Слайд 1Общественно-политическая жизнь. Культура 30-х годов.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ
№84 г. Воронежа
Линенко Ирина Сергеевна
linenko.ucoz.ru
Слайд 2Домашнее задание:
Левандовский А.А.:
§ 21 (? и зад.) устно, учить
записи
заполнить таблицу «Особенности развития культуры в 30 годы», сделать
вывод: положительные и отрицательные стороны культурной революции.
Кириллов В.В.: Кацва Л.А.:
с. 237 с. 571-575
Слайд 4Контроль знаний:
1.Курс на НЭП был объявлен в
г.
2.Продразверстка была заменена
3.СССР был создан в
г.
4.Конституция СССР была принята
в г.
5. Соглашение о сотрудничестве России с Германией было подписано в местечке
6.Коминтерн был создан в
1921
продналогом
1922
1924
Раппало, Италия
1919 г.
Слайд 5 План урока:
Удар по «спецам».
Новый виток внутрипартийной борьбы.
«Большой
террор».
Гонения на церковь.
Завершение «культурной революции».
Слайд 6
Удар по «спецам».
«Шахтинское дело»1928 г. привело к репрессиям в отношении
буржуазных специалистов.
Процесс Промышленной партии в 1930 г.
Слайд 7Новый виток внутрипартийной борьбы.
Выписать из п. 2 учебника антисталинские группировки,
возникающие в 30-гг.
Вывод: ответ на в. 3 с. 170.
Слайд 8Начало массовых репрессий
Поводом для развертывания массовых репрессий в
стране стало убийство 1 декабря 1934 г. в Ленинграде члена
Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградскою губкома ВКП(б) С. М. Кирова.
Слайд 9
«Большой террор» и его основные этапы
1. 1928-1929г. - Сталин,
Каменев, Зиновьев -> против Троцкого;
2. I (1936г.) и II (1936-1937г.)
Московский процесс - Сталин, Бухарин, Рыков -> против Каменева, Зиновьева, Троцкого.
3. III (1938г.) Московский процесс - Сталин -> против Бухарина, Рыкова, Томского.
1928 год - Сталин сформировал тезис о том, что по мере продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будут возрастать, классовая борьба будет обостряться.
Слайд 10 В 1932 г. «Закон о трех колосках» дал
начало преследованию даже беднейшего крестьянства.
Затем последовала кампания
против кулачества.
В 1934 г. Особое совещании в НКВД получило право во внесудебном порядке отправлять «врагов народа» в колонии.
Массовые репрессии.
Заключенные
на строительстве
Беломорканала.
Слайд 12Смысл массовых репрессий
Навести порядок в стране;
Устранение врагов советской власти;
Переложить ответственность
за неудачи на "врагов народа";
Стремление уничтожить думающую часть общества;
Необходимость большого
количества подневольной рабочей силы.
Слайд 13Знать даты
1932 г. - введение паспортной системы
1932-1933 -
голод
1937- 1938 гг. - массовые репрессии
Слайд 14Работа с терминами
Репрессии – это…
Тезис Сталина об обострении
классовой борьбы.
Слайд 15Работа с терминами
Репрессии – это…
Тезис Сталина об обострении
классовой борьбы.
«По мере продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будут
возрастать, классовая борьба будет обостряться».
Слайд 16Запомни!
Культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного
деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.
Слайд 17Культ личности
Его стали именовать «мудрым», «великим», «гениальным». В стране появился
«отец народов» и «лучший друг советских детей».
«Сталин —
глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он — учитель Вселенной».
Слайд 19Гонения на религию и церковь.
«Имя Бога должно быть забыто на
территории страны» …
Такова была конечная цель «безбожной пятилетки», объявленной Декретом
советского правительства от 15 мая 1932 года, за личной подписью «великого вождя народов».
Слайд 20К 1933 году должны были закрыться все храмы, молитвенные дома,
синагоги и мечети. К 1934 году – исчезнуть все религиозные
представления (!), привитые литературой и семьёй. К 1935 году страну (и прежде всего, молодёжь) необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой. К 1936 году планировалось уничтожение последних молитвенных домов и всех до единого священнослужителей. А к финальному 1937 году религию требовалось изгнать из самых укромных уголков жизни, а самое имя Божие должно было исчезнуть …
Слайд 22Завершение «культурной революции»
Утверждение марксисткой идеологии в качестве государственной – «революция
в умах».
Создание государственной системы образования;
обеспечение всеобщего начального
образования.
Формирование социалистической интеллигенции
Утверждение принципов социалистического.
реализма в литературе и искусстве
Развитие науки и техники.
Слайд 24Философский пароход
Такое собирательное название получили два судна,
отправившиеся из России в
Германию,
на борту которых были выдворенные
из страны представители интеллигенции,
не
принявшие большевистскую идеологию
Слайд 25Культурная революция в искусстве
Творческие объединения:
Пролеткульт
Российская ассоциация пролетарских писателей
группа
«Серапионовы братья»
«Литературный центр конструктивизма»
«Левый фронт искусств»
Ассоциация художников революционной
России
Общество московских живописцев и др.