Слайд 1Общение как восприятие партнера по общению
Слайд 2Перцепция (от лат. — психологическое восприятие) — процесс восприятия, способствующий
взаимопониманию участников общения. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный
образ другого человека, формируемый на основе его оценки.
Слайд 3Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо явлениях или
людях, свойственное представителям той или иной группы. Эталоны и стереотипы
человек усваивает с детства, на их основе формируется система ценностей, отражающаяся в установках, поведении и отношениях.
Слайд 4Эффекты межличностного восприятия:
Эффект ореола.
Фактор превосходства.
Фактор статуса.
Фактор «отношение
к нам».
Каузальная атрибуция.
Эффект снисходительности.
Эффект фаворитизма.
Предрассудки и предубеждения.
Слайд 5Механизмы взаимопонимания в общении:
Для эффективного общения важно не только то,
как мы воспринимаем других или как они воспринимают нас, но
и самовоспитание, основным источником которого является восприятие себя через соотнесение, идентификацию (от лат.— отождествление) себя с другими.
Эмпатия - это эмоциональное сопереживание другому человеку, основанное на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, как он оценивает окружающий мир.
Слайд 6Различают два вида эмпатии: сопереживание — переживание человеком тех же
самых чувств, которые испытывает другой, и сочувствие — переживание человеком
иных по сравнению с объектом восприятия чувств.
Рефлексия — это осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению. В рефлексии представлены как минимум шесть человек:
- индивид, каков он есть на самом деле;
- индивид, каким он сам видит себя;
- индивид, каким он видится другому человеку, а также эти же три позиции со стороны другого.
Слайд 7Аттракция (от лат. — привлечение) — это процесс формирования привлекательности
какого-то человека для воспринимающего, умение нравиться другим, а также продукт
этого процесса, т. е. некоторое качество отношения. Межличностная аттракция – это процесс предпочтения одних людей другими, притяжения между ними, умение вызывать взаимную симпатию.
Слайд 8Как усовершенствовать социальное восприятие?