Слайд 1Дифференциальная
психология
доц. Орлов А.В.
Слайд 2Феноменологические теории
и персонология
как методология
дифференциальной психологии
Лекция 5
Слайд 3Начиная с середины XIX в. в философских исследованиях появились антимеханистические
тенденции рассматривать природу человека иначе, чем в естественнонаучной картине мира
Слайд 4Антимеханистические взгляды на природу человека были протестом против дегуманизации человека
В
противовес рационализму стала развиваться неклассическая философия, в которой в качестве
первичной реальности стали рассматриваться
жизнь (философия жизни) и
существование человека (экзистенциализм)
Слайд 5Специфичность, многообразие субъективных проявлений человека, полагали новые философы,
не "схватываются"
методами разума и науки.
Слайд 6ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — философское течение конца XIX — начала XX
веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно
постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Это направление возникло как оппозиция классическому рационализму и механистическому естествознанию.
Слайд 7В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ действительность понимается как «живой поток»
(такой категории
нет в естествознании).
Естественные науки исследуют «ставшее» (сформировавшееся), а ФИЛОСОФИЯ
ЖИЗНИ – «становящееся» (формирующееся) – динамический постоянно меняющийся процесс.
Слайд 8Жизнь понимается как
целостный творческий активный процесс, включающий всю полноту
её проявлений
(от биологических до культурно-исторических форм)
и переживаний
(от
обыденных до метафизических).
Слайд 9«Опираясь на традиции немецкого романтизма,
прежде всего, И. Канта и
А. Шопенгауэра
сторонники данных взглядов, например,
Ф. Ницше, А. Бергсон,
подходят
к жизни как первичной и исходной реальности в построении философских учений.
Слайд 10Научному познанию и его приемам противопоставляются вне-интеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы
постижения (ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ в своей основе) жизненной реальности — интуиция, понимание
и др.
Слайд 11СПЕЦИФИЧНОСТЬ, МНОГООБРАЗИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА НЕ "СХВАТЫВАЮТСЯ" МЕТОДАМИ РАЗУМА и
НАУКИ.
Слайд 12Философия жизни к 30-м годам ХХ в. постепенно стала уступать
свое место герменевтике, феноменологии и экзистенциализму, в которых более органично,
нежели в философской жизни, описываются многообразные стороны бытия человека в мире.
Слайд 13В психологии идеи ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ нашли отражение во взглядах представителей
функционализма,
гештальтпсихологии и
экзистенциализма
Слайд 14В ХVIII веке актуальным становится вопрос о смысле жизни
Слайд 15Одна из основных традиций рассмотрения смысла жизни человека – экзистенциальная
- заложена в работах Серена Кьеркегора (1813-1855) — датского философа
и теолога.
Слайд 17С. Кьеркегор решительно не соглашался с тем, что людей можно
воспринимать и описывать как некие объекты, тем самым сводя их
до уровня вещей.
Кьеркегор был крайне обеспокоен крепнущей у него на глазах тенденцией к дегуманизации человека.
Слайд 18Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационализма
Разум не в состоянии объяснить
божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все
богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.
Слайд 19Для Кьеркегора не существовало
жесткой границы
между субъектом и объектом,
а также
между внутренними переживаниями человека и тем, кто их
испытывает,
ведь в каждый конкретный момент времени личность невольно отождествляет себя со своими переживаниями.
Слайд 20Кьеркегор стремился понять людей такими, какими они живут внутри своей
реальности, то есть существами
думающими,
действующими,
обладающими волей.
Слайд 21ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. Existentia – существование) – внутреннее бытие человека; то
непознаваемое в человеческом "Я", вследствие которого человек предстает как конкретная
неповторимая личность.
Слайд 22Так как жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, то
единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами
"Я".
Слайд 23Кьеркегор призывает прислушаться к внутреннему голосу
Слайд 24В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно
абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью
личности, с ее интимными переживаниями:
ТОЛЬКО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ ПОДЛИННО КОНКРЕТНЫМ, ИМЕЮЩИМ НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ.
Слайд 25Кьеркегор призывал к тому, чтобы внимательнее «вглядеться и вчувствоваться» в
реальную человеческую жизнь, в личные страдания.
Слайд 26В центр своих размышлений Кьеркегор ставит проблему БЫТИЯ ЕДИНИЧНОГО -
единого и единственного человека.
Слайд 27Кьеркегор анализирует три "сферы существования" человека.
Эстетическую (чувственную),
Этическую (рациональную),
Религиозную
Слайд 28Жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех
или иных нормах и принципах отношения к жизни, т.е. на
этике. Так как этика различна Кьеркегор различает три несводимых друг к другу типах жизни, выражающиеся в трех различных этиках:
1) ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (чувственная) - человек то что он есть, обуреваем наслаждениями, одержим страстями. Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека. Он становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием.
2) ЭТИЧЕСКАЯ (противоположна эстетической) - осознание ответственности и долга каждого человека перед другим человеком, перед человечеством. Основным требованием становится требование стать самим собой. Человек то, чем он становится.
3) РЕЛИГИОЗНАЯ (противоположна эстетической и этической) - высший уровень жизни человека, подлинное бытие человека - вера.
Слайд 30Вера является основанием высшей стадии развития человека, т.е. СТАДИИ ЭКЗИСТЕНЦИИ.
А экзистенция не может не быть единичной, такой же уникальной
и недоступной для разума, как вера человека.
Слайд 31Индивид по Кьеркегору самоценен и возвышен, но он же —
одинок и беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в
камере-одиночке.
Слайд 32Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь
как отчаяние.
Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и
риска неправильного распоряжения собственной свободой.
Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.
Слайд 33В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает
три типа отчаяния:
1) «ОТЧАЯНИЕ ВОЗМОЖНОГО» у эстетического человека связано
с его действительностью, несоответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т.п. Отчаяние возникающее от нежелания быть самим собой приводит к распаду самости. Я «рассыпается в песок мгновений».
2) «МУЖЕСТВЕННОЕ ОТЧАЯНИЕ» у этического человека возникает в результате желания быть самим собой, стремления свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность.
3) «АБСОЛЮТНОЕ ОТЧАЯНИЕ» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.
Слайд 34Взгляды Кьеркегора, умершего в безвестности в возрасте 42 лет, существенно
повлияли на ученика Э. Гуссерля Мартина Хайдеггера (1899—1976), который в
свою очередь оказал большое воздействие на взгляды психиатров Карла Ясперса, Людвига Бинсвангера, Медарда Босса и Ролло Мэя, заложивших основы экзистенциальной психологии и экзистенциальной терапии. .
Слайд 36Психология Брентано является альтернативой психологии Вильгельма Вундта.
В её основе
рациональный анализ психической активности во время переживания внешних событий.
Слайд 37Брентано критиковал за искусственность принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру
членения сознания на элементы.
По его мнению, психология должна изучать
внутренний опыт субъекта в его реальном и естественном составе, включая производимые им действия (акты).
Слайд 38СОЗНАНИЕ СТРОИТСЯ НЕ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ (ощущений, образов и т. п.),
А ИЗ АКТОВ (представлений, суждений и эмоциональной оценки), предполагающих направленность
или интенцию.
Слайд 39В своей главной работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874),
Брентано предложил понятие ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ феноменов сознания.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (лат. intentio —
стремление, внимание) – направленность сознания на объект
Слайд 40Через интенциональные акты восприятия окружающего мира осуществляется слияние предметов в
том виде, как они существуют вне нас, с тем, как
они существуют внутри психики.
Так как каждый человек, совершая акт мышления, всегда мыслит нечто (мыслить ни о чем принципиально невозможно), мир мыслимых предметов становится реальным миром, и другого, помимо него, не существует.
Слайд 41Сознание дает единство всех духовных актов.
Слайд 42Ф. Бретано заложил основы функционализма в психологии.
Слайд 43К 20-30 годам ХХ века начинает складываться персонология как комплексная
наука о личности.
Слайд 44Персонология является попыткой объединения
гуманистических идей философии личности (христианская философия,
герменевтика, феноменология,
естественнонаучных подходов к человеку (характерология),
социологических и социально-психологических взглядов,
подчеркивающих социальную природу человека.
Слайд 45Персонология базируется на принципах:
целостности и неделимости психологических явлений (холизм),
идущих от гештальтпсихологии,
дифференциальной индивидуальности В. Штерна,
динамического непостоянства и уникальности психики
У. Джеймса,
осознанности и целенаправленности поведения здоровой личности.
Слайд 46Появление персонологии было попыткой критического противостояния бихевиоризму («наука о крысах»)
и психоанализу («наука о больных»).
Целью персонологии является изучение здоровой
личности как интегральной характеристики внутренних психологических процессов и проявлений человека.
Слайд 49Огромной заслугой Джемса является стремление устранить механистические представления из учения
о душе.
У.Джеймс предложил ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
в психологии
Слайд 50У. Джеймс первый разработал дифференцированную надиндивидуальную модель личности.
Слайд 51У. Джеймс вычленил в личности четыре формы Я (Self):
чистую,
духовную,
материальную и
социальную.
Слайд 52У. Джеймс подробно описал
материальное Я, в которое включил тело,
имущество и одежду,
социальное Я с его притязаниями на престиж,
дружбу, положительную оценку со стороны других,
духовное Я с его процессами сознания, психическими способностями и
чистое Я, или чувство личной идентичности.
Слайд 53По У. Джеймсу сознание – это приспособительная функция личности в
жизнедеятельности человека
Слайд 54У. Джеймс выделил следующие основные признаки сознания:
всякое состояние сознания
является состоянием определенной личности (это всегда сугубо личное сознание и
самосознание),
в сознании происходит постоянная смена его состояний («поток сознания») и он непрерывен;
сознание есть активное начало, выбирающее из различных состояний какое-либо определенное, как это четко проявляется в акте внимания и волевого усилия,
ни одно состояние сознания не бывает тождественным с любым иным.
Слайд 55Джемс полагал, что психические состояния (состояния сознания) являются главным предметом
психологической науки.
Слайд 56Характеристиками СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ по мнению У. Джеймса являются:
изменчивость,
непрерывность,
избирательность,
личностный характер.
Слайд 57Джемс подчеркивает необходимость целостного рассмотрения психического состояния.
Фоном психических
процессов, по его мнению, является целостное психическое состояние, которое он
называет «психический обертон».
Слайд 58Целостность – основа понимания психики в структуре ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 59Джеймс впервые заговорил о роли самооценки (самодовольства и недовольства собой),
которую вызывают различные структуры личности. Он вывел формулу самоуважения
Самоуважении
= успех / притязания
Слайд 61Эдмунд Гуссерль — родоначальник одного из основных направлений современной философии
— ФЕНОМЕНОЛОГИИ,
что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им
как возникающие в сознании смыслы предметов и событий.
Слайд 62Гуссерль развил Брентановский проект систематической РАЗРАБОТКИ СТРОГО НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ "на
почве чистого внутреннего опыта", который был альтернативным "теоретизированию".
Слайд 63Чистая психология - это наука, "очерчивающая всеобщую и необходимую сущностную
форму психического и, таким образом, касающаяся всего того, без чего
психическое как таковое просто немыслимо"
(Э. Гуссерль. Амстердамские доклады: Феноменологическая психология)
Слайд 64Необходимым условием рассмотрения психического в его самоданности является РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 65По Гуссерлю само рефлексивное восприятие характеризуется свойством быть направленным на
что-либо — быть осознанием чего-либо — т. е. оно интенционально
Слайд 66Гуссерль, тщательно анализируя структурообразующие моменты любого интенционального акта, различает в
нем смыслопридающие и смыслонаполняющие акты.
В актах смыслопридания имеет место интенция
смысла, появление значения, что позволяет выявить значимость чего бы то ни было для человеческого существования в целом.
Акты смыслонаполнения актуализируют соотнесенность с предметом.
Слайд 67Смысл как бы задает направленность и позволяет состояться переживанию в
целом.
Мы растворяемся в интенции значения и следуем смыслу.
Слайд 68Гуссерль понимает под феноменами ВОЗНИКАЮЩИЕ В СОЗНАНИИ СМЫСЛЫ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 69Только при учете двух необходимых условий (рефлексивного восприятия и интенционалъного
акта) можно вести речь о феноменологическом опыте, в котором нам
становится доступным психическое в его собственной сущности.
Феноменологический опыт означает осознание психического в собственном смысле, т. е. в его самоданности
Слайд 70Осуществить акт рефлексивного восприятия можно только путем раскрытия психических переживаний
в своей собственной жизни
Слайд 71Опыт восприятия внешних предметов физического мира в целом имеет ту
же структуру, что и в опыте самопостижения.
Отличие здесь лишь
в том, что направленность нашего рефлексивного восприятия направлено не на акт переживания (сознания), а на предметы внешнего мира
Слайд 72Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и субъект познания
должен строить все свои выводы исходя из этого факта.
Слайд 73Исходные феномены дополняются конструированием многообразия переживаний, осуществляемым благодаря воображению человека.
В синтезированных переживаниях всегда есть нечто идентичное, инвариантное, согласующееся с
исходными феноменами .
Слайд 74Решающий момент познания состоит в постижении идентичного, инвариантного, одним словом,
эйдоса (идеи, понятия).
В результате достигается ЭЙДЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.
Слайд 75Наиболее полно жизненный мир дан субъекту не в идеализациях (абстракциях)
и, вообще, не в понятиях, а в ЭЙДОСАХ, образующих поток
сознания.
Слайд 76Категориальная интуиция:
ЖЕЛАЕШЬ ОБНАРУЖИТЬ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, КОНСТРУИРУЙ МНОГООБРАЗИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ О
НИХ.
Слайд 77Взгляды Кьеркегора, умершего в безвестности в возрасте 42 лет, существенно
повлияли на ученина Э. Гуссерля Мартина Хайдеггера (1899—1976), который в
свою очередь оказал большое воздействие на взгляды психиатров Карла Ясперса, Людвига Бинсвангера, Медарда Босса и Ролло Мэя, заложивших основы экзистенциальной психологии и экзистенциальной терапии. .
Слайд 79Мартин Хайдеггер вводит понятие единства личности и окружающей среды –
Dasein (бытие-в-мире), который означает «существовать там».
Слайд 80Центральная идея Хайдеггеровской онтологии (учение о бытии или существовании) заключается
в том, что индивид есть бытие-в-мире.
Он не существует как
Я или субъект в отношении внешнего мира; он не есть вещь, объект или тело, взаимодействующее с другими вещами, составляющими мир.
Люди существуют через бытие-в-мире, а мир обретает свое существование, поскольку есть раскрывающее его Бытие (человек).
Бытие и мир суть одно.
Слайд 81ЛЮДИ НЕ ИМЕЮТ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ОТДЕЛЬНОГО ОТ МИРА, И МИР НЕ
ИМЕЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ОТДЕЛЬНОГО ОТ ЛЮДЕЙ
Слайд 82ЧЕЛОВЕК НЕ ПРИДАЕТ СМЫСЛ ОБЪЕКТАМ; ОНИ ОТКРЫВАЮТ СВОИ СМЫСЛЫ ЧЕЛОВЕКУ,
когда он открыт для их принятия.
ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА –
его открытость, готовность к восприятию всего, что есть в настоящем.
Слайд 83Мир, в котором осуществляется бытие, делится на три сосуществующие ипостаси:
Umwelt, или окружающая среда,
Mitwelt (буквально: «вместе с миром»), или
структура отношений с другими людьми,
Eigenwelt, или структура внутренних отношений человека с самим собой.
Слайд 84Взаимоотношения человека с самим собой составляют Eigenwelt.
Многие направления теории
личности не уделяют этому миру должного внимания.
Между тем жить
в Eigenwelt — значит осознавать себя как человеческое существо и понимать, что есть «я» по отношению к миру вещей (Umwelt) и людей (Mitwelt).
Слайд 85Здоровые люди живут в Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt одновременно.
Они
умеют приспособиться к миру природы, взаимодействуют с другими как с
себе подобными и ясно сознают, какую ценность имеет их собственный опыт.
Слайд 86Стремясь к власти над природой, человек теряет с ней связь:
изначальное единство оборачивается конфликтом, состоянием бесконечной войны с самим собой.
Когда
человек слепо полагается на продукты индустриальной революции, он забывает о земле и небе, то есть о единственном реальном контексте своего бытия.
Потеря ориентации в жизненном пространстве и автоматизм существования ведут к постепенному отчуждению от собственного тела.
Слайд 87Чувством изолированности и самоотчужденности страдают не только патологически беспокойные личности,
но практически все обитатели современного общества западного типа.
Отчуждение —
это болезнь нашего времени, имеющая, по крайней мере, три ярко выраженных признака:
1) отделенность от природы;
2) недостаток значимых межличностных отношений;
3) отчуждение от своего подлинного «я».
Слайд 88ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании,
использующую метод феноменологического анализа
Слайд 89ПРИНЦИПЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
1) СУЩЕСТВОВАНИЕ (existence) предшествует СУЩНОСТИ ( essence). Существование
означает явление и становление, сущность же подразумевает статическую материю, не
способную самостоятельно изменяться. Существование предполагает процесс, сущность относится к конечному продукту. Существование связано с ростом и переменами, сущность знаменует собой статичность и исчерпанность.
2) Экзистенциализм не признает разрыва между субъектом и объектом.
3) Люди ищут смысл своей жизни. Они задают себе (хотя и не всегда сознательно) важнейшие вопросы, касающиеся бытия (Кто я? Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли она смысл? Как я могу осуществить свое человеческое призвание? ). Склонность если не к систематическим размышлениям на эту тему, то, по крайней мере, к переживанию подобных проблем входит в число универсальных свойств человеческой натуры.
4) Каждый человек сам отвечает за то, что он есть и чем он становится. Мы не можем обвинять родителей, учителей, начальство, Бога или обстоятельства. Как говорил Сартр, «человек есть не что иное, как то, что он сам из себя делает. Это — первый принцип экзистенциализма».
5) Экзистенциалисты отвергают ПРИНЦИП ОБЪЯСНЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ, лежащий в основе всякого теоретического знания. Все теории дегуманизируют людей, изображают их механическими объектами, расчленяют единство личности. Экзистенциалисты считают, что непосредственное переживание всегда имеет преимущество перед любыми искусственными объяснениями.
Слайд 906) Экзистенциализм отвергает каузальность (причинно-следственные отношения), детерминизм и материализм.
В
ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ НЕТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
В основном есть лишь последовательность
поведенческих событий, но недопустимо из последовательности выводить причинность.
Нечто, происходящее с ребенком, не является причиной его более позднего взрослого поведения.
Оба события могут иметь тождественный экзистенциальный смысл, но это не означает, что событие А – причина события В.
Слайд 91Основы персонологии, или персонологической психологии, как особой дисциплины, предметом которой
служит персона как живая, индивидуальная, уникальная (eigenartige) целостность, были заложены
немецким психологом В. Штерном (1871 – 1938).
Слайд 93Согласно Штерну, личность представляет собой неделимую на психическое и физическое
единицу, целостностью которой объясняются ее отдельные проявления и функции.
Слайд 94Штерн считал, что ЛИЧНОСТЬ — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно
действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями).
Слайд 95С развитием персонологии представления о характере влились в теории личности,
как интегральном психологическом образовании
Слайд 96Считается, что первые труды по теории личности были написаны в
1930-е гг.
(К. Левин, Г. Мюррей, Г. Олпорт)
Слайд 97Можно достаточно уверенно датировать возникновение психологии личности как особой предметной
области психологического познания выходом в свет первых фундаментальных теоретических работ:
«Динамическая теория личности» К. Левина (1935),
«Личность» Г. Олпорта (1937) и
«Исследования личности» Г. Мюррея (1938).
Слайд 99Искусственность и оторванность от жизни той экспериментальной психологии, которая доминировала
с середины XIX века, не удовлетворяла многих ученых.
Слайд 100Левин критикует статистический подход к изучению психики.
Сказать о том,
что шестилетний ребенок умеет то, чего не может трехлетний, —
значит не сказать ничего.
ВЫВОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА АНАЛИЗЕ «СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО РЕБЕНКА», НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ КОРРЕКТНЫМИ, ибо «средний ребенок» — это статистический миф и не более того.
Левин считал, что лучше достаточно глубоко узнать одного ребенка, чем всех, но лишь по ряду аспектов.
Слайд 101Задачей психологической науки, по Левину, должно быть даже не установление
законов, а ПРЕДСКАЗАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ (или событий) на основании некоего
общего закона.
Но эти события могут быть предсказуемы только при наличии достоверной теории.
Критерием научной достоверности является не повторяемость единичных фактов, а наоборот, единичные факты приобретают научную достоверность лишь в контексте теории.
Слайд 102Левин разработал целостный подхода к анализу явлений человеческого поведения, выраженный
в психологической теории поля.
Слайд 103Курт Левин – основатель
психологической теории поля,
которая представляет собой
метод анализа жизненного пространства как отдельного человека, так и группы
людей.
Слайд 104Концепция поля появилась первоначально в физике.
В ходе физических исследований
выяснилось, что электромагнитные явления невозможно объяснить на основе атомистического подхода,
сформулированного Ньютоном.
Наука все в меньшей степени стала использовать принципы механики и атомистики, предпочитая им новую концепцию, основанную на идее существования силового поля.
Слайд 105Идея поля была воспринята и в психологии сторонниками гештальт-психологии.
Один
из её основателей, Вольфганг Кёлер, полагал, что «гештальт-психология стала своего
рода приложением физики поля к некоторым важным разделам психологии».
Слайд 106Основные положения гештальт-психологии нашли отражение в теории К.Левина:
Образ мира,
явления (иными словами — гештальт) создается не путем синтеза отдельных
элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен.
Гештальт не является простой суммой частей, а представляет собой целостную структуру. В структуре можно выделить и исследовать отдельные части, но нельзя сказать, что целое определяется особенностями частей, напротив — каждая часть зависит от целого, от своей в него включенности.
Образ создается в «данный момент» (ad hoc) посредством инсайта, прошлый опыт в его создании существенной роли не играет.
Слайд 107ЧЕЛОВЕК — это сложное энергетическое поле, ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ И
НАПРЯЖЕНИЙ, которая определяет и направляет восприятие и действия.
Слайд 108Центральным в системе взглядов Левина на поведение человека является понятие
"жизненного пространства". В это "пространство" входит вся сумма возможных событий,
которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется.
Слайд 109ТОЛЬКО УЧИТЫВАЯ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА, СИЛЫ, ИМ ДВИЖУЩИЕ
В ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ, ПСИХОЛОГ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ОБОСНОВАННЫЕ ВЫВОДЫ И
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.
Слайд 110В КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА делается акцент на непрерывном взаимодействии внутренних
и внешних сил, таких как человеческие потребности, ценности, аттитюды и
условия окружающей (социальной) среды, которые вместе определяют поведение человека в конкретной обстановке
Слайд 111Теория поля К. Левина
В = f (Р,Е)
Субъект с
его внутренними заряженными системами и окружающая ситуация («психологическое окружение», среда)
составляют единый континуум
Слайд 112ПОВЕДЕНИЕ — это функция личности и ее жизненного пространства в
данный момент времени
Слайд 113ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются
разделенными границами.
Личностное развитие можно понимать как включение в жизненное
пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом.
Слайд 114Развития личности, — это ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА.
Чем больше дифференциация,
тем на более высокой ступени развития находится личность.
Поэтому развитие
можно описать как:
1) увеличение широты жизненного пространства в отношении
а) того, что является частью психологического настоящего;
б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего;
в) измерения реальность—ирреальность;
2) растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности;
3) растущую организацию жизненного пространства;
4) изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.
Слайд 115Понятие «персонология» в психологическую науку ввел Генри Мюррей в 1938 г.,
объединив как теоретическую базу, так и эмпирические исследования в данной
области.
Слайд 117Г. А. Мюррей объединил научную биологию, академическую психологию и клиническую
практику с гуманитарными науками, чтобы создать персонологию — дисциплину, название
которой отражает его интерес к конкретным людям (индивидуумам) во всей их сложности.
Слайд 118Мюррей предложил термин "Персонология" не только для обозначения собств. концепции,
но и для любых исследований в области психологии личности.
Слайд 119В структуре личности, так же как и в теории Фрейда,
Мюррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго. Однако его концепция имеет
отличия от ортодоксального психоанализа:
не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирование личности не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом;
функция Эго является не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей;
ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже литературные герои могут впоследствии влиять на Супер-эго;
на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личностных изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.
Слайд 120Мюррей разработал много диагностических методик для исследования личности, среди которых
самой важной является "Тематической апперцепции тест" (ТАТ).
Слайд 121В 1935 году впервые в журнальном варианте под двойным авторством
появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального
изучения фантазии (Morgan С., Murray H., 1935).
Слайд 124Г. Мюррей делает предположение о том, что содержание апперцепции находится
в прямо пропорциональной зависимости от силы доминирующей потребности
Слайд 125Главный вклад Мюррея связан с разработкой понятия "ПОТРЕБНОСТЬ", которая определяется
как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению
и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию.
Слайд 126На потребности влияют "ПРЕССЫ", т. е. реальные или воспринимаемые силы
окружающей среды, имеющие побуждающие свойства.
Слайд 127Мюррей предложил список 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии,
автономии, защите, уважении, опеке и др.),
а также перечень ПРЕССОВ
(отсутствие семейной поддержки, опасность беды, недостаток или потеря чего-либо, различные сдерживания, отказы и др.).
Потребности и соответствующие им прессы объединяются в единице поведения, называемой "ТЕМА", которая вместе с набором устойчивых значений и образцов действия образует "ПОТРЕБНОСТНЫЙ ИНТЕГРАТ".
На основании этих базовых понятий Меррей строит векторно-ценностную схему поведения личности.
Слайд 128ВНУТРЕННИЙ МИР ИНДИВИДУУМА (т. е. потребности) НАХОДИТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
С ТРЕБОВАНИЯМИ ОКРУЖЕНИЯ (т. е. давлением), ПРИВОДЯЩЕМ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ АКТИВНОСТИ.
Слайд 130Теория Гордона В. Оллпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных
подходов к изучению человеческого поведения.
Слайд 131Оллпорт ратовал за психологию, изучающую, с одной стороны, поведенческие шаблоны
(behavioral patterns) и общие законы (предмет традиционной научной психологии), а
с другой — рост и индивидуальность
Слайд 132Стараясь восстановить равновесие в вопросе изучения человека, Оллпорт подчеркивал уникальность
каждого индивидуума — точка зрения, противоположная подходам большинства существующих теорий
личности.
Слайд 133В психологии индивидуальности Оллпорта выдвигается предположение, что
люди хотят расти
и изменяться
и что их мотивом является
поиск новых напряжений,
а не просто установление status quo или уменьшение напряжения.
Слайд 134Оллпорт ПОДЧЕРКИВАЕТ УНИКАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ИНДИВИДУУМОВ, ПРОАКТИВНО (СТРЕМЯЩИХСЯ К СВОИМ
СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ.
Слайд 135Оллпорт критиковал существующие теории личности за то, что они упускали
из виду нормального, психически здорового человека и придавали слишком большое
значение бессознательно определяемым процессам.
Слайд 136Оллпорт полагал, что исчерпывающая теория личности должна быть основана на
объединении достижений психоанализа, теории научения, социальной психологии и теории черт,
так же как и его собственной психологии индивидуальности
Слайд 137Подход Оллпорта к изучению личности можно охарактеризовать несколькими ключевыми понятиями:
1) сознательная мотивация,
2) психически здоровые индивидуумы,
3) проактивное поведение,
4) уникальность каждой личности,
5) эклектичное отношение к другим теориям.
Слайд 138С точки зрения Оллпорта, ни одна теория не является полностью
исчерпывающей, и каждый всегда должен четко осознавать, что большая часть
человеческой природы не вмещается ни в какую отдельную теорию.
Слайд 139Оллпорт подчеркивал значение СОЗНАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ; здоровые, взрослые люди, как правило,
осознают, что они делают и по какой причине они делают
это.
Слайд 140«ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, при всех своих достоинствах, иногда копает слишком глубоко»
Гордон
Оллпорт
Оллпорт был первым теоретиком личности,
изучавшим психически здорового человека.
Слайд 141Большинство людей, считал Оллпорт, движимы стремлениями настоящего времени, а не
прошлыми событиями, осознают, что они делают, и имеют некоторое представление
о том, почему они это делают.
Слайд 142Гордон Оллпорт описал основные черты зрелой личности
Психически здоровые люди
имеют способность выучивать новые шаблоны поведения и расти в течение
всей жизни.
Им свойственно ПРОАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, то есть здоровый человек не только реагирует на внешние стимулы, но способен сознательно воздействовать на свою среду новыми, ранее не испробованными способами и вынуждать окружающую среду реагировать на них.
Проактивное поведение не просто направлено на снижение напряжения, но также создает новые напряжения.
Слайд 143Проследив историю термина «личность», Оллпорт привел 49 существующих определений личности,
классифицировав их в зависимости от этимологии, внешних проявлений и значений
в теологии, философии, юриспруденции, социологии и психологии.
Слайд 144«ЛИЧНОСТЬ — ЭТО ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВНУТРИ ИНДИВИДУУМА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ
ЕГО ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ»
Гордон Оллпорт
Слайд 145Гордон В. Оллпорт разработал теорию личности, которая подчеркивает УНИКАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИ
ЗДОРОВЫХ ИНДИВИДУУМОВ, ПРОАКТИВНО СТРЕМЯЩИХСЯ К СВОИМ СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ.
Слайд 146Единицей анализа, применимой для изучения различия в поведении разных людей,
Оллпорт считал
черту личности,
которую определял как «нейропсихическую структуру, способную
преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения».
Термин «черта» подразумевает некую общую характеристику, присущую нескольким индивидуумам.
Слайд 147ОБЩИЕ ЧЕРТЫ (common traits) — это те стороны человеческой личности,
которые делают возможным сравнение индивидуумов.
Они предоставляют способ, которым можно
сравнивать характеристики людей в пределах данной культуры.
Оллпорт разделял общие черты и индивидуальные черты, которые он называл личными диспозициями.
Слайд 148Оллпорт и Одберт ( Odbert) (1936) перечислили приблизительно 18 000
личных описательных слов из «Нового международного словаря Вебстера» 1925 года
издания, примерно четверть из которых описывают свойства личности.
Среди них удалось выделить:
Черты, которые описывают относительно стабильные характеристики, такие, как «общительность» или «интровертность»,
Состояния, которые описывают временные характеристики, например «счастливый» или «сердитый»,
Оценочные характеристики, такие, как «неприятный» или «чудесный»,
Физические свойства, например «высокий» или «полный».
Слайд 149Акцент на уникальности заставил Олпорта отказаться от рассмотрения общих черт
и заменить их индивидуальными чертами, или персональными диспозициями.
Слайд 150Согласно теории Оллпорта, двумя основными составляющими личности являются
личные диспозиции
проприум.
Слайд 151Оллпорт определил ЛИЧНУЮ ДИСПОЗИЦИЮ как «генерализованную нейропсихическую структуру (специфическую для
каждого индивидуума), способную отвечать на многие стимулы функционально одинаково, а
также формировать последовательные (эквивалентные) формы адаптивного и стилистического поведения и руководить этим поведением»
Слайд 152Оллпорт рассматривал непрерывное множество личных диспозиций, начиная с наиболее центральных
и заканчивая теми, которые имеют лишь периферийное значение для человека.
При этом различал следующие уровни:
кардинальные диспозиции,
центральные диспозиции
вторичные диспозиции.
Каждый человек обычно имеет около десяти диспозиций, которые являются центральными для данной личности, и сотни менее важных, вторичных и стилистических.
Слайд 153Некоторые люди обладают выделяющейся характеристикой или главной страстью, настолько преобладающей,
что она доминирует над всей их жизнью – это кардинальная
диспозиция.
Слайд 154Нельзя считать, что вторичная диспозиция одного человека менее интенсивна, чем
центральная диспозиция другого.
Личные диспозиции не предназначены для сравнения характеристик
разных людей
Слайд 155Проприум (собственное) – центр личности.
Он включает характеристики, которые мы воспринимаем
как центральные и важные для нашей жизни.
Проприум включает те
стороны личности, которые рассматриваются как важные для чувств
самоидентификации и самовозвышения.
В понятие проприума входят также ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, так же как и та часть сознания, которая является характерной для конкретной личности и соответствует убеждениям взрослого человека.
Слайд 156Личность и проприум — не синонимы.
Понятие личности включает в себя
множество
привычек и навыков,
эмоций,
черт,
общепринятых обычаев и оппортунистических
стремлений,
приспособленческих шаблонов ( adjustment patterns) и случайных факторов,
не являющихся близкими и центральными для человека.
Слайд 158Обычно не ранее чем в отрочестве человек приобретает четко определенное
осознание себя как личности
и хорошо развитый проприум, что подвигает
его действовать в соответствии с собственными стремлениями.
Слайд 159В дополнение к перечисленным семи центральным аспектам личности, составляющим проприум,
Оллпорт описал еще один, восьмой аспект, который он называл ОСОЗНАЮЩЕЙ
ЛИЧНОСТЬЮ, или субъективной личностью.
Осознающая личность — это «я», которое осознает «себя» как объект. Когда я думаю о своей личности, я могу думать только о моей объективной личности, то есть о моем физическом облике, о моей репутации, о моем образе себя и так далее. Но кто этот размышляющий «я»? Это — тоже моя личность, но это осознающая личность, которая не может быть частью проприума.
Слайд 160Теория личности Оллпорта построена на предположении о ДВОЙНОЙ СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ.
Люди движимы одновременно и
потребностью приспосабливаться к своей окружающей среде,
и
стремлением расти или добиваться все большей и большей самоактуализации.
Слайд 161Потребность приспосабливаться и потребность расти сосуществуют бок о бок внутри
одного человека, и любая адекватная теория личности, говорил Оллпорт, должна
принимать во внимание тот факт, что
ЛЮДИ ЯВЛЯЮТСЯ КАК РЕАКТИВНЫМИ, ТАК И ПРОАКТИВНЫМИ СУЩЕСТВАМИ.
Слайд 162Оллпорт был совершенно не удовлетворен существующими теориями мотивации, поскольку почти
все они основывались на предположении, что люди просто реагируют на
свою окружающую среду, но практически не формируют ее.
С точки зрения Оллпорта, ЛИЧНОСТЬ — ЭТО РАСТУЩАЯ СИСТЕМА, ПОСТОЯННО ВКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЯ НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ БЛАГОДАРЯ ИМ, а большинство предшествующих теорий личности не допускают возможность роста.
Слайд 163Теория Оллпорта видит ЛЮДЕЙ СОЗНАТЕЛЬНО ВОЗДЕЙСТВУЮЩИМИ НА СВОЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
СПОСОБОМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ИМ РАСТИ И СТРЕМИТЬСЯ К ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ
Слайд 164Критика персонологии:
1. Проблемы изучения личности в трактовках персонологии (уникальность, изменчивость,
внутренняя сложность), проблемы с эмпирической проверкой теории,
2. Невозможность выведения эмпирических
законов, так как делается упор на изучении частных случаев,
3. Внутренняя противоречивость персонологии, связанная с эклектизмом,
4. Упор на мотивацию в трактовке личности