Слайд 1Николай Васильевич
Гоголь
Повесть «Шинель»
Слайд 2Николай Васильевич
Гоголь
Повесть «Шинель»
Слайд 3Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным
произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени.
Повесть произвела сильнейшее впечатление на современников. Белинский, по-видимому прочитавший «Шинель» еще в рукописи, сказал, что это «одно из глубочайших созданий Гоголя». Известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"». Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником. Скорее всего, Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос.
Слайд 4
Тема. Проблематика. Конфликт
В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» — одна
из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин.
Его маленькие люди — это Самсон Вырин («Станционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала.
Слайд 5В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С
одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое
превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей.
Слайд 6Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него
отнимают его единственное достояние.
Станционный смотритель теряет дочь.
Евгений —
возлюбленную.
Акакий Акакиевич — шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.
Слайд 7Акакий Акакиевич Башмачкин
Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто
незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена
с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока.
Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником («Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»).
Слайд 8Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего»
и «внутреннего» человека. «Внешний» — косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не
способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий с мухами свои щи, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя это снегом».
«Внутренний» человек как будто говорит нетленное: «Я брат твой». В мире вечном Акакий Акакиевич — аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?»
Слайд 10Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не
в силах преодолеть (старая шинель, издевательски называемая чиновниками капотом, прохудилась).
Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Акакия Акакиевича, выступает в роли демона-искусителя. Новенькая шинель, в которую облачается Акакий Акакиевич, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель — «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Акакия Акакиевича охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.
Слайд 12Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют
весь образ жизни и характер Акакия Акакиевича.
Он едва не
допускает ошибки во время переписывания.
Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Акакии Акакиевиче, больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения».
Акакий Акакиевич пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками».
Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал».
Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего.
Слайд 14 По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу».
Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич
перестает быть «внутренним» человеком. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения».
Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал,произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом "ваше превосходительство"».
После смерти Акакий Акакиевич меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией.
Акакий Акакиевич является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Акакия Акакиевича только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Акакий Акакиевич словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель.
Слайд 15Фантастический финал произведения — утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного
Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» —
лицо подобревшее и смягченное.
Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.
Слайд 16P.S.
Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой.
Точно про него известно только, что он — маленький. Не
добрый, не умный, не благородный, Башмачкин всего лишь представитель человечества. Самый что ни на есть рядовой представитель, биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор.
В этом «тоже» заключалось открытие, которое пылкие поклонники и последователи Гоголя часто трактовали превратно. Они решили, что Башмачкин хороший. Что любить его надо за то, что он жертва. Что в нем можно открыть массу достоинств, которые Гоголь забыл или не успел вложить в Башмачкина.
Но сам Гоголь не был уверен, что маленький человек — герой безусловно положительный. Поэтому он и не удовлетворился «Шинелью», а взялся за Чичикова…
Слайд 17Тест
1. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу»- это о
ком:
а) об Акакии Акакиевиче;
б) о Петровиче;
в) о « значительном лице».
2.
Имя Акакий Акакиевич получил:
а) по святцам;
б) кума настояла;
в) матушка дала.
3. Имя «значительного лица»:
а) Григорий Петрович;
б) Иван Иванович Ерошкин;
в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.
Слайд 184. Акакий Акакиевич:
а) положительный герой;
б) отрицательный герой;
в) противоречивый характер.
5. Пейзаж:
а)
играет важную роль;
б) не играет особой роли;
в) его здесь нет.
6.
Шинель:
а) художественная деталь;
б) символ;
в) образ.
Слайд 197. Повесть «Шинель»:
а) фантастическая;
б) жизнеподобная;
в) романтическая.
8. Акакий Акакиевич:
а) синонимичен пушкинскому
« маленькому человеку»;
б) это другой вид;
в) его нельзя отнести к
маленьким людям.
9. Главный вывод автора:
а) «маленький человек» достоин уважения;
б) он продукт бесчеловечного государства;
в) он сам виноват в своей «малости».
Слайд 201
2
Подбери цитаты из повести «Шинель»