Слайд 1ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
Слайд 2Методологическая основа-
системно-деятельностный подход
В этой связи в учебниках УМК «Перспектива»
задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему,
позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:
- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников
- обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.
Слайд 3Психолого-педагогические основы
учебно-методического комплекта и ФГОС
Согласно ФГОС, результатами обучения должны стать:
—
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – ценностно-эмоциональной, познавательной,
саморегуляции;
— формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
— воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Для реализации этих педагогических задач необходим учебно-методический комплекс, объединенный единой идеологией, принципами, методикой подачи материала, тематическим содержанием, навигационной системой.
Слайд 4Тезисы, которые отражают идеологию УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
«Я в мире и мир
во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я» (формированию
Я-концепции), которая позволяет:
· формировать гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
· формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа
· формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
· формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
· осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром;
· создать условия для самоопределения, смыслообразования;
· научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;
· побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Слайд 5Тезисы, которые отражают идеологию УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос
«почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача
сохранить этот интерес, но при этом:
· развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;
· формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
· формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).
Слайд 6Тезисы, которые отражают идеологию УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
«Я общаюсь, значит, я учусь»:
· процесс обучения невозможен без общения. Важно строить процесс обучения на
основе субъект-субъектных, а не субъект-объектых общений. Это позволит формировать:
· уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести конструктивный диалог;
· формировать информационную культуру — учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать с книгой.
Слайд 7Тезисы, которые отражают идеологию УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
«В здоровом теле здоровый дух!»:
· важно
не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить
детей заботиться о нем.
· формировать установки на здоровый образ жизни;
· формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Слайд 8Цели и задачи обучения по
УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
Основной целью УМК «Перспектива» является
всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе
усвоения школьных предметных дисциплин.
Основными задачами УМК «Перспектива» являются:
— общекультурное развитие — формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;
— личностное развитие — формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;
— познавательное развитие — развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности;
— формирование учебной деятельности — формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;
— развитие коммуникативной компетентности — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера.
Слайд 9Принципы построения образовательно-воспитательного процесса
УМК «Перспектива»
Гуманистический принцип предполагает:
— всестороннее развитие
личности ребенка на основе заботы о его благе и создания
благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
— защиту прав учащихся, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;
— усвоение учащимися нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;
— равноправное общение детей с взрослыми и сверстниками на основе свободы высказывания, уважения к собеседнику и его мнению.
Слайд 10Принципы построения образовательно-воспитательного процесса
УМК «Перспектива»
Принцип историзма предполагает:
— изучение предметных дисциплин в
культурно-историческом контексте;
— структурирование содержания учебной дисциплины с учетом логики и истории развития
предметного знания;
— восстановление единства культурного пространства образования, учет взаимосвязи и взаимопроникновения культур; интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.
— персонификацию знаний и увязывание их с жизненным опытом ребенка.
Слайд 11Принципы построения образовательно-воспитательного процесса
УМК «Перспектива»
Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении
процесс общения выступает:
— как предмет специального изучения; особое внимание в
программе уделяется развитию устной и письменной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;
— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;
— как организационная форма обучения; все познавательные и учебные задачи решаются учащимся в условиях совместной деятельности, кооперации и сотрудничества с учителем и сверстниками.
Слайд 12Принципы построения образовательно-воспитательного процесса
УМК «Перспектива»
Принцип творческой активности предполагает:
— стимулирование
и поощрение творческой активности учащихся, инициирование постановки новых познавательных и
художественно-творческих задач;
— участие в проектных коллективных формах работы;
— создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.
Слайд 13Авторы УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
Людмила Георгиевна ПЕТЕРСОН – научный руководитель УМК «Перспектива», автор
концепции. Доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа
2000…» Академии ПК и ППРО, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год, автор дидактической системы деятельностного метода обучения и действующих учебников математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной и средней школы.
Людмила Федоровна КЛИМАНОВА — хорошо известна как автор статей, пособий, учебников и программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы.
Андрей Анатольевич ПЛЕШАКОВ — известный автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по окружающему миру: в 90-х годах младшие школьники учились по его «Природоведению», а теперь — по учебникам «Мир вокруг нас».
Слайд 14Составляющей частью УМК «ПЕРСПЕКТИВА» являются технологические карты.
Технологическая карта включает в
себя:
название темы;
число часов, отведенное на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые
результаты (личностные, предметные, метапредметные);
основные понятия темы;
межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
технологию изучения указанной темы;
систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы
Слайд 15Составляющей частью УМК «ПЕРСПЕКТИВА» являются технологические карты.
Технологическая карта позволяет:
реализовать стандарт
образования;
понять и в системе применить предложенную технологию по формированию у
учащихся универсальных учебных действий;
сформировать целостную картину мира за счет реального использования «межпредметных связей»;
полностью использовать воспитательный потенциал УМК «Перспектива»;
определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах;
реализовывать региональный и школьный материал, основываясь на материале УМК «Перспектива»
реализовать свой творческий потенциал (в технологической карте даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана,
педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам);
индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.