Слайд 1Обеспечение здоровья населения
Дисциплина: Управление и экономика фармации
Тема лекции
19
Планирование товарооборота
Кононова С.В – заведующий
кафедрой УЭФ и ФТ
Слайд 2 – Акты купли – продажи
- Реализация фармацевтических товаров
Доведение фармацевтических
товаров от производителя до потребителя
Поддержание баланса между потреблением и
спросом
Сокращение издержек обращения ( технологии продаж, консультативно-информационные услуги
Маркетинг (рыночные исследования, распределение, формирование цен)
Слайд 3Оптовая – реализация фармацевтических товаров, как правило, крупными партиями для
дальнейшей перепродажи или переработки. Товары оптового товарооборота в конечное потребление
не поступают;
Розничная – реализация фармацевтических товаров конечному потребителю, завершающе звено в сфере обращения фармацевтических товаров . Эти товары переходят в сферу личного потребления в обмен на денежные средства населения или институциональных потребителей для коллективного использования.
Слайд 4
В аптечных организациях процесс обращения товаров характеризуется товарооборотом.
Товарооборот
состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь (товарный
запас, поступление, расход). Р = Он + П - Ок,
где Р- расход, Он - остаток на начало периода,
П - приход, Ок - остаток на конец периода
Слайд 5Оптовый товарооборот – объем продаж товаров крупными партиями предприятиями-производителями или их
торговыми предстателями покупателям для дальнейшей их продажи или переработки. Различают
складской и транзитный оптовые товарообороты.
Розничный товарооборот - объем продаж продукции и услуг населению для личного, семейного, домашнего пользования. Также к рознице относится продажа товаров мелкими партиями таким организациям, через которые осуществляется коллективное потребление товаров.
Слайд 6Товарооборот — объем продаж фармацевтических товаров и оказания услуг в
денежном выражении за определенный период времени.
Товарооборот как
показатель характеризует:
денежную выручку за реализованные фармацевтические товары с одной стороны, размер денежных расходов потребителей на приобретение фармацевтических товаров и услуг с другой;
потребление товарной массы.
Слайд 7
товарооборот - объёмный показатель, характеризуеет масштабы деятельности
фармацевтической организации;
удельный вес товарооборота фармацевтической организации в товарообороте фармацевтической
отрасли региона характеризует долю фармацевтической организации на фармацевтическом рынке;
по доле товарооборота фармацевтической организации на фармацевтическом рынке определяется организация-монополист ( удельный вес товарооборота организации в товарообороте региона превышает 30%);
по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек обращения, прибыль).
Слайд 9Товарооборот измеряется:
в денежных единицах (рубли);
ТО = Р х Q
где Р
– цена за ед. товара или услуги;
Q – количество проданных
товаров или услуг.
в натуральном выражении (количество упаковок в штуках).
Слайд 10Характеристики розничного товарооборота
количественная – объем реализации в денежном исчислении,
качественная
– структура товарооборота (группы товаров).
Слайд 11 Показатели, характеризующие товарооборот
- объем товарооборота в стоимостном выражении в
текущих ценах;
- объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;
- ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров ( в рублях, процентах);
- однодневный объем товарооборота (руб.);
- объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе на специалиста;
- объем товарооборота на 1 кв.м общей площади, в том числе торговой площади;
- время обращения товаров, дни оборота;
- скорость товарооборота, число оборотов.
Слайд 12 Резервы роста товарооборота :
- дополнительная закупка товаров непосредственно
у производителей на льготных условиях;
- маркетинговые исследования
- мерчандайзинг
- повышение производительности
труда работников;
- оптимизация времени работы фармацевтической организации;
- дополнительное открытие структурных подразделений;
- внедрение современных форм реализации фармацевтических организаций.
Слайд 13Анализ товарооборота
Выделяют четыре группы товара:
прибыльная (высокая цена при небольшом спросе);
выгодная (умеренная цена при стабильно высоком спросе);
ходовая (небольшая цена
и постоянный спрос);
балласт (низкая цена при отсутствии спроса, но обязательность наличия в ассортименте).
Слайд 14Анализ товарооборота
Розничный анализ нужен для того, чтобы:
-
сформировать ассортиментную матрицу аптеки;
- подготовиться к сезонным колебаниям спроса;
- сформировать
систему оценки персонала;
- оценить влияние аптек-конкурентов;
- выявить сильные и слабые стороны аптеки;
Слайд 15Анализ товарооборота
Все анализируемые данные должны соответствовать друг другу по трем
признакам:
Цена. ТО отчетного периода должен быть рассчитан в таких же
ценах, что и ТО базисного. Для этого используют индекс цен.
Время. ТО отчетного и базисного периодов должен быть взят за одинаковые промежутки времени, а если они отличаются, нужно использовать среднедневной или однодневный оборот.
Пространство. ТО отчетного и базисного периодов должен быть рассчитан на одну и ту же площадь.
Слайд 16Анализ товарооборота
Этапы анализа.
1. Изучение влияющих факторов.
а) источник влияния
б) направление
влияния
2.Изучение динамики ТО по сравнению с базисным годом с
помощью метода динамических показателей.
3. Изучение:
-структуры ТО как товарной, так и сезонной (по кварталам, по месяцам)
-системы показателей товарооборота.
4. Выводы.
Слайд 17Анализ товарооборота
1. Динамика роста товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается
по формуле:
ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах
* 100 / Фактический товарооборот прошлого года
Слайд 18Анализ товарооборота
2. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества
товаров за анализируемый период.
Индекс цен рассчитывается по формуле:
Iцен =
Цотч / Цбаз
где Цотч - цена в отчетном периоде, Цбаз - цена в базовом периоде (в прошлом году), принимаемая за 100%.
Слайд 19Анализ товарооборота
3. Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах
рассчитывают по формуле:
ТОфакт в сопост.ценах = (фактический товарооборот в текущих
ценах / индекс цен) * 100%
Слайд 20Анализ товарооборота
4. При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности товарооборота
по формуле:
Критм = Квартальные планы продаж / Годовой план продаж.
(Равномерные продажи при К=1)
Слайд 21Прогнозирование объема реализации
— это оценка будущих продаж в денежном
выражении за определенный период времени.
Слайд 22Прогнозирование объема реализации
Этапы:
1.Прогноз общего объема товарооборота на год с помощью
метода динамических показателей, учетом темпов роста, прироста.
2.Поквартальное прогнозирование.
3. Прогнозируется объем
продаж по составным частям (по структуре).
Слайд 23Прогнозирование объема реализации
Прогноз объема реализации равен реализации текущего года, увеличенной
на показатель ежегодного или среднегодового темпа роста (прироста).
Описание методики: Объем
реализации прогнозируется методом динамических показателей. При этом разрабатывается годовой план показателя с последующей разбивкой по кварталам или месяцам.
Слайд 24Распределение объема реализации по кварталам (месяцам)
После определения годового товарооборота производят
распределение его по кварталам, при котором учитывают сложившиеся соотношения в
прошлых периодах.
Описание методики: рассчитывают удельный вес (%) объема реализации каждого квартала в товарообороте базисного года и сложившиеся соотношения сохраняют на планируемый период.
Аналогично составляется прогноз объема реализации на каждый месяц.
Слайд 25Распределение объема реализации по составным частям
Для более точного контроля за
динамикой продаж проводится распределение объема реализации на составные части.
Методика
распределения заключается в определении удельного веса каждой составной части объема реализации в текущем году и сохранении этого соотношения на прогнозируемый период.
Например, распределение объема реализации по способу продажи и др.
Слайд 26Планирование розничного товарооборота (методики):
I. Методика планирования с учетом потребностей в
прибыли(4 этапа):
1. Определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении аптеки для:
- финансирования прироста основных фондов и собственных оборотных средств;
- создания финансовых резервов; - погашения кредитов;
поощрения и социального развития коллектива; - других целей
2. Рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень издержек обращения на основе анализа за предшествующие периоды.
3. Рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (структура и объем товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, персонале и др.).
4. Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения порога рентабельности, то есть размера товарооборота при котором полученный доход покрывает постоянные издержки.
Ткр=(Тплан×ИОпост)/(ИОпост+ИОпер)
где Ткр ─ товарооборот в критической точке, руб; Тплан ─ расчетный плановый товарооборот, руб; ИОпост ─ постоянные издержки обращения, руб; ИОпер ─ переменные издержки обращения, руб.
Ткр=(ИОпост×100%)/(ВД-ИОпер1)
Где ВД - уровень валового дохода, в %; ИОпер1 – уровень переменных издержек, %
Слайд 27II. Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов
- оптимизация
планируемого объема розничного товарооборота и определения его максимальной величины по
отдельным видам ограниченных ресурсов (площади торгового зала, товарных запасов, финансовых ресурсов др.).
Для реализации этой методики используют экономико-математические модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ.
III. Нормативный метод (или метод технико-экономических расчетов)
- нормативы товарооборота на 1 м2 торговой площади или, при их отсутствии, показатели, достигнутые хорошо работающими аптечными организациями, имеющими сопоставимые условия деятельности. Необходимо корректировать норматив на коэффициенты: средней стоимости покупки, интенсивности покупательских потоков, средней величины чека.
IV. Методика планирования товарооборота в зависимости от :
- местонахождения аптечной организации и зоны обслуживания;
- от размера аптечной организации, его оборота;
- размеров населенных пунктов.
Величина зоны обслуживания прямо зависит от расстояния до аптек-конкурентов и в обратной зависимости от величины аптек - конкурентов.
- учета изменений в зоне обслуживания:
* открытие или закрытие аптек; * ввод в действие жилищного фонда;
* рост среднегодового числа потребителей.
V. Метод скользящей средней
Он базируется на данных о сопоставимом товарообороте за ряд периодов. Суммируют темпы прироста товарооборота за три смежных периода и делят на три, затем три периода, начиная со второго, затем три периода начиная с третьего и т.д. Таким образом, производится выравнивание цепных темпов прироста. На основании выровненных показателей находится среднегодовое изменение по товарооборота по формуле:
Слайд 28Прогнозируемый темп прироста товарооборота
на следующий период рассчитывается по формуле:
Планируемый
объем товарооборота
определяется по формуле:
где Тотч ─ фактический товарооборот отчетного
года, руб.
Можно также при планировании товарооборота использовать средние величины, рассчитанные в стоимостном выражении:
где Тn ─ товарооборот последнего года;
Т1 ─ товарооборот первого года
n ─ номер товарооборота последнего года.
При планировании товарооборота для получения более точных результатов планирования рекомендуется использовать
несколько методов в их комбинировании.