Слайд 10ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ КАНТА
Слово «трансцендентальный» можно перевести как «касающийся условий происхождения
опыта». Трансцендентальное – то, что относится к сознанию как таковому
вне зависимости от конкретного его содержания.
Трансцендентальный идеализм раскрывает «механизм» познания, который сокрыт в специфике познающего субъекта (не эмпирического, конкретного, а всеобщего, трансцендентального).
Слайд 12СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ: ЧУВСТВЕННОСТЬ
Этап чувственности: познание начинается с ощущений, которые дают
нам органы чувств.
НО! Чувства упорядочиваются при помощи АПРИОРНЫХ (доопытных) форм
чувственного созерцания: ПРОСТРАНСТВА и ВРЕМЕНИ .
Без априорных форм чувственное содержание было бы неосмысленным и хаотичным. Эти априорные формы– как бы матрицы, «формочки, которые «сидят» в сознании. Априорными формами являются также категории рассудка и идеи разума.
Слайд 13СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
2) Этап рассудка:
упорядочивание опыта с помощью категорий рассудка, вынесение
суждения о мире. Знание о мире= синтез чувственности+ рассудок.
Слайд 14КАТЕГОРИИ РАССУДКА
Категории отношения
Субстанция и принадлежность
Причина и следствие
Взаимодействие
Категории модальности
Возможность
и невозможность
Существование и несуществование
Необходимость и случайность
Категории количества
Единство
Множество
Цельность
Категории качества
Реальность
Отрицание
Ограничение
Слайд 15СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ: РАЗУМ
РАЗУМ создает сами правила, принципы познания. При помощи
разума мы делаем умозаключения (связываем суждения).
Он выходит за пределы чувственного
созерцания и оперирует чистыми идеями, т.е. идеями сверхчувственной реальности (души, бога, идеального государства, абсолютного добра и пр.), относительно которых невозможен опыт и достоверное знание.
Слайд 16АНТИНОМИИ РАЗУМА
Антиномии – противоречия между двумя положениями, каждое из которых
признается логически доказуемым.
Слайд 17ОТКРЫТИЯ КАНТА В ГНОСЕОЛОГИИ
Невозможно познать внутреннюю сущность вещей и явлений
окружающего («вещей в себе»).
Можно познать лишь явления вещей, т.е.
их субъективное видение. Все это называется агностицизмом, т.е. признанием принципиальной непознаваемости мира самого по себе.
Субъект познания обладает творческой деятельностью, он не пассивная доска.
Слайд 18ЭТИКА КАНТА
СТРОИТСЯ НЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ РАЗУМЕ, А НА ПРАКТИЧЕСКОМ.
Слайд 19ЧЕЛОВЕК У КАНТА
ЖИВОТНОЕ
РАЗУМНОЕ СУЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ
Слайд 21ЭТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА КАНТА
ВСЕОБЩЕЕ + ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
МОРАЛЬ + СВОБОДА (добровольное принятие КАТЕГОРИЧЕСКОГО
ИМПЕРАТИВА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ)
СВОБОДА + ДОБРО + ДОЛГ
Слайд 23ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ
27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин
Слайд 24ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Объективный идеализм – учение, согласно которому первичным началом мира
(в том числе материального) является независимое от воли и разума
человека безличное духовное начало – Абсолютная идея (или Мировой дух, Мировой разум).
Абсолютная идея не статична, она все время находится в поступательном, последовательном и закономерном движении, проходит ступени:
Слайд 25СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ:
Ступень логики (тезис): разум предстает как чистая,
абстрактная идея.
Ступень природы (антитезис): разум воплощается в предметных формах –
в природе, государстве, социальном устройстве.
Ступень духа (синтез): Мировой разум через человеческий разум, через объективные формы человеческого общества (государство), через искусство, религию и философию познает себя в понятиях, становится абсолютным. Так происходит спиритуализация материи.
Слайд 26ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
Диалектика есть теория развития, в основе которого лежит единство
и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий.
Слайд 27ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Вскрывает в развитии его внутренний источник.
Основой всякого развития является борьба противоположных сторон.
Развитие:
утверждение
(тезис)
его отрицание (антитезис)
отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей).
Таким образом, столкновение противоположностей порождает их синтез и ведет к появлению нового.
Слайд 28ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО
Отвечает на вопрос, как происходит рождение
нового качества.
Качество – внутренняя определенность вещи. Количество – внешняя
определенность вещи.
Мера – баланс количества
и качества.
Нарушение меры –
качественный скачок,
революция, что выводит
на новый уровень развития.
Слайд 29ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого,
а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к
исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне. Двойное отрицание есть,
напротив, утверждение.
Развитие всегда направлено вверх,
так как разрешение противоречия
связано с восхождением. Это еще
раз показывает триединство идей
– восхождение, которое и есть
спираль, описывающая таинство
рождения.
Слайд 30ГЕГЕЛЬ: ВЫВОДЫ
В философии Гегеля есть противоречие:
система объективного идеализма завершается
познанием Мирового разума самого себя, а диалектический метод предполагает бесконечное
развитие, познание.
«Гегель вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который <…> подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический процесс, <...> видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. <…> А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию <…> абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии».
К. Маркс
Слайд 31ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ
Дата рождения и смерти:
28 июля 1804, Ландсхут, Курфюршество Бавария
— 13 сентября 1872, Нюрнберг, Королевство Бавария, Германская империя)
немецкий философ-материалист,
атеист,
Слайд 32АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА
Единственно существующими реальностями являются природа и человек.
Человек –
часть природы (а не творение Бога).
Человек есть единство материального и
духовного.
Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена и никем не уничтожима
Слайд 33АТЕИЗМ ФЕЙЕРБАХА
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует, это
плод фантазии человека для утешения и успокоения себя (человек придумал
Бога, объективируя свои лучшие качества).
Религия возникла от бессилия человека перед природой,
Любая религия – безотчетная форма отчуждения (отдаления от себя) сущности самого человека, его лучших качеств.
«Божество человека заключается в его духе и сердце, а дух, душа и сердце человека обнаруживаются в Боге: Бог есть откровение внутренней сути человека, выражение его «Я»; религия есть тождественное объявление его сокровенных помыслов, открытое исповедание его тайн любви». (Л. Фейербах)
Слайд 34ЧЕЛОВЕК У ФЕЙЕРБАХА
Необходимо отбросить традиционную религию и заменить ее религией
людей друг к другу.
Смысл жизни – стремление к счастью.