Слайд 1О результатах надзора за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства
о техническом регулировании при организации питания в лечебно-профилактических учреждениях
Заместитель начальника
отдела санитарного надзора
Управления Роспотребнадзора
по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
Колчанова Т.В.
Слайд 2Основные НТД, регулирующие организацию питания в ЛПУ
Федеральный закон РФ от
26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Федеральный закон РФ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
Слайд 3Основные НТД, регулирующие организацию питания в ЛПУ (продолжение)
ТР ТС 021/2011
«О безопасности пищевой продукции»;
ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части
ее маркировки»;
ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;
ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»;
ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»;
Слайд 4Основные НТД, регулирующие организацию питания в ЛПУ (продолжение)
ТР ТС 029/2012
«Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»;
ТР ТС
033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»;
ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»;
ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»;
ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции»;
ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»;
Слайд 5Основные НТД, регулирующие организацию питания в ЛПУ (продолжение)
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
Слайд 6Основные НТД, регулирующие организацию питания в ЛПУ (продолжение)
СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика
сальмонеллёза»;
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных
систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;
СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;
Приказ Минздрава РФ от 05.08.2003 г. N 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации»;
Слайд 7Основные НТД, регулирующие организацию питания в ЛПУ (продолжение)
приказ Минздрава
России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и
(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
Приказ Минздрава РФ от 29.06.2000 N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».
Слайд 8Контрольно-надзорная деятельность
На территории округа деятельность предоставлению лечебного питания пациентам осуществляется
на базе более 500 пищеблоков лечебно-профилактических учреждений.
Передача приготовления лечебно-профилактического питания
аутсорсерам не нашла широкого применения. Единичные ЛПУ пользуются услугами сторонних организаций.
Основания для проведения проверок в отношении ЛПУ:
Утвержденный план проверок на текущий год (п. 3 ст. 9 гл. 2 Федерального закона №294-ФЗ);
Проверка ранее выданного предписания, срок исполнения которого истек (п/п1 п. 2 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ).
Слайд 9Результаты проверок 2017-2018гг.
Слайд 10Основные нарушения, выявляемые в ходе контрольно-надзорных мероприятий
Слайд 11К наиболее часто выявляемым нарушениям относятся
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние производственных, складских
помещений пищеблока, раздаточных;
недостаточное количество объектов материально-технической базы – термометров, психрометров,
кухонного инвентаря, моечных ванн, столовой посуды;
режимные нарушения – невыполнение мероприятий, установленных программой производственного контроля, отбор суточных проб не в полном объеме, нарушение кратности прохождения гигиенической подготовки и аттестации персонала пищеблоков и пр.
Слайд 12За нарушения требований технических регламентов Таможенного союза предусмотрена административная ответственность
в соответствии с «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП
РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Статья 6.6 - Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению;
Статья 14.43. Ч. 1, 2, 3 - Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов;
Слайд 13Основные нарушения, выявляемые в ходе контрольно-надзорных мероприятий
Наиболее часто используемые статьи
КоАП РФ
иные статьи
Ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение требований санитарного законодательства);
Ст.
6.4 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий..);
Ст. 6.5 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде);
Ст. 19.5 ч. 1, ч. 15 – невыполнение предписания должностного лица
Слайд 14Общая сумма наложенных штрафов
2017 год: 265 тыс. руб.
2018 год: 323
тыс. руб.
Слайд 15 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» вступил в силу
с 1 июля 2013 года, за исключением требований к рыбе
и рыбной продукции.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 10 ТР ТС 021/2011 При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points).
N.B! техническим регламентом не предусмотрена обязательная сертификация систем менеджмента качества и безопасности, в том числе основанных на принципах ХАССП.
Слайд 16На текущую дату принципы ХАССП внедрены или в процессе внедрения
на 52% пищеблоках лечебно-профилактических учреждений ХМАО-Югры.
основные принципы разработки системы ХАССП
определены ГОСТ Р 51705.1 - 2001 "Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования".
оценка эффективности разработанных и внедренных процедур, основанных на принципах ХАССП, производится специалистами Роспотребнадзора в ходе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза субъектами предпринимательства, занятыми в сфере производства пищевой продукции.
Слайд 17За несоблюдение производителем пищевой продукции требований ТР ТС 021/2011 установлена
административная ответственность в соответствии с ч. ч. 1 - 3
ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа до 1 млн. рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Слайд 18Актуальной проблемой остаются поставки фальсифицированной, недоброкачественной пищевой продукции на пищеблоки
ЛПУ.
В 2017 году исследовано свыше 4 тыс. проб по
микробиологическим и физико-химическим показателям. Удельный вес нестандартных проб продукции, поставляемой на пищеблоки лечебно-профилактических учреждений, составил 10% (2 пробы из 20 проб, не соответствующих установленным требованиям по показателям фальсификации и наличию патогенной микрофлоры);
За 9 месяцев 2018 года исследовано свыше 3,5 тыс. проб по микробиологическим и физико-химическим показателям. Удельный вес нестандартных проб продукции, поставляемой на пищеблоки лечебно-профилактических учреждений, составил 13,2% (5 проб из 38 проб, не соответствующих установленным требованиям по показателям фальсификации и наличию патогенной микрофлоры).
Слайд 19Удельный вес нестандартных проб за 2017-2018 гг.
По микробиологическим показателям –
14,3%(выявление патогенной микрофлоры)
Возбудитель листериоза обнаружен в образце мяса говядины, отобранном
на складе пищеблока БУ ХМАО-Югра «Нижнесортымская участковая больница».
По физико-химическим показателям – 85,7% (фальсифицированная продукция)
В 100% случаев фальсификация обнаружена в молочной продукции, из них 83,3% - масло сливочное, фальсифицированное жирами немолочного происхождения;
16,7% - молоко питьевое, фальсифицированное жирами немолочного происхождения.
года Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека создала государственный информационный ресурс по защите прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru, на котором публикуется информация о продукции, признанной фальсифицированной, с указанием ее наименования и информации об изготовителе
Слайд 22Государственный информационный ресурс по защите прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru
Слайд 23Контактные данные
Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре:
ул. Рознина, д. 72, г. Ханты-Мансийск,
Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, Тюменская область, 628012, тел. 8 (3467)360003; сайт:
http://86.rospotrebnadzor.ru/
Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре» +7 (3467) 36-30-88.