Слайд 1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕТЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧНИЯ КСЗИ
20501 Урюмцев Илья
Слайд 2Значение нормативно-методического обеспечения
В целях обеспечения комплексного подхода к формированию законодательства
по проблемам защиты информации и информатизации в России в апреле
1992 г. была утверждена «Программа подготовки законодательного и нормативного обеспечения работ в области информатизации и защиты информации». В соответствии с этой Программой была намечена разработка базового Закона РФ в области информатизации «Об информации, информатизации и ЗИ», а также еще ряда специальных законов
Слайд 3 Нормативно-методическое обеспечение КСЗИ представляет собой комплекс положений
законодательных актов, нормативов, методик, правил, регламентирующих создание и функционирование КСЗИ,
взаимодействие подразделений и лиц, входящих в структуру системы, а также статус органов, обеспечивающих функционирование КСЗИ
Слайд 4Требования к документам
Нормативные документы, определяющие порядок защиты,
должны удовлетворять следующим требованиям:
— соответствовать
структуре, целям и задачам предприятия;
— описывать общую программу обеспечения безопасности, включая
вопросы эксплуатации и усовершенствования;
— перечислять возможные угрозы информации и каналы ее утечки, результаты оценки опасностей и рекомендуемые защитные меры;
— определять ответственных за внедрение и эксплуатацию всех средств защиты;
— определять права и обязанности пользователей, причем таким способом, чтобы этот документ можно было использовать в суде при нарушении правил безопасности
Слайд 5
Прежде чем приступить к разработке документов, определяющих
порядок ЗИ, нужно провести
оценку угроз, определить
информационные ресурсы, которые целесообразно защищать в первую
очередь, и
подумать, что необходимо для обеспечения их безопасности.
Правила должны основываться на здравом смысле. Целесообразно обратить
внимание на следующие вопросы:
— принадлежность информации; об информации обязан заботиться тот, кому она принадлежит;
— определение важности информации; пока не определена значимость информации, не следует ожидать проявлений должного отношения к ней;
— значение секретности; как пользователи хотели бы защищать секретность информации? Нужна ли она им вообще?
Если право на сохранение тайны будет признано в вашей организации, то может
ли она выработать такие правила, которые обеспечивали бы права пользователей на
защиту информации?
Слайд 6Состав нормативно-методического обеспечения
Нормативно-методическая документация должна
содержать следующие вопросы защиты информации:
— какие информационные
ресурсы защищаются;
— какие программы можно использовать на служебных компьютерах;
— что происходит при
обнаружении нелегальных программ или данных;
— дисциплинарные взыскания и общие указания о проведении служебных расследований;
— на кого распространяются правила;
— кто разрабатывает общие указания;
— точное описание полномочий и привилегий должностных лиц;
— кто может предоставлять полномочия и привилегии;
Слайд 7
— порядок предоставления и лишения привилегий в области безопасности;
— полнота и порядок
отчетности о нарушениях безопасности и преступной деятельности;
— особые обязанности руководства и
служащих по обеспечению безопасности;
— объяснение важности правил (пользователи, осознающие необходимость соблюдения правил, точнее их выполняют);
— дата ввода в действие и даты пересмотра;
— кто и каким образом ввел в действие эти правила.
План защиты информации может содержать следующие сведения:
— назначение ИС;
— перечень решаемых ИС задач;
— конфигурация;
— характеристики и размещение технических средств и программного обеспечения;
— перечень категорий информации (пакетов, файлов, наборов и баз данных, в которых они содержатся), подлежащих защите в ИС;
— требования по обеспечению доступности, конфиденциальности, целостности различных категорий информации;
— список пользователей и их полномочий по доступу к ресурсам системы;
— цель защиты системы и пути обеспечения безопасности ИС и циркулирующей в ней информации;
— перечень угроз безопасности ИС, от которых требуется защита, и наиболее вероятных путей нанесения ущерба;
— основные требования к организации процесса функционирования ИС и мерам обеспечения безопасности обрабатываемой информации;
— требования к условиям применения и определение зон ответственности установленных в системе технических средств защиты от НСД;
— основные правила, регламентирующие деятельность персонала по вопросам обеспечения безопасности ИС (особые обязанности должностных лиц ИС);
Слайд 8
— цель обеспечения непрерывности процесса функционирования ИС, своевременность восстановления ее работоспособности
и чем она достигается;
— перечень и классификация возможных кризисных ситуаций;
— требования, меры
и средства обеспечения непрерывной работы и восстановления процесса обработки информации (порядок создания, хранения и использования резервных копий информации и дублирующих ресурсов. и т. п.);
— обязанности и порядок действий различных категорий персонала системы в кризисных ситуациях по ликвидации их последствий, минимизации наносимого ущерба и восстановлению нормального процесса функционирования системы;
— разграничение ответственности субъектов, участвующих в процессах обмена электронными документами;
— определение порядка подготовки, оформления, передачи, приема, проверки подлинности и целостности электронных документов;
— определение порядка генерации, сертификации и распространения ключевой информации (ключей, паролей и т. п.);
— определение порядка разрешения споров в случае возникновения конфликтов.
Слайд 9Порядок разработки и внедрения документов
В статье 7 Закона РФ «О
государственной тайне» заранее установлен состав сведений,
которые не могут быть засекречены,
т. е. отнесены к государственной тайне.
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
— о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствия, а также о стихийных бедствиях и их официальных прогнозах и последствиях;
— о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
— о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
— о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
— о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
— о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
— о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Слайд 10Полномочиями по отнесению сведений к
государственной тайне обладают следующие
органы государственной власти
и должностные
лица:
1. Палата Федерального собрания;
2. Президент Российской Федерации;
3. Правительство РФ;
4. Органы государственной власти РФ,
органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий;
5. Органы судебной власти.
Слайд 11Основаниями для рассекречивания сведений
являются:
— взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств
по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну;
— изменение объективных
обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Слайд 12Экспертная комиссия
Для разработки перечня создается экспертная комиссия, в состав
которой включаются
компетентные специалисты, работающие со сведениями,
составляющими государственную тайну.
В ходе подготовки проекта
перечня экспертные комиссии в соответствии
с принципами засекречивания сведений, установленными Законом
Российской Федерации «О государственной тайне», проводят анализ
всех видов деятельности соответствующих органов государственной
власти, предприятий учреждений и организаций с целью определения
сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности
Российской Федерации. Обоснование необходимости отнесения
сведений к государственной тайне с указанием соответствующей
степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и
оформляется в виде предложений для включения в проект
соответствующего перечня.
Слайд 13
Утвержденные перечни в целях координации
работ по защите государственной тайны
направляются в
Межведомственную комиссию.
После утверждения перечни доводятся до:
— заинтересованных органов государственной власти в
полном объеме либо в части, их касающейся;
— предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения органов государственной власти, в части, их касающейся, по решению должностного лица, утвердившего перечень;
— предприятий, учреждений и организаций, участвующих в проведении совместных работ, в объеме, определенном заказчиком этих работ.
Слайд 14
Серьезное значение для обеспечения безопасности информационных ресурсов приобретают документы предприятия,
регулирующие
отношения с государством и с коллективом сотрудников на правовой основе.
К
таким основополагающим документам можно отнести:
— устав предприятия, закрепляющий условия обеспечения безопасности деятельности и защиты информации;
— трудовые договоры с сотрудниками предприятия, содержащие требования по обеспечению защиты сведений, составляющих коммерческую тайну и др.;
— правила внутреннего трудового распорядка рабочих и служащих;
— должностные обязанности руководителей, специалистов и обслуживающего персонала.
Эти документы играют важную роль в обеспечении безопасности предприятия.
Для предприятия необходимо внести в устав следующие дополнения:
— предприятие имеет право определять состав, объем и порядок защиты сведений, составляющих коммерческую тайну; требовать от своих сотрудников обеспечения ее сохранности;
— обязано обеспечить сохранность коммерческой тайны;
— состав и объем информации, являющейся конфиденциальной и составляющей коммерческую тайну, а также порядок защиты определяются руководителем предприятия;
— имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну;
— руководителю предоставляется право возлагать обязанности, связанные с защитой информации, на сотрудников.
Слайд 15
Внесение этих дополнений дает право
администрации:
— создавать организационные структуры по защите коммерческой
тайны;
— издавать нормативные и распорядительные документы, определяющие порядок выделения сведений, составляющих
коммерческую тайну, и механизмы их защиты;
— включать требования по защите коммерческой тайны в договора по всем видам деятельности;
— требовать защиты интересов фирмы перед государственными и судебными органами;
— распоряжаться информацией, являющейся собственностью, в целях извлечения выгоды и недопущения экономического ущерба коллективу предприятия и собственнику средств производства.
Слайд 16Отнесение к коммерческой тайне
В соответствии со ст. 139 ГК РФ
и другими нормами федеральных
законов информация может составлять коммерческую тайну, если
она
отвечает следующим требованиям (критерии правовой
охраны):
— имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
— не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
— к ней нет свободного доступа на законном основании;
— обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Слайд 17Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица,
документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Слайд 18Особые пункты трудового договора
В трудовой договор предприятия необходимо внести ряд
пунктов соответствующего характера:
1. Работник обязан соблюдать конфиденциальности сведений, которые ему стали
известны в процессе работы. В случае нарушения конфиденциальности работник несет материальную и административную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и правилами внутреннего распорядка работодателя. Обязательства по соблюдению конфиденциальности остаются в силе и после прекращения срока действия настоящего договора в течение одного года;
2. Отдельную статью, связанную с конфиденциальностью, в которой бы содержалось следующее:
2.1. Под «Коммерческой тайной» понимаются носящие конфиденциальный характер сведения и их носители, полученные в рамках настоящего договора, и отвечающими следующим условиям:
— сведения и их носители, указанные в «Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну»;
— сведения и их носители не являются общеизвестными или общедоступными из других источников;
— сведения и их носители не передавались работодателем в распоряжение других лиц без обязательства, касающегося их конфиденциальности;
2.2. Под «Разглашением коммерческой тайны» понимаются умышленные или неосторожные действия работника, приведшие к преждевременному, не вызванному служебной необходимостью, открытому опубликованию сведений, составляющих коммерческую тайну, либо к утрате документов с такими сведениями или бесконтрольному использованию и распространению этих сведений.
Слайд 19
Политика по сохранению коммерческой тайны реализуется путем
максимального ограничения круга лиц,
физической сохранности
документов, содержащих такие сведения, внесения требований по
конфиденциальности конкретной информации
в договоры с внутренними и
внешнеторговыми партнерами и других мер по решению руководства.
Защита и обработка конфиденциальных документов предусматривает:
— порядок определения информации, содержащей коммерческую тайну, и сроков ее действия;
— систему допуска сотрудников, командированных и частных лиц к сведениям, составляющим коммерческую я тайну;
— обеспечение сохранности документов на различных носителях с грифом конфиденциальности;
— обязанности лиц, допущенных к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
— принципы организации и проведения контроля за обеспечением режима при работе со сведениями, составляющим коммерческую тайну;
— ответственность за разглашение сведений, утрату документов, содержащих коммерческую тайну.
Слайд 20Контрольные вопросы
Из чего состоит нормативно-методологическое обеспечение ИБ?
Какие документы регулируют деятельность
по обеспечению ИБ в РФ?
Какие органы обладают полномочиями по отнесению
сведений к государственной тайне?