Слайд 1Общая характеристика альтернативного направления классической школы политической экономии
Слайд 2Экономические учения социалистов-утопистов
Теоретические источники западноевропейского утопического социализма
Утопические идеи - это воплощения мечты о справедливом
обществе.
Утопические идеи имеют тысячелетнюю историю. В довольно выразительной форме они представлены в религиозных учениях, изложены Платоном в «Политеи» и «Законах» (где он описывает модель идеального государства, построенной на общественном интересе и равенстве). В позднем средневековье (XVI-XVIII ст.) в экономической мысли Западной Европы происходят существенные изменения, рожденные развитием мануфактурного производства. Большие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала, обусловили быстрое социальное расслоение общества. В эту пору в особенности актуальными становятся идеи «справедливого» политического, экономического и социального устройства общества - социалистические утопии.
Слайд 3Томас Мор (1478-1532)
Выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель
Англии поры Тюдорив. Ему принадлежит модель справедливого общества, построенного на
равенстве, общественной собственности, равном распределении благ за умными потребностями, планово-организованной и обязательной для всех работы, общественном контроле. Управление в таком обществе осуществляется избранными народом представителями.
Слайд 4Томазо Кампанелла(1568-1639)
В своем знаменитом произведении
«Город Солнца» он предлагает проект идеального утопического государства - Города
Солнца. В основе этого государства он видит общенародную собственность на имущество (кроме индивидуального жилья) и хозяйство натурального типа. Общественное полезная работа есть обязательной для всех граждан, обеспечивается их высоким сознанием, не требуя дополнительных стимулов. Именно благодаря этому бедность будет побеждена. Потребление в таком государстве будет также общественной, исходя из потребностей. Отношения между людьми будут грунтоваться на принципах дружбы, взаимопонимание, товарищеского сотрудничества.
Слайд 5Джерарда Уинстенли (1609 - 1676)
В утопических
идеях англичанина Джерарда Винстенли, изложенных ним в книге «Закон Свободы»,
появляются новые мотивы - речь идет о «принципе экономической свободы». Автор защищает частную собственность, считая, что причиной отрицательных явлений в обществе является неэквивалентный обмен. Он предлагает избавиться от торговцев, осуществляя натуральный обмен и распределение под контролем общества.
Слайд 6Экономические учения социалистов-утопистов
В начале 19 века утопический социализм оформился в
самостоятельную школу. Импульсом послужили последствия промышленного переворота, ухудшение положения огромной
массы трудящихся. Результатом было развитие идеи нового общества, лучшей жизни, счастливого будущего для всех. Особенность взглядов социалистов-утопистов: они рассматривали проблему капитализма с общечеловеческих позиций, принимали путь только реформ, отвергали революции; главное - убеждение, пример, воспитание, просвещение. Основные представители: Анри де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858).
Слайд 7 Идея закономерности в развитии общества: Сен-Симон, Фурье,
Оуэн рассматривают явления экономической жизни с точки зрения их происхождения
и развития; общество постоянно развивается и совершенствуется. Будущее общество - это результат развития прошлого и настоящего. Вывод - буржуазная цивилизация должна уступить место новому общественному строю (Сен-Симон - индустриализму, Фурье - ассоциации, Оуэн - социализму).
Слайд 8
Для Сен-Симона основой развития общества является прогресс разума, науки, религии,
морали. Большое значение он отводил собственности. Считал, что истинной основой
социального здания является владение и порядок пользования собственностью. История человеческого общества - смена различных общественных форм, покоящихся на собственности. Для Фурье основой развития общества является развитие знаний и "человеческих страстей" (потребностей, желаний). Для Оуэна движущая сила - нравственный закон, диктуемый разумом, а характер человека формируется общественной средой.
Идея закономерности связана с понятием движущих сил развития общества.
Слайд 11Основные идеи классической политической экономии:
Человек рассматривается только как «экономический человек»,
у которого имеется лишь стремление к собственной выгоде, к улучшению
своего положения. Нравственность, культура, обычаи не принимаются во внимание.
Все стороны, принимающие участие в эконом-й сделке, свободны и равны перед законом.
Каждый экономический субъект полностью осведомлён о ценах, прибылях, заработной плате и ренте на любом рынке как в данный момент, так и в будущем.
Рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов: труд и капитал могут мгновенно перемещаться в нужное место.
Эластичность численности рабочих по заработной плате не меньше единицы: всякое увеличение заработной платы ведёт к росту численности рабочей силы, и наоборот.
Единственной целью капиталиста является максимизация прибыли на капитал.
На рынке труда имеет место абсолютная гибкость денежной заработной платы.
Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.
Конкуренция должна быть совершенной, а экономика свободной от чрезмерного вмешательства государства. В этом случае «невидимая рука» рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов.
Слайд 12 Классическая школа политической экономии относится к
числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории
экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука.