Слайд 1Николай Чудотворец
Выполнил студент 23 группы
Бобров К.М.
Слайд 2Николай Чудотворец
Угодник; Николай Чудотворец (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; ок.
270, Ликия — ок. 345)
Слайд 3Образы
Николай почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.
*В европейском фольклоре отображён в виде образа Санта-Клауса.
Слайд 4Житие
Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III
веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во
времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. Из-за того что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мир Ликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна.
Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.
Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.
Слайд 5Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему — среди них один
из храмов Артемиды (также известной как Диана).
Сказание о якобы допущенном
святым Николаем во время Вселенского Собора (325) ударе своего оппонента Ария по лицу должно быть признано ложным, как несообразное с личным характером святителя и возникшее не ранее XIV—XV века.
Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.
Слайд 6Деяния и чудеса
Спасение моряков
(Джентиле да Фабриано, ок. 1425)
Святитель Николай является
покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление
или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть[7]. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
Слайд 7
«Спасение моряков»
(Джентиле да Фабриано, ок. 1425)
Слайд 8Почитание святого
В Московской Руси и Российской империи Николай Чудотворец занимал
первое место среди святых (после Богоматери) по количеству посвящённых храмов
и написанных икон[23]; его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцам.
Памятники:
В 1998 году на площади города Можайска был установлен памятник Николаю Чудотворцу работы Вячеслава Михайловича Клыкова.
12 июня 2008 года на Соборной площади Перми, у бывшего здания Пермского краевого музея, открыт памятник Святителю Николаю Чудотворцу.
19 декабря 2008 года Фонд Святителя Николая Чудотворца подарил городу Петропавловск-Камчатский памятник Святителю Николаю Чудотворцу.
23 декабря 2009 года в Калининграде перед памятником рыбакам был установлен памятник Николаю Чудотворцу, таким образом оба памятника составляют теперь единый ансамбль[27]. Торжественное открытие реконструированного мемориального комплекса состоялось 8 июля 2010 года.
Слайд 10
Фреска собора Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502 год)
Слайд 11
Гробница Николая Чудотворца в Бари:
Слайд 12Интересные факты:
В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем
Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба жили в
III-IV веке, родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.
Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа вручающего подарки на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом если в Англии в XVII в. возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении; часть голландцев дарит подарки детям на 6 декабря, часть — на Рождество, часть — на оба праздника. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта Клауса (видимо в Нью-Йорке, основанном голландцами; первое упоминание 1772 г.), — образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифологическими деталями и коммерциализировался.
Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя.