Слайд 1Нормативно-правовые основы управления образовательным учреждением
Учебный курс по программе профессиональной переподготовки
«Управление образованием», 2019
Слайд 2Цель курса:
Изучение правовых основ образовательной деятельности;
Приобретение навыков и опыта анализа
и оценки предложений, направленных на совершенствование законодательства об образовании;
Приобретение опыта
и навыков проектирования, разработки и анализа локальных нормативно-правовых актов.
Слайд 3Тема 1
Правовое регулирование сферы образования в РФ
Слайд 4Право – это
система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, выражающих государственную
волю общества, принятых или одобренных государством, обеспеченных его принудительной силой
и направленных на регулирование общественных отношений.
Слайд 5«justitia» – «справедливость, законность, правосудие.
право – это совокупность норм, которые
регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых
взыскивает государство;
право – это личная возможность человека, которая гарантируется законом.
Слайд 6Нормы права – это
общеобязательные правила поведения, которые создает и
охраняет от нарушений государство, устанавливающее права и обязанности участников регулируемых
отношений.
Слайд 7Образовательное право
комплексная отрасль права, содержащая совокупность норм, регулирующих общественные отношения
в сфере образования
Слайд 8Наука образовательного права изучает:
нормативные правовые акты, регулирующие образовательные отношения,
в частности эффективность каждой нормы права;
правоотношения в сфере образования;
правосознание людей по отношению к образовательному праву;
образовательные отношения, т. е. отношения по обучению и воспитанию;
Слайд 9Наука образовательного права изучает:
механизм правового регулирования;
идеи различных политических
партий, групп по развитию и функционированию системы образования;
потребности человека
в образовательных услугах;
потребности различных групп людей в образовании;
содержание образования и т. д.
Слайд 10Сфера образования включает следующие виды отношений, которые регулируются образовательным правом:
педагогические отношения — отношения по воспитанию и обучению;
конституционные отношения;
трудовые отношения;
управленческие отношения;
имущественные отношения;
социальные отношения;
земельные отношения;
финансовые отношения;
семейные и другие.
Слайд 11Управленческие отношения
важнейшая категория образовательного права, включающая отношения:
по поводу выборов руководителей
образовательных организаций;
между образовательным учреждением и органом управления образованием, местным органом
самоуправления, государственным органом.
по поводу разграничения компетенции между органами власти и управления.
по поводу образования между муниципальными органами и семьями, обучающимися.
Слайд 12Объектом регулирования образовательного права
являются общественные отношения, являющиеся элементом сферы
образования.
Система отношений, которые регулируются образовательным правом, называется образовательными отношениями.
Слайд 13источник права
- это формы выражения, объективизации нормативной государственной воли,
т.е. та официальная форма, в которой излагаются нормы права
Слайд 14основные виды источников (форм) права
Правовой обычай
Правовой прецедент (судебный и административный)
Юридическая
наука (правовая доктрина)
Договоры нормативного содержания
Нормативно-правовой акт
Слайд 15Нормативно-правовой акт
документ, принимаемый специально на то уполномоченным правотворческим органом государства
и устанавливающий новые нормы права либо изменяющий или отменяющий старые
правовые нормы
Слайд 16Индивидуальные правовые акты
это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц,
выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда,
приказ руководителя предприятия или учреждения и др.).
это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными (как правило, имеют: разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими).
Слайд 17Интерпретационные акты
Это акты разъяснения (толкования) норм права.
Они не содержат новых
юридических норм, а лишь разъясняют существующие.
Слайд 18Виды НПА
по юридической силе различают:
з а к о н
ы - акты, обладающие высшей юридической силой;
п о д
з а к о н н ы е а к т ы - акты, основанные на законах и им не противоречащие.
Слайд 19Виды НПА по уровню
Федеральный уровень
1
Региональный уровень
2
Муниципальный уровень
3
Уровень образовательного учреждения
4
Слайд 20Закон - это
нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной
власти и обладающий высшей юридической силой.
В Российской Федерации действуют: Основной
Закон (Конституция), федеральные конституционные законы (ФКЗ), федеральные законы (ФЗ) и законы субъектов РФ.
Слайд 21Законы в России
Конституция РФ – Основной закон государства, определяющий, как
устроено общество и государство, как образуются органы государства, каковы права
и обязанности граждан; герб, гимн, флаг Российского государства.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – принимаются в случаях, прямо предусмотренных Конституцией.
Слайд 22Законы в России
Федеральные законы (ФЗ) – акты текущего законодательства, распространяющие
свое действие на всю территорию РФ и посвященные различным сторона
социально-экономической, политической и духовной жизни общества.
Законы субъектов Федерации – издаются в пределах своей компетенции представительными органами субъектов и распространяют свое действие только на территорию соответствующего субъекта.
Слайд 23Подзаконные НПА
- Указы и распоряжения Президента РФ;
- Постановления и распоряжения
Правительства РФ;
-Приказы, инструкции, положения, нормативные письма, уставы министерств и иных
федеральных органов исполнительной власти;
-НПА органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- НПА местных органов власти;
- Локальные нормативные акты.
Слайд 24Законодательство об образовании (п.1 ст. 4)
образуют нормативно-правовые акты, содержащие нормы,
регулирующие отношения в сфере образования
Слайд 25ФЗ-273 Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
Целями правового
регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов
реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Слайд 26Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение
и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание
правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Слайд 27 Демократический подход в определении государственной политики в сфере
образования допускает «рамочное» законодательное участие государства в функционировании ОУ, при
соблюдении государством основных прав граждан в сфере образования и существовании школы как социального института. Управление, при реализации такого подхода, становится государственно-общественным, затрагивающим все основные функции деятельности школы (целевой, организационно-содержательный и аналитико-результативный компоненты).
Слайд 28Система НПА, образующих законодательство РФ об образовании
Международные договоры РФ;
Конституция Российской
Федерации;
Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.12г.;
другие федеральные законы
РФ;
иные нормативные правовые акты РФ;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
правовые акты органов местного СУ;
локальные НПА.
Слайд 29Основные нормативные документы в сфере образования
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
22 ноября 2012 г. № 2148-р;
Закон «Об образовании в РФ» Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196;
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р;
Слайд 30Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации
04 февраля 2010 г. Пр-271;
План действий по модернизации общего образования
на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р;
Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы»;
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 (Регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
Слайд 31Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от
4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт 9 начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Приказ № 209 от 24 марта 2010 г. (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный № 16999) «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от «12» мая 2011 года № 30-296 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;
Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 г. № 362) и др.
Слайд 32Международные договоры РФ
Акты ООН
Документы ЮНЕСКО
Правовые акты Совета Европы
Документы Международной Организации
Труда
Документы Болонского процесса
Совместные документы международных организаций
Документы СНГ об образовании
Слайд 33Акты ООН:
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребенка;
Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах;
Декларация о правах лиц,
принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
Слайд 34Документы ЮНЕСКО:
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования;
Региональные конвенции
о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых
степеней;
Конвенция о техническом и профессиональном образовании;
Всемирная декларация об образовании для всех;
Рекомендации о развитии образования взрослых;
Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры
Слайд 35Правовые акты Совета Европы:
Конвенция о защите прав человека и основных
свобод
Европейская культурная конвенция
Европейская социальная хартия
Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, эквивалентности
дипломов, открывающих доступ в университеты
Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения
Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций
Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств
Слайд 36Документы Болонского процесса
Совместная декларация о гармонизации европейской системы образования (Сорбонская
декларация, 1998)
Совместная декларация европейских министерств образования «Европейское пространство высшего образования»
(Болонская декларация, 1999)
Слайд 37Документы СНГ об образовании
Соглашения о сотрудничестве в области образования
Соглашения о
сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации
документов об их квалификации в рамках СНГ
Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых
Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ
Слайд 38Конституция РФ
статья 43
П. «е» статьи 72: «Общие вопросы воспитания, образования,
науки, культуры, физической культуры и спорта» …находятся в совместном ведении
РФ и субъектов РФ
П. «в» статьи 114: Правительство РФ «обеспечивает проведение в РФ единой гос.политики в области… образования…»
Слайд 39Статья 43
Каждый имеет право на образование
Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного,
основного общего и среднего профессионального образования
Каждый вправе на конкурсной основе
бесплатно получить ВО
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми ООО
РФ устанавливает ФГОС, поддерживает различные формы образования и самообразования
Слайд 40ИСТОЧНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Национальная доктрина
образования в Российской Федерации (до 2025 г.)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской федерации до 2020 года
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
Материалы Федеральных государственных образовательных стандартов
Слайд 41Федеральные законы
разграничивают компетенцию и ответственность в области образования между ФОГВ,
ОГВС РФ и ОМСУ;
регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы
отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации;
вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми осуществляется собственное правовое регулирование в области образования.
Слайд 42Федеральные законы
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря
2012 г. № 273–ФЗ
ФЗ, содержащие нормы, регулирующие отношения в
сфере образования:
ГК РФ; ТК РФ; НК РФ
ФЗ «Об автономных учреждениях»; ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Слайд 43Подзаконные НПА
НПА Президента и Правительства по вопросам образования
НПА федеральных органов
исполнительной власти
Приказы Министерства образования и науки РФ
Приказы иных министерств (Минобороны,
МВД), регулирующих отношения в области образования
Слайд 44Субъекты Российской Федерации
могут принимать в области образования законы и иные
нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования;
не
могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования
Слайд 45Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
Образовательная организация принимает
локальные нормативные акты, в пределах своей компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Слайд 46При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников
образовательной организации
учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся,
а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
Слайд 47Локальные НПА принимаются по основным вопросам организации и осуществления образовательной
деятельности
в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся,
формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Слайд 48Нормы локальных нормативных актов,
ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации
по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением
либо принятые с нарушением установленного порядка,
не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Слайд 49Нормативно-правовые акты
образовательного учреждения
Вопросы компетенции ОУ урегулированы п. 2 ст.
32 Закона РФ «Об образовании» и соответствующим Типовым положением
правовое оформление
статуса образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления;
правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;
правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;
правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в образовательном учреждении;
правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения);
правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);
правовое обеспечение материально-технического снабжения.
Слайд 50Организационные
документы
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ФИНАНСОВОМУ БЛОКУ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ БЛОКУ
НПА
ОУ
Распорядительные
документы
ПОЛОЖЕНИЯ
ПРИКАЗЫ
ПРАВИЛА
ИНСТРУКЦИИ
Нормативно-правовые акты
образовательного учреждения
Слайд 51нормативные
устав,
положения,
приказы,
распоряжения,
правила,
инструкции,
графики,
расписания
ненормативные
письма,
телеграммы,
рекомендации,
указания,
служебные записки
Локальные нормативные акты
Слайд 52 Локальный нормативный акт:
гриф «УТВЕРЖДАЮ»;
гриф «СОГЛАСОВАНО»;
гриф «ПРИНЯТО».
Процедура принятия,
согласования и утверждения локальных нормативных актов закрепляется в уставе образовательной
организации или иных нормативных правовых актах
Принятие, согласование,
утверждение…
Слайд 53 Организационно-правовые документы
образовательного учреждения
СВИДЕТЕЛЬСТВО О ВНЕСЕНИИ ЗАПИСИ В ЕДИНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ СВИДЕТЕЛЬСТВА О РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТАХ ОУ;
УСТАВ;
ДОГОВОР С УЧРЕДИТЕЛЕМ;
ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
СВИДЕТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
Слайд 54УСТАВ – свод правил, положений,
определяющих построение и деятельность
организации, права и обязанности ее членов
Содержание Устава регламентируется
ст.13 Закона
РФ «Об образовании»
«Устав разрабатывается и принимается коллективом
образовательного учреждения для внесения его на
утверждение» (ст.32 п.12 Закона «Об образовании»)
УСТАВ -важнейший юридический документ ОУ, определяющий его статус, отношения с учредителем и всеми участниками образовательного процесса
Организационно-правовые документы
образовательного учреждения
Слайд 55ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ БЛОКУ:
Индивидуальное штатное расписание ОУ на уч. год;
Тарификационная
ведомость работников ОУ на уч. год;
Положение об оплате труда работников
Положение
о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников
Смета ОУ по бюджетным ассигнованиям на финансовый год;
Договоры по платным дополнительным услугам на учебный год и др.
ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ БЛОКУ:
Паспорт (акт) готовности ОУ к новому учебному году;
Договор на техническое обслуживание здания;
Договор с охранным агентством на уч.год и копия лицензии на охранную деятельность;
Договор с поликлиникой по медицинскому обслуживанию обучающихся на уч. год.
Слайд 56ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ:
Контингент обучающихся ОУ на уч. год;
Договоры ОУ
с образовательными, культурными, научными и др. учреждениями на учебный год.
ПО
РАБОТЕ С КАДРАМИ И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ БЛОКУ:
Индивидуальные учебные планы ОУ на учебный год;
Должностные инструкции работников
Согласованные программы обучения по предметам;
Договоры по обеспечению учебниками, учебно-методической и художественной литературой;
Программы научно-экспериментальной деятельности ОУ.
Слайд 57ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ БЛОКУ:
Положение об организации и проведении публичного отчета
ОО.
Положение об Интернет-сайте ОО.
Инструкция по организации делопроизводства (электронного документооборота) в
ОО.
Соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов
ПО УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ БЛОКУ:
Акты проверок и обследований ОУ вышестоящими и др. организациями за учебный год
Слайд 58РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Положение устанавливает правовой статус органа управления ОУ,
структурного подразделения либо порядок реализации ОУ какого-либо из своих правомочий.
Инструкция
устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.
Правила регламентирует организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности ОУ, участников образовательного процесса.