Слайд 1
ТЕМА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук,
доцент
кафедры управления образованием
РГПУ им. А.И. Герцена
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием
Слайд 3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
специально организованная система, предназначенная для включения человека в культуру
(прошлую, настоящую и будущую), обеспечения безопасного хода эволюционного развития культуры,
т.е. для того, чтобы выработать и сформировать определенную готовность к действию, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей в той или иной области.
Слайд 4ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного,
целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными
качествами
Слайд 5ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
принадлежность к классу искусственных (созданных
человеком) систем, основным компонентом которых является человек;
принадлежность к классу открытых
(взаимодействующих со внешней средой) целенаправленных (способных к выбору поведения в зависимости от выбранной цели) систем;
иерархичность и сложность структуры и взаимосвязей, наличие подсистем.
Слайд 6Система, в которой протекает педагогический процесс (включающий воспитание и обучение)
является образовательной системой, а протекающий в этой системе педагогический процесс
— педагогической системой
Слайд 7ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
большие
органичные,
целенаправленные,
социальные,
самоорганизующиеся,
динамические,
вероятностные,
открытые
системы.
Слайд 8СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 9СТ. 8 ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
преемственные образовательные программы и
государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;
сеть реализующих их образовательных
учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Слайд 11Система ценностей школы
Что есть Человек, и в чем смысл
его жизни?
Каковы пути нормального развития личности?
Какие условия необходимы для эффективного
становления и развития личности?
Какую роль в создании таких условий призвана сыграть система образования и, в частности — наша школа?
За что школа должна (не должна) нести ответственность?
На каких принципах должна быть построена школа, способная дать хорошее образование и создать благоприятную среду для развития учащихся?
Какие требования такая школа должна предъявлять к взрослым членам сообщества: педагогам, администраторам, другим сотрудникам?
Слайд 12СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ КАК ОРИЕНТАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
отказ от доктринальных
целей общественного развития в пользу реализации актуального благосостояния человека;
утверждение социальных,
гуманистических приоритетов в сферах экономики, технологии, науки, политики, экологии;
преодоление стереотипов сознания, поведения, мышления и ориентация на саморазвитие и свободное волеизъявление человека;
создание демократических институтов власти, утверждение прав и усиление ответственности людей;
обеспечение экономической, социальной и духовной самостоятельности человека и др.
Слайд 13Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал
личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.
Личностная успешность – полноценное и
разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.
Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.
Слайд 14Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования –
интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня
социальных потребностей
Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.
Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.
Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.
Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.
Слайд 15Государственный заказ – государственные запросы в области общего образования –
представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей.
Национальное
единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.
Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.
Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.
Слайд 16Миссия школы
На какие образовательные потребности школа будет ориентироваться в
первую очередь, с каким контингентом учащихся она предполагает работать?
Какие функции
будут являться приоритетными — познавательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные?
Какой ассортимент и какой уровень образовательных услуг школа берется предоставить своим учащимся?
Каким будет вклад школы в жизнь местного сообщества микрорайона?
Какие возможности (финансовые, моральные, квалификационные и т.д.) предоставляются учителям и другим работникам школы?
Слайд 17ОПРЕДЕЛЕНИИ МИССИИ ШКОЛЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ
имеющиеся (и будущие) образовательные потребности
населения, самих школьников;
ситуацию в районе, городе и позицию муниципального органа
управления образования (так как интересы коллектива школы не должны входить в противоречие с интересами населения, которые представляют органы управления образованием на местах);
потребности и возможности школьного коллектива.
Слайд 19Образованность
индивидуально-личностного результата образования, качества личности, которое заключается в способности самостоятельно
решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на полученные знания
и социальный опыт
Слайд 20ХРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАННОСТИ
Ричард Питерс «Этика и образование»
Образованный человек должен:
владеть неким
целостным объемом знаний или, иначе, понятийной схемой, а не просто
изолированными умениями и навыками;
быть преобразованным этими представлениями таким образом, чтобы знание, например истории, влияло на то, как человек воспринимает, скажем, архитектуру или социальные институты;
предпочитать определенные стандарты или нормы, неявно заложенные в освоенных им способах понимания мира;
иметь собственную познавательную позицию — способность разместить, например, некое научное понимание в более широком контексте мировосприятия.
Слайд 21УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
сознательном регулировании процесса ее развития в целях
создания оптимальных условий для удовлетворения разнообразных потребностей личности на всех
этапах обучения на основе максимального использования научного и культурного, экономического потенциала города, региона
Слайд 22РЕЖИМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
обобщенная характеристика работы образовательного учреждения, акцентирующая внимание на
существенных особенностях, специфике ее деятельности на различных этапах ее развития.
Слайд 23МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ