Слайд 1ОБРАЗОВАНИЕ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Богданова А.А.,
канд. пед. наук, доцент,
кафедра специальной педагогики
ЛОИРО
correct.loiro@gmail.com
372-53-93 (доб. 218)
Слайд 2Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Слайд 3Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
ФЗ от "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) Ст.1
Слайд 4Характер дизонтогенеза зависит от определенных параметров:
Локализация нарушения
Время поражения
Взаимосвязь первичного и
вторичного дефекта
Слайд 5Виды дизонтогенеза:
Стойкое недоразвитие (умственная отсталость)
Задержанное развитие (ЗПР)
Поврежденное развитие (деменция)
Дефицитарное развитие
(нарушения, слуха, речи, зрения, ОДА)
Искаженное развитие (аутизм)
Слайд 6Дети с ОВЗ - около 4-5 % от общего количества
детей
Слайд 7Современные тенденции изменения состава детей с ОВЗ
Увеличение числа детей:
с выраженными
нарушениями;
с комплексными нарушениями;
со стертыми формами нарушений.
Появление значительной группы детей, у
которых нарушения практически полностью компенсируются в дошкольном возрасте.
Обособление внутри классических групп детей с ОВЗ, новых подгрупп со специфическими особенностями (кохлеарные имплантаты, нарушения аутистического спектра).
Слайд 8Специальная педагогика
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С
ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОБРАЗОВАНИЕ В
ОБЫЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ, ПРИ ПОМОЩИ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ, ЗАТРУДНИТЕЛЬНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО.
Слайд 9Исторические этапы организации обучения
лиц с ОВЗ
Начало XX века -
середина 60-х годов - «медицинская модель» — сегрегация
Середина 60-х
- середина 80-х годов - «модель нормализации» —интеграция
Середина 80-х годов - настоящее время - «модель включения» — инклюзия
Слайд 10Нормы международного гуманитарного права
Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971);
Декларация
о правах инвалидов (1975);
Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989);
Джомтьенская декларация
«Образование для всех» (1990);
Саламанкская декларация (1994);
Конвенция о правах инвалидов (2006).
Слайд 11Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от
29.12.2012 (ред. от 23.07.2013)
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки» № 599 от 7 мая 2012 г.
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 1 июня 2012 г.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Слайд 12Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 23.07.2013)
«Об образовании в
Российской Федерации»
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
инклюзивное
образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Слайд 13Приказы Минобрнауки РФ
от 19 декабря 2014 года
№1598 «Об
утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
№1599 «Об утверждении ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Слайд 15Специальная обучающая среда
наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными
методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
Слайд 16Специальная обучающая среда
комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов;
создание
адекватных условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных
учебных мест, дистанционные средства обучения)
Слайд 17Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015
г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”, вводятся в действие с 1 сентября 2016 г.
II. Требования к размещению организации для обучающихся с ОВЗ
III. Требования к оборудованию и содержанию территории
IV. Требования к зданию и оборудованию помещений
V. Требования к воздушно-тепловому режиму
VI. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции
VII. Требования к водоснабжению и канализации
IX. Требования к организации питания и питьевого режима
X. Санитарно-эпидемиологические требования при организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ
XI. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений организации для обучающихся с ОВЗ
XII. Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене работников организации для обучающихся с ОВЗ
Слайд 18 Особые образовательные потребности детей с ОВЗ:
максимально раннее получение
помощи;
непрерывность коррекционно-развивающего процесса;
практико-ориентированный характер содержания образования;
удлинение сроков получения образования;
специальное обучение
«переносу» знаний;
особая пространственная и временная организация общеобразовательной среды
использование позитивных средств стимуляции деятельности;
развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира
Слайд 19Цель образования детей с ОВЗ - преодоление «социального вывиха» и
введение ребенка в культуру жизни общества на основе развития у
него «компенсаторных механизмов».
Слайд 20Коррекция (лат. correctio - исправление) определяется как система специальных и
общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития
и отклонений в поведении.
Компенсация (лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.