Слайд 1Нервно-психическое развитие здорового ребенка
Доцент Лундина Г.В.
Слайд 2К моменту рождения ребенка его нервная система по сравнению с
другими органами и системами наиболее развита и дифференцирована. В то
же время именно к этой системе предъявлены самые большие требования.
Нервная система обеспечивает:
приспособление организма к условиям окружающей среды
регулирует жизненно важные функции внутренних органов
обеспечивает их согласованную деятельность
Слайд 3Закладка нервной системы происходит очень рано – на 1 неделе
внутриутробного развития. На 5-6 неделе начинают образовываться головной и спинной
мозг.
Наиболее интенсивное деление нервных клеток происходит в период от 10 до 18 недель – является критическим периодом формирования ЦНС.
Слайд 4Различают:
антенатальное повреждение - когда при вынашивании на плод повлияли патологические
факторы
(Пр.: поврежденный спинной мозг хуже переносит
нормальные роды)
интранатальное повреждение – травмирование мозговой ткани при осложненных родах
постнатальное повреждение – тяжелые воспалительные заболевания (сепсис, менингит, энцефалит), травма черепа, неполноценное питание
Слайд 5К рождению головной мозг по своим размерам является наиболее развитым
органом, но функциональные возможности его снижены:
чем меньше ребенок, тем масса
головного мозга больше относительно массы тела
для мозговой ткани ребенка характерно значительная васкулиризация, особенно серого вещества
одновременно отток крови из мозговой ткани слабый, поэтому в нем чаще накапливаются токсические вещества
нервная клетка требует кислорода в 22 раза больше, чем любая соматическая клетка, поэтому при многих заболеваниях она легко впадает в кислородное голодание – что проявляется гипоксической энцефалопатией
мозговая ткань более богата белковыми веществами (1 грамм белка удерживает 17 граммов воды), это способствует частому развитию отека головного мозга. С возрастом количество белка снижается с 46 % до 27 %. К 1,5 годам уменьшается количество воды в мозговой ткани, подобно взрослому человеку.
Слайд 6количество спинномозговой жидкости у малыша меньше по сравнению со взрослым
человеком и постепенно увеличивается (у новорожденного 30-40 мл до 150
мл у взрослого)
наиболее незрелая у новорожденного кора головного мозга, она обеспечивает формирование высшей нервной деятельности и созревает позже всех отделов (5 частей) к 5-6 годам
у новорожденного количество зрелых нейроцитов составляет 25 % (они входят в состав коры головного мозга), к 1 году жизни 90-95 %, к 1,5 годам – 100%, у взрослого человека их 16 млрд (100%).
Отсюда вывод: Если какой-то патологический фактор повредит клетки головного мозга, то компенсация их возможна лишь до 1,5 лет (18 мес), позже диагностика с последующим лечением не эффективны.
имеется гистологическая незрелость нервных клеток у новорожденных
дифференциация (миелинизация и образование синапсов), т.е. связь между отростками нервных клеток начинается внутриутробно и заканчивается к 6-7 годам.
Слайд 7На процесс нормального образования нервных клеток влияют:
питание (оно должно быть
рациональным «лучше грудное вскармливание», с достаточным количеством белков, жиров, углеводов
и микроэлементов, особенно йода и витаминов).
импритинг – от первого впечатления, которое возникает у ребенка сразу после рождения и даже внутриутробное воспитание (музыка, общение матери и отца с плодом) – формируется характер его реагирования на факторы внешней среды.
Психо-физиологический эффект грудного вскармливания (раннее прикладывание к груди), нормальное взаимоотношение между ребенком и матерью.
воспитание ребенка, родственные связи, полноценность семьи и моральный климат в ней.
Слайд 8Оценка нервно-психического развития
В педиатрии используются 2
определения – синонима:
нервно-психическое развитие (НПР)
психомоторное развитие (ПМР)
Слайд 9Критериями НПР являются:
моторика
статика
условно-рефлекторная деятельность (I сигнальная система)
речь (II сигнальная система)
высшая
нервная деятельность
Слайд 10Моторика – (движение) – это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.
Для здорового
новорожденного в спокойном состоянии характерен – физиологический мышечный гипертонус и
на фоне этого сгибательная поза.
Мышечный гипертонус симметрично выражен во всех положениях: на животе, спине, в положении бокового и вертикального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большой палец приведен к ладони. Ноги согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Во время сна мышцы не расслабляются.
Слайд 11Движения новорожденного – ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные (дрожание). Тремор и
физиологический мышечный гипертонус угасают после 1 месяца жизни. В дальнейшем
показатели моторики у здорового ребенка развиваются в следующем порядке:
сначала координированным становится движение мышц глаз (на 2-3 неделе), когда ребенок фиксирует свой взгляд на ярком предмете
поворот головы вслед за игрушкой указывает на развитие шейных мышц
мануальная деятельность рук развивается на 4 месяце жизни: ребенок приближает верхние конечности к глазам и рассматривает их. В дальнейшем движения становятся целенаправленными: малыш берет игрушку руками (к 6 месяцам может сами взять бутылочку с молоком и пить)
на 4-5 месяце развивается координация движения мышц спины – переворачивание со спины на живот, на 5-6 месяце – с живота на спину
к концу 1 года жизни – ребенок сам идет за интересным предметом в другой угол комнаты, признаком моторики является – координированное целенаправленное движение всех мышц в необходимом направлении (от хаотичного хватания карандаша до рисования, лепки)
Слайд 12Статика - это фиксация и удержание определенных частей туловища в
необходимом положении.
первый признак статики – удерживание головы на 2-3 месяце,
в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении
второй признак – малыш сидит с 6-7 месяцев, на 7 месяце развивается ползание
третий признак – ребенок стоит в 9-10 месяцев
четвертый признак – малыш ходит – к концу 1-го года жизни
Слайд 13 Условно- рефлекторная деятельность – это адекватная реакция
ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности.
Условные рефлексы на внешние раздражители
Главным рефлексом у ребенка является пищевая доминанта.
На 1-ом месяце – ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь.
На 2-ом месяце – формируется улыбка.
На 3-ем месяце – радостные движения конечностями при виде матери.
При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени, т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному.
Пр.: 5 месяцев – оральное внимание – при показе яркой игрушки широко открывает глаза, рот, прекращает движения.
8 месяцев – тянется за игрушкой рукой. При наличии орального внимания у ребенка к концу 1-го года жизни – задержка НПР.
4-5 месяцев – комплекс оживления – на незнакомого человека, матери, отца.
8-9- месяцев – к матери тянется руками, на чужого человека возникает реакция страха и негативизма.
Слайд 14 Слуховое и зрительное сосредоточение (на 2 месяце
– это проверяет невропатолог).
для оценки слуха – врач хлопает руками
на расстоянии 30-40 см сбоку от ушей ребенка – ребенок должен моргнуть веками.
зрение – врач проводит ярким предметом на высоте 30 см над глазами ребенка – глаза ребенка следят за движениями предмета.
к концу года – сенсорная речь – понимание ребенком отдельных слов, которые звучат со стороны (поворот головы, потягивание ручек).
Слайд 15 Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе,
когда он начинает аукать.
Гуление – произношение первых звуков (а, гу-у,
э-э-э).
6 месяцев – отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма), лепет – произносит слоги, не понимая смысл их.
К концу 1-го года жизни – в лексиконе малыша 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, папа, мама). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав – собака, тик-так - часы).
2 года – запас слов до 300, появляются краткие предложения.
Слайд 16 Высшая нервная деятельность – является признаком созревания
умственной способности и интеллекта человека.
окончательный вывод о состоянии высшей нервной
деятельности можно сделать в 5-6 лет.
для оценки состояния нервной системы необходимо еще выяснить у новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов.
3 группы: стойкие, транзиторные и установочные.
Слайд 17 Стойкие рефлексы – существуют на протяжении всей
жизни.
глотательный
сухожильные рефлексы конечностей (Пр.: удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра
ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе)
роговичный (корнеальный рефлекс) – прикосновение к роговице глаза – смыкание век
конъюктивальный
надбровный (внутренний край надбровной дуги – постукивание → смыкание век)
Слайд 18 Транзиторные рефлексы
существуют после рождения, однако постепенно исчезают в
определенном возрасте
оральные (стволовые рефлексы)
спинальные рефлексы
миелоэнцефальные позотонические рефлексы
Слайд 19Оральные рефлексы
сосательный рефлекс – 10-12 месяцев, для детей южных стран
планеты 1,5-2 года
поисковый рефлекс Куссмауля (нем. Терапевт XIX в.) (3-4
месяца) – при поглаживании кожи в области угла рта – ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя
хоботковый рефлекс (2-3 месяца) – при нежном поколачивании пальцем по губам ребенка он вытягивает их вперед в виде хоботка
ладонно-рото-головной рефлекс (Бабкина – отеч. Педиатр XX в.) (2-3 месяца) – при надавливании большими пальцами на ладони ребенка малыш открывает рот и наклоняет голову вперед к груди
Слайд 20Спинальные рефлексы
защитный рефлекс (2 месяца) – если положить новорожденного
на живот, то он рефлекторно поворачивает голову в сторону
рефлекс опоры
(2 месяца) – врач удерживает ребенка в подмышечной области со спины и одновременно поддерживает голову. Ребенок сгибает при этом ноги в коленных и тазобедренных суставах, если стопы притрагиваются к столу – ребенок плотно упирается ножками
рефлекс автоматической походки (2 месяца) – если в состоянии рефлекса опоры туловище ребенка немного наклонить вперед, он делает шаги вперед
хватательный рефлекс Робинсона (канад. педиатр) (3 месяца) – малыш плотно удерживает пальцы врача, вложенные в его ладони, иногда при этом ребенка можно поднять
рефлекс Моро (нем. Педиатр XX в.) (4 месяца) – при ударе руками по поверхности, на которой находится ребенок на расстоянии 15-20 см от головы, он вначале широко разводит руки в стороны и разгибает пальцы – 1 фаза рефлекса Моро; затем возвращает руки в прежнее положение – 2 фаза рефлекса Моро, - похлопать по бедру или ягодице, относительно быстро разогнуть ребенку нижние конечности, резко опустить ребенка вниз на 15-20 см, потом поднять
Слайд 21Спинальные рефлексы
рефлекс Кернига (отеч. Терапевт XIX в.) (4 мес.).
Рефлекс является показателем состояния мозговых оболочек, корешков спинного мозга, пирамидной
системы. Если согнуть ногу ребенка в коленном и тазобедренном суставе (в положении лежа), то потом разогнуть ее в коленном суставе невозможно
рефлекс ползания (Бауэра) (4 мес.) – если положить ребенка на живот, то он старается поднять голову и выполнить одновременно ползающие движения, а если плотно прижать руку к стопе ребенка, то он активно от нее отталкивается
рефлекс Бабинского (поляк по происхождению, франц. врач XIX-XX вв.) – подошвенный рефлекс (4-6 мес., иногда до 2 лет). Рефлекс является показателем состояния пирамидной системы. При поцарапывании подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам происходитмедленное тыльное разгибание большого пальца ноги и в меньшей степени других пальцев. II-V пальцы расправляются веером или неподвижны или незначительно сгибаются
рефлекс Галанта (отеч. Невропатолог XIX в.) (3-4 мес.) – ребенок ложится на бок и первым и вторым пальцем проводят по паравертебральным линиям сверху вниз (от или к ягодицам) – дугообразное изменение туловища в сторону раздражения
Слайд 22Спинальные рефлексы
рефлекс Переса (испан. врач XIX-XX вв.) (3-4 мес.).
этот рефлекс вызывает боль, ребенка кладут на живот, несколько надавливая
провести указательным пальцем от копчика до шеи по остистым отросткам позвоночника, это вызывает у ребенка:
1). Кратковременное апноэ, а в дальнейшем резкий крик;
2). Поднятие головы и таза (лордоз)
3). Изгибание конечностей
4). Гипертонус мышц
5). Иногда – дефекацию и мочеиспускание
Слайд 23Миелоэнцефалические позотонические рефлексы
симметричный шейный тонический рефлекс (до 2 мес.) –
если в лежачем положении пассивно сгибают голову, то верхние конечности
согнутся, а нижние – вытянутся вдоль (гипертонус сгибателей и разгибателей), при разгибании головы – противоположные изменения
асимметричный шейный тонический рефлекс (до 2-3 мес.) – если ребенку в лежачем положении поворачивают голову так, чтобы подбородок касался плеча, то в той же стороне снижается тонус конечностей и может возникнуть их кратковременное вытягивание, а на противоположной стороне конечности согнутся, т.к. тонус их повышается.
Слайд 24 Установочные рефлексы
их нет сразу после рождения, а
формируются они в определенном возрасте.
верхний рефлекс Ландау (нем. педиатр) –
появляются в 4 месяца – находясь на животе, ребенок поднимает голову, верхнюю часть туловища и, опираясь руками, удерживается в таком положении.
нижний рефлекс Ландау (появляется в 5-6 месяцев) – находясь на животе ребенок разгибает и поднимает ноги.
Слайд 25При оценке результатов исследования безусловных рефлексов нужно учесть:
их наличие или
отсутствие
при наличии – симметричность
время появления и исчезновения
соответствие выраженности рефлекса возрасту
ребенка.
Слайд 26При нормальном нервно-психическом развитии ребенка безусловные рефлексы должны своевременно исчезнуть.
отсутствие
рефлексов в необходимом возрасте являются признаком задержки нервно-психического развития
рефлексы считаются
патологическими, если они имеют место у ребенка в том возрасте, в котором должны отсутствовать
Слайд 27Общие правила определения НПР:
в теплом помещении
через 1 час после кормления
и не на голодный желудок
вначале выясняется состояние всех 5 признаков
(моторика, статика, условно-рефлекторная деятельность – 1 сигнальная система), речь (2 сигнальная система), высшая нервная деятельность
после этого оценка безусловных рефлексов начинается с позы ребенка на спине, затем на животе, в последнюю очередь – в вертикальном положении, а также те, которые вызывают боль.
Слайд 28Для оценки НПР в зависимости от возраста выделяют 6 этапов:
1
этап – 0-1 мес.
2 этап – 1-3 мес.
3 этап –
3-6 мес.
4 этап – 6-9 мес.
5 этап – 9-12 мес.
6 этап – 1-3 года
Слайд 29в норме показатели НПР должны соответствовать указанному возрастному этапу его
становления
длительное заболевание и недостаточное воспитание могут привести к допустимому отставанию
всех показателей только на 1 этапе, но не далее
такая задержка (на 1 этапе) называется функциональной
отставание на 2 этапе и далее – патологическая задержка развития и ставится диагноз – энцефалопатия
при нормальном развитии ребенка к 2 годам все критерии должны прийти к финишу, если этого не наступает, то после 2 лет ставится конкретный диагноз: олигофрения, гидроцефалия, эпилепсия.
Слайд 30Правила наблюдения за детьми для нормального развития нервной системы
I Режим
здорового ребенка
режим сна – зависит от возраста (чем старше ребенок,
тем меньше он спит)
до 2 мес. – 20 часов в сутки
до 1 года – 12 часов
5 лет – 11 часов
10 лет – 10 часов
15 лет – 9 часов
Слайд 31Продолжительность дневного сна с возрастом уменьшается
1 год – 2 раза
по 2-2,5 часа
2 года – 1 раз в течение 2,5
часов
5-6 лет – 1 раз в течение 2 часов
На 2 мес. – здоровый ребенок ночью спит больше и крепче, чем днем.
Для развития адекватной реакции ребенка на раздражающие факторы внешней среды в разное время суток – родители должны с возрастом уделять малышу все больше внимания днем и создавать необходимые условия для сна ночью (без шума, музыки и в личной кровати). В норме (крепкий сон) – движения во время сна ребенка – до 3 лет – 80 раз, у старших детей до 60, но не больше.
режим питания
Слайд 32II Нервно-психическое воспитание детей раннего возраста
умственное – это комплекс мероприятий
для развития умственных способностей ребенка.
начинается на 1-ом году – когда
дают игрушки.
на 2-ом году читают детские сказки, учат различать цвета, понимать картинки, рассказывать первые детские стихи, на 3-м году – обучают рисованию, счету, с 5-6 лет – чтению.
эстетическое воспитание – это комплекс мероприятий для правильного восприятия ребенком прекрасных факторов внешней среды и человеческой жизни.
осуществляется путем изучения музыки, пения, художественного мастерства (живопись, лепка), художественной литературы.
рисунки ребенку необходимо показывать с 2 лет жизни. Любовь к чтению должна появиться уже в 6-7 лет.
главное делать все это нужно так, чтобы малыш получал от этого удовольствие.
Слайд 33моральное воспитание – это комплекс мероприятий для правильного, адекватного поведения
ребенка в обществе, в котором он живет.
это воспитание тоже начинается
с раннего возраста – успокоить малыша, если плачет, дать понять ребенку, что он сделал что-то некрасиво, неправильно, научить любить родителей, бабушку, дедушку, помочь друг другу в трудную минуту (в раннем возрасте элементы воспитания переплетены: чтение родителями детских сказок является как правилом умственного, так и эстетического воспитания малыша)
физическое воспитание – основными элементами физического развития ребенка являются: массаж, гимнастика, закаливание, подвижные игры и спортивные занятия.
Слайд 34Общие правила физического воспитания:
заниматься необходимо ежедневно
время процедуры через 1,5-2 часа
после или за 1,5-2 часа до приема пищи
в хорошо проветренной
комнате или на свежем воздухе
на ребенке должна быть мягкая одежда, которая не ограничивает его движения, не создает неудобств
к процедуре ребенка необходимо психически подготовить
методы усложнять постепенно
процедуры желательно периодически менять
Слайд 35Закаливание
это комплекс тренировок, которые повышают устойчивость организма в
ответ на вредные факторы окружающей среды – температуру, воду, воздух,
солнце. Суть закаливания заключается в постепенном действии на ребенка этих же факторов, но тренировки начинают с необходимых доз и длительности их влияния. Постепенно доза и время действия увеличивается. В организме в ответ на такое влияние вредного фактора развивается защитная реакция.
Слайд 36Основные правила закаливания:
вид тренировки необходимо выбрать индивидуально для каждого ребенка
с учетом его возраста, состояния здоровья и физического развития
должен соблюдаться
принцип постепенности
занятия должны быть постоянными