Слайд 1Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения
Приказ И.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля
2015 года № 127. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 апреля 2015 года № 10713
Слайд 2 Введение
Настоящие Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам
здравоохранения» (далее – Санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к объектам
здравоохранения.
Настоящие Санитарные правила содержат санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения при:
1) содержании помещений и оборудования;
2) сборе, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронении медицинских отходов;
3) организации питания больных, а также к условиям труда медицинского персонала;
4) проведении стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения;
5) организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Слайд 3 В настоящих Санитарных правилах используются следующие понятия:
;
- антисептик
– химический антимикробный агент, предназначенный для применения на коже или
ткани с целью уничтожения микробов;
- антисептика – совокупность способов уничтожения или подавления жизнедеятельности потенциально опасных микроорганизмов на коже, слизистых оболочках, ранах и полостях в целях обеспечения лечения и предупреждения развития инфекционного процесса;
- асептическое отделение – помещения для оказания медицинской помощи при отсутствии у больного гнойной инфекции;
- асептический режим – комплекс санитарно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий, предотвращающих попадание микробов в рану;
обезвреживание отходов – уменьшение или устранение опасных свойств отходов путем механической, физико-химической или биологической обработки
Слайд 4медицинские отходы – отходы, образующиеся в процессе оказания медицинских услуг
и проведения медицинских манипуляций;
контейнер для безопасного сбора и утилизации медицинских
отходов (далее – КБСУ) – водонепроницаемые и не прокалываемые одноразовые емкости для сбора и безопасной утилизации медицинских отходов;
Слайд 5 неопасные отходы – отходы, не обладающие опасными свойствами –
класс А;
эпидемиологически опасные отходы – инфицированные и потенциально инфицированные отходы
(материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями, патологоанатомические отходы, органические операционные отходы: органы, ткани, пищевые отходы из инфекционных отделений, отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами III-IV групп патогенности, биологические отходы вивариев, живые вакцины, непригодные к использованию) – класс Б.
Слайд 6 чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы – материалы, контактировавшие с больными
инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуаций в
сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории, отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами I-II групп патогенности, отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров, отходы от пациентов с анаэробной инфекцией, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работу с возбудителями туберкулеза – класс В;
токсикологические опасные отходы – отходы (лекарственные, в том числе цитостатики, диагностические, дезинфицирующие средства) не подлежащие использованию, ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, отходы сырья и продукции фармацевтических производств, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения) – класс Г;
радиоактивные отходы – отходы, содержащие радиоактивные вещества в количестве и концентрации, которые превышают регламентированные для радиоактивных веществ значения, установленные законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии – класс Д;
Слайд 7 В палатах, кабинетах, туалетах, процедурных, перевязочных, вспомогательных помещениях объектов
здравоохранения устанавливаются раковины с подводкой горячей и холодной воды через
смесители. В кабинетах, где проводится обработка инструментов, предусматривают отдельную раковину для мытья рук и мойку для обработки инструментов.
Предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные залы, процедурные кабинеты, посты медицинских сестер при палатах новорожденных, хирургические, гинекологические кабинеты, шлюзы боксов, полубоксов, лабораторий оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды, для объектов с централизованным водоснабжением с установкой локтевых кранов, а таже локтевые дозаторы с жидким антисептическим мылом и растворами антисептиков.
Слайд 8В организациях охраны материнства и детства, хирургических и инфекционных стационарах
при входе в каждое отделение устанавливаются локтевые дозаторы с антисептиком
для обработки рук.
Дополнительно медицинским персоналом используются индивидуальные дозаторы с антисептиком для обработки рук.
В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (операционные, перевязочные, родовые, предоперационные, наркозные, процедурные, манипуляционные, прививочные помещения стационара для больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью микобактерий, а также ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для хранения и разборки грязного белья), стены облицовывают глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на полную высоту.
Слайд 9 Поверхность стен, полов и потолков помещений выполняются из гладкого,
без дефектов материала и легкодоступной для влажной уборки, устойчивый обработке
моющими и дезинфицирующими средствами.
Устранение текущих дефектов (ликвидация протечки на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) проводиться незамедлительно.
Капитальный ремонт не проводится при нахождении больных на объектах здравоохранения.
В местах установки раковин и других санитарно-технических приборов, оборудования, эксплуатация которых связана с возможным увлажнением стен и перегородок, предусматривают отделку последних глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м. от пола и на ширину более 20 сантиметров (далее – см) от оборудования и приборов с каждой стороны.
Слайд 10
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и
эксплуатации помещений и оборудованию объектов здравоохранения
Влажная уборка (пола, мебели, оборудования, подоконников, дверей) проводится не менее
двух раз в сутки (в операционных между операциями), с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в Республике Казахстан.
Уборочный инвентарь маркируется с указанием помещений и видов уборочных работ, используется строго по назначению, дезинфицируется после применения.
Генеральная уборка помещений палатных отделений, функциональных помещений и кабинетов с применением моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в Республике Казахстан, проводится один раз в месяц и по эпидемиологическим показаниям, с обработкой стен, пола, оборудования, инвентаря, светильников.
Для проведения генеральной уборки персонал обеспечивается спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, промаркированным уборочным инвентарем и чистой ветошью.
Слайд 11 Генеральная уборка помещений операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных,
манипуляционных, стерилизационных, палат интенсивной терапии, помещений с асептическим режимом проводится
один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря.
После выписки, перевода, смерти больного, в освободившейся палате проводится уборка по типу заключительной дезинфекции, постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) подвергают камерной дезинфекции или обработке растворами дезинфекционных средств.
Слайд 12 В операционных, перевязочных, родильных залах, палатах реанимации, палатах новорожденных,
недоношенных детей и детей до одного года, процедурных, инфекционных боксах,
помещениях с асептическим режимом после каждой текущей уборки на тридцать минут, после генеральной уборки на 2 часа включаются ультрафиолетовые облучатели. При применении других установок для обеззараживания воздуха расчет проводится в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Учет отработанного времени бактерицидных облучателей фиксируется в журнале по форме, согласно приложению 5 к настоящим Санитарным правилам.
Форма
Журнал учета отработанного времени бактерицидных облучателей
____________________________________ за 20___ год
(наименование объекта здравоохранения)
Слайд 13 Неэкранированные передвижные бактерицидные облучатели устанавливаются из расчета мощности 2,0-2,5
ватт (далее – Вт) на один метр кубический помещения. Экранированные
бактерицидные облучатели из расчета мощности 1,0 Вт на 1 м3 помещения устанавливаются на высоте 1,8-2,0 м от пола, при условии не направленного излучения на находящихся в помещении людей. В помещениях с интенсивной непрерывной нагрузкой устанавливаются ультрафиолетовые рециркуляторы.
Выключатель для ламп размещается перед входом в помещение и блокируется со световым табло «Не входить, включен бактерицидный облучатель!» на государственном и русском языках.
. Для снижения обсемененности воздуха до безопасного уровня применяются следующие технологии:
1) воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствие людей, и закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей;
2) применение бактериальных фильтров.
Облучатели и фильтры используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Слайд 14. Смена белья больным проводится один раз в семь дней
и по мере загрязнения
В операционных, родильных залах, помещениях с асептическим
режимом используется стерильное или одноразовое белье.
- Сбор использованного белья осуществляется в плотную специальную тару (клеенчатые, полиэтиленовые мешки, оборудованные бельевые тележки). Разборка грязного белья в отделениях не проводится.
- Временное хранение (не более двенадцати часов) грязного белья в отделениях осуществляется в санитарных комнатах, специально отведенных для этой цели помещениях в закрытой таре (металлических, пластмассовых бачках), легко подвергающихся мойке и дезинфекции. Для работы с грязным бельем персонал обеспечивается сменной санитарной одеждой.
Чистое белье хранится в специально выделенных помещениях на стеллажах, в шкафах на полках.
Слайд 15. Стирка белья проводится в прачечных всех форм собственности при
условии выделения специальных технологических линий, исключающих возможность контакта белья с
внебольничным бельем. Белье инфекционных, гнойно-хирургических и патологоанатомических отделений перед стиркой подвергается дезинфекции.
Транспортировка чистого и грязного белья осуществляется в упакованном виде в закрытой маркированной таре («чистое», «грязное» белье).
Слайд 16. Требования к сбору медицинских отходов
Сбор, временное хранение и
вывоз медицинских отходов выполняется в соответствии со схемой обращения с
отходами, принятом в объекте здравоохранения, который предусматривает:
1) качественный и количественный состав образующихся отходов;
2) порядок сбора отходов;
3) применяемые способы обеззараживания (обезвреживания) и удаления отходов;
4) гигиеническое обучение персонала правилам эпидемической безопасности при обращении с отходами.
Слайд 17В целях организации системы обращения с медицинскими отходами приказом руководителя
объекта здравоохранения назначаются:
1) лицо, осуществляющее организацию обращения с
отходами и контроль за соблюдением требований настоящих санитарных правил, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах, которое проходит периодическое обучение по вопросам обращения с отходами на курсах повышения квалификации;
2) лица, ответственные за обращение с отходами в каждом структурном подразделении, которые проходят инструктаж по обращению с медицинскими отходами
Персонал проходит предварительные и периодические медицинские осмотры. К работе с отходами не допускаются лица моложе 18 лет.
Персонал обеспечивается комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты (халаты, комбинезоны, перчатки, маски, респираторы, специальная обувь, фартуки, нарукавники).
Слайд 18 Для сбора отходов используются одноразовые, водонепроницаемые мешки, пакеты, металлические
и пластиковые емкости, контейнеры для сбора и безопасной утилизации.
Для
сбора каждого класса отходов используются мешки, пакеты различной окраски (отходы класса А – белую, Б – желтую, В – красную, Г – черную), контейнеры, емкости – маркировку. Металлические и пластиковые емкости, контейнеры для сбора опасных отходов плотно закрываются.
Сбор отходов класса А осуществляется в многоразовые емкости и одноразовые пакеты.
Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора отходов и тележки маркируются.
Пищевые отходы при отсутствии специального выделенного холодильного оборудования временно хранятся не боле двадцати четырех часов.
Слайд 19Отходы класса Б собираются в одноразовые мягкие (пакеты) или твердые
(непрокалываемые) контейнеры желтого цвета или имеющие желтую маркировку.
Колющие и
острые предметы собираются отдельно от других видов медицинских отходов в непрокалываемые и водостойкие КБСУ без предварительного разбора и дезинфекции.
Для сбора органических, жидких отходов класса Б используются одноразовые влагостойкие контейнеры с крышкой, обеспечивающей их герметизацию.
Жидкие отходы подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции), после чего сливаются в систему водоотведения.
КБСУ заполняются не более чем на три четвертых объема.
По заполнению КБСУ плотно закрываются крышкой и направляются в помещение для временного хранения медицинских отходов, где хранится не более трех суток.
Слайд 20 Патологоанатомические и органические операционные отходы класса Б (органы, ткани
и так далее) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах
в специальных отведенном участке кладбища. Предварительное обеззараживание таких отходов не требуется, за исключение отходов от инфекционных больных.
Отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции) физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие) на объекте здравоохранения. Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах. Вывоз необеззараженных отходов класса В за пределы территории организации не допускается.
Отходы класса В собирают в одноразовую мягкую упаковку (пакеты) или твердые (непрокалываемые) контейнеры красного цвета или имеющую красную маркировку. Использованные одноразовые колющие (режущие) инструменты и другие изделия медицинского назначения (далее – ИМН) помещают в твердые (непрокалываемые) влагостойкие герметичные контейнеры. Жидкие биологические отходы класса В после обеззараживания (дезинфекции) сливаются в систему канализаций.
Слайд 21 При окончательной упаковке отходов классов Б и В для
удаления их из подразделения одноразовые емкости (пакеты, КБСУ) маркируются соответствующими
надписями «Отходы. Класс Б/Класс В (соответственно). Название организации, подразделения, дата и фамилия лица, ответственного по подразделению за сбор отходов
Использованные люминесцентные лампы, ртуть содержащие приборы и оборудование собираются в маркированные емкости с плотно закрывающими крышками черного цвета. После заполнения емкости плотно закрываются и хранятся в помещении для временного хранения медицинских отходов. По мере накопления вывозятся и утилизируются специализированными организациями.
Радиоактивные медицинские отходы класса Д, имеющие короткий жизненный цикл (твердая, жидкая и газообразная формы), хранятся в соответствующих хранилищах до их распада, затем они удаляются как медицинские отходы класса А. Радиоактивные «долгоживущие» медицинские отходы класса Д направляются для захоронения на специальные полигоны (могильники).
Слайд 22Требования к временному хранению медицинских отходов на
объектах здравоохранения
Для временного
хранения медицинских отходов класса Б, В, Г на объекте здравоохранения
выделяется отдельное помещение.
Хранение более двадцати четырех часов пищевых отходов, необеззараженных отходов класса Б, осуществляется в холодильниках и морозильных камерах.
В медицинских организациях (здравпункты, кабинеты, медицинские пункты) отходы классов Б и В емкостях, временно хранятся в подсобных помещениях (при хранении более 24 часов используется холодильное оборудование).
Контейнеры с отходами класса А хранятся на специальной площадке.
Контейнеры располагаются не ближе 25 м. от объекта здравоохранения. Площадка для таких контейнеров ограждаются с трех сторон на высоту 1,5 м.
Слайд 23 Комната для хранения медицинских отходов оборудуется вытяжной вентиляцией, холодильным
оборудованием для хранения биологических отходов, стеллажами, контейнерами для сбора пакетов
с медицинскими отходами, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, бактерицидной лампой.
Помещение для временного хранения медицинских отходов располагается в непосредственной близости от выхода из корпуса объекта здравоохранения и с подъездными путями для вывоза.
После погрузки медицинских отходов из помещений временного хранения на автотранспортное средство, помещение, использованный инвентарь и оборудование дезинфицируются.
Помещение для временного хранения медицинских отходов располагается в непосредственной близости от выхода из корпуса объекта здравоохранения и с подъездными путями для вывоза.
Слайд 24
Отходы класса А, Б, В хранятся по месту образования
не более одних суток (за исключением КБСУ с острыми предметами,
которые удаляются по мере заполнения на три четвертых объема), в контейнерах на специальных площадках или в помещениях для временного хранения емкостей с отходами не более трех суток. Биологические отходы класса Б хранятся при температуре не выше +5оС.
Слайд 25 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
проведения стерилизации и дезинфекции изделий
медицинского
назначения на объектах здравоохранения
Медицинский инструментарий одноразового пользования без предварительной
дезинфекции подвергается утилизации.
Изделия медицинского назначения многократного применения после использования подвергаются дезинфекции, предстерилизационной очистке, сушке, упаковке и стерилизации.
Дезинфекция инструментария проводится в местах его использования различными методами (кипячение, паровой, воздушный, химический).
Для дезинфекции ИМН используются две емкости. В первой емкости инструментарий промывается от остатков крови, слизи, лекарственных препаратов, затем погружается во вторую емкость для экспозиции. Разъемные изделия обрабатываются в разобранном виде.
При использовании дезинфицирующего средства, обладающего фиксирующим эффектом в отношении биологических жидкостей, инструментарий предварительно отмывается в отдельной емкости водой с последующим ее обеззараживанием.
Дезинфицирующие растворы используются согласно срокам, указанных в инструкциях (методических указаниях) по применению дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в Республике Казахстан.
Слайд 26 Предстерилизационная очистка ИМН проводится ручным или механизированным (ультразвуковым) способом.
При содержании в дезинфицирующем средстве моющего компонента предстерилизационная очистка совмещается
с дезинфекцией.
Качество предстерилизационной обработки оценивается по отсутствию положительных проб (азопирамовой, фенолфталеиновой) на остаточное количество крови и щелочных компонентов синтетических моющих веществ. Контролю подлежит не менее 1 % медицинских изделий каждого наименования (не менее 3-5 единиц) каждой партии.
. Предстерилизационная очистка и стерилизация изделий медицинского назначения проводится в централизованном стерилизационном отделении, при отсутствии - в специально выделенном месте подразделений объектов здравоохранения.
Слайд 27 Стерилизация ИМН проводится физическими (паровой, воздушный, инфракрасный, глассперленовый), химическими
(растворами химических средств, газовый, плазменный) методами, с использованием соответствующих стерилизующих
агентов и оборудования.
. Стерилизацию осуществляют по режимам, указанным в инструкции по применению конкретного средства, в руководстве по эксплуатации стерилизатора.
Контроль работы стерилизующей аппаратуры осуществляется с использованием физических методов (контрольно-измерительные приборы), химических (термохимические индикаторы), биологических тестов.
Стерильный материал доставляется в отделения в закрытых транспортных контейнерах, специальных мешках, транспортным лифтом.