Слайд 1Образовательный процесс: Вызовы современности
Подколзина Л.Г.
Слайд 2Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности,
общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней
– цензов.
Закон РФ «Об образовании»
Слайд 3Образовательный процесс
совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач
образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным
стандартом.
Слайд 4Образовательная деятельность
Обучающийся
Педагог
Педагогический
процесс
Слайд 5Формы организации образовательной деятельности
Самообразование - самостоятельное развитие жизненного опыта
(в том числе самовоспитание, самоучение, саморазвитие);
в совместной деятельности с педагогом
под его руководством.
Педагогический процесс – процесс осуществления совместной деятельности обучающегося (обучающихся) и педагога (педагогов).
Слайд 6Образовательная деятельность
Обучающийся
Педагог
Образовательная
деятельность
Педагогическая
деятельность
Учебная
Воспитательная
Развивающая
Воспитывающая
Обучающая
Развивающая
Слайд 7Понятие
педагогического процесса
ввел в научный оборот
Петр Федорович Каптерев (1849-1922)
«… педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве
ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу <…> Педагогический процесс включает в себя две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности».
«Педагогический процесс» 1904 г.
Слайд 8Педагогический процесс
Педагогический процесс –процесс обучения, воспитания и развития в
рамках реализации образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей)
Слайд 9Движущие силы педагогического процесса
Внутренней движущей силой педагогического процесса является обострившееся
противоречие между выдвигаемыми социальными требованиями к образованности членов общества, выпускников
определенного типа образовательных организаций, и реальными достигаемыми обучающимися в образовательном процессе результатами, их возможностями удовлетворять этим требованиям.
Слайд 10Педагогический процесс
Процесс обучения
Процесс преподавания
Процесс учения
Процесс воспитания
Процесс
воспита тельных воздей ствий
Процесс принятия личностью воспитательных воздействий
Процесс
самовоспитания
Слайд 11Система
дидактических принципов
сознательности и активности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
научности;
доступности;
связи теории с практикой.
Слайд 12Виды обучения
догматическое
объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным, сообщающим или конвекционным;
проблемное
обучение;
программированное и компьютерное обучение.
Слайд 13Метод обучения
- способ или система действий;
- взаимосвязанная деятельность педагога
и учащихся;
- движение к реализации задач образования
методы преподавания
методы учения
Слайд 14Классификация методов обучения
И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина
классификация методов по типу
(характеру) познавательной деятельности
- исследовательский
- частично поисковый (эвристический)
проблемное изложение
репродуктивный
объяснительно-иллюстративный
(информационно-рецептивный)
В основе данной классификации - характер познавательной активности учащихся.
Слайд 15Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского
Слайд 161 группа
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Слайд 172 группа
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Методы
стимулирования
и мотивации
интереса к
учению
Методы
стимулирования и
мотивации
долга
и ответственности
в
учении
Слайд 183 группа
Методы контроля и самоконтроля
за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного
контроля
и самоконтроля
Методы письменного
контроля и самоконтроля
Методы
лабораторно-практического
контроля и самоконтроля
Слайд 19Проблемность
Признаки активных методов
Мотивация
Исследова
ние явлений
Взаимо-
обучение
Деловое общение
Самостоя-
тельность
Индивидуа-
лизация
Проблемность
Мотивация
Взаимо-
обучение
Индивидуа-
лизация
Слайд 21Средства обучения
- материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные
для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития
учащихся, а также разнообразная деятельность: труд, игра, учение, общение, познавание
Содействовать закреплению необходимых познавательных и практических умений
Предназначение дидактических средств
Способствовать прочному усвоению
учащимися программного материала
Сделать наглядным
восприятие изучаемого
Содействовать осознанию
содержания учебных тем
Слайд 22Классификация средств обучения В. Оконя
Простые средства:
Сложные средства:
Словесные: учебники
и др. тексты
Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины
и пр.
Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп
Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио, плееры
Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети
Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.
Слайд 23«ТЕХНОС» (с греческого) - искусство, мастерство, умение
«ЛОГОС» (с греческого) -
мысль, причина
определяется как совокупность приемов и способов обработки и
переработки различных сред.
ТЕХНОЛОГИЯ
Слайд 24Отличительные черты педагогической технологии
универсальность, то есть независимость от контента
(информационного наполнения или содержания учебного "предмета");
воспроизводимость, то есть независимость
от квалификации и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности школы;
тиражируемость, то есть воспроизводимость результатов;
управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур;
системность в выборе компонентов.
Слайд 25Обобщенно, этапы педагогической технологии могут быть представлены в следующем виде:
диагностический
прогностический
этап
реализации намеченных планов
этап анализа и коррекции
Слайд 30Структура
педагогического процесса
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач
педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития
личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу,
Деятельностный компонент - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим.
Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Слайд 31Функции
педагогического процесса
Образовательные функции, которые реализуются через передачу знаний, умений и
навыков, системы культурных ценностей
Воспитывающие функции, заключающиеся в формировании системы ценностных
ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения (ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении)
Развивающие функции, представляющие собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей и др.
Слайд 32Педагогическая задача как основная
единица педагогического процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - это осмысленная
педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с
необходимостью познания и преобразования действительности; она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению; её возникновение обусловлено необходимостью перевода обучаемого из одного состояния в другое.
Слайд 33Педагогическая задача как основная
единица педагогического процесса
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
1 этап
- постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных
условий;
2 этап - конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
3 этап - осуществление плана решения педагогической задачи на практике;
4 этап - анализ результатов решения педагогической задачи.
***
Виды способов решений задачи: алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций.
Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.
Слайд 34Основные виды
педагогических задач
задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления,
стиля поведения или общения и др.);
задачи по проектированию содержания и
отбору способов деятельности учеников;
задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;
задачи по организации деятельности учащихся;
задачи по формированию общественного мнения коллектива;
задачи по переориентации ученика;
задачи по изменению отношения к учению;
задачи по закреплению привычки, интереса;
задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;
задачи по росту самостоятельности;
задачи на развитие и проявления творчества;
задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;
задачи по педагогическому стимулированию;
задачи по самовоспитанию.
Слайд 35эффективность педагогического
процесса зависит
от степени соотношения его содержания, организации и методики
основным требованиям объективных законов воспитания, обучения и развития, потребностям образования;
от
своевременности обнаружения и разрешения противоречий педагогического процесса и условий его совершенствования;
от степени вовлечения в педагогический процесс родителей и общественности;
от учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся в педагогическом процессе;
от степени мастерства педагога и его искусства взаимодействия с учащимися, полноты педагогического контроля над воспитательными и учебными ситуациями.
Слайд 36Основные этапы
педагогического процесса
Слайд 48Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.
Цель-идеал педагогической
деятельности – это обычно идея всестороннего развития всех сущностных сил
человеческой личности, ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация; бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.
Четыре важных буквы: Ц Е Л Ь
Слайд 49Субъекты и объекты педагогической деятельности
Субъекты- ? осуществляет деятельность
Общество
Группа
Педагог
Объекты –?
Направлена
деятельность
Группа
Личность
КТО
НА КОГО
Слайд 50ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- трудовая
общественно-политическая
художественно- творческая
научная и др.
Трудовая
Учебная
Игровая
Мнемическая
Мыслительная
Творческая и др.
Социология:
Психология:
Педагогика
Слайд 51Виды деятельности:
Игра – в ней начинается формирование человека как субъекта
деятельности.
Учение- является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее
умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Труд- основной вид деятельности
человека. - процесс создания
человеком материальных
и духовных ценностей общества,
конечный результат - создание
общественно значимого продукта.
Слайд 52Функции педагогической деятельности
Управление
Воспитание
Обучение
Развитие
Психологическая подготовка
(В.Г.Крысько)
Слайд 53Модель
структуры педагогической деятельности
( по Н.В.Кузьминой)
1.Гностический компонент.
2. Проектировочный компонент
3.
Конструктивный компонент
4. Коммуникативный компонент
5. Организаторский компонент
Что может свидетельствовать о наличии данного компонента в педагогической деятельности?
Докажите взаимосвязь между этими компонентами?,
Слайд 55Компоненты
функциональной деятельности
(по В.И.Гинецинскому)
.
1. Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания материала.
2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к усвоению информации.
3. Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся.
4. Диагностирующая функция обеспечивает обратную
связь.
Какая из данных функций предполагает применение проблемного метода?
.
Слайд 56Структура
деятельности учителя
(по А.К. Марковой)
Профессиональные, психологические и педагогические знания;
Профессиональные
педагогические умения;
Профессиональные психологические позиции и установки;
Личностные особенности,
обеспечивающие овладение профессиональными знаниями
и умениями.
Слайд 57Каким будет конечный результат педагогической деятельности?
Основным и конечным
результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей
и компетентности.
Слайд 58Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие
Педагогическое взаимодействие –
это преднамеренный контакт педагога
и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении,
деятельности и отношениях.
Слайд 59Двусторонний характер педагогического процесса
Типы взаимодействия:
педагог - ученик»
Ученик-ученик
«педагог – коллектив»
Слайд 60В педагогическом процессе
объективное социальное переходит в субъективное,
в индивидуально-психическое достояние человека.
Слайд 61Педагогический процесс осуществляется в педагогических системах.
Педагогическая система создается и
функционирует
с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.
Слайд 62К статическим педагогическим системам относятся:
дошкольные учреждения,
общеобразовательные школы,
профессиональные учебные заведения,
учреждения
дополнительного образования
Слайд 63Основные характеристики педагогического процесса
Слайд 64Педагогический процесс
как целостная
система
Педагогический процесс является системой, в котором
можно выделить структуру
Структура
(от лат. structura - строение) –
это
расположение элементов
в системе.
Слайд 66Цель – начальный компонент педагогического процесса, необходима чтобы учитель и
ученик выработали или просто представили себе конечный результат педагогического процесса.
Принципы
предназначены для определения основных направлений по достижению цели.
Средства – материализованные предметы, способы «работы» с содержанием, используются в единстве с методами.
Содержание – часть опыта поколений, которая передается обучающимся для достижения поставленных целей согласно выбранным направлениям.
Методы – действия педагога и обучающегося посредством которых передается и принимается содержание, которое перерабатывается, а затем воспроизводятся
Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность и законченность
Слайд 67Структура педагогического процесс универсальна
Слайд 68Педагогическая цель –
это предвидение педагогом результатов в форме
обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются все
остальные компоненты педагогического процесса.
Слайд 69Цель -системообразующий компонент педагогического процесса
Цели определяют более частные задачи обучения и
воспитания.
Генеральная цель – всестороннее и гармоническое развитие личности.
Слайд 70Принципы педагогического процесса
это основные, исходные положения, руководящие идеи,
основные правила поведения, действия.
Педагогика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие
педагогическую деятельность.
Впервые основные принципы сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»
Слайд 71Содержание педагогического процесса
Система научных знаний, практических умений и навыков, а
также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающимся.чащимся
Слайд 72Основной объем содержания педагогического процесса:
- основы наук;
- социальные отношения;
- культура;
-
технология производства;
- труд;
- физическая культура.
Слайд 73
Результат освоения содержания образования:
Знание –сохранение в памяти основных фактов науки;
Умения – владение
способами применения усваиваемых знаний на практике;
Навыки автоматизированные умения;
Отношения оценочные суждения
и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни.
Творческая деятельность рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.
Слайд 74 Методы педагогического процесса
способы профессионального взаимодействия педагога
и учащихся с
целью решения образовательно-воспитательных задач.
Слайд 75Принципы педагогического процесса
это основные, исходные положения, руководящие идеи,
основные правила поведения, действия.