Слайд 1Об истории системы образования
в Павлоградском районе
Обзор архивных материалов из фондов
МКУК «ПРК музей им. Н.А. Свиркина»
Слайд 2Дореволюционный период
В начале ХХ века в Павлоградском районе работали школы
только начальной ступени, находящиеся в ведомстве Министерства народного образования.
Открывались
такие школы при условии, когда сельчане становились готовы взять на себя содержание здания и технического персонала, а так же оказывать помощь в обеспечении учителей.
Долгое время школы размещались в частных жилых домах, взятых в аренду.
Самыми первыми в районе появились школы в Павлоградке, Белоусовке, Ясной Поляне и Константиноградке.
Слайд 3Отличительной чертой просвещения до 1917 года является то, что основное
воздействие на человека оказывали семья и религия. В связи с
этим во всех государственных школах главным предметом являлся Закон Божий.
Церковь постоянно проповедовала положительные человеческие черты: любовь к ближнему, уважение к старшим, забота о младших, забота о младших, милосердие. Также церковь воспитывала глубокие гражданские чувства, призывала верой и правдой служить своему Отечеству.
Слайд 4 После гражданской войны в 20-30-х гг. Начался переход на новую
систему коммунистического воспитания. Государство взяло курс на ликвидацию безграмотности населения.
В начале 1920-х годах по деревням из наиболее активных передовых крестьян создавалось «Общество любителей просвещения», начинали работу ликбезы.
Также в этот период властью страны и района решались задачи по общедоступности образования. Решение административных вопросов и вопросов по контролю за качеством образования в Павлоградском районе осуществлял Районный отдел народного образования.
Советское время: довоенный период
Слайд 5Выдержка из статьи А.В. Василюхина
в газете «Рабочий путь» от
25.05.1930 года
«В Павлоградском районе начался массовый поход за борьбу с
неграмотностью. Во всех крупных совхозах, коммунах и на постройках среди сезонников организуются пункты по ликвидации безграмотности на летний период.
Культбригады профсоюзов и комсомола приступили к сбору литературы для колхозников. Бригады будут систематически проверять работу по ликвидации безграмотности, кинообслуживанию населения, по физической культуре и работу изб-читален».
Слайд 6На базе ПСШ №1 велась вся методическая и практическая работа
по обмену педагогическим опытом с посещением уроков лучших педагогов. Эта
школа была передовой для всего учительства района.
Первое здание Павлоградской средней школы №1
1929-1930 г. постройки
Слайд 7Советское время: довоенный период
Школьный пионерский отряд. 3 мая 1938 г.
Слайд 8Ведомость успеваемости ученицы 4 класса за 1939-1940 учебный год Воронянской
Веры
Слайд 9Советское время: довоенный период
Выпуск Павлоградской средней школы 1941 г.
Лежит
справа В.М. Тытарь
Слайд 10Советское время: Период Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война изменила режим
работы школ и всей системы образования в целом. Изменилось
и
качество образования – наравне с общеобразовательными дисциплинами учащимся преподавались навыки военного дела.
Тяжелое военное время вынуждало подростков бросать школу и идти работать в колхоз за пайку хлеба, чтобы хоть как-то помочь своим матерям прокормить семью.
Также во всех школах начато преподавание основ сельского хозяйства. В дальнейшем подростки, прошедшие данный курс занятий, направлялись в отряды шоферов
и трактористов.
Слайд 11Важным фактом является то, что за годы Великой Отечественной войны
количество школ не изменилось, хотя численность учителей варьировалась.
Серьезное отношение к
учебе и учительскому труду обуславливало повышение успеваемости:
Советское время: Период Великой Отечественной войны
Слайд 12Советское время: довоенный период
Слайд 13Выписка из протокола №4 от 9 февраля 1944 года об
открытии Тихвинского детского дома
«С целью осуществления всеобщего обязательного обучения и
воспитания детей-круглых сирот, родители которых погибли на фронтах ВОв с фашистскими захватчиками, а таких детей около 200 человек, решили: просить облисполком разрешить открыть детский дом в Павлоградском районе».
Слайд 14Советское время: довоенный период
Коллектив Тихвинского детского дома с воспитанниками
Слайд 15Советское время: послевоенный период
В послевоенный период ситуация складывалась так, что
в классах были дети разных возрастов. В 7 классе могли
обучаться ребята и 17, и даже 18 лет.
РОНО в это время находилось в тяжелом материальном положении.
Посещение школ было добровольным. В 1959 году был принят «Закон о всеобуче».
Семилетние школы преобразованы в восьмилетние, которые полагалось оканчивать в обязательном порядке.
Мальчики и девочки стали обучаться совместно.
Слайд 16Советское время: довоенный период
Верхний ряд, вторая слева – Надежда Николаевна
Лезина
Слайд 17Советское время: довоенный период
Слайд 18Но несмотря на постепенный спад престижа профессии учителя, многие жители
района посвятили свою жизнь этой профессии.
И, начиная с 50-х
годов, за 40 лет значок «Отличник народного просвещения» в районе получили 88 учителей, 9 были удостоены звания «Отличник просвещения СССР» и 10 – звания «Заслуженный учитель школ РСФСР».
Слайд 20Творческая самодеятельность учителей
Павлоградского района в 50-60 гг. ХХ века
Слайд 21В 1961 году в Тихвинке открылась 8-летняя школа, директором которой
стал Николай Антонович Свиркин, руководивший школой до самого выхода на
пенсию.
Слайд 23В 1959 году в своей школе Н.А. Свиркин организовал музейный
уголок,
в последствии к 2000 году преобразованный в Павлоградский районный
краеведческий музей
Слайд 25Советское время: 60-70 гг.
Этот период характеризуется перестройкой системы народного образования.
Начальная школа теперь состояла из трех коассов вместо четырех.
Детей
принимали, начиная с шестилетнего возраста.
Был принят закон «О всеобщем среднем образовании.
Слайд 26В 1970 году в р.п. Павлоградка построили новую среднюю «Юбилейную»
школу. Такое название она получила в честь того, что строительство
было приурочено к 100-летию со Дня рождения
В.И. Ленина
Слайд 30Советское время: 80-е гг.
В 1984 году стартовала очередная школьная реформа,
касающаяся нового подхода в организации учебно-воспитательного процесса и привлечения общественности
к проблемам школы.
Одной из главных задач стала смена понимания, что школа – второй дом для учеников, который побуждает их в него приходить снова и снова.
В районе появились школы, оформленные в духе белорусских школ г. Гродно: Милоградовская, Новоуральская, Тихвинская, Южная, Явленно-Покровская, Пашенно-Рощинская.
Слайд 33Коллектив МКУК «ПРК музей им.
Н.А. Свиркина» сердечно поздравляет всех
учителей Павлоградского района
с профессиональным праздником!
Искренне благодарим вас за ваш
бесценный, самоотверженный труд,
за доброту и чуткость, мудрость и знания, профессионализм и самоотдачу.