Разделы презентаций


доц. Орлов А.В

Содержание

Феноменологические теории и персонология как методология дифференциальной психологииЛекция 5

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дифференциальная
психология
доц. Орлов А.В.

Дифференциальнаяпсихологиядоц. Орлов А.В.

Слайд 2Феноменологические теории
и персонология
как методология
дифференциальной психологии
Лекция 5

Феноменологические теории и персонология как методология дифференциальной психологииЛекция 5

Слайд 3Начиная с середины XIX в. в философских исследованиях появились антимеханистические

тенденции рассматривать природу человека иначе, чем в естественнонаучной картине мира


Начиная с середины XIX в. в философских исследованиях появились антимеханистические тенденции рассматривать природу человека иначе, чем в

Слайд 4Антимеханистические взгляды на природу человека были протестом против дегуманизации человека
В

противовес рационализму стала развиваться неклассическая философия, в которой в качестве

первичной реальности стали рассматриваться
жизнь (философия жизни) и
существование человека (экзистенциализм)
Антимеханистические взгляды на природу человека были протестом против дегуманизации человекаВ противовес рационализму стала развиваться неклассическая философия, в

Слайд 5Специфичность, многообразие субъективных проявлений человека, полагали новые философы, не "схватываются"

методами разума и науки.

Специфичность, многообразие субъективных проявлений человека, полагали новые философы,  не

Слайд 6ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — философское течение конца XIX — начала XX

веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно

постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Это направление возникло как оппозиция классическому рационализму и механистическому естествознанию.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — философское течение конца XIX — начала XX веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия

Слайд 7В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ действительность понимается как «живой поток» (такой категории

нет в естествознании). Естественные науки исследуют «ставшее» (сформировавшееся), а ФИЛОСОФИЯ

ЖИЗНИ – «становящееся» (формирующееся) – динамический постоянно меняющийся процесс.
В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ действительность понимается как «живой поток»  (такой категории нет в естествознании).   Естественные

Слайд 8Жизнь понимается как целостный творческий активный процесс, включающий всю полноту

её проявлений (от биологических до культурно-исторических форм) и переживаний (от

обыденных до метафизических).
Жизнь понимается как  целостный творческий активный процесс, включающий всю полноту её проявлений  (от биологических до

Слайд 9«Опираясь на традиции немецкого романтизма, прежде всего, И. Канта и

А. Шопенгауэра сторонники данных взглядов, например, Ф. Ницше, А. Бергсон, подходят

к жизни как первичной и исходной реальности в построении философских учений.
«Опираясь на традиции немецкого романтизма,  прежде всего, И. Канта и А. Шопенгауэра сторонники данных взглядов, например,

Слайд 10Научному познанию и его приемам противопоставляются вне-интеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы

постижения (ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ в своей основе) жизненной реальности — интуиция, понимание

и др.
Научному познанию и его приемам противопоставляются вне-интеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения (ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ в своей основе) жизненной реальности

Слайд 11СПЕЦИФИЧНОСТЬ, МНОГООБРАЗИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА НЕ "СХВАТЫВАЮТСЯ" МЕТОДАМИ РАЗУМА и

НАУКИ.

СПЕЦИФИЧНОСТЬ, МНОГООБРАЗИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА НЕ

Слайд 12Философия жизни к 30-м годам ХХ в. постепенно стала уступать

свое место герменевтике, феноменологии и экзистенциализму, в которых более органично,

нежели в философской жизни, описываются многообразные стороны бытия человека в мире.
Философия жизни к 30-м годам ХХ в. постепенно стала уступать свое место герменевтике, феноменологии и экзистенциализму, в

Слайд 13В психологии идеи ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ нашли отражение во взглядах представителей

функционализма, гештальтпсихологии и экзистенциализма

В психологии идеи ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ нашли отражение во взглядах представителей функционализма,  гештальтпсихологии и  экзистенциализма

Слайд 14В ХVIII веке актуальным становится вопрос о смысле жизни

В ХVIII веке актуальным становится вопрос о смысле жизни

Слайд 15Одна из основных традиций рассмотрения смысла жизни человека – экзистенциальная

- заложена в работах Серена Кьеркегора (1813-1855) — датского философа

и теолога.
Одна из основных традиций рассмотрения смысла жизни человека – экзистенциальная - заложена в работах Серена Кьеркегора (1813-1855)

Слайд 16Кьеркегор Сёрен (1813—1855)

Кьеркегор Сёрен (1813—1855)

Слайд 17С. Кьеркегор решительно не соглашался с тем, что людей можно

воспринимать и описывать как некие объекты, тем самым сводя их

до уровня вещей.

Кьеркегор был крайне обеспокоен крепнущей у него на глазах тенденцией к дегуманизации человека.

С. Кьеркегор решительно не соглашался с тем, что людей можно воспринимать и описывать как некие объекты, тем

Слайд 18Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационализма Разум не в состоянии объяснить

божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все

богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.
Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационализма  Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично),

Слайд 19Для Кьеркегора не существовало жесткой границы между субъектом и объектом,

а также между внутренними переживаниями человека и тем, кто их

испытывает, ведь в каждый конкретный момент времени личность невольно отождествляет себя со своими переживаниями.
Для Кьеркегора не существовало  жесткой границы  между субъектом и объектом, а также  между внутренними

Слайд 20Кьеркегор стремился понять людей такими, какими они живут внутри своей

реальности, то есть существами
думающими,
действующими,
обладающими волей.

Кьеркегор стремился понять людей такими, какими они живут внутри своей реальности, то есть существами думающими, действующими, обладающими

Слайд 21ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. Existentia – существование) – внутреннее бытие человека; то

непознаваемое в человеческом "Я", вследствие которого человек предстает как конкретная

неповторимая личность.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. Existentia – существование) – внутреннее бытие человека; то непознаваемое в человеческом

Слайд 22Так как жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, то

единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами

"Я".
Так как жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, то единичные стили и единичные образы жизни являются

Слайд 23Кьеркегор призывает прислушаться к внутреннему голосу

Кьеркегор призывает прислушаться к внутреннему голосу

Слайд 24В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно

абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью

личности, с ее интимными переживаниями: ТОЛЬКО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ ПОДЛИННО КОНКРЕТНЫМ, ИМЕЮЩИМ НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ.
В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с

Слайд 25Кьеркегор призывал к тому, чтобы внимательнее «вглядеться и вчувствоваться» в

реальную человеческую жизнь, в личные страдания.

Кьеркегор призывал к тому, чтобы внимательнее «вглядеться и вчувствоваться» в реальную человеческую жизнь, в личные страдания.

Слайд 26В центр своих размышлений Кьеркегор ставит проблему БЫТИЯ ЕДИНИЧНОГО -

единого и единственного человека.

В центр своих размышлений Кьеркегор ставит проблему БЫТИЯ ЕДИНИЧНОГО - единого и единственного человека.

Слайд 27Кьеркегор анализирует три "сферы существования" человека.
Эстетическую (чувственную),
Этическую (рациональную),


Религиозную

Кьеркегор анализирует три

Слайд 28Жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех

или иных нормах и принципах отношения к жизни, т.е. на

этике. Так как этика различна Кьеркегор различает три несводимых друг к другу типах жизни, выражающиеся в трех различных этиках:

1) ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (чувственная) - человек то что он есть, обуреваем наслаждениями, одержим страстями. Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека. Он становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием.
2) ЭТИЧЕСКАЯ (противоположна эстетической) - осознание ответственности и долга каждого человека перед другим человеком, перед человечеством. Основным требованием становится требование стать самим собой. Человек то, чем он становится.
3) РЕЛИГИОЗНАЯ (противоположна эстетической и этической) - высший уровень жизни человека, подлинное бытие человека - вера.

Жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех или иных нормах и принципах отношения к

Слайд 29Авраам приносит в жертву Исаака

Авраам приносит в жертву Исаака

Слайд 30Вера является основанием высшей стадии развития человека, т.е. СТАДИИ ЭКЗИСТЕНЦИИ.

А экзистенция не может не быть единичной, такой же уникальной

и недоступной для разума, как вера человека.
Вера является основанием высшей стадии развития человека, т.е. СТАДИИ ЭКЗИСТЕНЦИИ.   А экзистенция не может не

Слайд 31Индивид по Кьеркегору самоценен и возвышен, но он же —

одинок и беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в

камере-одиночке.
Индивид по Кьеркегору самоценен и возвышен, но он же — одинок и беспомощен в этом мире, как

Слайд 32Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь

как отчаяние. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и

риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.
Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Страх возникает из осознания невозможности

Слайд 33В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает

три типа отчаяния:
1) «ОТЧАЯНИЕ ВОЗМОЖНОГО» у эстетического человека связано

с его действительностью, несоответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т.п. Отчаяние возникающее от нежелания быть самим собой приводит к распаду самости. Я «рассыпается в песок мгновений».
2) «МУЖЕСТВЕННОЕ ОТЧАЯНИЕ» у этического человека возникает в результате желания быть самим собой, стремления свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность.
3) «АБСОЛЮТНОЕ ОТЧАЯНИЕ» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.
В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния: 1) «ОТЧАЯНИЕ ВОЗМОЖНОГО» у

Слайд 34Взгляды Кьеркегора, умершего в безвестности в возрасте 42 лет, существенно

повлияли на ученика Э. Гуссерля Мартина Хайдеггера (1899—1976), который в

свою очередь оказал большое воздействие на взгляды психиатров Карла Ясперса, Людвига Бинсвангера, Медарда Босса и Ролло Мэя, заложивших основы экзистенциальной психологии и экзистенциальной терапии. .
Взгляды Кьеркегора, умершего в безвестности в возрасте 42 лет, существенно повлияли на ученика Э. Гуссерля Мартина Хайдеггера

Слайд 35Брентано Франц (1838 - 1917)

Брентано Франц  (1838 - 1917)

Слайд 36Психология Брентано является альтернативой психологии Вильгельма Вундта. В её основе

рациональный анализ психической активности во время переживания внешних событий.

Психология Брентано является альтернативой психологии Вильгельма Вундта.  В её основе рациональный анализ психической активности во время

Слайд 37Брентано критиковал за искусственность принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру

членения сознания на элементы. По его мнению, психология должна изучать

внутренний опыт субъекта в его реальном и естественном составе, включая производимые им действия (акты).
Брентано критиковал за искусственность принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру членения сознания на элементы.  По его

Слайд 38СОЗНАНИЕ СТРОИТСЯ НЕ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ (ощущений, образов и т. п.),

А ИЗ АКТОВ (представлений, суждений и эмоциональной оценки), предполагающих направленность

или интенцию.
СОЗНАНИЕ СТРОИТСЯ НЕ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ (ощущений, образов и т. п.), А ИЗ АКТОВ (представлений, суждений и эмоциональной

Слайд 39В своей главной работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874),

Брентано предложил понятие ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ феноменов сознания.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (лат. intentio —

стремление, внимание) – направленность сознания на объект
В своей главной работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874), Брентано предложил понятие ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ феноменов сознания. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

Слайд 40Через интенциональные акты восприятия окружающего мира осуществляется слияние предметов в

том виде, как они существуют вне нас, с тем, как

они существуют внутри психики.

Так как каждый человек, совершая акт мышления, всегда мыслит нечто (мыслить ни о чем принципиально невозможно), мир мыслимых предметов становится реальным миром, и другого, помимо него, не существует.

Через интенциональные акты восприятия окружающего мира осуществляется слияние предметов в том виде, как они существуют вне нас,

Слайд 41Сознание дает единство всех духовных актов.

Сознание дает единство всех духовных актов.

Слайд 42Ф. Бретано заложил основы функционализма в психологии.

Ф. Бретано заложил основы функционализма в психологии.

Слайд 43К 20-30 годам ХХ века начинает складываться персонология как комплексная

наука о личности.

К 20-30 годам ХХ века начинает складываться персонология как комплексная наука о личности.

Слайд 44Персонология является попыткой объединения
гуманистических идей философии личности (христианская философия,

герменевтика, феноменология,
естественнонаучных подходов к человеку (характерология),
социологических и социально-психологических взглядов,

подчеркивающих социальную природу человека.
Персонология является попыткой объединения гуманистических идей философии личности (христианская философия, герменевтика, феноменология, естественнонаучных подходов к человеку (характерология),социологических

Слайд 45Персонология базируется на принципах:
целостности и неделимости психологических явлений (холизм),

идущих от гештальтпсихологии,
дифференциальной индивидуальности В. Штерна,
динамического непостоянства и уникальности психики

У. Джеймса,
осознанности и целенаправленности поведения здоровой личности.
Персонология базируется на принципах: целостности и неделимости психологических явлений (холизм), идущих от гештальтпсихологии,дифференциальной индивидуальности В. Штерна,динамического непостоянства

Слайд 46Появление персонологии было попыткой критического противостояния бихевиоризму («наука о крысах»)

и психоанализу («наука о больных»). Целью персонологии является изучение здоровой

личности как интегральной характеристики внутренних психологических процессов и проявлений человека.
Появление персонологии было попыткой критического противостояния бихевиоризму («наука о крысах») и психоанализу («наука о больных»).

Слайд 48Уильям Джеймс (1842-1910)

Уильям Джеймс (1842-1910)

Слайд 49Огромной заслугой Джемса является стремление устранить механистические представления из учения

о душе.
У.Джеймс предложил ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в психологии

Огромной заслугой Джемса является стремление устранить механистические представления из учения о душе. У.Джеймс предложил ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Слайд 50У. Джеймс первый разработал дифференцированную надиндивидуальную модель личности.

У. Джеймс первый разработал дифференцированную надиндивидуальную модель личности.

Слайд 51У. Джеймс вычленил в личности четыре формы Я (Self):
чистую,


духовную,
материальную и
социальную.

У. Джеймс вычленил в личности четыре формы Я (Self): чистую, духовную, материальную и социальную.

Слайд 52У. Джеймс подробно описал
материальное Я, в которое включил тело,

имущество и одежду,
социальное Я с его притязаниями на престиж,

дружбу, положительную оценку со стороны других,
духовное Я с его процессами сознания, психическими способностями и
чистое Я, или чувство личной идентичности.
У. Джеймс подробно описал материальное Я, в которое включил тело, имущество и одежду, социальное Я с его

Слайд 53По У. Джеймсу сознание – это приспособительная функция личности в

жизнедеятельности человека

По У. Джеймсу сознание – это приспособительная функция личности в жизнедеятельности человека

Слайд 54У. Джеймс выделил следующие основные признаки сознания:
всякое состояние сознания

является состоянием определенной личности (это всегда сугубо личное сознание и

самосознание),
в сознании происходит постоянная смена его состояний («поток сознания») и он непрерывен;
сознание есть активное начало, выбирающее из различных состояний какое-либо определенное, как это четко проявляется в акте внимания и волевого усилия,
ни одно состояние сознания не бывает тождественным с любым иным.
У. Джеймс выделил следующие основные признаки сознания: всякое состояние сознания является состоянием определенной личности (это всегда сугубо

Слайд 55Джемс полагал, что психические состояния (состояния сознания) являются главным предметом

психологической науки.

Джемс полагал, что психические состояния (состояния сознания) являются главным предметом психологической науки.

Слайд 56Характеристиками СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ по мнению У. Джеймса являются:
изменчивость,
непрерывность,
избирательность,
личностный характер.

Характеристиками СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ по мнению У. Джеймса являются:изменчивость,непрерывность,избирательность,личностный характер.

Слайд 57Джемс подчеркивает необходимость целостного рассмотрения психического состояния. Фоном психических

процессов, по его мнению, является целостное психическое состояние, которое он

называет «психический обертон».
Джемс подчеркивает необходимость целостного рассмотрения психического состояния.    Фоном психических процессов, по его мнению, является

Слайд 58Целостность – основа понимания психики в структуре ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Целостность – основа понимания психики в структуре ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Слайд 59Джеймс впервые заговорил о роли самооценки (самодовольства и недовольства собой),

которую вызывают различные структуры личности. Он вывел формулу самоуважения
Самоуважении

= успех / притязания
Джеймс впервые заговорил о роли самооценки (самодовольства и недовольства собой), которую вызывают различные структуры личности. Он вывел

Слайд 60Эдмунд Гуссерль (1859—1938)

Эдмунд Гуссерль (1859—1938)

Слайд 61Эдмунд Гуссерль — родоначальник одного из основных направлений современной философии

— ФЕНОМЕНОЛОГИИ, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им

как возникающие в сознании смыслы предметов и событий.
Эдмунд Гуссерль — родоначальник одного из основных направлений современной философии — ФЕНОМЕНОЛОГИИ,  что буквально означает учение

Слайд 62Гуссерль развил Брентановский проект систематической РАЗРАБОТКИ СТРОГО НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ "на

почве чистого внутреннего опыта", который был альтернативным "теоретизированию".

Гуссерль развил Брентановский проект систематической РАЗРАБОТКИ СТРОГО НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Слайд 63Чистая психология - это наука, "очерчивающая всеобщую и необходимую сущностную

форму психического и, таким образом, касающаяся всего того, без чего

психическое как таковое просто немыслимо"

(Э. Гуссерль. Амстердамские доклады: Феноменологическая психология)

Чистая психология - это наука,

Слайд 64Необходимым условием рассмотрения психического в его самоданности является РЕФЛЕКСИЯ

Необходимым условием рассмотрения психического в его самоданности является РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 65По Гуссерлю само рефлексивное восприятие характеризуется свойством быть направленным на

что-либо — быть осознанием чего-либо — т. е. оно интенционально


По Гуссерлю само рефлексивное восприятие характеризуется свойством быть направленным на что-либо — быть осознанием чего-либо — т.

Слайд 66Гуссерль, тщательно анализируя структурообразующие моменты любого интенционального акта, различает в

нем смыслопридающие и смыслонаполняющие акты.
В актах смыслопридания имеет место интенция

смысла, появление значения, что позволяет выявить значимость чего бы то ни было для человеческого существования в целом.
Акты смыслонаполнения актуализируют соотнесенность с предметом.
Гуссерль, тщательно анализируя структурообразующие моменты любого интенционального акта, различает в нем смыслопридающие и смыслонаполняющие акты.В актах смыслопридания

Слайд 67Смысл как бы задает направленность и позволяет состояться переживанию в

целом. Мы растворяемся в интенции значения и следуем смыслу.

Смысл как бы задает направленность и позволяет состояться переживанию в целом.  Мы растворяемся в интенции значения

Слайд 68Гуссерль понимает под феноменами ВОЗНИКАЮЩИЕ В СОЗНАНИИ СМЫСЛЫ ПРЕДМЕТОВ

Гуссерль понимает под феноменами ВОЗНИКАЮЩИЕ В СОЗНАНИИ СМЫСЛЫ ПРЕДМЕТОВ

Слайд 69Только при учете двух необходимых условий (рефлексивного восприятия и интенционалъного

акта) можно вести речь о феноменологическом опыте, в котором нам

становится доступным психическое в его собственной сущности. Феноменологический опыт означает осознание психического в собственном смысле, т. е. в его самоданности
Только при учете двух необходимых условий (рефлексивного восприятия и интенционалъного акта) можно вести речь о феноменологическом опыте,

Слайд 70Осуществить акт рефлексивного восприятия можно только путем раскрытия психических переживаний

в своей собственной жизни

Осуществить акт рефлексивного восприятия можно только путем раскрытия психических переживаний в своей собственной жизни

Слайд 71Опыт восприятия внешних предметов физического мира в целом имеет ту

же структуру, что и в опыте самопостижения. Отличие здесь лишь

в том, что направленность нашего рефлексивного восприятия направлено не на акт переживания (сознания), а на предметы внешнего мира
Опыт восприятия внешних предметов физического мира в целом имеет ту же структуру, что и в опыте самопостижения.

Слайд 72Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и субъект познания

должен строить все свои выводы исходя из этого факта.

Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и субъект познания должен строить все свои выводы исходя из

Слайд 73Исходные феномены дополняются конструированием многообразия переживаний, осуществляемым благодаря воображению человека.

В синтезированных переживаниях всегда есть нечто идентичное, инвариантное, согласующееся с

исходными феноменами .
Исходные феномены дополняются конструированием многообразия переживаний, осуществляемым благодаря воображению человека.   В синтезированных переживаниях всегда есть

Слайд 74Решающий момент познания состоит в постижении идентичного, инвариантного, одним словом,

эйдоса (идеи, понятия). В результате достигается ЭЙДЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.

Решающий момент познания состоит в постижении идентичного, инвариантного, одним словом, эйдоса (идеи, понятия).  В результате достигается

Слайд 75Наиболее полно жизненный мир дан субъекту не в идеализациях (абстракциях)

и, вообще, не в понятиях, а в ЭЙДОСАХ, образующих поток

сознания.
Наиболее полно жизненный мир дан субъекту не в идеализациях (абстракциях) и, вообще, не в понятиях, а в

Слайд 76Категориальная интуиция: ЖЕЛАЕШЬ ОБНАРУЖИТЬ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, КОНСТРУИРУЙ МНОГООБРАЗИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ О

НИХ.

Категориальная интуиция:  ЖЕЛАЕШЬ ОБНАРУЖИТЬ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, КОНСТРУИРУЙ МНОГООБРАЗИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ О НИХ.

Слайд 77Взгляды Кьеркегора, умершего в безвестности в возрасте 42 лет, существенно

повлияли на ученина Э. Гуссерля Мартина Хайдеггера (1899—1976), который в

свою очередь оказал большое воздействие на взгляды психиатров Карла Ясперса, Людвига Бинсвангера, Медарда Босса и Ролло Мэя, заложивших основы экзистенциальной психологии и экзистенциальной терапии. .
Взгляды Кьеркегора, умершего в безвестности в возрасте 42 лет, существенно повлияли на ученина Э. Гуссерля Мартина Хайдеггера

Слайд 78Хайдеггер Мартин (1889 - 1976)

Хайдеггер Мартин  (1889 - 1976)

Слайд 79Мартин Хайдеггер вводит понятие единства личности и окружающей среды –

Dasein (бытие-в-мире), который означает «существовать там».

Мартин Хайдеггер вводит понятие единства личности и окружающей среды – Dasein (бытие-в-мире), который означает «существовать там».

Слайд 80Центральная идея Хайдеггеровской онтологии (учение о бытии или существовании) заключается

в том, что индивид есть бытие-в-мире. Он не существует как

Я или субъект в отношении внешнего мира; он не есть вещь, объект или тело, взаимодействующее с другими вещами, составляющими мир. Люди существуют через бытие-в-мире, а мир обретает свое существование, поскольку есть раскрывающее его Бытие (человек). Бытие и мир суть одно.
Центральная идея Хайдеггеровской онтологии (учение о бытии или существовании) заключается в том, что индивид есть бытие-в-мире.

Слайд 81ЛЮДИ НЕ ИМЕЮТ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ОТДЕЛЬНОГО ОТ МИРА, И МИР НЕ

ИМЕЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ОТДЕЛЬНОГО ОТ ЛЮДЕЙ

ЛЮДИ НЕ ИМЕЮТ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ОТДЕЛЬНОГО ОТ МИРА, И МИР НЕ ИМЕЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ОТДЕЛЬНОГО ОТ ЛЮДЕЙ

Слайд 82ЧЕЛОВЕК НЕ ПРИДАЕТ СМЫСЛ ОБЪЕКТАМ; ОНИ ОТКРЫВАЮТ СВОИ СМЫСЛЫ ЧЕЛОВЕКУ,

когда он открыт для их принятия. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА –

его открытость, готовность к восприятию всего, что есть в настоящем.
ЧЕЛОВЕК НЕ ПРИДАЕТ СМЫСЛ ОБЪЕКТАМ; ОНИ ОТКРЫВАЮТ СВОИ СМЫСЛЫ ЧЕЛОВЕКУ,  когда он открыт для их принятия.

Слайд 83Мир, в котором осуществляется бытие, делится на три сосуществующие ипостаси:


Umwelt, или окружающая среда,
Mitwelt (буквально: «вместе с миром»), или

структура отношений с другими людьми,
Eigenwelt, или структура внутренних отношений человека с самим собой.
Мир, в котором осуществляется бытие, делится на три сосуществующие ипостаси: Umwelt, или окружающая среда, Mitwelt (буквально: «вместе

Слайд 84Взаимоотношения человека с самим собой составляют Eigenwelt. Многие направления теории

личности не уделяют этому миру должного внимания. Между тем жить

в Eigenwelt — значит осознавать себя как человеческое существо и понимать, что есть «я» по отношению к миру вещей (Umwelt) и людей (Mitwelt).
Взаимоотношения человека с самим собой составляют Eigenwelt.  Многие направления теории личности не уделяют этому миру должного

Слайд 85Здоровые люди живут в Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt одновременно. Они

умеют приспособиться к миру природы, взаимодействуют с другими как с

себе подобными и ясно сознают, какую ценность имеет их собственный опыт.
Здоровые люди живут в Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt одновременно.   Они умеют приспособиться к миру природы,

Слайд 86Стремясь к власти над природой, человек теряет с ней связь:

изначальное единство оборачивается конфликтом, состоянием бесконечной войны с самим собой. Когда

человек слепо полагается на продукты индустриальной революции, он забывает о земле и небе, то есть о единственном реальном контексте своего бытия. Потеря ориентации в жизненном пространстве и автоматизм существования ведут к постепенному отчуждению от собственного тела.
Стремясь к власти над природой, человек теряет с ней связь: изначальное единство оборачивается конфликтом, состоянием бесконечной войны

Слайд 87Чувством изолированности и самоотчужденности страдают не только патологически беспокойные личности,

но практически все обитатели современного общества западного типа. Отчуждение —

это болезнь нашего времени, имеющая, по крайней мере, три ярко выраженных признака:

1) отделенность от природы;
2) недостаток значимых межличностных отношений;
3) отчуждение от своего подлинного «я».

Чувством изолированности и самоотчужденности страдают не только патологически беспокойные личности, но практически все обитатели современного общества западного

Слайд 88ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании,

использующую метод феноменологического анализа

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа

Слайд 89ПРИНЦИПЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
1) СУЩЕСТВОВАНИЕ (existence) предшествует СУЩНОСТИ ( essence). Существование

означает явление и становление, сущность же подразумевает статическую материю, не

способную самостоятельно изменяться. Существование предполагает процесс, сущность относится к конечному продукту. Существование связано с ростом и переменами, сущность знаменует собой статичность и исчерпанность.
2) Экзистенциализм не признает разрыва между субъектом и объектом.
3) Люди ищут смысл своей жизни. Они задают себе (хотя и не всегда сознательно) важнейшие вопросы, касающиеся бытия (Кто я? Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли она смысл? Как я могу осуществить свое человеческое призвание? ). Склонность если не к систематическим размышлениям на эту тему, то, по крайней мере, к переживанию подобных проблем входит в число универсальных свойств человеческой натуры.
4) Каждый человек сам отвечает за то, что он есть и чем он становится. Мы не можем обвинять родителей, учителей, начальство, Бога или обстоятельства. Как говорил Сартр, «человек есть не что иное, как то, что он сам из себя делает. Это — первый принцип экзистенциализма».
5) Экзистенциалисты отвергают ПРИНЦИП ОБЪЯСНЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ, лежащий в основе всякого теоретического знания. Все теории дегуманизируют людей, изображают их механическими объектами, расчленяют единство личности. Экзистенциалисты считают, что непосредственное переживание всегда имеет преимущество перед любыми искусственными объяснениями.
ПРИНЦИПЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА 1) СУЩЕСТВОВАНИЕ (existence) предшествует СУЩНОСТИ ( essence). Существование означает явление и становление, сущность же подразумевает

Слайд 906) Экзистенциализм отвергает каузальность (причинно-следственные отношения), детерминизм и материализм. В

ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ НЕТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. В основном есть лишь последовательность

поведенческих событий, но недопустимо из последовательности выводить причинность. Нечто, происходящее с ребенком, не является причиной его более позднего взрослого поведения. Оба события могут иметь тождественный экзистенциальный смысл, но это не означает, что событие А – причина события В.
6) Экзистенциализм отвергает каузальность (причинно-следственные отношения), детерминизм и материализм.   В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ НЕТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Слайд 91Основы персонологии, или персонологической психологии, как особой дисциплины, предметом которой

служит персона как живая, индивидуальная, уникальная (eigenartige) целостность, были заложены

немецким психологом В. Штерном (1871 – 1938).
Основы персонологии, или персонологической психологии, как особой дисциплины, предметом которой служит персона как живая, индивидуальная, уникальная (eigenartige)

Слайд 92Штерн Вильям (1871–1938)

Штерн Вильям  (1871–1938)

Слайд 93Согласно Штерну, личность представляет собой неделимую на психическое и физическое

единицу, целостностью которой объясняются ее отдельные проявления и функции.

Согласно Штерну, личность представляет собой неделимую на психическое и физическое единицу, целостностью которой объясняются ее отдельные проявления

Слайд 94Штерн считал, что ЛИЧНОСТЬ — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно

действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями).

Штерн считал, что ЛИЧНОСТЬ — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и

Слайд 95С развитием персонологии представления о характере влились в теории личности,

как интегральном психологическом образовании

С развитием персонологии представления о характере влились в теории личности, как интегральном психологическом образовании

Слайд 96Считается, что первые труды по теории личности были написаны в

1930-е гг. (К. Левин, Г. Мюррей, Г. Олпорт)

Считается, что первые труды по теории личности были написаны в 1930-е гг.  (К. Левин, Г. Мюррей,

Слайд 97Можно достаточно уверенно датировать возникновение психологии личности как особой предметной

области психологического познания выходом в свет первых фундаментальных теоретических работ:


«Динамическая теория личности» К. Левина (1935),
«Личность» Г. Олпорта (1937) и
«Исследования личности» Г. Мюррея (1938).

Можно достаточно уверенно датировать возникновение психологии личности как особой предметной области психологического познания выходом в свет первых

Слайд 98КУРТ ЛЕВИН (1890—1947)

КУРТ ЛЕВИН  (1890—1947)

Слайд 99Искусственность и оторванность от жизни той экспериментальной психологии, которая доминировала

с середины XIX века, не удовлетворяла многих ученых.

Искусственность и оторванность от жизни той экспериментальной психологии, которая доминировала с середины XIX века, не удовлетворяла многих

Слайд 100Левин критикует статистический подход к изучению психики. Сказать о том,

что шестилетний ребенок умеет то, чего не может трехлетний, —

значит не сказать ничего. ВЫВОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА АНАЛИЗЕ «СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО РЕБЕНКА», НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ КОРРЕКТНЫМИ, ибо «средний ребенок» — это статистический миф и не более того. Левин считал, что лучше достаточно глубоко узнать одного ребенка, чем всех, но лишь по ряду аспектов.
Левин критикует статистический подход к изучению психики.   Сказать о том, что шестилетний ребенок умеет то,

Слайд 101Задачей психологической науки, по Левину, должно быть даже не установление

законов, а ПРЕДСКАЗАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ (или событий) на основании некоего

общего закона. Но эти события могут быть предсказуемы только при наличии достоверной теории. Критерием научной достоверности является не повторяемость единичных фактов, а наоборот, единичные факты приобретают научную достоверность лишь в контексте теории.
Задачей психологической науки, по Левину, должно быть даже не установление законов, а ПРЕДСКАЗАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ (или событий)

Слайд 102Левин разработал целостный подхода к анализу явлений человеческого поведения, выраженный

в психологической теории поля.

Левин разработал целостный подхода к анализу явлений человеческого поведения, выраженный в психологической теории поля.

Слайд 103Курт Левин – основатель психологической теории поля, которая представляет собой

метод анализа жизненного пространства как отдельного человека, так и группы

людей.
Курт Левин – основатель  психологической теории поля,  которая представляет собой метод анализа жизненного пространства как

Слайд 104Концепция поля появилась первоначально в физике. В ходе физических исследований

выяснилось, что электромагнитные явления невозможно объяснить на основе атомистического подхода,

сформулированного Ньютоном. Наука все в меньшей степени стала использовать принципы механики и атомистики, предпочитая им новую концепцию, основанную на идее существования силового поля.
Концепция поля появилась первоначально в физике.   В ходе физических исследований выяснилось, что электромагнитные явления невозможно

Слайд 105Идея поля была воспринята и в психологии сторонниками гештальт-психологии. Один

из её основателей, Вольфганг Кёлер, полагал, что «гештальт-психология стала своего

рода приложением физики поля к некоторым важным разделам психологии».
Идея поля была воспринята и в психологии сторонниками гештальт-психологии.   Один из её основателей, Вольфганг Кёлер,

Слайд 106Основные положения гештальт-психологии нашли отражение в теории К.Левина:
Образ мира,

явления (иными словами — гештальт) создается не путем синтеза отдельных

элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен.
Гештальт не является простой суммой частей, а представляет собой целостную структуру. В структуре можно выделить и исследовать отдельные части, но нельзя сказать, что целое определяется особенностями частей, напротив — каждая часть зависит от целого, от своей в него включенности.
Образ создается в «данный момент» (ad hoc) посредством инсайта, прошлый опыт в его создании существенной роли не играет.
Основные положения гештальт-психологии нашли отражение в теории К.Левина: Образ мира, явления (иными словами — гештальт) создается не

Слайд 107ЧЕЛОВЕК — это сложное энергетическое поле, ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ И

НАПРЯЖЕНИЙ, которая определяет и направляет восприятие и действия.

ЧЕЛОВЕК — это сложное энергетическое поле, ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ И НАПРЯЖЕНИЙ, которая определяет и направляет восприятие и

Слайд 108Центральным в системе взглядов Левина на поведение человека является понятие

"жизненного пространства". В это "пространство" входит вся сумма возможных событий,

которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется.
Центральным в системе взглядов Левина на поведение человека является понятие

Слайд 109ТОЛЬКО УЧИТЫВАЯ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА, СИЛЫ, ИМ ДВИЖУЩИЕ

В ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ, ПСИХОЛОГ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ОБОСНОВАННЫЕ ВЫВОДЫ И

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.
ТОЛЬКО УЧИТЫВАЯ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА, СИЛЫ, ИМ ДВИЖУЩИЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ, ПСИХОЛОГ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ

Слайд 110В КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА делается акцент на непрерывном взаимодействии внутренних

и внешних сил, таких как человеческие потребности, ценности, аттитюды и

условия окружающей (социальной) среды, которые вместе определяют поведение человека в конкретной обстановке
В КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА делается акцент на непрерывном взаимодействии внутренних и внешних сил, таких как человеческие потребности,

Слайд 111Теория поля К. Левина
В = f (Р,Е)
Субъект с

его внутренними заряженными системами и окружающая ситуация («психологическое окружение», среда)

составляют единый континуум
Теория поля К. Левина В = f (Р,Е) Субъект с его внутренними заряженными системами и окружающая ситуация

Слайд 112ПОВЕДЕНИЕ — это функция личности и ее жизненного пространства в

данный момент времени

ПОВЕДЕНИЕ — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени

Слайд 113ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются

разделенными границами. Личностное развитие можно понимать как включение в жизненное

пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами.   Личностное развитие можно

Слайд 114Развития личности, — это ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА. Чем больше дифференциация,

тем на более высокой ступени развития находится личность. Поэтому развитие

можно описать как:

1) увеличение широты жизненного пространства в отношении а) того, что является частью психологического настоящего; б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего; в) измерения реальность—ирреальность; 2) растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности; 3) растущую организацию жизненного пространства; 4) изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.

Развития личности, — это ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА.  Чем больше дифференциация, тем на более высокой ступени развития

Слайд 115Понятие «персонология» в психологическую науку ввел Генри Мюррей в 1938 г.,

объединив как теоретическую базу, так и эмпирические исследования в данной

области.
Понятие «персонология» в психологическую науку ввел Генри Мюррей в 1938 г., объединив как теоретическую базу, так и эмпирические

Слайд 116Генри Александер Мюррей

Генри Александер Мюррей

Слайд 117Г. А. Мюррей объединил научную биологию, академическую психологию и клиническую

практику с гуманитарными науками, чтобы создать персонологию — дисциплину, название

которой отражает его интерес к конкретным людям (индивидуумам) во всей их сложности.
Г. А. Мюррей объединил научную биологию, академическую психологию и клиническую практику с гуманитарными науками, чтобы создать персонологию

Слайд 118Мюррей предложил термин "Персонология" не только для обозначения собств. концепции,

но и для любых исследований в области психологии личности.

Мюррей предложил термин

Слайд 119В структуре личности, так же как и в теории Фрейда,

Мюррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго. Однако его концепция имеет

отличия от ортодоксального психоанализа:

не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирование личности не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом;
функция Эго является не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей;
ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже литературные герои могут впоследствии влиять на Супер-эго;
на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личностных изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.

В структуре личности, так же как и в теории Фрейда, Мюррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго. Однако

Слайд 120Мюррей разработал много диагностических методик для исследования личности, среди которых

самой важной является "Тематической апперцепции тест" (ТАТ).

Мюррей разработал много диагностических методик для исследования личности, среди которых самой важной является

Слайд 121В 1935 году впервые в журнальном варианте под двойным авторством

появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального

изучения фантазии (Morgan С., Murray H., 1935).
В 1935 году впервые в журнальном варианте под двойным авторством появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ)

Слайд 124Г. Мюррей делает предположение о том, что содержание апперцепции находится

в прямо пропорциональной зависимости от силы доминирующей потребности

Г. Мюррей делает предположение о том, что содержание апперцепции находится в прямо пропорциональной зависимости от силы доминирующей

Слайд 125Главный вклад Мюррея связан с разработкой понятия "ПОТРЕБНОСТЬ", которая определяется

как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению

и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию.
Главный вклад Мюррея связан с разработкой понятия

Слайд 126На потребности влияют "ПРЕССЫ", т. е. реальные или воспринимаемые силы

окружающей среды, имеющие побуждающие свойства.

На потребности влияют

Слайд 127Мюррей предложил список 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии,

автономии, защите, уважении, опеке и др.), а также перечень ПРЕССОВ

(отсутствие семейной поддержки, опасность беды, недостаток или потеря чего-либо, различные сдерживания, отказы и др.). Потребности и соответствующие им прессы объединяются в единице поведения, называемой "ТЕМА", которая вместе с набором устойчивых значений и образцов действия образует "ПОТРЕБНОСТНЫЙ ИНТЕГРАТ". На основании этих базовых понятий Меррей строит векторно-ценностную схему поведения личности.
Мюррей предложил список 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.),

Слайд 128ВНУТРЕННИЙ МИР ИНДИВИДУУМА (т. е. потребности) НАХОДИТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

С ТРЕБОВАНИЯМИ ОКРУЖЕНИЯ (т. е. давлением), ПРИВОДЯЩЕМ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ АКТИВНОСТИ.


ВНУТРЕННИЙ МИР ИНДИВИДУУМА (т. е. потребности) НАХОДИТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ОКРУЖЕНИЯ (т. е. давлением), ПРИВОДЯЩЕМ

Слайд 129Гордон Олпорт (1897-1967)

Гордон Олпорт (1897-1967)

Слайд 130Теория Гордона В. Оллпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных

подходов к изучению человеческого поведения.

Теория Гордона В. Оллпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения.

Слайд 131Оллпорт ратовал за психологию, изучающую, с одной стороны, поведенческие шаблоны

(behavioral patterns) и общие законы (предмет традиционной научной психологии), а

с другой — рост и индивидуальность
Оллпорт ратовал за психологию, изучающую, с одной стороны, поведенческие шаблоны (behavioral patterns) и общие законы (предмет традиционной

Слайд 132Стараясь восстановить равновесие в вопросе изучения человека, Оллпорт подчеркивал уникальность

каждого индивидуума — точка зрения, противоположная подходам большинства существующих теорий

личности.
Стараясь восстановить равновесие в вопросе изучения человека, Оллпорт подчеркивал уникальность каждого индивидуума — точка зрения, противоположная подходам

Слайд 133В психологии индивидуальности Оллпорта выдвигается предположение, что люди хотят расти

и изменяться и что их мотивом является поиск новых напряжений,

а не просто установление status quo или уменьшение напряжения.
В психологии индивидуальности Оллпорта выдвигается предположение, что  люди хотят расти и изменяться  и что их

Слайд 134Оллпорт ПОДЧЕРКИВАЕТ УНИКАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ИНДИВИДУУМОВ, ПРОАКТИВНО (СТРЕМЯЩИХСЯ К СВОИМ

СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ.

Оллпорт ПОДЧЕРКИВАЕТ УНИКАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ИНДИВИДУУМОВ, ПРОАКТИВНО (СТРЕМЯЩИХСЯ К СВОИМ СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ.

Слайд 135Оллпорт критиковал существующие теории личности за то, что они упускали

из виду нормального, психически здорового человека и придавали слишком большое

значение бессознательно определяемым процессам.
Оллпорт критиковал существующие теории личности за то, что они упускали из виду нормального, психически здорового человека и

Слайд 136Оллпорт полагал, что исчерпывающая теория личности должна быть основана на

объединении достижений психоанализа, теории научения, социальной психологии и теории черт,

так же как и его собственной психологии индивидуальности
Оллпорт полагал, что исчерпывающая теория личности должна быть основана на объединении достижений психоанализа, теории научения, социальной психологии

Слайд 137Подход Оллпорта к изучению личности можно охарактеризовать несколькими ключевыми понятиями:


1) сознательная мотивация,
2) психически здоровые индивидуумы,
3) проактивное поведение,


4) уникальность каждой личности,
5) эклектичное отношение к другим теориям.
Подход Оллпорта к изучению личности можно охарактеризовать несколькими ключевыми понятиями: 1) сознательная мотивация, 2) психически здоровые индивидуумы,

Слайд 138С точки зрения Оллпорта, ни одна теория не является полностью

исчерпывающей, и каждый всегда должен четко осознавать, что большая часть

человеческой природы не вмещается ни в какую отдельную теорию.
С точки зрения Оллпорта, ни одна теория не является полностью исчерпывающей, и каждый всегда должен четко осознавать,

Слайд 139Оллпорт подчеркивал значение СОЗНАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ; здоровые, взрослые люди, как правило,

осознают, что они делают и по какой причине они делают

это.
Оллпорт подчеркивал значение СОЗНАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ; здоровые, взрослые люди, как правило, осознают, что они делают и по какой

Слайд 140«ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, при всех своих достоинствах, иногда копает слишком глубоко»
Гордон

Оллпорт
Оллпорт был первым теоретиком личности,
изучавшим психически здорового человека.


«ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, при всех своих достоинствах, иногда копает слишком глубоко»Гордон Оллпорт Оллпорт был первым теоретиком личности, изучавшим

Слайд 141Большинство людей, считал Оллпорт, движимы стремлениями настоящего времени, а не

прошлыми событиями, осознают, что они делают, и имеют некоторое представление

о том, почему они это делают.
Большинство людей, считал Оллпорт, движимы стремлениями настоящего времени, а не прошлыми событиями, осознают, что они делают, и

Слайд 142Гордон Оллпорт описал основные черты зрелой личности
Психически здоровые люди

имеют способность выучивать новые шаблоны поведения и расти в течение

всей жизни.
Им свойственно ПРОАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, то есть здоровый человек не только реагирует на внешние стимулы, но способен сознательно воздействовать на свою среду новыми, ранее не испробованными способами и вынуждать окружающую среду реагировать на них.
Проактивное поведение не просто направлено на снижение напряжения, но также создает новые напряжения.
Гордон Оллпорт описал основные черты зрелой личности Психически здоровые люди имеют способность выучивать новые шаблоны поведения и

Слайд 143Проследив историю термина «личность», Оллпорт привел 49 существующих определений личности,

классифицировав их в зависимости от этимологии, внешних проявлений и значений

в теологии, философии, юриспруденции, социологии и психологии.
Проследив историю термина «личность», Оллпорт привел 49 существующих определений личности, классифицировав их в зависимости от этимологии, внешних

Слайд 144«ЛИЧНОСТЬ — ЭТО ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВНУТРИ ИНДИВИДУУМА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ

ЕГО ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ»
Гордон Оллпорт

«ЛИЧНОСТЬ — ЭТО ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВНУТРИ ИНДИВИДУУМА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ЕГО ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ»Гордон Оллпорт

Слайд 145Гордон В. Оллпорт разработал теорию личности, которая подчеркивает УНИКАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИ

ЗДОРОВЫХ ИНДИВИДУУМОВ, ПРОАКТИВНО СТРЕМЯЩИХСЯ К СВОИМ СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ.

Гордон В. Оллпорт разработал теорию личности, которая подчеркивает УНИКАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ИНДИВИДУУМОВ, ПРОАКТИВНО СТРЕМЯЩИХСЯ К СВОИМ СОЗНАТЕЛЬНО

Слайд 146Единицей анализа, применимой для изучения различия в поведении разных людей,

Оллпорт считал черту личности, которую определял как «нейропсихическую структуру, способную

преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Термин «черта» подразумевает некую общую характеристику, присущую нескольким индивидуумам.
Единицей анализа, применимой для изучения различия в поведении разных людей, Оллпорт считал  черту личности,  которую

Слайд 147ОБЩИЕ ЧЕРТЫ (common traits) — это те стороны человеческой личности,

которые делают возможным сравнение индивидуумов. Они предоставляют способ, которым можно

сравнивать характеристики людей в пределах данной культуры.

Оллпорт разделял общие черты и индивидуальные черты, которые он называл личными диспозициями.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ (common traits) — это те стороны человеческой личности, которые делают возможным сравнение индивидуумов.  Они

Слайд 148Оллпорт и Одберт ( Odbert) (1936) перечислили приблизительно 18 000

личных описательных слов из «Нового международного словаря Вебстера» 1925 года

издания, примерно четверть из которых описывают свойства личности. Среди них удалось выделить:

Черты, которые описывают относительно стабильные характеристики, такие, как «общительность» или «интровертность»,
Состояния, которые описывают временные характеристики, например «счастливый» или «сердитый»,
Оценочные характеристики, такие, как «неприятный» или «чудесный»,
Физические свойства, например «высокий» или «полный».

Оллпорт и Одберт ( Odbert) (1936) перечислили приблизительно 18 000 личных описательных слов из «Нового международного словаря

Слайд 149Акцент на уникальности заставил Олпорта отказаться от рассмотрения общих черт

и заменить их индивидуальными чертами, или персональными диспозициями.

Акцент на уникальности заставил Олпорта отказаться от рассмотрения общих черт и заменить их индивидуальными чертами, или персональными

Слайд 150Согласно теории Оллпорта, двумя основными составляющими личности являются
личные диспозиции


проприум.

Согласно теории Оллпорта, двумя основными составляющими личности являются личные диспозиции проприум.

Слайд 151Оллпорт определил ЛИЧНУЮ ДИСПОЗИЦИЮ как «генерализованную нейропсихическую структуру (специфическую для

каждого индивидуума), способную отвечать на многие стимулы функционально одинаково, а

также формировать последовательные (эквивалентные) формы адаптивного и стилистического поведения и руководить этим поведением»
Оллпорт определил ЛИЧНУЮ ДИСПОЗИЦИЮ как «генерализованную нейропсихическую структуру (специфическую для каждого индивидуума), способную отвечать на многие стимулы

Слайд 152Оллпорт рассматривал непрерывное множество личных диспозиций, начиная с наиболее центральных

и заканчивая теми, которые имеют лишь периферийное значение для человека.

При этом различал следующие уровни:

кардинальные диспозиции,
центральные диспозиции
вторичные диспозиции.

Каждый человек обычно имеет около десяти диспозиций, которые являются центральными для данной личности, и сотни менее важных, вторичных и стилистических.

Оллпорт рассматривал непрерывное множество личных диспозиций, начиная с наиболее центральных и заканчивая теми, которые имеют лишь периферийное

Слайд 153Некоторые люди обладают выделяющейся характеристикой или главной страстью, настолько преобладающей,

что она доминирует над всей их жизнью – это кардинальная

диспозиция.
Некоторые люди обладают выделяющейся характеристикой или главной страстью, настолько преобладающей, что она доминирует над всей их жизнью

Слайд 154Нельзя считать, что вторичная диспозиция одного человека менее интенсивна, чем

центральная диспозиция другого. Личные диспозиции не предназначены для сравнения характеристик

разных людей
Нельзя считать, что вторичная диспозиция одного человека менее интенсивна, чем центральная диспозиция другого.   Личные диспозиции

Слайд 155Проприум (собственное) – центр личности. Он включает характеристики, которые мы воспринимаем

как центральные и важные для нашей жизни. Проприум включает те

стороны личности, которые рассматриваются как важные для чувств самоидентификации и самовозвышения. В понятие проприума входят также ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, так же как и та часть сознания, которая является характерной для конкретной личности и соответствует убеждениям взрослого человека.
Проприум (собственное) – центр личности. Он включает характеристики, которые мы воспринимаем как центральные и важные для нашей

Слайд 156Личность и проприум — не синонимы. Понятие личности включает в себя

множество
привычек и навыков,
эмоций,
черт,
общепринятых обычаев и оппортунистических

стремлений,
приспособленческих шаблонов ( adjustment patterns) и случайных факторов,
не являющихся близкими и центральными для человека.
Личность и проприум — не синонимы. Понятие личности включает в себя множество привычек и навыков, эмоций, черт,

Слайд 157Составляющие проприума

Составляющие проприума

Слайд 158Обычно не ранее чем в отрочестве человек приобретает четко определенное

осознание себя как личности и хорошо развитый проприум, что подвигает

его действовать в соответствии с собственными стремлениями.
Обычно не ранее чем в отрочестве человек приобретает четко определенное  осознание себя как личности  и

Слайд 159В дополнение к перечисленным семи центральным аспектам личности, составляющим проприум,

Оллпорт описал еще один, восьмой аспект, который он называл ОСОЗНАЮЩЕЙ

ЛИЧНОСТЬЮ, или субъективной личностью. Осознающая личность — это «я», которое осознает «себя» как объект. Когда я думаю о своей личности, я могу думать только о моей объективной личности, то есть о моем физическом облике, о моей репутации, о моем образе себя и так далее. Но кто этот размышляющий «я»? Это — тоже моя личность, но это осознающая личность, которая не может быть частью проприума.
В дополнение к перечисленным семи центральным аспектам личности, составляющим проприум, Оллпорт описал еще один, восьмой аспект, который

Слайд 160Теория личности Оллпорта построена на предположении о ДВОЙНОЙ СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ.

Люди движимы одновременно и
потребностью приспосабливаться к своей окружающей среде,

и
стремлением расти или добиваться все большей и большей самоактуализации.
Теория личности Оллпорта построена на предположении о ДВОЙНОЙ СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ.  Люди движимы одновременно и потребностью приспосабливаться

Слайд 161Потребность приспосабливаться и потребность расти сосуществуют бок о бок внутри

одного человека, и любая адекватная теория личности, говорил Оллпорт, должна

принимать во внимание тот факт, что ЛЮДИ ЯВЛЯЮТСЯ КАК РЕАКТИВНЫМИ, ТАК И ПРОАКТИВНЫМИ СУЩЕСТВАМИ.
Потребность приспосабливаться и потребность расти сосуществуют бок о бок внутри одного человека, и любая адекватная теория личности,

Слайд 162Оллпорт был совершенно не удовлетворен существующими теориями мотивации, поскольку почти

все они основывались на предположении, что люди просто реагируют на

свою окружающую среду, но практически не формируют ее. С точки зрения Оллпорта, ЛИЧНОСТЬ — ЭТО РАСТУЩАЯ СИСТЕМА, ПОСТОЯННО ВКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЯ НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ БЛАГОДАРЯ ИМ, а большинство предшествующих теорий личности не допускают возможность роста.
Оллпорт был совершенно не удовлетворен существующими теориями мотивации, поскольку почти все они основывались на предположении, что люди

Слайд 163Теория Оллпорта видит ЛЮДЕЙ СОЗНАТЕЛЬНО ВОЗДЕЙСТВУЮЩИМИ НА СВОЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

СПОСОБОМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ИМ РАСТИ И СТРЕМИТЬСЯ К ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ

Теория Оллпорта видит ЛЮДЕЙ СОЗНАТЕЛЬНО ВОЗДЕЙСТВУЮЩИМИ НА СВОЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ СПОСОБОМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ИМ РАСТИ И СТРЕМИТЬСЯ К

Слайд 164Критика персонологии:

1. Проблемы изучения личности в трактовках персонологии (уникальность, изменчивость,

внутренняя сложность), проблемы с эмпирической проверкой теории,

2. Невозможность выведения эмпирических

законов, так как делается упор на изучении частных случаев,

3. Внутренняя противоречивость персонологии, связанная с эклектизмом,

4. Упор на мотивацию в трактовке личности
Критика персонологии:1. Проблемы изучения личности в трактовках персонологии (уникальность, изменчивость, внутренняя сложность), проблемы с эмпирической проверкой теории,2.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика