Слайд 1Нейроонтогенез и дизонтогенез
Выполнила: студентка I курса очного
отделения магистратуры
по программе
«Нейродефектология и комплексная
реабилитация лиц с нарушениями
коммуникации»
С.В. Ястребова
Слайд 3Нейроонтогенез
– генетически запрограммированные структурные и функциональные превращения в нервной системе
от момента зарождения организма до его смерти.
( И.А.Скворцов)
Слайд 4 Особенности нейроонтогенеза-
1.Закладка нервных структур опережает закладку остальных
органов.
2.С ранних этапов нервные структуры подчиняют развитие эмбриона
системной организации
3.Все органы с момента закладки навсегда связаны с нервной трубкой
4.Любая психическая функция связана с определенной структурой мозга.
Слайд 5Этапы нейроонтогенеза
Развитие ЦНС состоит из 4 основных этапов:
1.Появление нервной пластинки
с последующим смыканием ее краев и формированием нервной трубки.
2.Образование мозговых
пузырей и деление их на парные отделы.
3.Миграция и дифференциация нервных клеток.
4.Последовательная миелинизация проводящих путей головного и спинного мозга.
Слайд 9Параллельно образованию пяти мозговых пузырей формируются три
мозговые изгиба –
первым среднемозговой (А, выпуклостью дорзально), затем шейный (В, также выпуклостью
дорзально), последним – мостовой (С, выпуклостью вентрально)
Слайд 12 Особенности нейроонтогенеза-
1.Закладка нервных структур опережает закладку остальных
органов.
2.С ранних этапов нервные структуры подчиняют развитие эмбриона
системной организации
3.Все органы с момента закладки навсегда связаны с нервной трубкой
4.Любая психическая функция связана с определенной структурой мозга.
Слайд 13Факторы, влияющие на возникновение дизонтогении
Время и длительность воздействия повреждающих факторов
Этиология
Распространенность
болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия
Степень нарушения межфункциональных связей
Слайд 14Уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:
сомато-вегетативный
психомоторный
аффективный
эмоционально-идеаторный
Слайд 15Сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет)
На фоне незрелости всех систем
ребенок в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом
сомато-вегетативных реакций, таких как
общая и вегетативная возбудимость
повышение t°
нарушение сна и бодрствования
нарушение аппетита
желудочно-кишечные расстройства
Слайд 16Психомоторный ( от 4 до 7 лет)
Интенсивное формирование корковых отделов
двигательного анализатора и в частности лобных отделов головного мозга, делает
данную систему, предрасположенной к динамическим расстройствам различного генеза:
психомоторная возбудимость
тики
заикание
страхи
Слайд 17Психомоторный ( от 4 до 7 лет)
продолжение
Возрастает роль психогенных факторов
таких как:
неблагоприятные травмирующие взаимоотношения в семье
реакции на привыкание к детскому
образовательному учреждению
неблагоприятные межличностные отношения
Слайд 18Аффективный (от 7 до 12)
На любую вредность ребенок реагирует
аффективным
компонентом(от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с элементами негативизма, агрессии,
невротическими реакциями)
Могут встречаться следующие расстройства:
синдром аффективной возбудимости
синдромы страхов
синдром нарушения школьных навыков
синдром навязчивых состояний
психохарактерологические реакции
неврастенический синдром
Слайд 19Эмоционально-идиаторный (с 12 до 16)
– ведущий в препубертатном и
пубертатном возрасте.
Характеризуется:
Патологическим фантазированием
Сверхценными увлечениями и интересами
Ипохондрическими идеями
Психогенными и психопатическими
реакциями
Психохарактерологическими реакциями
Слайд 20Этиология дизонтогений
Условно причины возникновения дизонтогений можно разделить на 2 большие
группы:
I биологические факторы
II социальные факторы
Слайд 21I Биологические факторы:
Антенатальные (токсикозы беременности, заболевания матери во время беременности,
вредные привычки и наркологические проблемы, психические нарушения у матери).
Перинатальные (внутриутробные
повреждения плода, патология процесса родов).
Постнатальные (генотип, соматические заболевание до 7 лет, черепно-мозговые травмы).
Наследственность и состояние здоровья родителей.
Слайд 22II Социальные факторы:
Факторы, влияющие на здоровье родителей и наследственность (клинические
условия, особенности питания, уровень загрязненности окружающей среды, социально-стрессовые условия).
Психические факторы
(условия микросоциальной среды, типы воспитания, хронические психотравмирующие ситуации, школьные проблемы, школьная дезадаптация, структура и насыщенность свободного времени, фактор культуры).
Психофизиологические факторы (умственное и физическое переутомление, структура и насыщенность двигательной активности, стиль жизни, проблемы подросткового возраста)
Слайд 23Основные направления нарушений психического развития человека. (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, Л.Каннер)
Ретардация
– запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно
отдельных ее компонентов
Дисфункция созревания – связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды
Слайд 24Основные направления нарушений психического развития человека. (продолжение)
Поврежденное развитие – изолированное
повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга.
Асинхрония – диспропорциональное
психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.
Слайд 25Классификация видов психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому)
I группа включает отклонения по
типу
ретардации задержанное развитие и
дисфункцию созревания:
общее стойкое недоразвитие (УО) задержанное
развитие (ЗПР)
Слайд 26II группа включает отклонения по типу повреждения
Поврежденное развитие (органическая
деменция)
Дифицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата,
речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний)
Классификация видов психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому)
Слайд 27III группа включает отклонения по типу
асинхронии с преобладанием
эмоционально-волевых расстройств:
искаженное развитие
(РДА)
дисгармоническое развитие (психопатия)
Классификация видов психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому)
Слайд 28В последние годы все больше и больше появляется детей со
сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и
более направлений отклоняющегося развития. Это дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития».
Слайд 29Нарушается «расшифровка» окружающего мира
При сенсорной патологии
При патологии эмоционально-личностной сферы
Классификация видов
психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому)
Слайд 30Список литературы
И.А.Скворцов «Неврология развития»
И.А. Скворцов, Н.А.Ермолинко «Развитие нервной системы в
норме и патологии»
А.Б.Пальчик «Лекции по неврологии развития»
Бадалян Л. О. «Детская
неврология»