Слайд 2Неврозы — это группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся нерезко выраженными
нарушениями психической деятельности, вызванными воздействием психотравмирующих факторов. Неврозы относятся к
группе психогенных заболеваний.
Слайд 3Неврозы у детей и подростков – самый распространенный вид нервно-психической
патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме
отражают проблемы человеческих отношений, оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.
Слайд 4 Причины неврозов:
социально-психологические и семейно-бытовые (наличие единственного ребенка в семье,
недостаточная психологическая совместимость родителей и детей, конфликты, изолированность семьи в
сфере внешних контактов);
социо-культурные (ускоренный темп современной жизни, недостаток времени, сложный характер межличностных отношений, недостаточные условия для полноценного отдыха);
социально-экономические (неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли).
Слайд 5Биологическими предпосылками неврозов у детей являются понижение биотонуса организма, соматическая
отягощенность, невропатия, в основе которой недостаточная вегетативная регуляция.
У детей с
врожденной и приобретенной физической неполноценностью часто обнаруживаются психогенные реакции и патологические изменения характера.
Слайд 6Особенности детей, заболевших впоследствии неврозами:
сензитивность;
тревожность;
гиперсоциальность;
ригидность;
эмоциональность впечатлительность;
непосредственность и импрессивность, выраженность чувства
«я»;
беззащитность и гуманистическая направленность.
Слайд 7При неврозах отмечается немало общих особенностей у детей, родителей и
прародителей, способствующих невротическим отклонениям под влиянием психотравмирующих условий жизни.
Предрасположенностью к
неврозам является наличие общих, в том числе и генетически обусловленных, способов или типов нервно-психического реагирования, опосредованных конкретным характером отношений в семье.
Слайд 9Патогенез неврозов представляет историю образования патофизиологического механизма и клинической картины
болезни.
А.И. Захаров рассматривает патогенез в динамике действия семи факторов:
1) конституция и нервно-соматическая ослабленность организма; 2) преморбидные особенности и возраст; З) неблагоприятная жизненная ситуация; 4) психическая травма и внутренний конфликт; 5) нервно-психическое напряжение; 6) патофизиология; 7) изменение личности.
Слайд 10 При невротических симптомах имеет место переживание тех или иных
проявлений как странных, нелепых – чуждых. Все симптомы производят впечатление
непонятного вторжения в личность, нарушающего ее целостность и не поддающегося сознательному контролю. Невротический симптом, таким образом, выглядит неуместным, мешающим "добавлением" к личности. Это могут быть:
• эмоциональные расстройства и нарушения настроения - тогда психологи, психотерапевты говорят о приступах тревоги и депрессии;
• непроизвольные движения, изменения соматических функций и различные ощущения, как при истерии;
• навязчивые мысли или побуждения к действию – при обсессиях и компульсивных расстройствах.
Слайд 11Страх — одно из ведущих клинических проявлений при неврозах Невротическим
можно определить страх, который или не оправдывается конкретной угрозой, или
не соответствует ей по степени значимости, но всегда имеет определенную психологическую подоплеку своего происхождения.
Характер происхождения невротических страхов указывает на конституционально общий тип нервно-психического реагирования, заостренный инстинктом самосохранения, эмоциональной чувствительностью и социальной направленностью формирования личности.
Слайд 12Страхи при неврозах не только преобладают в суммарном выражении, но
и более аффективно насыщены по сравнению с нормой.
Страхи при неврозах
более тесно связаны с переживаниями детей, конфликтами в семье и неудачами в общении. Питательной почвой для них будут эмоциональная ранимость, склонность к беспокойству, неуверенность в себе и отсутствие адекватной психологической защиты.
Слайд 14Если родители, имеющие собственные невротические потребности , колеблясь между полным
одобрением, идеализацией ребенка и неодобрением, чрезмерными требованиями и ожиданиями, создают
в семье климат тревоги, то правильное развитие ребенка становиться невозможным.
В происхождении неврозов выделяется патогенная роль «маятникообразного» воспитания, когда запреты сменяются разрешениями и наоборот.
Слайд 15Выделяются 5 групп факторов, отражающих специфику воспитания детей, заболевающих неврозами.
Слайд 16Неврозы в детском возрасте- отражение клинических, личностных и социально-психологических проблем,
возникающих у взрослых, ставших родителями в трудный для себя период
жизни слишком рано или поздно, оказавшись неподготовленными к этой роли, инфантильно-незрелыми или чрезмерно амбициозными, впрессовывающими психическое развитие детей в прокрустово ложе своих честолюбивых планов и надежд.
Слайд 17
Психотерапия неврозов у детей включает диагностику взаимосвязанных невротических и личностных
нарушений у всех членов семьи и соответствующую психотерапевтическую работу с
больным ребенком и его непосредственным окружением.
Основанная на патогенезе неврозов психотерапия направлена на восстановление и укрепление психического единства личности в процессе семейной, индивидуальной и групповой психотерапии.
Слайд 18 Задача семейной психотерапии заключается в восстановлении функционального единства семьи
посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов.
Задача индивидуальной психотерапии
состоит в достижении психического единства и актуализации возможностей развития посредством перестройки отношений, разрешение внутреннего конфликта, устранения блокирующих личностное развитие страха изменения «я», неуверенности в себе.
Задача групповой психотерапии состоит в налаживании отношений со сверстниками.
Слайд 19Список литературы:
Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.:
«Издательство Союз», «Лениздат». – 2000. – 336 с.
Захаров А.И. Происхождение
и психотерапия неврозов: Монография. – СПб.: КАРО, 2006. – 672 с.
Гарбузова В. Нервные и трудные дети. – М., 2005. – 351 с.