Слайд 1ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ.
8 класс
Слайд 3Дать индивидуальные задания к ближайшим урокам литературы.
Слайд 4ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Покраснела рябина, посинела вода.
Месяц, всадник унылый, уронил повода.
С.А.Есенин
Слайд 5Творческая работа
Грибоедов – автор бессмертной комедии «Горе от ума».
Грибоедов
, автор бессмертной комедии «Горе от ума», — один из
образованнейших людей своего времени.
Бекас небольшая серенькая птичка.
Одуванчик медоносное растение.
Слайд 6Творческая работа
Бекас, небольшая серенькая птичка, пролетела над кустом.
Одуванчик —
медоносное растение — можно встретить повсюду.
Слайд 7А — приложение при личном местоимении;
Б — распространенное приложение после
определяемого слова;
В — приложения с союзом как, имеющее добавочное значение
причины.
1) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение.
2) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению.
3) Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.
4) Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда.
5) Добряк, он не мог никому отказать в просьбе.
6) Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому.
7) Муж её, путиловский рабочий, был ранен на войне.
Цифровой диктант
1 –?
2 –?
3 –?
4 –?
5 –?
6 –?
7 –?
1 – А
2 – В
3 – Б
4 – Б
5 – А
6 – В
7 – Б
Слайд 8Графический диктант
1. Вдруг до нас донеслись какие-то странные звуки,
похожие на вой.
2. Я смотрел на пруд, залитый лунным
светом, и на старый дворец на острове.
3. В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие укрепленные ворота крепости.
4. Воздух, пахнущий туманом, свежестью утра, врывается в комнату.
5. Заплаканный, Алеша лежал на траве в кустах сирени.
Слайд 9Графический диктант
7. Весь мир, с листвой, с весенним громом, с
нелегким каждым днем своим, неповторимый и огромный, для радости открылся
им.
8. 9. Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительно-голубым светом, расширилась.
10. Я шел пешком и, пораженный прелестью природы, поминутно останавливался.
11. Рыба, раньше хорошо бравшая приманку, перестала клевать.
12. Несколько раз, таинственный и одинокий, мелькнул вдали огонек.
13. В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады.
14. Потом пришла весна, яркая, солнечная.
15. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега.
Слайд 10Синтаксический разбор предложения
Измученные тяжелой дорогой они не могли продолжать путешествие.
Если
бы определяемое слово было выражено не местоимением они, а существительным
ребята, были бы условия для обособления?
Слайд 11Запишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Составьте схемы предложений.
Погруженный в
воспоминанья о давно минувших боях старик долго не мог уснуть.
Озаренные
сиянием луны палатки бивака казались иссиня-белыми.
Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом дорога похожа на бесконечный тоннель.
Обреченный судьбой на постоянную праздность я не делал решительно ничего.
Холодный ветер резкий и упорный кидает нас и тяжело грести.
В воздухе закружились сухая трава листва сорванная с деревьев и мелкие сучья.
Созвездия холодные как крупинки льда плавали в воде.
Песня журчала как лесной ключ тихая чистая несмолкаемая.
На лес озябший и нагой вдруг упадут сырые снегопады.
Почти все газели, и африканские, и азиатские, не признают тесноты лесов.
Слайд 12Выборочный диктант
Выпишите только приложения с определяемым существительным.
1. Пел свою
нехитрую песню медный самовар-инвалид.
2. Яркая иволга, обитательница березового леса,
дает знать о своем прибытии звучным, похожим на флейту свистом.
3. Высоко над нами зашумел ветер - предвестник бурана.
4. Смелый охотник, хорек нападает и на животных крупнее его.
5. Радио - единственная связь, соединяющая с миром, - работало неисправно.
6. Я люблю воробьев, этих дерзких разбойников, благополучно живущих даже в шумных многолюдных городах.
7. Хозяин дома, директор, был человек лет сорока.
8. К чаю, единственному блюду в это утро, полагалась горсть сухарей.
Слайд 13Найдите ошибки и недочеты, связанные с использованием причастий и причастных
оборотов. Исправьте предложения и обоснуйте свою правку.
Ветер срывал оставшие на
деревьях листы.
Передо мной стоял ребенок, одевающийся нянькой.
У него было раскрасневшееся лицо от мороза.
Его интересовали работы, выполняющиеся студентами.
Слайд 14Проверочная работа
1. Дружившие2 с детства они н_когда не ра_ставались.
2. Ветер
теплый и ласк_вый2 разбудил цв_ты на лугу.
3. Ягоды собр_нные детьми
были вкусны.
4. Испуг_нная девочка замолчала.
5. Яблон_вый сад1 весь в солнечных пятнах спускался2 по склону х_лма.
6. Дождь1 перестал и облака подг_няемые ветром неслись над пр_тихшей2 землей.
Нечетные предложения выполняет первый вариант,
четные – второй.
Слайд 15Проверочная работа
Переделайте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными распространенными
приложениями.
1) Ястреб – настоящий лесной разбойник.
2) Березка – любимое
дерево русского народа.
Образец. Деревенские ласточки – искусные гнездостроители.
Деревенские ласточки – ǀ искусные гнездостроители ǀ – занимались благоустройством своего нового жилья.
Слайд 16Карточки для самостоятельной работы
I вариант
1) Внизу проплыли сопки, покрытые розовым
снегом, земля, забрызганная синеватыми каплями озер, и темно-синее холодное море,
бившееся о гранитные берега.
2) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам.
II вариант
1) Ничего нет прекраснее беспредельного широкого моря, залитого лунным светом, и голубого неба, полного тихих сияющих звезд.
2) И подпасок, гоняющий коров, и землемер, едущий в бричке, и гуляющие - все глядели на закат.
Слайд 17Работа с сигнальными карточками
Поднимите вверх карточку со знаком «+», если
услышите предложения с обособленными определениями, со знаком «—», если определения
не обособляются.
1) Лаборант геологической экспедиции прятал от дождя образцы минералов, а мы, покрытые брезентом, укладывали инструменты и приборы в длинные легкие ящики. (И. Соколов-Микитов.) «+»
2) Мы до леса дошли без труда и остановились на опушке, обращённой к солнцу, изумлённые и обрадованные. (М. Пришвин.) «+»
3) Осыпавшиеся с деревьев лепестки душистой черемухи уплывают по тихой воде. «—»
4) Ветер шевелил молодые листочки, яркие, душистые и клейкие. «+»
5) Наш берег стал островом спасения и новой родиной для всяких зверей, больших и маленьких. (М. Пришвин.) «+»
6) Поднимавшийся от реки туман постепенно исчезал под лучами солнца. «—»
7) Пламя перебегало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стонами и свистом. (Б. Полевой.) «+»
Слайд 18Творческая работа
К имени существительному подберите распространенное приложение, поставив его после
определяемого слова; затем запишите предложение.
1) Лев Толстой много лет прожил
в Ясной Поляне.
2) В Спасском-Лутовинове Тургеневу особенно хорошо писалось.
3) Эрмитаж ежегодно посещают тысячи зарубежных туристов.
Слова для справок: великий русский писатель, один из крупнейших художественных музеев России и мира, родовое орловское имение.
Слайд 19Творческая работа. Проверка
К имени существительному подберите распространенное приложение, поставив
его после определяемого слова; затем запишите предложение.
1) Лев Толстой, ǀ
великий русский писательǀ, много лет прожил в Ясной Поляне.
2) В Спасском-Лутовинове – ǀродовом орловском именииǀ – Тургеневу особенно хорошо писалось. 3) Эрмитаж — ǀодин из крупнейших художественных музеев России и мира ǀ – ежегодно посещают тысячи зарубежных туристов.
ǀ
Слайд 20Творческая работа
Найдите приложения, определите их место по отношению к определяемому
слову, обозначьте графически условия обособления приложений, поставьте знаки препинания.
1.
Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота.
2. Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра.
3. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся.
4. Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы.
Слайд 21Творческая работа. Проверка
Найдите приложения, определите их место по отношению
к определяемому слову, обозначьте графически условия обособления приложений, поставьте знаки
препинания.
1. Да, вот они, ǀ русские характеры ǀ! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимется в нем великая сила - ǀ человеческая красота ǀ.
2. Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - ǀ этим непосредственным выражением красоты и добра ǀ.
3. ǀ Отступник бурных наслаждений ǀ, Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся.
4. Там в стары годы, ǀ сатиры смелый властелин ǀ, блистал Фонвизин, ǀ друг свободы ǀ.
Слайд 22
ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
Урок-зачет
Слайд 23Педагогические задачи:
создать условия для организации и проведения проверки теоретических знаний
по теме;
способствовать развитию познавательных психических процессов;
содействовать воспитанию познавательного
интереса к изучению русского языка.
Слайд 24Самостоятельная работа.
Найдите приложения, назовите условия их обособления. Запишите:
1) Я
старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял
его строгим, сердитым.
2) У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные глаза, серые скулы, широкое лицо...
3) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.
4) Жухрай, матрос, с нами не разговаривал.
5) С Горьким как писателем я познакомился уже давно.
6) Лучший слесарь на заводе и первый силач в слободке, он держался с начальством грубо и поэтому зарабатывал мало.
Слайд 25Самостоятельная работа.
Из двух предложений составьте одно с обособленным приложением, поставив
его до и после определяемого слова. Выделите приложение графически, поставьте
знаки препинания.
1. Иванов был опытный тракторист. Он разбирался в машинах различных марок.
2. Серегин был лучшим учеником в классе. Он охотно помогал ребятам, но никогда не давал списывать.
3. Капитан был решительный властный человек. Он никогда не отменял свои приказы.
Слайд 26Диктант
ТВОРЧЕСТВО - ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД
Святослав Рихтер, замечательный пианист, известный
во всем мире, по пять-шесть часов не вставал из-за рояля.
Майя Плисецкая, удивительный мастер движения, завоевавшая всемирное признание, посвящала ежедневно много часов изнурительному труду у балетного станка. Многим ребятам, поклонникам театра, кино, жизнь людей искусства кажется сплошным праздником, но на самом деле любимая работа для них - огромный труд, напряженный, ежедневный, требующий терпения, выдержки и упорства.