Разделы презентаций


Новая парадигма дополнительного образования детей в современной России

Содержание

Древняя притча Бог слепил человека из глины и остался у него не использованный кусок. - Что еще слепить тебе? – спросил Бог. -

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Голованов Виктор Петрович,
гл. научн. сотрудник
ФГБНУ «ИИДСВ РАО», д.п.н.,

профессор, Заслуженный учитель РФ
VPGolovanov@mail.ru

Новая парадигма дополнительного образования детей в

современной России

Смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты — человек!»
Н.А.Заболоцкий

Голованов Виктор Петрович, гл. научн. сотрудник ФГБНУ «ИИДСВ РАО», д.п.н., профессор, Заслуженный учитель РФVPGolovanov@mail.ru Новая парадигма

Слайд 2Древняя притча
Бог слепил человека из глины

и остался у него не использованный кусок.
-

Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
Древняя притча    Бог слепил человека из глины и остался у него не использованный кусок.

Слайд 3Современным обществом востребован переход от приоритетности цели -вооружить обучающегося знаниями,

умениями и навыками к целям, призванным обеспечить всестороннее развитие обучающегося,

его право и возможности на жизненный успех, что предполагает не только наличие определенного набора знаний, но и сформированность определенных личностных качеств юного гражданина России.

Современным обществом востребован переход от приоритетности цели -вооружить обучающегося знаниями, умениями и навыками к целям, призванным обеспечить

Слайд 4Парадигма
(от греч. paradeigma — пример, образец) ключевая идея, лежащая в

основе построения концепции; исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем,

их объяснении и решении;
совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая сообществом и объединяющая большинство его членов


Парадигма(от греч. paradeigma — пример, образец) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; исходная позиция (понятие, модель)

Слайд 5Педагогическая парадигма
устоявшаяся точка зрения, ставшая образцом в решении образовательных и

исследовательских задач

Педагогическая парадигмаустоявшаяся точка зрения, ставшая образцом в решении образовательных и исследовательских задач

Слайд 6Новая парадигма дополнительного образования детей, как ответ на вызов извне

системы
Лютеранство, промышленная революция – «Великая дидактика».
Гражданство в демократическом обществе, состоящем

из мигрантов – «Демократия и образование» Д.Дьюи.
Новые дидактические подходы советского периода: Давыдов, Занков, Библер.
А на какие вызовы отвечает образование сегодня?
Новая парадигма дополнительного образования детей,  как ответ на вызов извне системыЛютеранство, промышленная революция – «Великая дидактика».Гражданство

Слайд 7Вызов образованию
Переход от задачи обеспечения доступности «массового» образования к  задаче

проектирования пространства для самореализации личности

Личный успех в условиях благоприятствующего социума

Вызов образованию Переход от задачи обеспечения доступности «массового» образования к  задаче проектирования пространства для самореализации личностиЛичный успех в

Слайд 8Что же такое есть сегодня дополнительное образование детей?
Современное дополнительное образование

детей выступает как реальная ценность, как необходимая предпосылка успешного продвижения

ребенка по жизни, как возможность стать достойным гражданином.
Дополнительное образование детей – особый социальный институт, который должен действовать в условиях настоящего, учитывать прошлое, но формировать будущее.
Что же такое есть сегодня дополнительное образование детей?Современное дополнительное образование детей выступает как реальная ценность, как необходимая

Слайд 9«Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как

открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права

человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков», - подчеркнуто в Концепции развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014 г. № 1726-р.)
«Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее

Слайд 10Актуальность
Дополнительное образование детей как область социокультурной практики развития подрастающих поколений
Дополнительное

образование детей -образование для жизни и чрез всю жизнь
Проблема отсутствия

персональной и национальной идентичности у юного поколения россиян
Виртуализация социальной реальности, утрата традиционных форм коммуникации
АктуальностьДополнительное образование детей как область социокультурной практики развития подрастающих поколенийДополнительное образование детей -образование для жизни и чрез

Слайд 11Новая парадигма дополнительного образования детей
Новые реалии сферы дополнительного образования детей,

позволяют рассматривать ее как важнейшую составляющую социальной политики государства в

области детства, как личное образовательное пространство детства, сложившееся в современном российском обществе.
Новая парадигма дополнительного образования детейНовые реалии сферы дополнительного образования детей, позволяют рассматривать ее как важнейшую составляющую социальной

Слайд 12Изменение в образовании
переход от модели «образование для жизни»
к модели

«образование в течение жизни»

Изменение в образованиипереход от модели «образование для жизни» к модели «образование в течение жизни»

Слайд 13Направления модели непрерывного образования «образование в течение жизни»:
образование длиною в жизнь
(выделяет

временной фактор непрерывного образования );
образование шириною в жизнь
(разнообразие форм -

формальное, неформальное и информальное )

Направления  модели непрерывного образования «образование в течение жизни»:образование длиною в жизнь(выделяет временной фактор непрерывного образования );образование

Слайд 14Суть изменений

Суть изменений

Слайд 15Суть изменений
Ребенок уже не рассматривается как объект обучения, как воронка,

куда педагог закладывает необходимый материал и задача которого состоит в

воспроизведении полученной информации

Напротив, ребенок активно конструирует
собственные знания в процессе коммуникации, с поддержкой обучающего он в состоянии самостоятельно определить цели и содержание того, чему он хочет научиться


Суть измененийРебенок уже не рассматривается как объект обучения, как воронка, куда педагог закладывает необходимый материал и задача

Слайд 16Формальное образование
Осуществляется образовательными организациями
По официальным образовательным программам соответствующим требованиям

государственных образовательных стандартов,
осуществляется профессиональными педагогами,
завершается выдачей документов государственного

образца
Формальное образованиеОсуществляется образовательными организациями По официальным образовательным программам соответствующим требованиям государственных образовательных стандартов, осуществляется профессиональными педагогами, завершается

Слайд 17Неформальное образование
Образовательные семинары, тренинги курсы, не имеющие стандартов, которые ведут

специалисты в разных областях (не обязательно имеющие педагогическое образование), не

завершается выдачей документов об образовании гос. образца
Неформальное образованиеОбразовательные семинары, тренинги курсы, не имеющие стандартов, которые ведут специалисты в разных областях (не обязательно имеющие

Слайд 18Информальное образование
Индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не

обязательно носящая целенаправленный характер

Информальное образованиеИндивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер

Слайд 19Дополнительное образование
«вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей

человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и

не сопровождается повышением уровня образования», оно включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ст. 10.6)

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Дополнительное образование«вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или)

Слайд 20Дополнительное образование организуется как государственная система:
государственные органы выступают одним из

субъектов дополнительного образования (пункты 8 и 9);
«разрабатываются и утверждаются

примерные дополнительные профессиональные программы (ст. 12.14);
«выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке» (ст. 76.15).
Дополнительное образование организуется как государственная система:государственные органы выступают одним из субъектов дополнительного образования (пункты 8 и 9);

Слайд 21Соотношение видов образовательной деятельности

Соотношение видов  образовательной деятельности

Слайд 22Соотношение видов образовательной деятельности

Соотношение видов  образовательной деятельности

Слайд 23 Решение проблемы перспективности детства для России является важнейшим интегральным показателем

осмысленности и эффективности реализации:
- социальной политики;
- образовательной политики;
-

социокультурной политики;
качества управления и жизни.
Современная парадигма
сферы дополнительного образования детей – поиск педагогического смысла диалога с детством
Решение проблемы перспективности детства для России является важнейшим интегральным показателем осмысленности и эффективности реализации:- социальной политики; -

Слайд 24 «Думать надо о смысле...»
Думать надо о смысле  Бытия, его свойстве.  Как себя

мы ни числи,  Что мы в этом устройстве?  Кто мы по отношенью  К

саду, к морю, к зениту?  Что является целью,  Что относится к быту?  Что относится к веку,  К назначенью, к дороге?  Д.Самойлов И, блуждая по свету,  Кто мы все же в итоге? 

«Думать надо о смысле...» Думать надо о смысле  Бытия, его свойстве.  Как себя мы ни числи, 

Слайд 25«Определение себя в мире идет как бы в диалогах:
диалога

с самим собой,
диалога с окружающими людьми,
диалога с миром

в целом»
А.В. Мудрик


Ведущая идея

Дополнительное образование детей – диалоги с детством

«Определение себя в мире идет как бы в диалогах: диалога с самим собой, диалога с окружающими людьми,

Слайд 26Смыслы
Рассмотрение сферы дополнительного
образования детей как института социокультурной инфраструктуры детства

СмыслыРассмотрение сферы дополнительногообразования детей как института социокультурной инфраструктуры детства

Слайд 27Личностные образовательные результаты
➢мотивация к изучению отечественной истории и культурных традиций
➢ценностно-смысловые

установки
➢индивидуально-личностная позиция, социальные компетентности, личностные качества
➢сформированность основ российской, гражданской

идентичности
Личностные  образовательные результаты➢мотивация к изучению отечественной истории и культурных традиций➢ценностно-смысловые установки➢индивидуально-личностная позиция, социальные компетентности, личностные качества

Слайд 28«Развитие личности – смысл и цель современного образования»
Развернувшийся в современной

России процесс модернизации системы образования не может не увязываться с

актуальными для человечества проблемами, находящими свое отражение в замене цивилизационной индустриально-потребительской парадигмы на модель, имеющую гуманитарную, интегративную, глобальную направленность.
«Развитие личности – смысл и цель современного образования»Развернувшийся в современной России процесс модернизации системы образования не может

Слайд 30Личностный рост ребёнка обеспечивается в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:
в

плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов;
в плоскости

профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;
в плоскости коммуникативных действий.

Личностный рост ребёнка обеспечивается в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей,

Слайд 31Дополнительное образование детей —
это поисковое опережающее образование, апробирующее иные, не

традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе

из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития и самоорганизации.
Дополнительное образование детей —это поисковое опережающее образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств

Слайд 32Новые цели дополнительного образования детей:
создание условий для персонифицированного, индивидуально-личностного развития

воспитанников

педагогическая поддержка детской индивидуальности

Новые цели  дополнительного образования детей:создание условий для персонифицированного, индивидуально-личностного развития воспитанниковпедагогическая поддержка детской индивидуальности

Слайд 33Успешность личности
Главное сегодня обеспечить успешную деятельность человека в условиях динамичности,

нестабильности, неоднозначности, разнообразия.
Одной из важных, сущностных категорией современной педагогической

науки является дополнительное образование детей, роль которого современном этапе развития российского общества усиливается как основы социализации личности.

Успешность личностиГлавное сегодня обеспечить успешную деятельность человека в условиях динамичности, нестабильности, неоднозначности, разнообразия. Одной из важных, сущностных

Слайд 34Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
Развитие дополнительного образования детей
•Продолжениереализацииприоритетногопроекта«Доступноедополнительноеобразованиедлядете»
•Реализация программ развития

детских федеральных центров(Артек,Орленок,Океан,Смена)
•Центры развития дополнительного образования на базе организаций высшего

образования
Одаренность
•Сетевая система многоуровневых мероприятий по выявлению и поддержке способных и талантливых детей, ранней профориентации.
•Региональные центры выявления и поддержки способностей и талантов
Техносфера
•Детские технопарки «Кванториум», Центры цифрового образования IT-cube в каждом субъекте РФ
Доступность
•Мобильные детские технопарки «Кванториум»,онлайн модульные курсы для обеспечения доступности дополнительного образования в сельской местности
•Обеспечение доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидов(до70%), в т.ч. с использованием дистанционных технологий
Кадры
•Современная система сопровождения развития профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, в том числе неимеющих педагогического образования
Профориентация
•Проект ранней профессиональной ориентации«Билетвбудущее»(6-11классы)
•Система проведения открытых онлайн уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию детей(не менее16 в год к2021году)
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»Развитие дополнительного образования детей•Продолжениереализацииприоритетногопроекта«Доступноедополнительноеобразованиедлядете»•Реализация программ развития детских федеральных центров(Артек,Орленок,Океан,Смена)•Центры развития дополнительного образования на

Слайд 35Персонализация дополнительного образования -ведущий тренд развития образования в XXI веке «От

обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к проектированию пространства

персонального образования для самореализации личности» Концепция развития дополнительного образования детей

Вариативность и возможность свободы выбора
➢право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций
➢учет индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка удовлетворение запросов и потребностей каждого ребенка
➢ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию
➢возможность на практике применить полученные знания и навыки;
➢ разновозрастный характер объединений


Персонализация дополнительного образования -ведущий тренд развития образования в XXI веке «От обеспечения доступности и обязательности общего,

Слайд 36«Персонализация дополнительного образования есть системное качество, обеспечивающее «персональное жизнетворчество обучающихся

в контексте позитивной социализации» (Концепция развития ДОД)
Вариативность, возможность выбора, право

на пробы и ошибки -ОПЫТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
•Воспитание в системе дополнительного образования детей (ценностно-смысловая сфера, социальное творчество)
•Обновление программного обеспечения (краткосрочные программы, разноуровневыепрограммы, модульные программы, индивидуальные образовательные траектории)
•Обновление содержания программ (приоритеты: техносфера, естественные науки, социальное творчество)
•Современные образовательные технологии
•Родительское сопровождение дополнительного образования детей
•Профсамоопределение в системе дополнительного образования (профессиональные пробы, профориентационные проекты)
«Персонализация дополнительного образования есть системное качество, обеспечивающее «персональное жизнетворчество обучающихся в контексте позитивной социализации» (Концепция развития ДОД)Вариативность,

Слайд 37Учет индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка удовлетворение запросов и потребностей каждого

ребенка -
ВЫЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ, ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
•Региональные центры выявления

и поддержки одаренных детей
•Образовательные программы (в том числе в дистанционном режиме)
•Краткосрочные смены (14-24 дня)
•Интенсивные школы
•Образовательные сессии
Учет индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка удовлетворение запросов и потребностей каждого ребенка -ВЫЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ, ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ

Слайд 38Учет индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка удовлетворение запросов и потребностей каждого

ребенка -
Доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:
•Адаптивные

программы
•Дистанционные программы
•Инклюзия
Учет индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка удовлетворение запросов и потребностей каждого ребенка -Доступность дополнительного образования для детей с

Слайд 39Открытость дополнительного образования детей
• Интеграция общего, профессионального и дополнительного образования

детей
•Развитие социального партнерства и сетевого взаимодействия
•Дополнительные общеобразовательные программы в сетевой

форме
Открытость дополнительного образования детей• Интеграция общего, профессионального и дополнительного образования детей•Развитие социального партнерства и сетевого взаимодействия•Дополнительные общеобразовательные

Слайд 40Дополнительное образование детей новая педагогическая практика:
соответствует природе детства
имеет в основании

признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности,
учитывает индивидуальные склонности и возрастные

особенности воспитанников,
осуществляется добровольно,
удовлетворяет многообразные образовательные потребности,
создает условия для личностного, профессионального, творческого и духовного развития человека
Дополнительное образование детей  новая педагогическая практика:соответствует природе детстваимеет в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности,учитывает

Слайд 41Парадигмальный комплекс
парадигмы
РАЗВИТИЕ

Парадигмальный комплекспарадигмыРАЗВИТИЕ

Слайд 42ОРИЕНТИРЫ РАЗМЫШЛЕНИЙ
парадигмы
РАЗВИТИЕ

ОРИЕНТИРЫ РАЗМЫШЛЕНИЙпарадигмыРАЗВИТИЕ

Слайд 43ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
ОХВАТ ВСЕХ ДЕТЕЙ
Субъект:
дети
ОРИЕНТАЦИЯ НА ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫОХВАТ ВСЕХ ДЕТЕЙСубъект: детиОРИЕНТАЦИЯ НА ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Слайд 44Company Logo
ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание:

НАВЫКИ 21 ВЕКА

Company LogoПАРАДИГМАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСодержание: НАВЫКИ 21 ВЕКА

Слайд 45ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
ЧЕЛОВЕК
Способ взаимодействия
ЦИФРА

ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫЧЕЛОВЕК Способ взаимодействияЦИФРА

Слайд 46ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Длительность
КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ

ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫДлительностьКРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ

Слайд 47ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
«МАСТЕР»
ПЕДАГОГ ДО
ПЕЛАГОГ-ПСИХОЛОГ

ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ«МАСТЕР»ПЕДАГОГ ДОПЕЛАГОГ-ПСИХОЛОГ

Слайд 48ОТВЕТ: поиски баланса

ОТВЕТ: поиски баланса

Слайд 49Цель будущего - повышение потенциала человека, увеличение интеллектуального уровня человечества

Особая роль в этой связи принадлежит науке, технике, инновациям, научному

образованию.
Отсюда можно сделать безошибочный вывод – новое столетие – является веком интеграции науки, техники и образования.
И сегодняшний разговор - это надежда на дальнейшее становление и развитие современного дополнительного образования детей как опережающего образования.


Цель будущего - повышение потенциала человека, увеличение интеллектуального уровня человечества Особая роль в этой связи принадлежит науке,

Слайд 50Цитата дня
«Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа

выйдет ничтожной; надо работать имея в виду только будущее»

А.П. Чехов
А.П.

Чехов
Цитата дня	«Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать имея в виду

Слайд 51Суть дополнительного образования детей
самопознание человека и реализация на этой основе

собственных актуальных жизненных стратегий.

Суть дополнительного образования детейсамопознание человека и реализация на этой основе собственных актуальных жизненных стратегий.

Слайд 52Миссия современного дополнительного образования детей
создать личное персональное образование, направленное на

формирование полноценной самодостаточной личности (всесторонне развитой, ответственной, способной адаптироваться к

известному и неизвестному в динамично меняющемся мире) и являющееся системообразующим фактором, скрепой для всех уровней образования (дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования детей)
Миссия современного дополнительного образования детейсоздать личное персональное образование, направленное на формирование полноценной самодостаточной личности (всесторонне развитой, ответственной,

Слайд 54Необходима открытость как
минимум к гипотетическому изменению собственной
позиции

Необходима открытость какминимум к гипотетическому изменению собственной позиции

Слайд 55Позиция педагога-мастера
Во всём мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в

поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований,

до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.
Б. Пастернак
Позиция педагога-мастераВо всём мне хочется дойтиДо самой сути:В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.До сущности протекших дней,До

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика