Слайд 1ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
ОБЫДЕННЫЕ И ЖИТЕЙСКИЕ ЗНАНИЯ
ВИДЫ И УРОВНИ «ЗНАНИЯ»
Слайд 2ОБЫДЕННЫЕ И ЖИТЕЙСКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
1 Назовите источник житейских психологических знаний
о человеке? (выберите правильный ответ):
А) собственный жизненный опыт человека
Б) окружающие
люди
Слайд 3ОБЫДЕННЫЕ И ЖИТЕЙСКИЕ ЗНАНИЯ
КАКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОТНОСЯТСЯ К ОБЫДЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
1
«Чего Вы мне рассказываете, я сам что-ли не знаю?»
2 «Пока
сам не увижу – не поверю»
3 «Меня так учили»
4 «Говорят, цены вырастут»
5 «А я в книге прочитал, что…»
6 «Поживём – увидим..»
7 «Вчера по телевизору увидел..»
Слайд 4ОБЫДЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
1 «Чего Вы мне рассказываете, я сам что-ли
не знаю?» (+)
2 «Пока сам не увижу – не поверю»
(+)
3 «Меня так учили»
4 «Говорят, цены вырастут»
5 «А я в книге прочитал, что…» (!)
6 «Поживём – увидим..» (+)
7 «Вчера по телевизору увидел..» (!)
Слайд 5ВИДЫ ЗНАНИЯ
Вспомним виды «ЗНАНИЯ»
ЗНАНИЕ «о….» (о существовании предметов и явлений)
(есть такое первое блюдо – «борщ»)
ЗНАНИЕ - «про то,
что, если…, то» ( знание ПРАВИЛ (теории) например, рецепта приготовления борща)
ЗНАНИЕ «как» - (владение практической технологией)
(уметь приготовить борщ)
Слайд 6ОБЫДЕННЫЕ И ЖИТЕЙСКИЕ ЗНАНИЯ
К какому из трёх видов «знания» отнесём:
1
обыденные психологические знания
2 житейские психологические знания
Слайд 7ОБЫДЕННЫЕ И ЖИТЕЙСКИЕ ЗНАНИЯ
Ответ:
Любые три вида знаний могут
обнаруживаться и
в обыденной и в житейской психологии, однако:
- в житейской
психологии чаще обнаруживаются 1 и 2 вид знания
- в обыденной психологии – чаще, чем в житейской будет встречаться знание - умение
Слайд 8логика формирования подлинного знания
Выражение: «формировать знания, умения, навыки…..»
Логика на
самом деле иная:
4) Знание (умение осуществлять деятельность – как совокупность
навыков ) «умение достигать на автомобиле любой точки по карте»)
3) Знание (навык – как владение целенаправленным действием) «как начать движение…)
2) Знание о «том, как надо делать, чтобы….» (теория)
1) Знание «о…»
Слайд 9 О СУЩНОСТИ ПОДЛИННОГО ЗНАНИЯ
«ЕСЛИ СЧИТАЕШЬ,
ЧТО ЗНАЕШЬ, НО НЕ УМЕЕШЬ ПРИМЕНИТЬ – СЧИТАЙ, ЧТО НЕ
ЗНАЕШЬ»
«У ВАС БОЛЬШЕ ЦЕНИТСЯ ИНФОРМАЦИЯ, А ЭТО ТО, ЧТО СРАЗУ ЗАБЫВАЕТСЯ»
В. СЕРКИН «ХОХОТ ШАМАНА»
Слайд 10УРОВНИ ЗНАНИЯ
НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ (УМЕНИЕ - АВТОМАТИЗМ)
ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ (СФОРМИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕННЫХ
НАВЫКОВ)
ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(ФОРМИРУЕМЫЕ НАВЫКИ («ЗНАНИЕ О» НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ - ОСОЗНАВАНИЕ
ГРАНИЦ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ)
НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ (НЕЗНАНИЕ О НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ И УМЕНИЯХ)
Слайд 11УРОВНИ ЗНАНИЯ
(ОПРЕДЕЛИТЕ УРОВЕНЬ «ЗНАНИЯ» ДЛЯ КАЖДОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ)
1) «Я НЕ ЗНАЮ
- ЧТО Я НЕ ЗНАЮ»
2 «Я НЕ ЗНАЮ – КАК
РЕШАТЬ ЭТУ ЗАДАЧУ»
3) «ЧЕРЕЗ 5 МИНУТ МОЖНО БУДЕТ СНИМАТЬ С ПЛИТЫ – ГОТОВО»
4) «НЕ СУЕТИСЬ – ВЫДОХНИ, ЗАДЕРЖИ ДЫХАНИЕ И СТРЕЛЯЙ»
5) «А КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ЭТО СЛОВО?»
6) «Я НЕ ПОМНЮ – КАК Я ДОШЁЛ ДО ДОМА»
7) «ЭТОТ КЛЮЧ НЕ ОТ ЭТОЙ ДВЕРИ»
8) «МАМ, ПРОВЕРЬ, Я ЗАДАЧУ ПРАВИЛЬНО РЕШИЛ?»
9) «НЕ ПОЙМУ – ПОЧЕМУ ОН СЕРДИТСЯ?»
10) «ЕМУ ВЕЧНО ВСЁ НЕ ТАК, ВСЁ ПЛОХО»
Слайд 12ОТВЕТЫ К ПРЕДЫДУЩЕМУ СЛАЙДУ
1) «Я НЕ ЗНАЮ - ЧТО Я
НЕ ЗНАЮ»
(НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ)
2 «Я
НЕ ЗНАЮ – КАК РЕШАТЬ ЭТУ ЗАДАЧУ»
(ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ)
3) «ЧЕРЕЗ 5 МИНУТ МОЖНО БУДЕТ СНИМАТЬ С ПЛИТЫ – ГОТОВО»
(ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ)
4) «НЕ СУЕТИСЬ – ВЫДОХНИ, ЗАДЕРЖИ ДЫХАНИЕ И СТРЕЛЯЙ»
(ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ)
5) «А КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ЭТО СЛОВО?»
(ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ)
Слайд 13ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 6-10
6) «Я НЕ ПОМНЮ – КАК Я
ДОШЁЛ ДО ДОМА»
(НЕОСОЗНАВАЕМОЕ
ЗНАНИЕ)
7) «ЭТОТ КЛЮЧ НЕ ОТ ЭТОЙ ДВЕРИ»
(ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ)
8) «МАМ, ПРОВЕРЬ, Я ЗАДАЧУ ПРАВИЛЬНО РЕШИЛ?»
(НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ)
9) «НЕ ПОЙМУ – ПОЧЕМУ ОН СЕРДИТСЯ?»
(ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ)
10) «ЕМУ ВЕЧНО ВСЁ НЕ ТАК, ВСЁ ПЛОХО»
(НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ)
Слайд 14ВИДЫ И УРОВНИ ЗНАНИЯ
ВИДЫ ЗНАНИЯ (а)
ОБЫДЕННЫЕ
ЖИТЕЙСКИЕ
ВИДЫ ЗНАНИЯ (Б)
1 ЗНАНИЯ «О….»
(О
СУЩЕСТВОВАНИИ ФЕНОМЕНОВ)
2 ЗНАНИЯ «ЧТО..»
(ЗНАНИЯ – ПРАВИЛА, ТЕОРИЯ)
3 ЗНАНИЯ «КАК»
(ЗНАНИЯ
– УМЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ)
ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
А) ОБЪЕКТНАЯ
Б) СУБЪЕКТНАЯ
УРОВНИ ЗНАНИЯ
1 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(НЕЗНАНИЕ О НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ И УМЕНИЯХ)
2 ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(ФОРМИРУЕМЫЕ НАВЫКИ («ЗНАНИЕ О» НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ)
(ОСОЗНАВАНИЕ ГРАНИЦ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – В. В. ДАВЫДОВ)
3 ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(СФОРМИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕННЫХ НАВЫКОВ)
4 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(УМЕНИЕ - АВТОМАТИЗМ)
Слайд 15«Чего Вы мне рассказываете, я сам что-ли не знаю?»
ВИДЫ ЗНАНИЯ
(а)
ОБЫДЕННЫЕ
ЖИТЕЙСКИЕ
ВИДЫ ЗНАНИЯ (Б)
1 ЗНАНИЯ «О….»
(О СУЩЕСТВОВАНИИ ФЕНОМЕНОВ)
2 ЗНАНИЯ «ЧТО..»
(ЗНАНИЯ –
ПРАВИЛА, ТЕОРИЯ)
3 ЗНАНИЯ «КАК»
(ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ)
ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
А) ОБЪЕКТНАЯ
Б) СУБЪЕКТНАЯ
УРОВНИ ЗНАНИЯ
1 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(НЕЗНАНИЕ О НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ И УМЕНИЯХ)
2 ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(ФОРМИРУЕМЫЕ НАВЫКИ («ЗНАНИЕ О» НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ)
(ОСОЗНАВАНИЕ ГРАНИЦ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – В. В. ДАВЫДОВ)
3 ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(СФОРМИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕННЫХ НАВЫКОВ)
4 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(УМЕНИЕ - АВТОМАТИЗМ)
Слайд 16«ПОКА САМ НЕ УВИЖУ – НЕ ПОВЕРЮ»
ВИДЫ ЗНАНИЯ (а)
ОБЫДЕННЫЕ
ЖИТЕЙСКИЕ
ВИДЫ ЗНАНИЯ
(Б)
1 ЗНАНИЯ «О….»
(О СУЩЕСТВОВАНИИ ФЕНОМЕНОВ)
2 ЗНАНИЯ «ЧТО..»
(ЗНАНИЯ – ПРАВИЛА, ТЕОРИЯ)
3
ЗНАНИЯ «КАК»
(ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ)
ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
А) ОБЪЕКТНАЯ
Б) СУБЪЕКТНАЯ
УРОВНИ ЗНАНИЯ
1 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(НЕЗНАНИЕ О НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ И УМЕНИЯХ)
2 ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(ФОРМИРУЕМЫЕ НАВЫКИ («ЗНАНИЕ О» НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ)
(ОСОЗНАВАНИЕ ГРАНИЦ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – В. В. ДАВЫДОВ)
3 ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(СФОРМИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕННЫХ НАВЫКОВ)
4 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(УМЕНИЕ - АВТОМАТИЗМ)
Слайд 17«МЕНЯ ТАК УЧИЛИ»
ВИДЫ ЗНАНИЯ (а)
ОБЫДЕННЫЕ
ЖИТЕЙСКИЕ
ВИДЫ ЗНАНИЯ (Б)
1 ЗНАНИЯ «О….»
(О СУЩЕСТВОВАНИИ
ФЕНОМЕНОВ)
2 ЗНАНИЯ «ЧТО..»
(ЗНАНИЯ – ПРАВИЛА, ТЕОРИЯ)
3 ЗНАНИЯ «КАК»
(ЗНАНИЯ –
УМЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ)
ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
А) ОБЪЕКТНАЯ
Б) СУБЪЕКТНАЯ
УРОВНИ ЗНАНИЯ
1 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(НЕЗНАНИЕ О НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ И УМЕНИЯХ)
2 ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(ФОРМИРУЕМЫЕ НАВЫКИ («ЗНАНИЕ О» НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ)
(ОСОЗНАВАНИЕ ГРАНИЦ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – В. В. ДАВЫДОВ)
3 ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(СФОРМИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕННЫХ НАВЫКОВ)
4 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(УМЕНИЕ - АВТОМАТИЗМ)
Слайд 18«ГОВОРЯТ – ЦЕНЫ ВЫРАСТУТ»
ВИДЫ ЗНАНИЯ (а)
ОБЫДЕННЫЕ
ЖИТЕЙСКИЕ
ВИДЫ ЗНАНИЯ (Б)
1 ЗНАНИЯ «О….»
(О
СУЩЕСТВОВАНИИ ФЕНОМЕНОВ)
2 ЗНАНИЯ «ЧТО..»
(ЗНАНИЯ – ПРАВИЛА, ТЕОРИЯ)
3 ЗНАНИЯ «КАК»
(ЗНАНИЯ
– УМЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ)
ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
А) ОБЪЕКТНАЯ
Б) СУБЪЕКТНАЯ
УРОВНИ ЗНАНИЯ
1 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(НЕЗНАНИЕ О НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ И УМЕНИЯХ)
2 ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(ФОРМИРУЕМЫЕ НАВЫКИ («ЗНАНИЕ О» НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ)
(ОСОЗНАВАНИЕ ГРАНИЦ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – В. В. ДАВЫДОВ)
3 ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(СФОРМИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕННЫХ НАВЫКОВ)
4 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(УМЕНИЕ - АВТОМАТИЗМ)
Слайд 19«А Я В КНИГЕ ПРОЧИТАЛ, ЧТО…..»
ВИДЫ ЗНАНИЯ (а)
ОБЫДЕННЫЕ
ЖИТЕЙСКИЕ
ВИДЫ ЗНАНИЯ (Б)
1
ЗНАНИЯ «О….»
(О СУЩЕСТВОВАНИИ ФЕНОМЕНОВ)
2 ЗНАНИЯ «ЧТО..»
(ЗНАНИЯ – ПРАВИЛА, ТЕОРИЯ)
3 ЗНАНИЯ
«КАК»
(ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ)
ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
А) ОБЪЕКТНАЯ
Б) СУБЪЕКТНАЯ
УРОВНИ ЗНАНИЯ
1 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(НЕЗНАНИЕ О НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ И УМЕНИЯХ)
2 ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(ФОРМИРУЕМЫЕ НАВЫКИ («ЗНАНИЕ О» НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ)
(ОСОЗНАВАНИЕ ГРАНИЦ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – В. В. ДАВЫДОВ)
3 ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(СФОРМИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕННЫХ НАВЫКОВ)
4 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(УМЕНИЕ - АВТОМАТИЗМ)
Слайд 20«ПОЖИВЁМ - УВИДИМ»
ВИДЫ ЗНАНИЯ (а)
ОБЫДЕННЫЕ
ЖИТЕЙСКИЕ
ВИДЫ ЗНАНИЯ (Б)
1 ЗНАНИЯ «О….»
(О СУЩЕСТВОВАНИИ
ФЕНОМЕНОВ)
2 ЗНАНИЯ «ЧТО..»
(ЗНАНИЯ – ПРАВИЛА, ТЕОРИЯ)
3 ЗНАНИЯ «КАК»
(ЗНАНИЯ –
УМЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ)
ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
А) ОБЪЕКТНАЯ
Б) СУБЪЕКТНАЯ
УРОВНИ ЗНАНИЯ
1 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(НЕЗНАНИЕ О НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ И УМЕНИЯХ)
2 ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(ФОРМИРУЕМЫЕ НАВЫКИ («ЗНАНИЕ О» НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ)
(ОСОЗНАВАНИЕ ГРАНИЦ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – В. В. ДАВЫДОВ)
3 ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(СФОРМИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕННЫХ НАВЫКОВ)
4 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(УМЕНИЕ - АВТОМАТИЗМ)
Слайд 21«ВЧЕРА ПО ТЕЛЕВИЗОРУ УВИДЕЛ……»
ВИДЫ ЗНАНИЯ (а)
ОБЫДЕННЫЕ
ЖИТЕЙСКИЕ
ВИДЫ ЗНАНИЯ (Б)
1 ЗНАНИЯ «О….»
(О
СУЩЕСТВОВАНИИ ФЕНОМЕНОВ)
2 ЗНАНИЯ «ЧТО..»
(ЗНАНИЯ – ПРАВИЛА, ТЕОРИЯ)
3 ЗНАНИЯ «КАК»
(ЗНАНИЯ
– УМЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ)
ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
А) ОБЪЕКТНАЯ
Б) СУБЪЕКТНАЯ
УРОВНИ ЗНАНИЯ
1 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(НЕЗНАНИЕ О НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ И УМЕНИЯХ)
2 ОСОЗНАВАЕМОЕ НЕЗНАНИЕ
(ФОРМИРУЕМЫЕ НАВЫКИ («ЗНАНИЕ О» НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКАХ)
(ОСОЗНАВАНИЕ ГРАНИЦ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – В. В. ДАВЫДОВ)
3 ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(СФОРМИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕННЫХ НАВЫКОВ)
4 НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
(УМЕНИЕ - АВТОМАТИЗМ)