Слайд 1Новые образовательные технологии:
Что? Зачем? Как?
Слайд 9ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА
Интернет вещей (Internet of things, IoT) - концепция
вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия
друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека.
Слайд 10Internet of things
Умный интернет вещей – постоянная поддержка человека предметами,
которые его окружают.
Умный интернет вещей – это прозрачность процессов, это
ориентация на результат.
Умный интернет вещей – это говорить не как надо делать, а что должно получиться.
Каждому участнику из реального мира (т.е. каждому человеку и каждому устройству) ставится в соответствие программный агент — объект с некоторой степенью интеллектуальности, представляющий его интересы в мире виртуальном.
Слайд 18Новые образовательные технологии
Технология - (от греч. techne - искусство и
logos - слово, учение) - способ преобразования вещества, энергии, информации
в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует технологический процесс (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999).
Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.В. Селевко).
Новые образовательные технологии – технологии в образовании будущего, демонстрирующие новые возможности повышения качества образования, позволяющие более эффективно использовать учебное время и максимально снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся. Ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования, интерактивность и проактивность.
Слайд 19Новые образовательные технологии
Технологии проактивного/ прогрессивного образования
Технология проектной деятельности
Технология исследовательской деятельности
Технологии
персонализированного/ индивидуализированного/ разноуровневого образования
Технологии метапредметного образования
Технологии мобильного и смешанного обучения
Технологии
развития инженерного мышления
Технологии работы с текстами различной функциональности
Технологии би/ мультилингвального образования
Технологии тьюторства
Технологии развития социального и эмоционального интеллекта
Образование 3.0 и технологии цифровой педагогики
Облачные технологии в образовательной деятельности
Блоги и социальные медиа для образования
Инклюзивные образовательные практики
Оценивание в цифровых средах
Формирующие и критериальное оценивание
Технологии дуального обучения. Профессионально ориентированное образование
Сетевые образовательные технологии
Новые технологии в работе управленческой команды современной образовательной организации
Слайд 20Учебно-методическая разработка
Возможные варианты содержательного наполнения
Дидактические материалы – особый вид учебных
пособий, раздаваемых учащимся- обучающимся для самостоятельной работы на занятии или
дома, или демонстрируемых педагогом перед всеми детьми, а также сборники заданий и упражнений.
Методические разработки (пособия) – материалы, в которых освещается методика преподавания отдельного модуля, темы образовательной программы или нескольких отдельных модулей, тем. Методические рекомендации – материалы, посвященные отдельным аспектам образовательного процесса (например, рекомендации по эффективному применению той или иной образовательной технологии).
Диагностические материалы – материалы, помогающие измерить, оценить полученные результаты относительно поставленных педагогических целей. К ним могут быть отнесены как сами измерители (тесты, контрольные задания и т.д.), так и описание методов (способов) измерения уровня достижения педагогических целей и задач.
Электронные пособия - демонстрационные материалы (презентации, созданные средства наглядности и т.д.), методические рекомендации и пособия по отдельным модулям и темам образовательной программы, сборники заданий, упражнений, представленные в электронном виде, программы–тренажеры (выполняют функцию дидактических материалов, но могут еще отслеживать ход решения и сообщать об ошибках), системы виртуального эксперимента (программные комплексы, позволяющие детям проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории»), программные системы контроля знаний, электронные учебные курсы и т.д.
Слайд 21Структура УМР
1. Содержание – обязательно! Оглавление, структура.
5. Список
литературы, интернет-ресурсов (давность не позднее 5 лет).
2. Пояснительная записка.
4.
Анализ результатов реализации, применения. Заключение. Заключение в УМР либо в формате рефлексивных отзывов, либо рефлексивное эссе педагога, результаты апробации, перспективы совершенствования и т.д. Очень значимо представление сторонних отзывов, результатов опросов детей, родителей, коллег-педагогов.
3. Основная, методическая часть с содержательными разделами, иллюстративным материалом.
Очень важно точно отбирать содержание, оно должно соответствовать теме и анонсу в пояснительной записке.
Необходимы комментарии к разделам, репродукциям, рисункам, работам детей. Все должно иметь смысл и быть понятно читателю.
Если представлен электронный вариант, содержание CD диска, веб-сайта и т.п. должно быть кратко охарактеризовано, анонсировано, представлено и в текстовом варианте.
6. Приложения.
Слайд 22Структура пояснительной записки к УМР
Актуальность разработки – современность, своевременность, востребованность
(зачем создается, в чем педагогический смысл разработки, в чем польза
от данного продукта, соответствие современным образовательным требованиям и тенденциям).
Основные заключения по результатам анализа проблемного поля, потребностей (методы: наблюдение, беседы, опросы, анкетирование, мозговой штурм, анализ педагогического опыта, практики и т.д.).
Цель, задачи.
4. Определения терминов (если есть необходимость)
5. Краткая характеристика структуры, анонсирование содержания.
6. Практическая значимость, инновационность, новизна.
Проектируемый результат, критерии его оценки.
Адресат разработки.
Слайд 23Требования к цели, задачам УМР
1. Актуальность цели, задач. Соответствие
цели/ задач требованиям ФГОС. Триединый образовательный результат - предметный, метапредметный,
личностный.
5. Диагностичность сформулированных цели/ задач.
2. Соответствие задач - цели, направленность задач на достижение цели.
4. Реалистичность и достижимость цели, задач. Инструментальность, технологичность цели.
3. Конкретность цели, задач. Неформальный характер цели, задач, направленность на решение выявленных проблем в развитии детей, в организации образовательного процесса и т.п.
Слайд 24Требования к цели
Конкретность цели
При характеристике цели следует избегать общих абстрактных
формулировок типа: всестороннее развитие личности, создание возможностей для творческого развития
детей, удовлетворение образовательных потребностей и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной разработки и могут быть применены к любой из них. Цель должна быть связана с названием разработки, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач,
раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Слайд 25Требования к задачам
При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:
-
предметные задачи (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную
деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);
воспитательные – задачи личностного развития (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; развитие личностных свойств – самостоятельности, ответственности, активности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии и т.п.);
метапредметные (освоение моделей, схем, способов и т.д.)
Формулирование задач также не должно быть абстрактным; задачи
должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Слайд 26ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и
«незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на
основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Слайд 27 Марина Битянова:
Целенаправленное развитие важнейших человеческих
качеств и способностей:
- мировоззрения,
- рефлексии,
-
мышления,
- целеполагания и саморегуляции,
- способности к самоопределению,
- навыков сотрудничества,
- культуры общения,
- способности к саморазвитию,
- самопознанию.
При учете задач возрастного и индивидуального развития!
Слайд 28Исаак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, координатор социальных
проектов российского представительства Всемирного банка:
- автономное рефлексивное действие;
- интерактивное
использование средств;
- участие в работе неоднородных групп;
- критическое мышление;
- решение задач.
Слайд 31Основные трудности при создании УМР
Проблема актуальности и новизны разработок,
не достает работ на опережение (традиционный подход к разработкам).
Разработки не соответствуют современным тенденциям развития образования, педагоги не используют современные установки в терминах, в практиках. В разработки необходимо включать современные практики, техники, технологии.
В разработках отсутствует представление, опора на субъектный опыт детей, в основном представлены готовые алгоритмизированные технологические карты (инструктивность, репродуктивный подход).
Содержание УМР должно создавать условия для развития самостоятельности и творчества детей, интерактивности.
Слайд 32Основные трудности при создании УМР
Соответствие пояснительной записки содержанию разработки.
Адресность УМ разработки, соответствие содержания возрасту, уровню развития и понимания
адресата.
Акцент на практико-ориентированном характере материалов, а не на теории. Показать именно практическую ценность разработок.
Конкретность, четкость, логичность.
Проблема в подборе формулировки названий, определение типа материала (пособие, разработка и пр.).
Современность списка литературы – в т.ч. стоит указывать используемые (педагогически значимые) интернет-ресурсы, адреса сайтов.
Качество оформления.
Грамматическая и орфографическая грамотность.