Слайд 1Норма современного русского литературного языка
Стилистическая (норма употребле-
ния языковых средств в соответствии
с ситуацией общения )
Синтаксическая (норма образования словосочетаний и пред-
ложений)
Морфологическая (норма образования форм слов)
Орфоэпическая (норма произношения)
Акцентологическая (норма ударения)
Лексическая (норма употребления слов)
Слайд 2Акцентологическая норма
Акцентологическая норма – это норма ударения. Ударение
в русском языке носит непостоянный характер. Причины, влияющие на постановку
ударения на тот или иной слог разные. Например:
Ударение носит смыслоразличительный характер: брОня – бронЯ, шАбаш – шабАш, языковОй – языкОвый.
2. Слово пришло из иностранного языка: жалюзИ, мАркетинг, мизЕрный.
3. Различение букв Е и Ё: новорождённый, жёлчь.
4. Определённый исторический период: звонИшь, каталОг.
Слайд 3ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА
Орфоэпическая норма – это норма произношения звуков:
1. Гласных: т[э]ст, ч[и]сы, ж[ы]лать.
2.
Согласных: коне[шн]о, ску[шн]о, пустя[шн]ый, Фомини[шн]а.
Слайд 4МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА
Морфологическая норма – это норма образования форм
слов. Например:
1. Образовать форму ед. ч. от слова туфли: тУфля.
2.
Образовать форму род. п. мн. ч. от сущ.
гектар: гектаров
3. Различать по смыслу формы: корпусА (здания, войсковые соединения) – кОрпусы (туловища), образА (иконы) – Образы (художественно-литературные).
Слайд 5СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА.
Словосочетание
Синтаксическая норма – это норма построения
словосочетаний и предложений.
Словосочетания бывают свободные и связанные.
К свободным словосочетаниям предъявляется только одно требование: требование смысла. Напр.: солнечный день, пасмурный день, праздничный день, рабочий день; но нельзя сказать «квадратный день» – у этого словосочетания нет смысла. К связанным (устойчивым) словосочетаниям предъявляется больше требований: во-первых, должен быть смысл, во-вторых, нельзя выбросить ни одного слова, в-третьих, нельзя менять формы слов. Напр.: ахиллесова пята.
Слайд 6ЗАДАНИЕ
Найдите и исправьте ошибку в словосочетании:
Физкультура
играет большое значение в моей жизни.
Слайд 7ПРАВИЛЬНО
Физкультура имеет большое значение в моей жизни.
ИЛИ
Физкультура играет большую
роль в моей жизни.
Слайд 8СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА.
Предложение
Правил образования предложений много. Мы остановимся
только на правилах образования предложений с деепричастным оборотом. Их три:
1. В предложении с деепричастным оборотом есть два действия: первое выражено главным членом предложения, а второе – деепричастием.
2. Эти действия совершаются одним и тем же лицом. 3. Это лицо стоит в именительном падеже.
Например: Выйдя из комнаты, он хлопнул дверью.
Слайд 9ЗАДАНИЕ
Исправьте синтаксические ошибки:
Идя по мосту, с
меня слетела шляпа.
Сидя в лодке с удочкой, попался
на крючок окунь.
Слайд 10ПРАВИЛЬНО
1. Идя по мосту, я уронил шляпу.
2. Сидя
в лодке с удочкой, рыбак поймал на крючок окуня.
Слайд 11ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Лексическая норма – это норма употребления слов.
Лексический состав русского языка богат и разнообразен. Словарный запас человека
зависит от его образованности и начитанности. Героиня Ильфа и Петрова Эллочка-людоедочка имеет в своём словарном запасе всего 30 слов. Их ей достаточно, чтобы общаться со своим «парнишей». А человеку, получающему образование, этого недостаточно. Статистика говорит, что современный образованный человек должен иметь в словарном запасе не менее
Слайд 12ЗАДАНИЕ
Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Важный, значительный,
существенный, примечательный. Выразить, сформировать, назвать, придумать. Мысли, чувства, размышления, думы.
Обаятельный, очаровательный, смешной, неотразимый. Последний, заключительный, ограничительный, финальный. Применять, употреблять, исправлять, использовать. Средство, коммуникация, орудие, оружие.
Слайд 13ЗАДАНИЕ
Составьте словосочетание со словами – синонимами, приведёнными
ниже, и словами, данными в скобках.
Древний, старый, старинный
(друг, язык, обычай); краткий, короткий, сжатый (отрезок, пересказ, форма); лечебный, лекарственный, целебный (источник, препарат, учреждение); тихий, беззвучный, безмолвный (согласие, голос, тишина); удачный, счастливый, благополучный (жених, завершение, поездка); яркий, красочный, живописный (свет, посёлок, описание).
Слайд 14СТИЛИСТИЧЕСКАЯ НОРМА
Стилистическая норма – это норма употребления языковых
средств в соответствии с ситуацией общения.
Языковые средства (слова,
фразеологизмы, грамматические формы и т. д.) делятся на нейтральные и стилистически окрашенные. Нейтральные применяются во всех стилях и играют роль стилистического фона; стилистически окрашенные ограничены в употреблении, их использование придаёт высказыванию тот или иной стилистический оттенок.
Спектр стилистических красок широк и разнообразен. Одно из основных стилистических различий, например, выделяет высокую и сниженную лексику. Высокая лексика необходима в тех случаях, когда говорят о чём-то важном, значительном. Ещё Аристотель говорил о том, что о важных вещах следует говорить серьёзно, подбирая выражения, которые придадут речи возвышенное звучание. О пустяках не говорится торжественно, в этом случае используются слова шутливые, презрительные, то есть сниженная лексика. Высокая и сниженная лексика противопоставляется нейтральной. Сравните: лицо (нейтральное) – лик (высокое) – рожа – (сниженное).
Слайд 15ЗАДАНИЕ
Перепишите данные слова, поставив рядом с ними в
круглых скобках пометы, указывающие на стилистическую или эмоциональную окраску. Воспользуйтесь
толковым словарём русского языка.
Образец: Академизм (книжн.), аксиома (спец.), безалаберщина (разг.), айда (прост.).
Алгоритм, безбрачие, бравировать, бройлер, бытие, вбухать, везунчик, вкусности, возблагодарить, воротиться, главенствовать, движимый, демаркация, держава, дознание, дубликат, жульничать, знамение, импульсивный, коалиция, коммуникация, коротать, кромешный, менталитет, милочка, обрядить, спохватиться, стимулировать, унисон, халтура.