Слайд 1ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОММУНИКАЦИИ
Лекция 1
Слайд 2ЛИТЕРАТУРА
Соколов А. В. Социальные коммуникации : учебник / А. В.
Соколов. – Санкт-Петербург : Профессия, 2013.
Почепцов Г. Г. Теория коммуникации
/ Г. Г. Почепцов. – Москва : Рефл-бук, 2001.
Слайд 3ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «КОММУНИКАЦИЯ»
1. МАТЕРИАЛЬНОЕ – дороги, связь между разными пунктами,
трубопроводы и др.
2. ИДЕАЛЬНОЕ – общение, передача информации
Слайд 4КОММУНИКАЦИЯ
Выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием
технических средств передачи информации в 20-х гг. XX в.
Развитие теории коммуникации
связано со становлением кибернетики, информатики, семиотики, с усложнением математики и инженерных наук.
Слайд 5ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СХЕМА КОММУНИКАЦИИ
КОММУНИКАНТ
Передаваемый объект
РЕЦИПИЕНТ
Слайд 6ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОММУНИКАЦИИ
В качестве участников коммуникации выступают два субъекта.
Обязательно наличие
передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест,
милостыня, подарок и т. д.) или не иметь ее.
Коммуникации свойственна целесообразность, или функциональность. Т. е. всегда стоит вопрос «Зачем? Для чего? С какой целью?»
Слайд 7ТИПЫ КОММУНИКАЦИИ
Материальная (транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.);
Биологическая (генетическая,
сигнальная);
. Психическая (внутриличностная, автокоммуникация);
. Социальная (общественная).
Слайд 9СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
МАТЕРИАЛЬНАЯ:
Миграционные перемещения
Транспортная коммуникация
Техника связи
Торгово-рыночная коммуникация
СМЫСЛОВАЯ – целенаправленное передвижение идеальных
объектов
Слайд 11СМЫСЛОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
движение воплощенных в знаковой форме знаний, умений, волевых
воздействий, эмоций, фантазий в социальном пространстве и социальном времени.
Слайд 12СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОММУНИКАЦИИ
ИНТЕРАКЦИЯ - взаимодействие партнеров, направленное на организацию совместной деятельности
ПЕРЦЕПЦИЯ
– восприятие и познание друг друга партнерами по общению и
установление взаимопонимания
КОММУНИКАЦИЯ – обмен информацией между общающимися индивидами
Слайд 13ИНТЕРАКЦИЯ
Внешняя сторона
Регламентированный порядок действие
Внутренняя сторона
Удовлетворение потребностей, связанных с
поддержание психического равновесия
Слайд 14ВИДЫ ИНТЕРАКЦИИ (ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ)
кооперация
конкуренция
конфликт
Слайд 15ПЕРЦЕПЦИЯ
Процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.
Перцепция необходима для:
Познания и понимания
людьми друг друга Познания самого себя в процессе общения (рефлексия)
Прогнозирования поведения партнера по общению (атрибуция)
Слайд 16ВЫВОД
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов
между людьми, включающий в себя обмен информацией (коммуникация), выработку единой
стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание другого человека (перцепция)
Слайд 17СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Слайд 18СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Движение смыслов в СОЦИАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ и СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Это движение
возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную
сферу
Слайд 19СМЫСЛЫ В СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Смыслы, движущиеся в социальном времени и пространстве
от коммуниканта к реципиенту, представляют собой:
знания,
умения,
стимулы,
эмоции.
Слайд 20СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними (родственные,
служебные, соседские, случайные знакомства и т. д.)
Распространение смыслов в социальном
пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в определенных социальных отношениях с коммуникантом.
Слайд 21СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками.
Это ощущение зависит
от интенсивности социальных изменений.
Слайд 22СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Социальные смыслы утрачивают ценность с течением социального времени (стареют)
Движение
смыслов в социальном времени это длительность сохранения смыслами своей
ценности.
Слайд 23СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ
Движутся в социальном времени и пространстве от коммуниканта к
реципиенту и представляют собой:
знания,
умения,
стимулы,
эмоции.
Слайд 24СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ
Обладают СВОЙСТВОМ СТАРЕНИЯ, т. е. утрачивают ценность с течением
социального времени
Слайд 25ДВИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ
Движение смыслов в социальном времени это длительность
сохранения смыслами своей ценности.
Слайд 26ВЫВОД
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ – это:
передача информации, идей, эмоций посредством знаков и
символов;
процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;
·
механизм, посредством которого реализуется власть (как попытка определить поведение другого человека).
Слайд 27ВЫВОД
Изучать социальную коммуникацию как движение смыслов в социальном пространстве и
времени это значит изучать, как знания, умения, эмоции, стимулы
доходят до реципиентов и понимаются ими, а также как долго эти смыслы сохраняют свою ценность для общества.
Слайд 28ФУНКЦИИ И ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Слайд 29ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
1. Контактная. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в
общении.
Слайд 30ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
2. Информационная. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией.
Слайд 31ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
3. Побудительная. Мы общаемся, чтобы воздействовать на других
Слайд 32ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
4. Координационная. Мы общаемся, чтобы строить взаимоотношения
Слайд 33ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
5. Познавательная. Мы общаемся, чтобы узнавать что-то новое.
Слайд 34ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
6. Налаживания отношений. Мы общаемся, чтобы усовершенствовать и
поддержать наше представление о себе
Слайд 35ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
7. Регулятивная (зависит от цели поставленной коммуникантом)
Слайд 36ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ЗАКОН ДВУСТОРОННОСТИ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИИ.
ЗАКОН ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.
ЗАКОН СЕМИОТИЧНОСТИ.
«ЗАКОН
МИНИМАЛЬНОГО ОСНОВАНИЯ»
«ЗАКОН ГЕТЕРОГЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМ»
Слайд 39МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ
Кто коммуникант (тот, кто передает и формирует
сообщение)
Кому аудитория, которой адресуется сообщение
Как способ передачи сообщения, канал
Что сообщение
Зачем с
каким эффектом, эффективность
Слайд 40МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ШУМОВАЯ МОДЕЛЬ К. ШЕННОНА - У. УИВЕРА
Дополнила
линейную модель еще одним элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию.
Выделены:
Технические
шумы (помехи в передатчике и канале)
Семантические шумы (искажение передаваемых смыслов)
Слайд 42ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникант тот, кто передает информацию.
Реципиент
тот, кому предназначена информация.
Канал способ передачи информации.
Содержание передаваемой информации
Код
или правила языка, на котором выражено сообщение
Контекст, в котором сообщение приобретает всю полноту своего смысла.
Шум – помехи, затрудняющие коммуникацию
Обратная связь – ответная реакция на сообщение
Слайд 43ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Кто передаёт?
КОММУНИКАТОР
Что передает?
СООБЩЕНИЕ
Как передаёт?
НЕПОСРЕДСТВЕННО
ИЛИ
ОПОСРЕДОВАННО
Кому передаёт?
АДРЕСАТ
С каким
эффектом?
Слайд 44СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ