Слайд 1Программа довузовской подготовки
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Слайд 2Программа курса
Тема 1. Человек, индивид, личность
Тема 2. Познание, духовная культура
Тема
3. Общество и его развитие
Тема 4. Экономическая сфера жизни общества
Тема
5. Социальные отношения и взаимодействия
Тема 6. Политика и ее роль в жизни общества
Тема 7. Правовое регулирование общественных отношений.
Слайд 3Тема 1. Человек, индивид, личность
Панькова Наталья Михайловна
к.ф.н., ст. преподаватель кафедры
истории и философии науки и техники
Института социально-гуманитарных технологий
Томского политехнического
университета
Лекция 2.
Социальная антропология
Слайд 4Концепции возникновения человека
Возникновение Вселенной
Устройство мира в концепциях античных философов
Вопросы:
Слайд 5Концепции возникновения человека
Теория творения (религиозная концепция)
Эволюционная теория (научная концепция)
Космическая теория
возникновения человека
(паранаучная концепция)
Слайд 6Теория творения (религиозная концепция)
Креационизм - основные формы органического мира (жизнь),
человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как
созданные Творцом или Богом.
История сотворения мира изложена в Ветхом Завете. Это один из центральных догматов веры иудаизма и христианства.
Главным повествованием о сотворении является первая книга Библии - Бытие.
Слайд 7Философия эллинизма:
Платон: Бог-Демиург (творец) сотворил первичную материю из Ничего,
а затем сотворил мир из Первоматерии.
Связующим звеном между Богом
и миром является Логос -слово Божье, наделенное самостоятельным существованием. Логос содержит в себе мир вечных идей -первообразов, оказываясь синонимом Премудрости Божьей.
Филон Александрийский основал свою теорию сотворения мира на учении Платона, из которого устранил элементы, несовместимые с Библией (утверждение о сотворении мира из вечной, пред-существующей материи).
Слайд 8Сотворение мира
«На первый день Бог создал свет и отделил его
от тьмы; на второй день - создал твердь и воду, на
третий - сушу и растения, на четвёртый - небесные светила, на пятый - птиц, рыб и пресмыкающихся, наконец, на шестой - животных и человека».
Хаос сменился космическим порядком
«И увидел Бог, что это хорошо».
Человек сотворен по образу и подобию Бога. Сотворил Еву из ребра Адама
Затем Бог создал райский сад и два дерева в нём: Древо жизни и Древо познания добра и зла
Создал первую данную человеку заповедь - не вкушать плодов от древа познания добра и зла
Слайд 10Эволюционная теория (научная концепция)
Антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела
к появлению человека разумного
процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека,
первоначального развития его трудовой деятельности, речи (около 2 млн. лет назад)
Австралопитек – Человек умелый (Homo habilis) – Человек прямоходящий (Homo erectus) – Питекантроп – Неандерталец – Кроманьонец - Человек разумный (Homo sapiens) - Неоантроп
Чарльз Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора», в 1871 г.
Homo habilis
Слайд 11Эволюционизм
система идей и концепций, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли,
которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции Вселенной.
Впервые
появилось в Античности
фундаментальная концепция биологии.
Естественный отбор и неопределенная изменчивость.
Креационизм – ложная теория
Чарльз Дарвин (1809 - 1882)
Слайд 12Эволюционизм
Основные механизмы эволюции:
Изменчивость
Наследственность
Естественный отбор
Трудовая теория происхождения человека – Фридрих Энгельс.
Труд – главный фактор эволюционного превращения предка человека в социальное
и культуросозидающее существо.
Развитие по спирали – периодическая смена влияния биологических и социальных факторов.
Приспособление человека к меняющимся климатическим условиям и развитие простейших трудовых навыков.
Фридрих Энгельс
(1820-1895)
Слайд 13Глобальный эволюционизм
Учение о Ноосфере
Представители: П. Тейяр де Шарден (1881 –
1955), В.И. Вернадский (1863 - 1945)
Эволюция не закончилась на
человеке как индивидууме, она продолжается.
От клеток – через человека - сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы».
Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли.
Следующий шаг - присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе - сфера Духа.
В.И. Вернадский
(1863 – 1945)
Слайд 14Земля никогда не возникала, а существовала вечно, способна поддерживать жизнь,
изменялась незначительно.
Виды также не возникали, они существовали всегда
гипотеза стационарного
состояния в корне противоречит данным современной астрономии, которые указывают на конечное время существования любых звёзд и, соответственно, планетных систем вокруг звёзд.
Возникновение жизни:
1. Стационарное состояние
Слайд 15Возникновение жизни:
2. Самозарождение жизни
Древний Китай, Вавилон и
Древний Египет
Альтернатива креационизму
Древняя Греция – Эмпедокл, Демокрит, Аристотель.
Определённые
«частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при определенных условиях может создать живой организм.
Аристотель
(384 – 322 гг. до н.э.)
Слайд 16Самозарождение жизни
Согласно гипотезе Аристотеля, определённые «частицы» вещества содержат некое «активное
начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель
был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворённом яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в солнечном свете, тине и гниющем мясе.
С распространением христианства теория спонтанного зарождения жизни потеряла актуальность.
Вплоть до XIX века в научной среде существовало представление о «жизненной силе» - некой всепроникающей субстанции, заставляющей зарождаться живое из неживого (лягушек - из болота, личинок мух - из мяса, червей - из почвы и т. д.).
Бельгийский учёный Ван Гельмонт описал эксперимент, в котором он за три недели якобы создал мышей. Для этого нужны были грязная рубашка, тёмный шкаф и горсть пшеницы. Активным началом в процессе зарождения мыши Ван Гельмонт считал человеческий пот.
Слайд 17Самозарождение жизни
В 1668 году итальянский биолог и врач Франческо Реди подошёл к
проблеме возникновения жизни более строго и подверг сомнению теорию спонтанного
зарождения. Реди установил, что маленькие белые червячки, появляющиеся на гниющем мясе - это личинки мух.
Проведя ряд экспериментов, он получил данные, подтверждающие мысль о том, что жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни (концепция биогенеза).
В горшочках с мясом, накрытых марлей, мухи не заводились.
Франческо Реди (1626 - 1698)
Слайд 18Самозарождение жизни
В 1860 году этой проблемой занялся французский химик Луи Пастер.
Пастер не ставил перед собой вопрос о происхождении жизни. Он
интересовался проблемой самозарождения микробов в связи с возможностью борьбы с инфекционными заболеваниями.
Если «жизненная сила» существует, то бороться с болезнями бессмысленно: сколько микробов ни уничтожай, они самозародятся вновь. Если же микробы всегда приходят извне, тогда есть шанс.
Своими опытами он доказал, что бактерии вездесущи, и что неживые материалы легко могут быть заражены живыми существами, если их не стерилизовать.
Луи Пастер (1822 - 1895)
Слайд 19Биолог А.И.Опарин (в 1924 г.) опубликовал статью «Происхождение жизни», в
которой сформулировал теорию о возникновении жизни через превращение в ходе
химической эволюции.
Первичный бульон предположительно существовал в мелких водоёмах Земли 4 млрд. лет назад.
Он состоял из аминокислот, полипептидов, азотистых оснований, нуклеотидов, образовался под воздействием электрических разрядов, высокой температуры и космического излучения.
Александр Иванович Опарин (1894-1980)
Возникновение жизни:
Гипотеза «первичного бульона»
Слайд 20Гипотеза «первичного бульона»
Процесс, приведший к возникновению жизни на Земле,
может быть разделён на три этапа:
Возникновение органических веществ
Возникновение белков
Возникновение белковых тел
Астрономические
исследования показывают, что как звёзды, так и планетные системы возникли из газопылевого вещества. Наряду с металлами и их оксидами в нём содержались водород, аммиак, вода и простейший углеводород - метан.
Условия для начала процесса формирования белковых структур установились с момента появления первичного океана(бульона). В водной среде производные углеводородов могли подвергаться сложным химическим изменениям и превращениям. В результате такого усложнения молекул могли образоваться более сложные органические вещества, а именно углеводы.
Наука доказала, что в результате применения ультрафиолетовых лучей можно искусственно синтезировать не только аминокислоты, но и другие органические вещества.
Подобные взгляды также высказывал британский биолог Джон Холдейн.
Слайд 21Возникновение жизни:
самозарождение жизни
Гипотеза о появлении жизни на
Земле в результате занесения из космического пространства так называемых «зародышей
жизни».
Герман Эбергард Рихтер (1865 г.)
Панспермия
Абиогенез
Возникновение жизни как процесс превращения неживой природы в живую.
в узком смысле слова под абиогенезом понимают образование органических соединений, распространённых в живой природе, вне организма без участия ферментов.
Альтернативой абиогенеза в этом смысле является панспермия.
Слайд 22Альтернативные концепции
3. Космическая теория возникновения человека
Инопланетное вмешательство - существование разумных
существ на других планетах - философы и ученые эпохи Возрождения
Николай Кузанский, Джамбатиста Бенедетти, Джордано Бруно.
Если возникновение жизни, а затем и разумной жизни - естественный процесс, то подобное могло произойти и в любом другом месте, где есть подходящие условия.
Слайд 23Происхождение Вселенной
Космогония ( «мир», «Вселенная» + «рождение») - наука, изучающая происхождение и развитие
космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений, галактик,
туманностей, Солнечной системы, включая Солнце, планет со спутниками, астероидов, комет, метеоритов.
Изучение космогонических процессов является одной из главных задач астрофизики.
Космогония решает вопрос о происхождении Вселенной.
Космоло́гия (космос + логос) - раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом.
Основу этой дисциплины составляют математика, физика и астрономия.
Слайд 24Происхождение Вселенной
Древняя Греция, как и многие другие древние цивилизации, создала
своё представление о Вселенной.
Но уникальность древней Греции состояла в
том, что она имела не одну модель: различные философские школы выдвинули крайне различные модели мира.
Вопрос соотношения Единого и Многого
Поиски первоначала (архэ) – от моносубстанции к бесконечному множеству первоначал
Слайд 25Геоцентризм
С древнейших времён Земля считалась центром мироздания.
При этом предполагалось наличие
центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала
какая-то опора, в качестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные (черепахи, слоны, киты).
Слайд 26Милетская школа VII-VI вв. до н.э.
Архэ – это моносубстанция:
Фалес
– вода (земной диск плавает в воде)
Анаксимандр – апейрон
(бесконечное, беспредельное начало). У находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится в центре Вселенной без опоры.
Анаксимен – воздух (Земля – плоский цилиндр, который висит в воздухе)
Слайд 27Ионийская школа (VI-Vвв. до н.э.)
В основе мира – движение!
Огонь –
иллюстрация движения
Миром правит Логос – мировой разум
В текстах первым употребил
понятие «Космос» - порядок, вечно живой огонь.
«Все течет, все изменяется»
«В одну и ту же реку нельзя войти дважды»
В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество - «Жизнь одних есть смерть других» - основа диалектики
Гераклит Эфесский
Слайд 28Пифагорейская школа (VI-V вв. до. н.э.)
«Все есть число»
Система математических
доказательств
Единое – всеобщий закон, выражаемый при помощи числа
Пироцентрическая модель Вселенной,
в которой звёзды, Солнце, Луна и шесть планет обращаются вокруг Центрального Огня (Гестии). Земля имеет форму шара!
Геоцентрическая система мира - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.
Пифагор
Слайд 29Эмпедокл (v век до н.э.)
Плюрализм - признавал множественность первоначал.
В
основе мира 4 начала: огонь, вода, земля и воздух.
Силы –
Любовь (соединение) и Вражда (разъединение)
Ученик Парменида
Труды Эмпедокла написаны в форме стихотворных поэм.
Слайд 30Атомистическая школа (VI-Vвв.до н.э.)
Левкипп и Демокрит
Единое и Многое существуют
в один момент времени!
Единое – структура этого мира: Все состоит
из атомов, которые движутся в пустоте.
Способ соединения атомов – единый (механическое соединение)
Многое – бесконечное количество атомов
Бесконечную делимость материи невозможна.
Бесконечно не только число атомов во Вселенной, но и бесконечно количество их форм.
Слайд 31Атомы вещества – мельчайшие частицы, из которых состоит материя
Вещество,
пространство и время нельзя делить бесконечно!
Все атомы вещества – разные:
Атомы
пространства - амеры
Атомы времени - хрононы
Душа состоит из атомов особого рода!
Атомы неизменны, неделимы и однородны.
Слайд 32Элейская школа (VI-Vвв. до н.э.)
Парменид и Зенон
Проблема бытия и
движения
В основе всего 2 начала – огонь и земля
Нельзя помыслить множественность!
Движение невозможно!
Способы доказательства истины – диалектика (как метод выявления противоречий в суждениях противника).
Апории Зенона (дихотомия, Ахиллес и черепаха, летящая стрела и стадион)
Парменид
Слайд 33Школы классического периода:
Рафаэль. Афинская школа (1511)
Слайд 34Сократ (469-399 гг. до н.э.)
Субъективный идеализм
Антропологический поворот – «Познай
самого себя!»
«Не Физика, а Этика (изучение человека) должна быть на
первом месте!»
Метод философии – диалектика (искусство спора):
Дисквалификация себя и собеседника:
«Я знаю, что ничего не знаю»
2. Ирония
3. Майевтика
Слайд 35Платон (428/427-348/347гг. до н.э.)
Ученик Сократа
Строение мира.
Учение о человеке.
Учение о познании.
Учение
об идеальном государстве.
Объективный идеализм
Слайд 36Строение мира
Из идей и материи Демиург (Бог-творец) создает мировую душу
и распространяет ее по пространству
Человек принадлежит двум мирам одновременно (душа
+ тело)
Гуперуранция – Мир «по ту сторону неба», в котором ранее находилась душа человека
Познание – процесс припоминания того, что душе было известно
Мир идей
Мир вещей
Слайд 37Учение о человеке
Душа человека состоит из 3 элементов:
Разумная (преобладает у
философов)
Волевая (у воинов)
Чувственная (у ремесленников и крестьян)
Каждому типу
соответствуют свои добродетели
Слайд 38Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.)
Ученик
Платона
С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского
Философия:
Физика –
о природе;
Метафизика – все остальное.
Учение о строении мира
Учение о методах познания
Учение о душе
Учение о государстве
Слайд 39Учение о строении мира.
Мир – иерархия сущностей от материи к
форме:
Чистая форма – Перводвигатель
Форма – активное начало, источник движения
Материя –
пассивное начало
ФОРМА
МАТЕРИЯ
Слайд 40Строение Вселенной
Шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной
Видимое суточное движение
небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси
Земля является тяжёлым телом,
а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной
Слайд 41Выводы:
Человек одновременно принадлежит двум мирам – природному и социальному и
представляет собой феномен, включающий
уровень природного (биологический),
уровень родового (общечеловеческого),
социального (общественного)
уровень духовного и
уровень космического.
Их неразрывное единство и обуславливает сущность человека, отличную от сущности всех других форм жизни на Земле.
Слайд 42Задание для самостоятельной работы:
«Искусство живёт вымыслами, наука реализует вымыслы». (М. Горький)
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!