Слайд 1ОБРАЗ ПОЭТИЧЕСКИЙ
художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных
явлений «по законам красоты» (К. Маркс)
Слайд 2Зазимки. Б. Пастернак
(1944)
Открыли дверь, и в кухню паром
Вкатился воздух
со двора,
И всё мгновенно стало старым,
Как в детстве в те
же вечера.
Сухая, тихая погода.
На улице, шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти.
Зима, и всё опять впервые.
В седые дали ноября
Уходят ветлы, как слепые
Без палки и поводыря.
Во льду река и мерзлый тальник,
А поперек, на голый лед,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен черный небосвод.
Пред ним стоит на перекрестке,
Который полузанесло,
Береза со звездой в прическе
И смотрится в его стекло.
Она подозревает втайне,
Что чудесами в решете
Полна зима на даче крайней,
Как у нее на высоте.
Слайд 3БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК
Его после смерти называли «Гамлет XX века», «Рыцарь
русской поэзии», «Заложник вечности», «Неуставный классик», «Лучезарная душа», «Один на
всех и у каждого свой»...
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
«Нобелевская премия», 1959
(1890-1960)
Родился в Москве, в семье академика живописи Л. О. Пастернака.
Окончил гимназию, университет по философскому отделению историко-филологического факультета.
Летом 1912 года изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию (Флоренция и Венеция).
Находясь под сильным впечатлением от музыки А. Н. Скрябина, занимался шесть лет композицией.
Первые публикации относятся к 1913 году.
Слайд 4Образ как явление стиля
Поэтический образ присутствует всюду, где художественная
мысль выражается при помощи различных поэтических средств:
сравнения,
метафоры,
эпитета,
метонимии,
синекдохи,
гиперболы,
параллелизма и т.д.
Всё это характеризует металогию.
МЕТАЛО́ГИЯ (от греч. μετά — через, после, за и λόγος — слово) — употребление в поэтическом произведении слов и выражений в их переносном значении, образном или фигуральном.
Слайд 5 * * *
Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный
сад.
Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.
И, как в
неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу.
Где пруд - как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.
1912
Слайд 6Александр Афанасьевич Потебня
о поэтическом образе “Из записок по теории
словесности”
«Раз созданный образ освобождается из-под власти художника, являясь чем-то посторонним
для него самого…
Объясняя свое произведение.., он становится уже в ряды критиков и может ошибаться вместе с ними.»…
«…поэтический образ в каждом понимающем и в каждом отдельном случае понимания вновь и вновь создает себе значение» .
«Иногда образ возникает там, где мы даем определение тому, что ясно само по себе…»
Потебня́ А.А. (1835-1891) — русский языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской А.Н.
Слайд 7эпитет
Главным в образе является неожиданная деталь
(мысль, мелочь, штрих, соответствие),
подмеченная
автором и не видимая, не бросающаяся в глаза до
этого момента никому другому.
Первый самый распространенный образ —
это простейший эпитет.
Поэтический эпитет кроме определения (предметного или логического) дает слову дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения — это почти всегда метафорическое прилагательное, в котором заложен меткий признак сравнения (соответствия, взаимосвязи).
Например, «сахарный снег», «лебяжий снег», в отличие от «белый снег» и «мягкий снег».
Слайд 8троп и поэтический образ
ТРОП - это поэтический оборот, употребление слов,
фраз, выражений в переносном, образном смысле
Другие наиболее употребительные тропы:
Гипербола
— (излишек, преувеличение) образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления.
Вот пример гиперболы у Марины Цветаевой:
И гремит над жарким его шатром
Соловьиный гром...
Метафора — (перенесение) образное выражение, основанное на сравнении.
В этом виде тропа сближаются отдельные слова или выражения по сходству их значений или по контрасту.
Метафора образуется по принципу олицетворения — «вода спешит», овеществления «стальные нервы», отвлечения — «поле деятельности» .
Слайд 9Задание:
1. Создайте образ дождя.
Для этого можете описать его
цвет, запах, звук, действие.
это может быть список слов, словосочетаний,
отдельных фраз (в рифму или без неё). Чем больше вариантов, тем лучше. Не торопитесь отметать те, что лежат на поверхности и являются общеупотребительными.
В то же время постарайтесь взглянуть на обыденное и не раз описанное явление свежим взглядом. Цитирование собственного творчества, если вы уже обращались к этому образу ранее, допустимо.
2. Создайте образ любого предмета или явления (законченное произведение либо список слов, словосочетаний, фраз), не называя его.
Слайд 10ЛИТО «ОКНО»
МБОУ Гимназия №4
Г. Новосибирска
Автор:
Дмитриева Н.Ю.
https://poembook.ru/poem/
http://kak.znate.ru/
philcooke.com
linaarts.blogspot.ru
http://illustrators.ru/