Слайд 1Николай Михайлович Карамзин
(1766 – 1826)
К чему ни обратись в нашей
литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести
исторической, публицизму, изучению истории.
В.Г.Белинский
Слайд 2Н.М.Карамзин
Военная служба
Смерть отца
Отставка
Симбирск
Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории
Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская
семья
Светское образование
Знание иностранных
языков
Путешествие
по Европе
Слайд 4Н.М.Карамзин – журналист, писатель, историк
«Московский журнал»
«Письма русского путешественника»
«Наталья, дочь боярская»
«Бедная
Лиза»
«История государства Российского»
Н.М.Карамзин.
Худ. А.Г.Венецианов. 1828
Слайд 5«Бедная Лиза»
О чём это произведение?
От какого лица ведётся повествование?
Какими вы
увидели главных героев? Как к ним относится автор?
Похожа ли повесть
Карамзина на произведения классицизма?
О.Кипренский. Бедная Лиза.
Слайд 6Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей,
возникшее в определённых исторических условиях :
единство целей, принципов изображения, выбора форм.
Слайд 7Разум может ошибаться,
чувство – никогда!
Жан Жак Руссо
Классицизм и сентиментализм
в живописи и литературе
Слайд 8Сентиментализм
Художественное направление (течение)
в искусстве и литературе конца XVIII –
начала XIX веков.
От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.
«Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский.)
Слайд 9ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССИЦИЗМА
Цель парадного портрета:
– прославление монархов и
вельмож, важность человека государственного.
Особое внимание
- торжественности одежды,
сословным аксессуарам,
достойной позе, на лице - уму и самообладанию.
Свойства парадного портрета:
Центральное положение фигуры на холсте.
Выделение фигуры цветом и светом.
Уравновешенность композиции.
Статичность позы и жестов.
Цвет красок чистый, без оттенков.
Слайд 11Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – журналист,историк-историограф, писатель, поэт, почётный член
Петербургской Академии наук, создатель «Истории государства Российского», издатель первого детского
журнала «Детское чтение для сердца и разума». Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-1803).
Н.М.КАРАМЗИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
Слайд 12Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум,
живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему
надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей… Н.М.Карамзин
Слайд 13Великие сентименталисты русской литературы
Крупнейшим поэтом конца XVIII века был Г.Р.
Держáвин, чьей наибольшей заслугой была демократизация поэтического слова. Он смело
сочетал “высокий” и “низкий” стили, внёс элементы живой разговорной речи в литературный язык, называя поэзию “говорящей живописью”.
Расцвет сентиментализма в литературе связан с творчеством А.Н. Ради́щева («Путешествие из Петербурга в Москву»№) и Н.М. Карамзинá («Бедная Лиза»).
Сентименталисты обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Для сентиментализма характерны, как правило, прозаические жанры: повесть, роман (чаще всего эпистолярный) , дневник, «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.
Слайд 14Н.М.Карамзин – основоположник сентиментализма
По словам В.Г. Белинского, с Карамзина началась
новая эпоха русской литературы.
Н.М.Карамзин стремился создать человека новой культуры
—утонченного, «чувствительного», с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. Хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве русского человека.
Карамзин считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства читателей.
Психологизм – главное художественное открытие Карамзина. Писатель не представляет своих героев однозначно положительными или отрицательными. В повести нет злодеев, а есть люди, в которых «нельзя забывать человека».
Слайд 15ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»
Повесть "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина
(1792) совершила настоящий переворот в русской литературе.
Психологизм –
главное художественное открытие Карамзина. Автор сознательно создавал ощущение реальности описанного, он прямо обращался к читателю, видел в нем друга. Рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле.
Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей.
Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность, будит сострадание и благородные чувства у читателей.
Образ Лизы – поэтический, нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности.
Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству.
Герои , как и живые люди, любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются.
Слайд 16Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы.
Домашнее задание: 1.Учебник (конспект).
2.Сформулировать выводы о соответствии повести
требованиям сентиментализма
Домашнее задание
Слайд 17Домашнее задание
Учебник (конспект).
Записать ответы на вопросы:
Почему повесть Карамзина
стала открытием для его современников?
Начало какой традиции русской литературы положено
Карамзиным?